Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

"Рубин" готовится к матчу с "Зенитом"

Игра пройдет на "Казань Арене" 2 апреля

1 апреля в Татарстане стартует санитарно-экологический двухмесячник. Что Вы планируете прибрать за это время?
0%Улицу/двор на субботнике
43%Дом/дачу/рабочее место
36%Мысли в голове
14%Все вышеперечисленное
7%Ничего - люблю беспорядок
Все опросы

История под снос. Что ждет памятники истории Казани?

На портале TatCenter.ru прошла online-конференция "История под снос. Что ждет памятники истории Казани?".  

Тема  уничтожения в Казани объектов культурного наследия вновь всколыхнула общество. В дни новогодних каникул город потерял еще два памятника исторического значения. К сожалению, сегодня в столице Татарстана достаточно много запущенных памятников истории, составляющих некогда неповторимую архитектуру Казани. Они спрятаны за строительными заграждениями, рекламными щитами, затянуты нарисованными фасадами - убраны с глаз долой.

Какая судьба ожидает объекты культурного наследия? Вступится ли власть за памятники истории? Что делается в республике для сохранения исторических зданий? И почему история города так легко отправляется под ковш экскаватора? Об этом и многом другом в ходе online-конференции рассказали эксперты в сфере архитектуры и охраны памятников, защитники объектов культурного наследия Казани.

 Эксперты online-конференции:

Юрий Балашов, главный редактор журнала "Казань"

валеевРафаэль Валеев, проректор по научной работе Казанского государственного университета культуры и искусств, руководитель Поволжского отделения Кафедры ЮНЕСКО по сохранению архитектурных и градостроительных памятников, член экспертного совета Республиканского Фонда возрождения памятников истории и культуры
Фарида Забирова, член-корреспондент Российской академии архитектурного наследия, заслуженный архитектор РТ , преподаватель КГАСУ, заместитель председателя ВООПИиК РТ
Игорь Нестеренко, начальник Главного управления государственного контроля охраны и использования памятников истории и культуры при Министерстве культуры РТ
прокофьева Татьяна Прокофьева, главный архитектор г.Казани
Гульзада Руденко, директор Елабужского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника
Рамиль Хайрутдинов, директор ГУ "Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль"
Рафаэль Хакимов, председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, директор Института истории АН РТэксперт портала TatCenter.ru по вопросам политики:


ВОПРОСЫ ЧИТАТЕЛЕЙ:

Муксинова Гульнара, г.Казань:
Здравствуйте Рамиль Рамилович, есть планы по воссозданию или музеефикации в кремле каких-либо объектов, к примеру колокольня благовещенского собора когда-то была просто уникальна в своем регионе.

Рамиль ХайрутдиновРамиль Хайрутдинов:

- Уважаемая Гульнара Муксинова! Отвечая на Ваш вопрос, сообщаю, что при создании "Основных направлений научной концепции сохранения, реставрации и использования ансамбля Казанского Кремля" (утвержденных Постановлением КМ №380 от 04.08.94) и пришедшего ему на смену ныне действующего документа "Концепции музеефикации и развития Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника "Казанский Кремль" (утвержденного Постановлением  Кабинета Министров РТ №504 от 09.10.2006), рассматривались предложения по воссозданию колокольни Благовещенского собора, взорванной в период культурной революции в 30-е годы 20-го века. Коллегиальные рассмотрения данного вопроса специалистами историками и архитекторами неизменно заканчивались одним решением - воссоздание этого объекта не представляется возможным.

Во-первых, это связано с тем, что изменилась планировочная структура этого места. Раньше она являлась частью замкнутой территории архиерейского двора, отгороженной каменным забором. В нынешней ситуации подлинное место расположения колокольни  находится на проезде и полностью перекрывает его. Во-вторых, колокольня Благовещенского собора была крупнее и на несколько метров выше башни Сююмбеки – символа нашего города. Даже при проектировании и строительстве мечети Кул Шариф с самого начала в условиях конкурса закладывалось, что высота минаретов должна быть ниже башни Сююмбеки в абсолютных отметках на 1,5 метра, что и было в результате выполнено.

Необходимо отметить, что этот объект не остался без внимания Музея-заповедника "Казанский Кремль". Место его размещения выложено гранитными плитами и является обязательным объектом показа обзорных и тематических экскурсий по Казанскому Кремлю.

Ирина:
Какие исторические памятники в Казани и Татарстане планируется отреставрировать в 2011 году? 

Фарида ЗабироваФарида Забирова:

- Не владею информацией в полном объёме. Знаю только, в Казани в 2011 году завершаются реставрационные работы на здании Апанаевской мечети, которые длились двадцать лет от начала проектирования  эскизного проекта в 1989 году, что на здании Александровского Пассажа возобновляются работы (это уже четвёртая волна реставрации за 20 лет), реставрируется Архиерейский дом в Казанском Кремле, начинаются проектные работы по Дому Фукса. Программа "Мирас-наследие" закончила своё действие в 2009 году, финансирование её было неудовлетворительным (из-за кризиса, как нам объяснили в Министерстве культуры), новую ещё разрабатывают, мы дали свои предложения, нас в Министерстве культуры заверили, что учли наши предложения. В частности, надеемся на государственное финансирование реализации проекта реставрации Дома Михляева-Дряблова, объектов Старо-Татарской слободы. 

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

В настоящее время в соответствии с Посланием президента РТ Р.Н.Минниханова Государственному Совету Республики Татарстан министерством культуры Республики Татарстан совместно с Академией наук РТ завершается разработка Целевой комплексной программой сохранения культурного наследия "Мирас – Наследие" на 2011 2015 годы. Основной целью Программы является обеспечение реализации государственной политики в области сохранения культурного наследия, создание условий для обеспечения доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам граждан и организаций. Программа в наибольшей степени ориентирована на дальнейшее сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на важнейших туристических маршрутах Республики Татарстан, на сохранение культурных ценностей, являющихся культурно-историческим наследием народов Российской Федерации.

