Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

В Казани почтили память жертв крушения Боинга в 2013 году

Путин предупредил глав регионов, что нельзя снижать уровень и время преподавания русского языка в школах. Вы согласны?
86%Да
14%Нет
Все опросы

Социально-экономическое развитие Татарстана: тенденции, перспективы, возможности

На портале TatCenter.ru прошла online-конференция "Социально-экономическое развитие Татарстана: тенденции, перспективы, возможности". В качестве эксперта на вопросы читателей портала ответил министр экономики Татарстана Мидхат Шагиахметов.


В прошлом году в экономике республики произошли позитивные изменения, позволившие преодолеть кризисное падение в 2009 году. Во многом это было связано с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры для традиционных товаров республиканского экспорта, а также восстановлением спроса на машиностроительную продукцию. Объем промышленной продукции впервые перешагнул отметку в 1 трлн. рублей. Однако дальнейшее развитие республики невозможно без создания новой инновационной экономики, основанной на эффективном использовании всех видов материальных, финансовых и трудовых ресурсов, трансферте технологий и повышении инвестиционной привлекательности. Каким будет вектор движения республиканской экономики в 2011 году и каковы тенденции ее дальнейшего развития? Об этом и многом другом в ходе online-конференции рассказал Мидхат Шагиахметов.

Справка:
 
 
Родился 5 ноября 1969 года в Казани. 

Образование: в 1991 году окончил КФЭИ по специальности "Экономическое и социальное планирование". 

С 1989 по 1990 год работал налоговым ревизором-инспектором в Советском райфинотделе г.Казани. 
С 1990 по 1993 год - госналогинспектор, старший госналогинспектор в ГНИ по Советскому району г.Казани. 
С 1993 по 1994 год - старший госналогинспектор в ГНИ по г.Казани. 
С 1994 по 1996 год - начальник отдела ГНИ по Московскому району г.Казани. 
С 1996 по 1997 год - заместитель Главы администрации Московского района г.Казани. 
С 1997 по 1998 год - заместитель председателя, первый заместитель председателя Госкомитета Республики Татарстан по управлению госимуществом. 
С 1998 года - заместитель руководителя Управления ФНС России по Республике Татарстан. 
2007-2009 - Руководитель Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
2009-2010 - Помощник Премьер-министра Республики Татарстан. 
С 3 апреля 2010 года - Помощник Президента Республики Татарстан.
C 28 июля 2010 года - Министр экономики Республики Татарстан.

Доктор экономических наук. Награжден Почетной грамотой Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, Почетной грамотой УМНС России по Республике Татарстан, знаком отличия "Отличник Министерства Российской Федерации по налогам и сборам", благодарственным письмом премьер-министра Республики Татарстан, Почетной грамотой Республики Татарстан, медалью "В память 1000-летия Казани". Указом президента РТ присвоено почетное звание "Заслуженный экономист Республики Татарстан".


 

Геталов А.:
- Какие отрасли и насколько существенно двигают экономику республики вперед?

- Основной вклад в рост экономики вносят такие сектора экономики, как промышленность, строительство, торговля.  

В 2010 году ускорение промышленного подъема было обусловлено развитием обрабатывающих производств, где наблюдались высокие темпы роста - 115% к уровню 2009 года. Рост в обрабатывающей промышленности определялся высокими показателями в производстве транспортных средств и оборудования (ИПП составил 130,4%), резиновых и пластмассовых изделий (128,8%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (128,8%), машин и оборудования (128,8%), химическом (110,1%), производстве нефтепродуктов (108,4%). Во многом это было связано с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры для традиционных товаров республиканского экспорта (нефть, продукция нефтехимии и нефтепереработки), а также восстановлением спроса на машиностроительную продукцию, в том числе и благодаря мерам государственной поддержки.

Юлия Тарасова:
- Говоря о развитии экономики, обычно апеллируют цифрами. Если сравнить январь-февраль прошлого года и этого года, то какая прослеживается динамика?
 
 
- В январе-феврале 2011 года в обрабатывающих секторах индекс промышленного производства составил 122,3% к уровню января-февраля 2010 г., при том, что в целом по промышленности - 107,7%. Ускоренными темпами развиваются производство транспортных средств и оборудования (ИПП – 155,5%), производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования (142,3%),  машин и оборудования (129,6%), резиновых и пластмассовых изделий (125,6%), химическое производство (114,9%).

