События Online Монитор: Тексты

Каждый третий займ в розничном кредитовании приходится на МФО

03.05.2017    

По итогам 1-ого квартала 2017 года совокупный объем портфеля микрозаймов достиг порядка 248 млрд рублей (включая МФО, кредитные кооперативы и ломбарды), рост с начала года чуть более 7,8%. По итогам 2016 года объем рынка оценивался в 230  млрд рублей.

На сегодня МФО выдает каждый третий займ в сегменте беззалогового розничного кредитования (или 40% от выданных). Всего по итогам 1-ого квартала 2017 года зафиксировано около 5 млн выданных кредитов с начала года – рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составляет 16%.

В частности, 80% микрозаймов приходится на организации, которые выдают более 1 тыс. займов в месяц.

Не смотря на сложную макроэкономическую ситуацию в стране, на протяжении всего кризисного периода рынок МФО показывает уверенный прирост в отличие от рынка банковского кредитования. По итогам 2016 года последний показал снижение в порядке 8,5% (с учетом физических лиц и сегмента МСБ). После девальвации рубля в конце 2014 года, резкого повышения ключевой ставки ЦБ банковское кредитование в разы подорожало как для физических, так и юридических лиц, а процент выданных ссуд снизился до исторического минимума (80% клиентам отказывали в оформлении кредита).

Начиная с 2015 года часть банковских клиентов начали рассматривать микрофинансовые организации в качестве кредитора. Кроме того, в условиях кризиса многие банки пересмотрели свои бизнес-модели и приняли решение закрыть ряд офисов в регионах – на данный момент сокращение филиалов в целом по рынку составляет около 10%.

Жители небольших городов лишились возможности оформить кредит на небольшую сумму в банке и вынуждены были обратиться за необходимой суммой в МФО. В свою очередь снижение уровня доходов с одновременным ростом цен на товары первой необходимости способствовали спросу на небольшие суммы (до 20 тыс. рублей) и на короткий срок (до 6 месяцев).

Банки в период кризиса не готовы выдавать такие виды кредитов, опасаясь их высокой дефолтности, и заинтересованы в выдаче залоговых кредитов (ипотека, автокредиты). В свою очередь основным направлением микрофинансовых организаций является выдача именно небольших сумм без залога.  Все перечисленные факторы в той или иной мере повлияли на рост рынка микрозаймов. 

Совокупный портфель вырос в каждом из сегментов – структура выданных ссуд на данный момент выглядит таким образом: на займы на развитие предпринимательства будет приходиться около 21% (юридические лица, индивидуальные предприниматели), на займы "до зарплаты" (PDL) - 24%, на целевые потребительские займы – более 55%.

Практически в 7,6 раза выросли выдачи online займов до зарплаты по сравнению с 2014 годом. Если ранее они занимали в сегменте не более 5%, то на сегодня их доля выросла до 38% в PDL. Данная тенденция позволяет прогнозировать, что в 2017 году доля online займов "до зарплаты" будет занимать уже около 65% от всех выданных ссуд в данном сегменте.

В первую очередь тенденция связана с улучшением качества заемщиков МФО, а также с некоторым повышением общей финансовой грамотности населения. Если раньше заемщик брал максимальную сумму, которую ему одобряло МФО, то сейчас он занимает лишь необходимую с расчетом на свой доход и возможности по ее возврату. При этом рост клиентов будет оставаться довольно активным – в 2016 году их количество возрасло на рекордные 55%, с начала года рост составил 9,4%. Стоит отметить, что доля повторных клиентов будет постоянно увеличиваться – каждый второй из погасивших первый или повторный займ обращается за  следующим.

Говоря о портрете заемщика МФО, стоит отметить, что с каждым годом он становится все более схожим с банковским – 50% займов выдается людям в возрасте от 35 до 42 лет. Услугами МФО чаще всего пользуются люди, не состоящие в браке, без детей, с неоконченным высшим образованием (25%). В основном в качестве сферы занятости заемщики указывают розничную торговлю, туристические и финансовые услуги – на них приходится около 40%, более 17% - врачи и учителя, 15% - производственная сфера, 12% - риэлторская деятельность, 9% - транспорт и связь, 7% - другая сфера.  Ежемесячный доход клиента микрофинансовой организации находится выше среднего показателя по стране на 15-20% и составляет около 30-35 тыс. рублей.

В целом региональная структура распределения выданных микрозаймов выглядит следующим образом:

  • Центральный федеральный округ – 41%, 
  • Сибирский федеральный округ – 16%,  
  • Приволжский федеральный округ – 12%, 
  • Северо-Западный федеральный округ – 10%, 
  • Южный федеральный округ – 8%, 
  • Уральский федеральный округ – 6%, 
  • Дальневосточный федеральный округ – 4%, 
  • Северо-Кавказский федеральный округ – 2%, 
  • Крымский федеральный округ – 1%.

В 2015 году рынок претерпел значительные изменения: стал более прозрачным и регулируемым, что отразилось не только на бизнесе в целом, но и непосредственно на качестве заемщиков.  Так, например, благодаря действиям со стороны ЦБ началось очищение рынка МФО от «серых» компаний и повышение его прозрачности - за год количество МФО сократилось на 29% до 2.6 тыс. компаний. В качестве основной причины закрытия указываются такие факторы, как несдача отчетности или указание неверных данных, нарушение режима привлечения денежных средств физических лиц, то есть суммы меньше 1,5 млн. рублей.

Кроме того, с рынка в 2015 и 2016 годах ушли те микрофинансовые организации, которые зарабатывали  не на получении процентов с выданных займов, а за счет пени и штрафов. Таким образом, они изначально были заинтересованы в выходе заемщика на просрочку.

Говоря о просроченной задолженности на рынке МФО, она не показала рекордного увеличения, как в числовом, так и в долевом выражении, не смотря на сложную макроэкономическую ситуацию в стране, – по итогам 1-ого квартала 2017 года ее доля не превышает 22% и составляет около 50 млрд. рублей. Рост за год составил менее 15%. Замедление темпов роста задолженности свидетельствует об активном применении компаниями современных инструментов управления кредитными рисками. Данная тенденция позволяет сделать вывод о том, что конкурентоспособность на рынке необеспеченного кредитования продолжает увеличиваться.

Безусловно, сложная макроэкономическая ситуация в стране оказала прямое влияние на платежеспособность населения. Однако рынок МФО почувствовал это в меньшей степени, чем банковских сегмент: за счет небольших займов и, как следствие, невысоких ежемесячных платежей – сумма в 5-10 тыс. рублей более приемлима для клиента в период кризиса, чем, например, 20-30 тыс. рублей по банковскому кредиту.

В 2015 году ряд крупных банков приняли решение о создании дочерних МФО. Таким образом, еще вчера высокорискованный бизнес по выдаче микрозаймов становится более рентабельным и стабильным, в отличие от банковского сегмента.

В 2017 году рынок МФО может зафиксировать некоторое снижение доли просроченной задолженности именно за счет «в прошлом» банковских заемщиков, которые более финансово грамотные и при оформлении займа понимают все риски и последствия невозврата взятой суммы.

Около 80% заемщиков МФО признают свой долг и стараются погасить его в полном объеме в кротчайшие сроки, 15% долг признают, но оплачивать всю сумму отказываются в связи с непониманием, почему задолженность выросла после пропуска очередного платежа, 5% отказываются погашать долг без объяснения причины.

Главной причиной возникновения долга заемщики МФО, как и банковские клиенты, называют финансовые трудности.

Обзор подготовлен компанией "Домашние деньги"