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

- В 2011 году продолжится реализация республиканской целевой программы "Мирас-Наследие" (2011-2015 гг.) и будет отреставрировано большое количество памятников. В частности, в Елабуге мы продолжим укреплять склон близ сохранившейся башни Елабужского городища – объекта федерального значения. Для этого мы получили грант в рамках 1-го конкурса социальных и культурных проектов от компании "РИТЭК". Сейчас завершается работа по подготовке проектно-сметной документации для реставрации объекта культурного наследия республиканского значения "Дом купца Емельянова" (Елабуга, Спасская, 11), ведутся ремонтно-реставрационные работы на объекте "Дом жилой с торговой лавкой" (Елабуга, Казанская,  30), планируется начало работ на объекте культурного наследия Александринский приют" (Елабуга, Казанская, 4).

Рамиль ХайрутдиновРамиль Хайрутдинов:

- Если говорить о Казанском Кремле, в 2011 году будет продолжаться реставрация комплекса бывшего Спасо-Преображенского монастыря и здание бывшего Архиерейского дома.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- Дом Михляева имеет проект реставрации, надеемся, начнется его восстановление.

Елена, г.Казань:
Знаю, что в Елабуге запрещено строительство новых зданий в исторической части города. Вопрос к Гульзаде Руденко, как удалось к этому придти? Не возникает ли пересечения интересов бизнеса и охраняющих памятники организаций?

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

- В Елабуге была проделана и продолжается большая работа по сохранению объектов культурного наследия. Одним из важных условий успешности этой работы является взаимодействие органа охраны памятников – это Елабужский государственный музей-заповедник и руководства  Елабужского муниципального района, муниципалитета, т.е. работа в "одной упряжке". Музей-заповедник проводит  работу с собственниками зданий-объектов культурного наследия, оформление Охранных обязательств, проведение мониторинга, учёта, контроля, осуществление технического контроля за ходом реставрационных работ, ежедневные инспекционные обходы территории; содействие по привлечению финансовых средств на реставрацию объектов культурного наследия; привлечение в "партнеры" городской прокуратуры. В Елабуге музей-заповедник сам взял на себя инициативу по охране культурного наследия и успешно осуществляет эту работу благодаря принятому депутатами города "Уставу Старого города", инициированного и подготовленного музеем-заповедником.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- Так было не всегда. С созданием в 1990 г. Елабужского музея-заповедника был определенный конфликт между госорганом охраны памятников и местной администрацией, были и нарушения, были и повреждения и утраты объектов культурного наследия. Потребовались годы, чтобы все изменилось, в том числе и сознание горожан, и их отношение к наследию, оставленному предками.

Сафаргалеев Ю.В.:
Мой вопрос наверное останется без ответа. Что должно измениться, чтобы спасти то, что у Казани осталось? Переменить сознание чиновников? Общественность должна стать грудью перед экскаваторами? Что?

Татьяна ПрокофьеваТатьяна Прокофьева:

- Спасибо за вопрос! С нашей точки зрения, чтобы сохранить Казань как исторический город, необходимо не только объединить усилия всех сторон, но в первую очередь поступательно двигаться в решении данной задачи. В рамках данных городу полномочий, как органу местного самоуправления, одной из важнейших задач мы считаем создание правовых механизмов регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города по условиям охраны объектов культурного наследия, а также создание условий для привлечения частных инвестиций в реставрацию и реконструкцию исторических зданий. Действующее законодательство, предполагает следующую последовательность. Первое разработка и утверждение "Проекта зон охраны объектов культурного наследия г. Казани", далее внесение изменений и дополнений в Правила землепользования и застройки г.Казани решением Казанской городской Думы, и отображение данных требований в градостроительном плане земельного участка, получение разрешения на строительство и сдачу объекта в эксплуатацию. В настоящее время на территории г.Казани действует "Проект зон охраны памятников истории и культуры г.Казани". Попытка корректировки данного документа, к сожалению, не была завершена, что привело к значительному отставанию в принятии  решений по внесению дополнений в действующие Правила землепользования и застройки г.Казани. Значительную часть работ в данном направлении мы планируем осуществить уже в этом году. Я постаралась сконцентрировать Ваше внимание на наших основных задачах, и в заключение хочу также отметить, что вся проводимая нами работа делается в первую очередь для горожан и мнение их для нас имеет огромное значение. Еще раз благодарю Вас за вопрос, за активную позицию и неравнодушие к историческому наследию нашего города.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- Хочу привести цифры. В 1969 г. на государственной охране в г.Казани состояло 62 памятника истории культуры, в 1988 г. – 244,  в 2011г. – 522. Это работа, в том числе и чиновников.

Рафаэль ВалеевРафаэль Валеев:

- Нам необходимо преодолевать утилитарный технократический подход к традиционным культурным ценностям как со стороны "верхов", так и сопротивление всяким инновационным нововведениям в установленную жизнь со стороны "низов". А для этого кроме всего прочего необходимо желание сделать и политическая воля. Для Казани это особенно актуально, с учетом того, что с процессом Возрождения Булгара и Свияжска, когда Татарстан показывает еще один достойный пример для Российской Федерации, культурное наследие г. Казани и сохранение облика города начинает отходить на второй план. Мне думается, что руководство города и республики имеет политическую волю для решения этой сложной задачи. А вообще за 300 летнюю историю охраны культурного наследия в России самые большие успехи в этой сфере были достигнуты, тогда когда государственные и общественные органы работали рука об руку, как говорят "всем миром".