В последние годы в структуре экономики увеличивается удельный вес торговли (в 2010 г. – 13,5%) и строительства (10,1%), растет их вклад в ВРП. В 2010 году объем строительных работ увеличился на 4% к уровню предыдущего года, в январе-феврале 2011 года – на 5,8%. Розничный товарооборот соответственно возрос  на 9% и 5,2%. 

Замалетдинов И.:
- Какие факторы являются сдерживающими для дальнейшего социально-экономического развития нашей республики?

- В числе причин, сдерживающих темпы экономического роста, следует отметить  недостаточную эффективность производства, значительный физический и моральный износ основных фондов, технологическое отставание, которое имеется практически во всех отраслях экономики, недостаточный приток инвестиций для создания конкурентоспособных производств, ориентированных на выпуск конечной продукции, спросовые ограничения. На решение этих проблем нацелена новая Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы, которую мы сейчас принимаем.

Требуют решения и задачи рационального размещения и развития производительных сил в республике, переход от автономного социально-экономического развития отдельных населенных пунктов к интеграционным процессам, созданию территориальных кластеров, реализации межмуниципальных проектов, которые  могут обеспечить необходимое динамичное развитие.

Что касается структурных ограничений, влияющих на социально-экономическое развитие республики, то одним из них является значительный удельный вес сельского хозяйства в структуре экономики, в связи с тем, что  Татарстан расположен в  зоне рискованного земледелия. Так,  неблагоприятные погодные условия лета 2010 г., прервавшие тенденцию роста в аграрном секторе, вызвали  снижение темпов  экономики в целом почти на 2%.  Возвращению сельского хозяйства на траекторию роста будет способствовать реализация государственной программы развития сельского хозяйства и реализация поставленных Президентом нашей республики задач по решению проблем в сфере мелиорации. Приоритетным направлением должно стать создание новых мелиоративных объектов, а также реконструкция и модернизация имеющихся систем орошения.

Также сдерживающими факторами для дальнейшего развития сегодня нужно отметить  несоответствие транспортной схемы потребностям экономики, несовременную  транспортную и логистическую  инфраструктуру, ограниченность доступа предприятий к "длинным" кредитам.

Андрей Булашов:
- Идет третий месяц 2011 года. Какие тенденции по основным макроэкономическим показателям, Вы могли бы отметить?

- Я бы отметил положительную динамику по основным макроэкономическим показателям за первые два месяца текущего года. Так, объем валового регионального продукта в январе составил 91 млрд. рублей, превысив в сопоставимых ценах уровень января 2010 года на 4,5% (ВВП РФ – на 4,3%).

Марс:
- Можно привести несколько цифр, свидетельствующих о некой динамике в сфере промышленности, строительства, потребительской активности?

- Наибольший вклад в развитие обрабатывающего сектора промышленности внесли следующие производства: транспортных средств и оборудования (темп роста – 155,5%), электрооборудования, электронного и оптического оборудования (142,3%), машин и оборудования (129,6%), резиновых и пластмассовых изделий (125,6%), прочих неметаллических минеральных продуктов (119,9%), химическое (114,9%). 

В структуре промышленности вырос удельный вес обрабатывающих производств (на 2,9 п.п.) при снижении доли добывающих производств (на 0,8 п.п.) и производства электроэнергии, газа и воды (на 2,1 п.п.).

Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», в январе-феврале 2011 года составил 15 млрд. рублей, превысив уровень предыдущего года на 5,8%. Общая площадь жилья, введённого на территории республики, составила 319,7 тыс.кв.м, что на 15,6% ниже уровня января-февраля предыдущего года.

Грузооборот автотранспорта вырос на 11,1% к уровню января-февраля 2010 г. (в РФ – на 9%).

Темп роста потребительской активности (розничного товарооборота)  за первые два месяца 2011 года составил 105,2% (в РФ – 101,9%) при росте потребительских цен в феврале 2011 года по отношению к декабрю 2010 г. на 3,9% (в РФ – на 3,2%).

Вероника:
- Как выросли денежные доходы населения, и как изменилась заработная плата по сравнению с прошлым годом?