Фарида ЗабироваФарида Забирова:

- Наша общественная организация ТРО ВООПИиК, объединяющая в своих рядах более 200 заинтересованных и граждански активных жителей нашего города считает своей задачей содействовать охране памятников истории и культуры всеми не противоречащими законодательству способами, внося свой личный посильный вклад, но и  осуществляя общественный контроль за соблюдением законодательства в области охраны памятников истории и культуры. Мы подписали соглашение о сотрудничестве с Общественной Палатой РТ  в деле общественного контроля за соблюдением законодательства в области охраны памятников истории и культуры, готовим такое же соглашение с Министерством культуры РТ и др. организациями. Мы договорились о создании межведомственного координационного совета по сохранению историко-культурного наследия, куда войдут представители государственных органов, муниципальных и общественных организаций. Этот координационный совет будет ежегодно готовить отчёт о состоянии дела сохранения памятников истории и культуры в Республике. Для того, чтобы изменить общественное сознание в сторону понимания, что историко-культурное наследие - это материальный невосполнимый ресурс наряду с нефтью, необходимо совместными усилиями вести разъяснительную работу, для чего, в частности, организуется и эта он-лайн конференция.

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

- Я уже об этом говорила, что самым важным сейчас является желание сохранить объекты культурного наследия и исторический архитектурный облик города именно мэром г.Казани г-ном И.Р.Метшиным и его управленческим аппаратом. Общественность так же должна оказывать влияние на государственные структуры и содействовать сохранению объектов культурного наследия, не оставаться равнодушными, направлять обращения.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- Сознание чиновников изменить трудно, поскольку оно ориентируется не на культуру, а на рынок, что имеет прямо противоположный вектор. Остается общественность.

Шарифуллин Рафаэль, г. Казань:
Поясните мне, простому жителю, почему во многих городах сохраняют памятники, делают из них музеи и зарабатывают на этом деньги, а в Казани здания доводят до такого состояния, что потом выносят постановление: "под снос"? И никто не виноват. Светлана, г.Казаньчему прокуратура не борется со сносом исторических памятников? Почему нет четкой политики и концепции восстановления исторических архитектурных памятников?

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Это проблема не только Казани, но и всей России. Бюджетных средств любых уровней не хватит, это ясно. Только передачей в собственность тоже не решить эту проблему, так как нет мотивации. Три десятка лет назад исторические здания в Европе были выведены на рынок, и начался этап коммерциализации наследия. В Европе удалось включить историческое наследие в современную жизнь. В старых зданиях начали размещать гостиницы, рестораны, жилье, офисы; владельцы стали получать налоговые льготы. Я считаю, что одной из ключевых позиций является предоставление налоговых льгот и преференций законодательно на всех уровнях.

По мнению многих экспертов, главный механизм коммерциализации исторических зданий связан с туризмом. В этом отношении характерен пример небольших немецких городков, где исторические центры приведены в порядок и приспособлены для туристов. Не имея ценностей мирового уровня, такие городки до 15–20% своего бюджета сегодня генерируют за счет туризма. Характерным является постоянное увеличение зон охраны. При этом сегодня стараются не нарушать и фоновую среду. Практически во всех европейских странах здания, которые могут претендовать на статус памятников, постоянно молодеют: под охрану сейчас берется то, что построено в 1970-х годах.

И наконец, в последние 10–15 лет активно начали развиваться проекты конверсии деградирующих территорий. Заводы, порты, старые военные базы перестраиваются в многофункциональные районы с жильем, офисами, гостиницами и общественными пространствами.

В нашей стране есть отдельные исторические поселения, где пришли к пониманию, что объекты культурного наследия – это капитал, который надо не разбазаривать, а приумножать. У нас в Татарстане таким примером сбалансированного сохранения историко-культурного наследия и развития города является город Елабуга, в котором с 1990 года есть музей-заповедник, которому помогали городские и районные власти, то есть организационная форма плюс политическая воля. У нас эти компоненты совпали только на территории Казанского Кремля.

Татьяна ПрокофьеваТатьяна Прокофьева:

- Хочу пояснить, что действующим законодательством как в области охраны объектов культурного наследия, так и в градостроительном регулировании (Градостроительный кодекс РФ), снос памятников запрещен, а снос иных зданий (не памятников) не предусмотрен. Что касается ситуации в Казани, в части сохранения исторического наследия, хочу отметить что эта проблема возникла не сегодня и не вчера, а накапливалась годами. Соответственно  принятие и реализация решений в части сохранения наследия потребует определенного времени, и я искренне надеюсь, что отсчет в решении этой задачи пойдет не на десятилетия, а на ближайшее время.

Рамиль ХайрутдиновРамиль Хайрутдинов:

- Все объясняется очень просто: пока стоимость участка в центре города без строений будет в разы дороже участка со старыми постройками, для застройщиков будет выгодно эти постройки сносить.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- В обществе нарушена иерархия ценностей. Культура должна иметь приоритет, но рынок оказывается сильнее, а власти, к сожалению, интегрированы с бизнесом и они отдают предпочтение рыночным категориям. Там, где власть, ученые и бизнес работали вместе, как в Елабуге, результат оказался выгодным для всех. А там, где считают затраты на рытье котлована и не думают о культурной ценности зданий, которые в будущем могут принести прибыль, те выступают как силы противостоящие общественным интересам.

Игорь НестеренкоИгорь Нестренко:

- А Вы были в других городах? В Казани из 522 объектов культурного наследия более 60, т.е. 12%, используются учреждениями культуры и искусства. Посетите их.

Историческая застройка города, датируемая в основном второй половиной XIX века, на момент подготовки Программы ликвидации ветхого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья, на 60% была признана ветхой по техническому состоянию. Непригодными для проживания было признано 6 тысяч строений, из них 4 тысячи исторических зданий, включая 95 памятников истории и культуры и 273 объекта ценной исторической среды.

С одной стороны, реализация программы ликвидации ветхого жилого фонда и реконструкции кварталов ветхого жилья г.Казани способствовала развитию градостроительства, совершенствованию жилищно-коммунальных и потребительских услуг, появлению нового рынка жилья. С другой стороны, реализация программы показала недостатки, связанные с сохранением сложившейся историко-архитектурной и градостроительной индивидуальности Казани, как целостного городского организма.

В 1996-2004 гг. произошли значительные утраты, в первую очередь, рядовой исторической застройки (образовались пустыри в районах улиц Петербургская, Островского, Подлужная, Федосеевская, Баумана, Московская, Айдинова, Дегтярна, Некрасова, Бутлерова идо.), ряда объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия, визуальных связей между объектами (в границах территории охранной зоны Ансамбля Казанского кремля), разрушению отдельных участков культурного слоя исторического поселения. До настоящего времени отдельные отселенные объекты культурного наследия и ценной исторической застройки не используются, находятся в аварийном состоянии, утрачиваются.

В сложившейся ситуации органами охраны памятников была предпринята попытка сохранения ценной исторической застройки путем постановки ее на государственную охрану в качестве памятников истории и культуры. Если на 1969 г. на государственной охране состоят 62 памятника истории культуры, в 1988 г. – 244, то в 2011г. – 522.

Фахретдинов Линар, г.Казань:
У меня такой вопрос к Рафаэлю Сибгатовичу, в процессе реконструкции Болгара будут ли хотя бы частично воссозданы красная, белая или ханская палаты так, чтобы было понятно, что это за объект, а не просто реставрация  фундаментов.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- Частично воссозданы будут некоторые памятники. Сложность в том, что нужно знать как объекты выглядели первоначально и можно ли надстраивать что-то на старые фундаменты. У реставраторов на этот счет ясности нет, более того они зачем-то заложили в соборной мечети существующий михраб и надстроили комнату для омовения в "Малом городке", исходя из собственной фантазии. При непрофессионализме реставраторов трудно прогнозировать, что еще они могут испортить. Лучше бы уж ничего не трогали.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- В рамках реализации Комплексного проекта "Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2013 годы особое внимание будет уделяться дальнейшему научному исследованию руинированного наследия древнего Болгара, его консервации и дальнейшему музеефицированию, в том числе Красной и Белой палате, Восточной палате ("Ханские палаты или баня"), Дому с башнями ("Дворец ханский"), мавзолеям. При наличии достаточных научных данных, на основании положительного заключения историко-культурной экспертизы на проектную документацию и согласования государственного органа охраны памятников, возможно, что сохранившийся облик объектов может частично измениться посредством их фрагментарной реставрации.

Андрей Иванов, г.Казань:
Уважаемые господа! Как Вы считаете, уместно ли рассматривать вопрос о том, что жители Казани, приехавшие из районов Татарстана не могут, в силу отсутствия представлений об архитектурном наследии, ценить облик старой Казани. Справедливо ли, что для приезжих из сельской местности главенствует лозунг "Лучше новое здание - чем исторические развалины"

Юрий БалашовЮрий Балашов:

- Андрей несколько витиевато задал вопрос, но суть понятна. Для меня ответ очевиден: дело прежде всего не в том, где человек родился, важно, какой культурный багаж он накопил. Знаю немало людей, которые появились на свет не в Казани, приехали из разных городов и из деревенской, так сказать, глуши, но воспринимают город как родной и переживают за него ничуть не меньше, чем коренные казанцы. Есть горожане, в Казани и Москве, например, которые плохо представляют, какие в этих центрах культуры есть театры и музеи, а приехавшие ненадолго или недавно обосновавшиеся в этих городах впитывают традиции, то, что накоплено веками. И становятся больше казанцами, чем те, кто только по прописке горожане.

Фарида Заброва Фарида Забирова:

- К сожалению, лозунг "Лучше новое здание - чем исторические развалины" главенствует у собственников, как у приехавших из районов Татарстана, так и у родившихся в городах. При этом часто используется татарская поговорка "Искегэ тисян -исен китяр" (Тронешь старое - удивишься). Причины тут  чисто экономические, а не только в менталитете, так как цель бизнеса - получение прибыли, а реставрация считается неэффективным вложением денег. А так как преференции для тех, кто реставрирует  здания по нашему законодательству не предусмотрены, то есть нет мотивации, то объекты культурного наследия рассматриваются только как обременение.

При этом бытует устойчивое мнение, что реставрация дороже нового строительства независимо от состояния памятников, хотя это не так. Если посчитать объективно затраты на реставрацию и на новое строительство такого же габарита здания, учитывая необходимость вывоза мусора, проведения археологических раскопок, других затрат, реставрация может оказаться дешевле, как показали реальные примеры. Но новое строительство разрешается с превышением параметров, предусмотренных действующим регламентов. Чем выше здание, тем больше прибыль. Поэтому застройщиков интересует только освобождённый земельный участок. Получается, что мы идём по китайской схеме, практикуя "бульдозерную реконструкцию" городов в отличие от европейской и американской, где уже в 70-е годы поняли, что историко-культурное наследие-это материальный ресурс.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- Моя мама рассуждала именно так, она не чувствовала стиль архитектуры и жилищное строительство приветствовала, а сохранение "рухляди" нет. Папа был тоже из деревни, но он понимал значение памятников архитектуры и культуры. Поэтому трудно ответить однозначно. Людей воспитать можно, но трудно бороться с тупой энергией денег.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- А все ли "коренные" казанцы ценят облик старой Казани и знают ее историю, ее памятники? А лозунг "Долой трущобы!!!" (среди них были и памятники архитектуры и ценная историческая среда) тоже придумали, приехавшие из районов Татарстана и других мест? А в каких условиях, еще надавно, жили «коренные» казанцы в центре города? Все уже забыли? В большей степени ответственность и вину за состояние мест, где мы живем, несем мы сами. Я живу с Казани с 1982 года.