- Денежные доходы на душу населения в январе-феврале 2011 года составили 16794,8 рублей и превысили в номинальном выражении уровень предыдущего года на 9,4%. Реальные денежные доходы составили 100% к соответствующему периоду 2010 года.

Средняя начисленная заработная плата работающих в январе 2011 года составила 16602 рубля и увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 9,4% (в РФ – на 15,6%), реальная - сохранилась на уровне января 2010 года (в РФ – рост на 5,5%).

На 1 марта 2011 года численность безработных составила 40,2 тыс. человек и по сравнению с началом года увеличилась на 2  тыс. человек, при этом в органы службы занятости работодателями заявлено 16,2 тыс. свободных рабочих мест.

По итогам января 2011 года по ряду экономических показателей республика традиционно занимает лидирующие позиции среди субъектов Российской Федерации и регионов Приволжского федерального округа:

1 место в ПФО и 6 в России по объему промышленного производства;

1 место в ПФО и 6 в России по объему работ, выполненных по виду деятельности "Строительство";

1 место в ПФО и 2 в России по объему введенного жилья;

1 место в ПФО  и 8 в России по розничному товарообороту.

Алевтина Михайлова:
-  Мне интересно, какая сейчас средняя зарплата в Татарстане и из каких показателей она складывается? И еще в программе экономического развития республики было указано, что к 2015 году средняя зарплата достигнет 40 тыс. рублей. Как была получена эта цифра? На чем она основана?

- В 2010 году средняя зарплата по республике составила 17,4 тыс. рублей, темпы роста – 114,7% к предыдущему году. В том числе в добыче полезных ископаемых средняя зарплата составила 31 тыс. рублей, на предприятиях энергетики – 24 тыс. рублей, в строительстве и  на предприятиях транспорта – 22 тыс. рублей, в науке – 23 тыс. рублей.

В Татарстане за последние 10 лет  ежегодные темпы роста среднемесячной зарплаты составляли  120-129% при росте экономики на 5-6% в год. Учитывая, что предстоящие  5 лет — это время посткризисного роста, когда начнут претворяться в жизнь  новые проекты, мы прогнозируем дальнейший рост экономики и, соответственно,  повышение оплаты труда. Для того, чтобы достичь значения  целевого показателя в 40 тыс. рублей, заложенного в Программе социально-экономического развития республики на 2011-2015 годы, необходимо, чтобы зарплата увеличивалась в среднем на 18% в год. Представляется, что в нынешних экономических условиях это вполне реальные темпы.

Нигматзянов М.:
- Сегодня рассмотрена Программа социально-экономического развития Татарстана на ближайшие пять лет. Насколько я слышал, к разработке проекта программы привлекались ученые из Москвы и по структуре она отличается от прежней. Кто участвовал в ее разработке?

- В этой работе принимали участие все министерства и ведомства нашей республики. Основными разработчиками данной программы являются Министерство экономики Республики Татарстан и Центр экономических и социальных исследований Республики Татарстан. В качестве научных консультантов по методологическим вопросам при разработке проекта Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2011-2015 годы выступили ведущие российские научные центры: Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации и Высшая школа экономики, а также Казанский (Приволжский) федеральный университет и Казанский государственный финансово-экономический институт. Свой вклад в модернизацию и совершенствование программы внесли председатели профильных комитетов и депутаты Государственного Совета Республики Татарстан. Пользуясь случаем,  я хотел бы поблагодарить всех за участие в разработке этого нового стратегического документа.

Виталий:
- В чем отличие новой Программы социально-экономического развития Татарстана от предыдущей?

- В качестве новшеств этого программного документа  мы отмечаем три момента. Первое – это применение институционального подхода, позволяющего помимо анализа экономических процессов и категорий комплексно анализировать и учитывать угрозы и риски, носящие институциональный, то есть системный характер.

Если при отраслевом подходе разработка задач основывается на анализе текущих проблем, зачастую носящих локальный для отрасли характер, то в новой программе применение институционального подхода позволило нам ориентировать мероприятия исключительно на достижение стоящих перед республикой системных задач.

Второе – это возможность внесения в процессе реализации программы изменений. Механизм корректировки подобных документов весьма сложный. Нами был внимательно изучен российский и зарубежный опыт, свидетельствующий о том, что с проблемами внесения корректировок в программные документы сталкиваются очень многие. И нам удалось спроектировать программу, не изменяя ее классическую структуру, но при этом обеспечив возможность внесения в нее изменений.