Татьяна ПрокофьеваТатьяна Прокофьева:

- Андрей, я думаю, что Вы слишком критичны в оценке. Как правило, для приезжих  восприятие города бывает более ярким, они воспринимают его в сравнении, более остро чувствуют масштаб города. И восприятие это комплексное, оно включает и архитектуру города, и комфортность пребывания, и общее настроение горожан. А дальше идет сравнение. В пользу города или нет. Однозначных мнений, как правило, не бывает.  Одни чувствуют себя комфортно в небольших и уютных городках, другим нужен масштаб и возможности крупного мегаполиса. Сохранение исторического наследия в крупных городах, а Казань входит в список 13-и крупнейших городов России, стоит наиболее остро. Исторические центры привлекают крупные инвестиции. Экономическая составляющая, получение значительных полезных площадей, не всегда в пользу скромного памятника. Но, тем не менее, с нашей стороны предпринимаются все усилия для сохранения не только отдельных памятников, а в первую очередь, сохранение целостности историко-архитектурной среды посредством правого регулирования градостроительной деятельности по условиям охраны  объектов культурного наследия.

Рамиль ХайрутдиновРамиль Хайрутдинов:

- Отвечая на Ваш вопрос, с сожалением нужно отметить, что такое отношение к культурному наследию действительно имеет широкое распространение не только среди приехавших из районов Татарстана, но и у коренных жителей города, но, что характерно, только у тех, у кого появляются реальные возможности строительства в центральной части города. Оказавшись перед выбором: или в кратчайшие сроки "отбить" вложенные деньги путем удешевления проектов (как следствие падение качества застройки) и максимальной интенсивности застройки (в первую очередь за счет повышения этажности), или вложить подчас вдвое больше средств на реконструкцию и реставрацию, сохранив лицо города, его историю и оставив в памяти людей свое доброе имя, к сожалению все чаще выбирают первое. Надо сказать, что даже когда дело доходит до реставрации, у заказчика превалирует мнение, что лучше разобрать и сделать заново, чем с известными трудностями укреплять и сохранять действительно пострадавшие от времени памятники, забывая о том, что сохранив хотя бы часть и дополнив ее вынужденно новым (только там, где это действительно необходимо), можно все здание считать историческим.

Ришат, г.Казань:
Насколько я понял конфликт после сноса дома Потехина и номеров Банарцева завершился встречей защитников памятников с мэром и он пообещал, что будут какие-то подвижки со Старотатарской слободой. Какие-то подробности по этим планам уже есть?

Татьяна ПрокофьеваТатьяна Прокофьева:

- Уважаемый Ришат! Хочу сообщить Вам и всем кто заинтересован вопросами сохранения исторического наследия города, что по итогам встречи мэра  г.Казани И.Р.Метшина 14 января этого года с общественностью города и во исполнение его поручения  о подготовке совместных предложений по сохранению и развитию Старо-Татарской слободы, Управлением архитектуры и градостроительства г.Казани на 4 февраля запланировано первое рабочее совещание по рассмотрению данного вопроса. К участию в обсуждении также  приглашены представители министерства культуры РТ, ВООПИиК, историки, ведущие архитекторы города. По итогам завершения всей работы, планируется проведение круглого стола с приглашением широкого круга общественности.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- 13 января Заместитель премьер-министра – министр культуры РТ З.Р.Валеева встречалась с представителями общественности города, журналистами. В ходе их встречи обсуждались вопросы сохранности архитектурных памятников. Перед встречей активисты Казани провели пикет в защиту исторических зданий города, после которого они смогли задать свои вопросы и получить на них ответы от главы ведомства.

Рафаэль ВалеевРафаэль Валеев:

- Первые подвижки по вопросу Создания Старо-Татарской слободы и реставрации Дома Фукса появились, состоялось обсуждение этих вопросов и в Управлении архитектуры и градостроительства и что самое главное у руководства города есть желание решить их на практике.

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Действительно, у нас- представителей ТРО ВООПИиК в середине января состоялись встречи с министром культуры РТ З.Р. Валеевой и мэром Казани И.Р. Метшиным. На встрече с мэром города мы озвучили свои  конкретные предложения о совместной работе  по следующим позициям: мониторинг историко-культурного наследия,  разработка новой Концепции сохранения исторического центра Казани, как первоочередное- сохранение Старо-Татарской слободы,  механизмы изъятия у недобросовестных собственников объектов культурного наследия, развитие туристической инфраструктуры. кроме того, поставили вопросы о возобновлении в системе школьного и дошкольного образования дополнительной программы "Казановедение", об издании "Свода памятников истории и культуры Казани", о  реставрации Дома Фукса. У нас налажен рабочий режим взаимодействия с Управлением архитектуры и градостроительства, главным архитектором города Т.Г. Прокофьевой, мы создаем совместную рабочую группу по вопросу "Сохранение и развитие Старо- Татарской слободы", готовим круглый стол, на котором представим конструктивные предложения по решению этой проблемы. Подготовлен соответствующий протокол, мы по нему работаем.

Мы собрали все прежние проектные и программные материалы по Старо-Татарской слободе, в том числе проекты, разработанную Союзом архитекторов РТ, студентами и преподавателями КГАСУ, материалы исторических исследований. Завтра я делаю такое сообщение в управлении архитектуры и градостроительства Исполкома г. Казани. Мы предлагаем  придать территории Старо-татарской слободы статус достопримечательного места и вернуться к идее историко-культурного заповедника. Первоочередная задача - определить границы достопримечательного места и найти оптимальную организационную форму управления этой территории. Мы тесно сотрудничаем с Институтом истории Академии наук РТ, директор которого Рафаэль Хакимов является председателем ТРО ВООПИиК. Нам активно и заинтересованно помогает Совет старожилов  Старо-Татарской слободы, которые в полном составе стали членами нашей организации. Призываем всех заинтересованных жителей Казани присылать предложения на сайт oldkzn.ru.

Лидия Ш.,г.Казань:
Больно смотреть, как разрушается гостиница "Казань" на Баумана. Очень бы хотелось, чтобы на этой волне решился вопрос и с ней.

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Да, состояние  гостиницы "Казань" - это наша общая боль и тревога. У него есть хозяин, который как ни посчитает бизнес-план, всё время убытки получаются. По последней информации от проектировщиков-реставраторов, которые кстати являются членами ТРО ВООПИиК, нам известно, что инвестор принял решение реконструировать остатки этого интереснейшего объекта культурного наследия под жилой дом. Его собираются реставрировать и приспосабливать на средства дольщиков.

В настоящее время ведётся проектирование, главной проблемой которого является обеспечение сохранения тех особенностей объекта, которые называются предметом охраны. Все прекрасно понимают, что ещё одну зиму это здание без окон и крыши не переживёт.

Татьяна ПрокофьеваТатьяна Прокофьева:

- Благодарю Вас за вопрос, и хочу Вас заверить, что вопрос скорейшего завершения работ по реставрации гостиницы "Казань", также находится  под нашим пристальным вниманием. Ввиду того, что данный комплекс находится в частной собственности, успех во многом зависит от него. Так, данное здание является объектом культурного наследия федерального значения, в соответствии с действующим законодательством весь комплекс вопросов контроля за проведением работ входит в компетенцию Министерства культуры РТ. В рамках данных Управлению архитектуры полномочий, все предложения рассматриваются по мере их поступления и я искренне надеюсь, что работы на данном объекте будут завершены в ближайшее время.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- Собственником объекта культурного наследия (ООО "Гостинично-торговый комплекс "Казань") в настоящее время ведется доработка проекта реставрации и приспособления здания для современного использования.

Р.Чернобровкин, г.Казань:
Какова дальнейшая судьба еще одного памятника - дома Фукса, который сейчас находится в ужасающем состоянии? Что будет с ним?

Татьяна ПрокофьеваТатьяна Прокофьева:

- Дом К.Фукса, последние месяцы находился под пристальным вниманием и широко освещался СМИ. Хочу еще раз подчеркнуть, что здание планируется не только отреставрировать, но и открыть в нем музей, посвященный деятельности К.Фукса, именно эти требования были обязательными к исполнению при передаче памятника в собственность. 

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Интересно, что именно 24 января одновременно с проведением Круглого стола, организованного Управлениием архитектуры и градостроительства Исполкома г.Казани для встречи с активистами ТРО ВООПИиК, были проведены торги по Дому Фукса. У здания появился хозяин, который купил это здание за условную сумму с обязательствами по реставрации здания с организацией Музея К. Фукса до 2013 года. Финансирование создания Музея площадью 50 кв.м берёт на себя мэрия города. Мы подготовили для безвозмездной передачи материалы в помощь реставрации Дома Фукса с музеем. Мы договорились о рабочей встрече с мэром города конкретно по этому объекту. Этот объект мы рассматриваем как модель налаживания конструктивного рабочего  режима взаимодействия общественной организации с муниципальным органом самоуправления Казани.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- В настоящее время "Дом профессора К.Фукса, где останавливался А.С.Пушкин" реализован муниципальным образованием г.Казань через аукцион с обременением по созданию музея (экспозиции) К.Фукса на площади 50 кв.м., новым собственником начаты подготовительные работы, связанные с его сохранением (заключение охранного договора (обязательства), получение задания на разработку проекта реставрации, сбор архивных материалов). Реализация данного проекта находится на контроле министерства культуры Республики Татарстан и Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани.

Казанец:
Как могло случиться, что дома Потехина и Банарцева, акта о сносе которых никто не подписывал, превратились в горы строительного мусора? Кто за это понесет ответственность? Известно ли экспертам чем завершилась проверка прокуратуры Вахитовского района?

Юрий БалашовЮрий Балашов:

- Многие вопросы схожи: как мы дошли до такой жизни и что должно произойти, чтобы не продолжались горестные потери? Вот об этом и Светлана из Казани, и безымянный Казанец, и Сафаргалеев Ю. В.

Вся конструкция охраны памятников как будто нарочно построена так, чтобы эти памятники гробить. Коренная причина скверного состояния памятников не является тайной: многие десятилетия у них не было хозяев. И враз всё изменить не сможет никто. Людям можно объяснить: вот, есть сегодня такие-то деньги, их только и можно потратить; рационально или нет, это уже другой вопрос. Но когда людей не считают за людей, и тех, кто болеет за свой город, кричит до хрипоты, обнажает душу, ставят на место: кричи, мол, не кричи, всё равно деревяшки эти будут гореть, к руинам каменным экскаватор подгоним, — люди не верят власти и не будут верить. А как верить, если втихаря, под сурдинку, не объясняя ничего, уничтожают памятники. Это воспринимается как цинизм, как плевок в душу. Объяснения начинаются потом, когда, как говорится, поздняк метаться. Как произошло с двумя памятниками, разрушенными в январские каникулы, да и рядом других.

Считаю, к каждому памятнику нужно подходить конкретно, ситуация может быть очень разной. Кто собственник, когда, на каких условиях, как выполняются условия приватизации, купли-продажи. Очень хорошо, что Главказархитектура, если я правильно понял, хочет обеспечить такую гласность на сайте. Может, какие-то дома доведены уже до такого состояния, что их нельзя спасти, так об этом нужно говорить, терпеливо объяснять казанцам, а не только в кругу профессионалов. А если памятник находится в аварийном состоянии и может возникнуть угроза жизни пешеходам, бомжам и прочим шведам, рядом с таким домом, думаю, должен стоять щит: памятник в опасности, состояние аварийное или близкое к нему, у него такая-то перспектива. То есть фактическое состояние дел. Такой же щит, как при новом строительстве: в такие-то сроки будет построено то-то. И не надо бояться возбудить людей, они в состоянии всё понять. Если их не обманывать.