И третье новшество программы – это новая технология программирования, позволяющая синхронизировать программную деятельность органов государственного и муниципального управления. Программные мероприятия, индикаторы оценки их выполнения, выделяемые под них объемы финансирования взаимоувязаны, что дает возможность провести объективную оценку эффективности реализации программной деятельности министерств и ведомств и осуществить адекватную их корректировку.

Мира:
- В последнее время много говорят об инновационном развитии республики. Насколько применимо это выражение - "инновации" к экономике Татарстана? Что инновационного в ней происходит? И как от этого меняется жизненный уровень татарстанцев?

- Порядка 20% экономических благ, производимых  ныне в экономике региона, относятся к категории наукоемких товаров и услуг, что почти в два раза выше аналогичного среднероссийского показателя.  Вместе с тем, необходимо все-таки определиться со смыслом, который мы вкладываем в понятие "инновации". Нельзя к инновациям подходить с точки зрения ежедневного потребительского продукта: инновации и текущее потребление для населения – совершенно разные вещи. Классическая инновация состоит из научной разработки, внедрения, промышленного производства. То есть это целый промышленный цикл, приводящий к росту конкурентных преимуществ, производительности труда, добавленной стоимости, и в конечном счете, приносящий  прибыль. Поэтому внедрение инновации через рост добавленной стоимости  дает увеличение заработной платы, а рост суммы уплаченных предприятиями налогов ведет к лучшему выполнению социальных обязательств государства, улучшению инфраструктуры территорий, что положительно сказывается на качестве жизни людей.

Говоря об инновационном векторе развития экономики Татарстана, в качестве ориентиров следует отметить следующие. Это повышение энергоэффективности, расширение номенклатуры производимой высокотехнологичной продукции нефтехимического комплекса республики, создание и развитие наноиндустрии, а также формирование полноценного, отвечающего требованиям времени рынка интеллектуальной собственности. Для постоянного наращивания инновационной активности у нас  созданы вполне благоприятные условия. Это, прежде всего,   передовое законодательство. В республике  создана современная инновационная инфраструктура, мы обладаем научной подготовкой производственных процессов и осуществляем  активную государственную поддержку инновационной деятельности.

Замалетдинов:
- Какие плановые показатели заложены в республике по потреблению нанопродукции?

- В качестве плановых показателей отмечу следующие. Объем потребления нанопродукции в республике в текущем году должен увеличиться на 5 млрд. рублей, а производство – на 7 млрд. рублей. К 2015 году запланировано увеличение объемов потребления и производства нанотехнологической продукции в Республике Татарстан на 15 млрд. и 18 млрд. рублей соответственно. Эти цифры заложены в совместном с Госкорпорацией "Роснано" Плане совместных действий по стимулированию спроса на инновационную, в том числе нанотехнологическую, продукцию. Мы также планируем, что к 2015 году номенклатура потребляемой в Республике Татарстан нанотехнологической продукции увеличится на 15-30 видов, а собственно производимой - на 10-15 видов.

Анна Троицкая, г.Казань:
- Татарстан в последнее время посещает большое количество делегаций разного уровня. Каково желание гостей инвестировать в экономику Татарстана? С кем заключены соглашения? В какие отрасли будут направлены инвестиции?

- Развитие любой  экономики невозможно без активного участия  мирового сообщества. Поэтому мы постоянно взаимодействуем, налаживаем контакты как с зарубежными, так и российскими коллегами. В последнее время стал более заметным рост внешнеэкономической активности нашей республики. Сейчас внешнеторговый оборот Татарстана занимает порядка 60% валового регионального продукта. В 2010 году на 30% увеличилось поступление прямых иностранных инвестиций, и в итоге их объем составил 146,5 млн. долларов США. Объем инвестиций в основной капитал, поступивших в экономику республики в прошлом году, составил более 300 млрд. рублей.

Мы неоднократно информировали общественность о реализованных и реализующихся инвестиционных проектах. В  настоящее время в экономике республики на разных стадиях реализации находятся более 400 проектов. Стоимость их оценивается в сумме порядка 37 млрд. долларов США. На сайте нашего министерства и на Инвестиционном портале Республики Татарстан имеется каталог инвестиционных проектов, с которыми Вы можете ознакомиться более подробно.

Наибольшая доля в структуре инвестиций приходится на отрасли энергетики и нефтегазохимии. В  2010 году она составила более 50%, из которых 60% приходится на комплекс "ТАНЕКО".

Р.К.:
- Насколько успешно действует в республике созданная инфраструктура поддержки инвестиционной активности?

- Режим максимального благоприятствования для потенциальных отечественных и зарубежных инвесторов обеспечивается полной нормативно-правовой базой. У нас реализуется широкий пакет мер и стимулов республиканской инвестиционной политики, который включает прямые и косвенные методы поощрения капиталовложений. Создана мощная инфраструктура для поддержки инвестиционной деятельности. В ее состав входят особая экономическая зона "Алабуга", 4 индустриальных парка, Технополис "Химград", 9 технопарков, а также 6 инвестиционных и венчурных фондов. ОЭЗ "Алабуга" стала площадкой для инвесторов, реализующих перспективные проекты в автомобилестроении, химическом и нефтехимическом комплексе, а также промышленности строительных материалов.

К настоящему времени в качестве резидентов зоны зарегистрировано 14 предприятий. Они мобилизовали более 460 млн. долларов инвестиций. Среди них ряд совместных компаний, выпускающих продукцию под широко известными брендами "Роквул", "Исузу", "Тракья Гласс", "Эр Ликид".

Уже в среднесрочной перспективе численность резидентов ОЭЗ "Алабуга" возрастет до 30. Будет привлечено более 5 млрд. долларов инвестиций.

Ещё один пример успешного функционирования инфраструктуры поддержки инвестиционной активности – Камский индустриальный парк "Мастер". Главная задача индустриального парка заключается в развитии производства автокомпонентов.  В КИП "Мастер" успешно функционируют около 140 компаний.  В конце прошлого года на территории КИП "Мастер" состоялось открытие нового совместного предприятия с немецкой корпорацией Leoni. Практически одновременно турецкий концерн "ERK-AVTO" локализовал производство по выпуску пластиковых деталей грузовых автомобилей.

Oleg Semenov:
- Какие дополнительные методы поддержки инвестиционной деятельности существуют в республике?

- Если говорить о  косвенных методах поддержки инвестиционной деятельности, то предприятиям-инициаторам приоритетных инвестиционных замыслов за счет средств бюджета республики предоставляются фискальные преференции по налогам на прибыль и имущество. Общий объем этих послаблений в 2010 году составил более 1 млрд. рублей.

Также одной из мер формирования благоприятного инвестиционного климата является активное пиар-продвижение республики в российском и международном информационном пространстве. С начала года запущен единый инвестиционный портал Республики Татарстан, где в удобной форме на русском и английском языках имеется исчерпывающая информация для потенциального инвестора, в том числе в разрезе муниципальных образований: особенности регионального законодательства, сведения о тарифах, индустриальных площадках, инвестиционном потенциале муниципальных образований, объектах инфраструктуры и другая информация.

Резюмируя ответ, отмечу, что в республике проведена огромная работа по созданию благоприятных условий для инвестирования.  Но это не говорит о том, что нас это вполне устраивает. Есть проблемные моменты, над решением которых мы активно работаем. Например, у нас пока нет единого органа по взаимодействию с инвесторами, который сопровождал бы инвестиционные проекты в режиме "одного окна". Сейчас мы работаем над устранением этого пробела.

Булатов А.:
- В последнее время много говорят об инвестиционной привлекательности республики. Насколько выигрышно смотрится Татарстан на фоне других регионов России?

- Действительно, Татарстан является одним из самых инвестиционно привлекательных регионов России. Это подтверждают и международные аудиторские компании. Например, согласно докладу "Измерение условий ведения бизнеса в российских регионах", подготовленному Российской экономической школой совместно с крупнейшей международной аудиторской компанией Ernst & Young и опубликованному в марте этого года, Татарстан признан самым благоприятным регионом для ведения бизнеса в России. Еще по результатам исследования Всемирного банка "Ведение бизнеса в России-2009", проведенного среди 10 наиболее крупных городов России, выяснилось, что проще всего вести предпринимательскую деятельность в Казани.