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Меня как свидетеля вызывали в ОУР ОМ №16 "Япеева", куда я в качестве заместителя председателя ТРО ВООПИиК 11.02.2011 подала два заявления по фактам сноса этих домов. Мне сообщили, что уголовные дела заведены, но письменного подтверждения я не получала. Я знаю, что в качестве свидетеля вызывали проектировщиков, корреспондентов. Я думаю, что это разбирательство будет долгим. Министр культуры РТ З.Р. Валеева  нас публично заверила, что эти дома будут восстановлены, "Петонди должен вернуться в Казань", мы согласны с этим.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- "Дом Потехина, 1830г., архитектор Ф.И.Петонди" по  ул.Чернышевского, д.10/6 – объект культурного наследия (памятник архитектуры) регионального значения. Состояние объекта до начала работ – аварийное, усугубляющееся расположением объекта в технической зоне метрополитена и невозможностью проведения работ по укреплению фундамента.

В результате проведения противоаварийных усилительно-восстановительных и консервационных инженерно-технических мероприятий объект практически полностью разобран (4 января 2011 года в Министерство культуры Республики Татарстан поступило уведомление, что в результате проведения противоаварийных и консервационных мероприятий произошло частичное обрушение стены. Незамедлительный выезд на объект показал, что обрушилась большая часть стены, а оставшаяся  находится в "состоянии неустойчивого равновесия", т.е. в любой момент может рухнуть, т.к. не была обеспечена пространственной жесткостью, отсутствовали поперечные стены, конструкции межэтажных перекрытий и кровля). В связи с чем, были вынуждены принять решение о проведении отсортировки на 100% аварийной, представлявшей реальную угрозу безопасности жизни и здоровью людей, стены. Кроме того, в целях обследования фундамента, фирмой подрядчиком (ООО "Камея") началась работа по очистке участка, на котором находилось большое количество мусора.

"Здание номеров Банарцева, где в 1888 г. неоднократно останавливался писатель-демократ Успенский Г.И., в 1888 и 1895 гг. писатель Короленко В.Г., в 1906г. работал в портняжной  мастерской один из руководителей Казанского комитета РСДРП(б) Комлев А.П." по адресу г.Казань, ул.Дзержинского, д.13. Состояние объекта до начала работ – конструкции единственно уцелевшей фасадной стенки аварийные с прогнозным обрушением в сторону тротуара и проезжей части улицы Дзержинская, все остальные части и элементы здания полностью утрачены на 100% еще до начала противоаварийных работ.

В результате проведения противоаварийных усилительно-восстановительных и консервационных инженерно-технических мероприятий возникла угроза полного обрушения стены, что могло повлечь  причинение  вреда жизни и здоровью граждан. В виду отсутствия возможности устройства подпорок в зоне плотной застройки центра города к сохранившейся кирпичной стене, которая находилась в состоянии неустойчивого равновесия, требовалось выполнение поэлементной разборки аварийной кирпичной стены, в  связи с чем объект практически полностью разобран (утрачен).  По инициативе собственника (ООО "МФК Ершовский") 4 января 2011 года  на объект выехала  комиссия в составе представителей Министерства культуры РТ, генерального проектировщика ГУП "Татинвестгражданпроект", собственника и подрядчика (ООО "Камея").

При разборке зданий в установленном порядке осуществлялась фотофиксация и актирование в присутствии представителей заказчика, исполнителя работ, госоргана, авторского надзора.

Рачкова Юлия, г. Казань:
В 2010 году Министерство культуры РФ опубликовало приказ, в котором утверждён список поселений, получивших статус "исторические". По сравнению со списком 2002 года количество поселений в нём сокращено более чем в 10 раз — теперь в списке всего 41 населённый пункт и Казань, в отличие от Елабуги и Чистополя, в этот список больше не входит… Мой вопрос простой – "Почему?"

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

В соответствии с информационным письмом Министерства культуры РФ в данный перечень входят поселения, не только имеющие значительную историю основания и дальнейшего развития и сыгравшие важную роль в истории региона и России, но и сохранившие помимо отдельных памятников истории и культуры целостность историко-культурной среды, исторической застройки и исторической планировочной структуры. Данный перечень исторических поселений носит не столько статусный, сколько практический характер.

Список исторических населенных мест России в который от Татарстана вошли: Казань, Бугульма, Елабуга, Лаишево, Мамадыш, Мензелинск, Свияжск, Тетюши, Чистополь, является действующим в части определения населенных пунктов, имеющих объекты культурного наследия, являющиеся памятниками национальной культуры, и сыгравших важную экономическую, административно-политическую, культурную роль в истории России и соответствующего региона.

Для того, чтобы поселение считалось историческим, достаточно соответствия поселения признакам, указанным в п.1 статьи 59 Федерального закона от 25 июня 2002г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации": "Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию".

Перечень исторических поселений не ограничивается поселениями, указанными в Приказе Минкультуры России, Минрегиона России от 29.07.2010 г. № 418/339. Пунктом 2 указанного приказа предусматривается подготовка предложений по дополнению перечня исторических поселений, градостроительная документация по которым согласовывается с федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании постановления Правительства Российской Федерации от 16.01.2010 г. № 2. Минкультуры России готово рассмотреть предложения органов государственной власти субъектов федерации, органов местного самоуправления муниципальных районов, поселений и городских округов о включении поселений в названный перечень.

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

- Более того в этот список не включены Москва, Муром. Возможно, заработал принцип включения в данный список по степени сохранности объектов культурного наследия в городах, что очень радует. Я бы хотела внести предложение - создать список городов России с разрушающимися памятниками.