Татарстан входит в пятерку лидеров среди регионов России по основным индикаторам социально-экономического развития – размерам промышленного производства, иностранных инвестиций, вводу жилья и объемам работ в строительном комплексе. Республика расположена на удобной экономико-географической территории страны, у нас имеется обширная, детально изученная минерально-сырьевая база полезных ископаемых, мощный промышленно-производственный потенциал, развитый научно-образовательный комплекс, нормативно-правовая база, обеспечивающая режим максимального благоприятствования для потенциальных инвесторов, широкий спектр мер государственного регулирования и многое другое.

Алексей Степанков:
- Объем прямых иностранных инвестиций на душу населения по Программе социально-экономического развития Татарстана на 2011-2015 годов должен составить свыше 1,5 тыс. долларов США в год вместо 150 долларов США в докризисные годы. Может ли что-то изменить ситуацию и каковы Ваши прогнозы при худшем варианте?

- Прогноз по достижению прямых иностранных инвестиций в 2015 году в объеме 1500 долларов США на душу населения, безусловно, очень амбициозный. И естественно, те внешние риски, которым подвержена экономика Российской Федерации в целом, непосредственно влияют на процессы привлечения иностранных инвестиций в ее регионы.

Между тем, регионы постоянно улучшают свой инвестиционный климат, с тем чтобы быть более привлекательными для иностранных инвесторов.

Богатый потенциал, который есть у Татарстана, позволяет нам уверенно делать оптимистичные прогнозы на среднесрочную перспективу. Но это не говорит, что мы надеемся только на достигнутые успехи. Наоборот, мы будем прилагать еще больше усилий для того, чтобы сохранить и нарастить конкурентоспособность нашей республики.

Марат С.:
- Что можно сказать о территориях Татарстана – муниципальных образованиях и их социально-экономическом развитии?

- В настоящий момент территории республики переходят на пятилетний этап программирования своего социально-экономического развития. Это процесс, аналогичный тому, как разрабатывалась  для Татарстана новая Программа социально-экономического развития на 2011-2015 годы.  Основную цель, которую преследует  территориальная экономическая политика нашей республики – это снижение территориальной дифференциации и создание для жителей Татарстана  равных возможностей: качество жизни независимо от территории проживания должно быть приближено к социальным стандартам благосостояния развитых стран, и каждый житель республики должен иметь равные условия для удовлетворения своих потребностей, для полной  реализации социальных и экономических прав.

В данное время развитие территорий Татарстана неоднородно. Промышленные районы, входящие в состав Казанской, Набережно-Челнинской агломераций и Юго-Восточной экономической зоны,  вносят традиционно наибольший вклад в объем ВРП. Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Елабуга и Альметьевск являются точками промышленного  роста республики. Среди сельскохозяйственных территорий хорошую динамику развития демонстрируют Тукаевский, Лаишевский, Алексеевский районы. К сожалению, есть пока и слабо развитые в экономическом плане районы. Кроме того, в нашей республике, как и в целом в Российской Федерации, во время кризиса остро обозначился вопрос развития монопрофильных населенных пунктов. Как Вы знаете, Набережные Челны, Камские Поляны, Чистополь, Елабуга, Зеленодольск и Менделеевск вошли в список моногородов, претендующих на поддержку по федеральной программе

Ринат:
- Насколько эффективна поддержка моногородов на федеральном уровне?

- Реализация комплексных инвестиционных планов этих моногородов позволит поднять экономику не только перечисленных населенных пунктов, но также даст стимул к развитию соседних с ними территорий. Первые три из вышеперечисленных моногородов Татарстана (Набережные Челны, Камские Поляны, Чистополь) в 2010 году получили финансовую поддержку из средств федерального бюджета в совокупном объеме 2,54 млрд. рублей, в том числе 1,7 млрд. рублей дотаций и 854 млн. рублей - бюджетный кредит. Сейчас там реализуются комплексные инвестиционные планы, которые позволят диверсифицировать их экономику и создать новые рабочие места. В настоящее время ведется работа по привлечению федеральных средств остальным трем населенным пунктам.

Лариса Соколова:
- В качестве кого выступает Министерство экономики в вопросах территориального развития?

- В вопросах территориального развития Министерство экономики позиционирует себя как методологический центр, разрабатывающий нормативную базу методического и рекомендательного характера. По поручению Премьер-министра нами организована работа по подготовке ежемесячного рейтинга социально-экономического положения районов.  Мониторинг динамики развития муниципальных районов - это некий инструмент, позволяющий оперативно реагировать на изменение ситуации в каждом районе и принимать объективные управленческие решения.  Кроме того,  мы сегодня  имеем  полную совокупную оценку инфраструктурной обеспеченности районов.   Учет приоритетов пространственного развития и координация инфраструктурных инвестиций государства, стимулирование экономического развития территорий путем создания новых точек роста   позволят   обеспечить баланс между наращиванием экономического потенциала и сохранением комфортной среды обитания для населения и сократить различия в уровне социально-экономического развития муниципальных районов и городских округов.

Житель Казани:
- В Татарстане работает одна из пяти электронных торговых площадок. И на недавно прошедшую в Москве выставку "Госказ-2011" Татарстан возил все свои электронные ресурсы, связанные с госзаказом. Насколько открытыми и доступными для всех участников рынка являются электронные торги, каковы показатели эффективности работы по этому направлению?

- Начиная с 2004 года Татарстан одним из первых начал проводить процедуру открытого аукциона в электронной форме при размещении заказов для государственных и муниципальных нужд. За эти годы был накоплен большой опыт, и именно поэтому наша площадка была отобрана Правительством Российской Федерации в числе  пяти других  электронных торговых площадок, объединенных в общероссийскую систему.

В настоящий момент площадка "Общероссийская система электронной торговли etp.zakazrf.ru", оператором которой является татарстанское агентство  по госзаказу, аккредитовала 18 удостоверяющих центров. Это обеспечивает возможность получения электронной цифровой подписи, необходимой для участия в торгах, в более чем 500 точках по всей территории Российской Федерации.  Для того чтобы пользователи площадки вне зависимости от времени суток и часового пояса могли получить квалифицированную помощь, оператором развернуто 11 call-центров в различных регионах страны. Уникальная технология регистрации на площадке "Общероссийская система электронной торговли etp.zakazrf.ru" позволяет производить аккредитацию участника в течение часа.  За это время сформированный единый Контакт-центр позволяет пользователям получить ответ на любой вопрос по проведению открытых аукционов в электронной форме, в том числе и юридическую помощь.

Все это характеризует площадку как надежного партнера и помощника  при участии и проведении электронных аукционов для государственных нужд, способного сделать процессы закупок прозрачными, открытыми и доступными для всех участников рынка.

Что касается эффективности работы, то экономия бюджетных средств от применения процедур 94-го Федерального закона "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" в 2010 году составила около 1,2 млрд. рублей. Это разница  между выставленной на торги ценой и конечной суммой сделки. Экономическая эффективность государственных закупок, то есть отношение суммы экономии к начальной сумме всех закупок, увеличилась до 2,7% по сравнению с 2009 годом.

Олег К.:
- Планируется, что в экономике Татарстане к 2015 году доля малого и среднего бизнеса увеличится до 34%. Позвольте сравнение, в США в сфере малого бизнеса работают 90% от числа всех зарегистрированных предприятий. Что необходимо предпринять, чтобы довести наш показатель хотя бы 45% (половина от показателей США)

- Действительно в новом программном документе запланировано увеличение в экономике Татарстана доли малого и среднего бизнеса, а вопросу формирования среднего класса посвящен специальный раздел. В первую очередь запланированные мероприятия направлены на снятие проблем институционального характера, которые существуют на современном этапе. Сегодня мы отмечаем  высокую дифференциацию доходов, несоответствие потребностей секторов экономики и социальной сферы профильному выпуску специалистов образовательных учреждений, недостаточно высокий уровень экономической и общей культуры. Для создания институциональной среды, которая необходима для развития малого и среднего бизнеса,  для увеличения доли среднего класса, для получения доступного качественного образования, будет направлен  комплекс мероприятий.  В их числе нужно  выделить  мероприятия по развитию  малого и среднего предпринимательства в высокотехнологичных секторах экономики, введение  системы образовательных кредитов для учащихся ссузов и вузов, разработку программы подготовки образовательными учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования высококвалифицированных специалистов рабочей профессии. С учетом стратегии развития секторов экономики республики, а также существующей в кадрах потребности предприятий будет формироваться государственный заказ  образовательным учреждениям на подготовку профильных специалистов.

TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции

Представительства компаний
Архив информации
выберите дату