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Впервые понятие "исторический город" было введено в мае 1970 года, когда совет министров РСФСР утвердил список из 115 городов, куда вошла Казань. К концу существования СССР в 1990 году список российских исторических населённых мест вырос почти вчетверо - до 426 городов, в том числе 10 исторических городов Татарстана: Казань, Болгар,  Бугульма, Елабуга, Лаишево, Мамадыш, Мензелинск, Тетюши, Свияжск и Чистополь. У нас в Татарстане в 2000 году был утверждён Список исторических населённых пунктов из 13 исторических поселений, в который кроме 10 ранее перечисленных в российском списке вошли Билярск, Буинск, Менделеевск.

В июле 2010 года министр культуры РФ Александр Авдеев утвердил приказ, согласно которому перечень исторических городов России был сокращен более чем в десять раз -  до 41, в том числе только два исторических города Татарстана: Елабуга и Чистополь. В частности, в перечень не вошли такие города, как Москва, Псков, Нижний Новгород и другие. По мнению «Росохранкультуры», причин сокращения количества исторических городов несколько. Во-первых, список из почти 500 городов размывает само понятие "исторический город". Те немногие поселения, которые действительно достойны особого внимания и особой заботы государства, теряются на фоне десятков городов, основанных сотни лет назад, но на сегодня не сохранивших в значительной степени особенностей древней застройки. Второй причиной считают, что положение "исторического" города дает не только привилегии, но и накладывает определенные ограничения на современную деятельность поселения. Статус исторического населенного пункта сохраняет культурное наследие города, но при этом способствует естественному угасанию города как живого, развивающегося организма.

Я считаю, что сокращением количества исторических городов госорганы охраны памятников расписываются в своём бессилии проконтролировать ситуацию. Это попытка  снять с себя ответственность за результаты неуправляемых процессов застройки исторических городов. Я предлагаю "историческим поселением" признать территорию исторического центра Казани в границах города в 1890 году, где сохранилась планировочная структура XVIII-XIX вв., комплексы исторической застройки. Эти границы были обоснованы в Проекте зон охраны памятников истории и культуры г. Казани 1988 года и уже учтёны в генеральном плане города Казани, эту  границу предлагается принять как границу территории исторического поселения "Казань". Наш республиканский список из 13 исторических населённых пунктов никто не отменял, а в российский перечень надо посылать предложения по его дополнению в установленном порядке.

Рафаэль ВалеевРафаэль Валеев:

- С проблемой сохранения архитектурного, культурного и национального своеобразия г. Казани связан и вопрос Юлии Рачковой, Ю. Сафаргалеева, Рамиса, Аделя и Алсу В. На самом деле сокращен список исторических поселений, куда не вошли Выборг, Псков, Новгород, Москва и др. На вопрос "почему" могли бы ответить разработчики приказа Министерства культуры и регионального развития РФ. Но дело не только в этом. Известно из средств массовой информации, что губернатор Санкт-Петербурга обратилась в Правительство РФ с просьбой исключить Санкт-Петербург из списка исторических поселений. Что касается Казани, то город еще в 1970 г. был включен в число 115 исторических городов СССР, подлежащих особому режиму при реконструкции и застройке, а затем появились документы 90ых годов, увеличивающие их количество в РФ до 450, в том числе по Татарстану более 10. На мой взгляд и в это хотелось бы верить последний приказ является только одним из серии подобных документов, который должен увеличить их число. То, что Казань должна входить в список исторических поселений не подлежит сомнению! Но ведь постановление 1970 г. никто не отменял! А Казань запоминается прежде всего обликом исторически сложившегося центра, к счастью сохранившего, несмотря на все сносы, регулярную планировку ХVIII-XIX вв. и дорегулярную ХV-XVII вв., а также достаточно значительные элементы древней застройки. В архитектуре прослеживается взаимодействие культуры татарского и русского народов, профессионального и народные творчества. А если взять объекты археологического наследия, культурный слой, то это еще больше подчеркивает историческое и национальное своеобразие Казани. Да и других населенных пунктов Татарстана, являющихся историческими.

Адель, г. Казань:
Добрый день! Вопрос к экспертам такой: Нравится ли Вам нынешняя архитектура Казани, сталкивающая новострои с архитектурными памятниками? И еще – какой город Вам с точки зрения архитектуры запомнился с положительной или отрицательной стороны? 

Юрий БалашовЮрий Балашов:

- Скажу определённо: в основном не нравится. Не знаю, что уж там сталкивается, по-моему, просто вырубается старая Казань, сначала просеками, как Арбат в Москве, а дальше в лес — больше дров. Нравится же то, что многие знают — Прибалтика, Варшава, Вена, всё-таки Питер, Нижний Новгород, Тверь; увы, не так много за последние годы и даже пару десятков лет приходилось видеть. Но когда видел современную начинку в сохранённых средневековых домах Таллина, например, было очень обидно.

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

В качестве положительного примера очень бережного отношения к своему культурному наследию хочу указать город Лицзянь (Китай), где в современном городе выделена зона Старого города, где проживает 35 тыс. человек. Старый город имеет восьмисотлетнюю историю, превосходно сохранен, там запрещены любые новостройки и работы, кроме реставрационных. Запрещено движение транспорта, все туристы передвигаются пешком. Действует устав Старого города, который и нас вдохновил на создание своего Устава Старого города.

В качестве отрицательного примера, к сожалению, приведу Казань. Разрушающиеся и уже снесенные объекты культурного наследия, строительство новых объектов, напрочь  выбивающихся из общего исторического облика объектов культурного наследия. Например, такие  как супермаркет "Кольцо", здания Пенсионного фонда, отеля "Татарстан".

В Татарстане по степени сохранности объектов культурного наследия на первом месте, на мой взгляд - город Елабуга.

Рафаэль ВалеевРафаэль Валеев:

- Здесь мы выходим на одну из самых сложных проблем сохранения и развития городов – это вопрос старого и нового в архитектуре и планировке Казани. Здесь есть удачные примеры такого взаимодействия: Цирк и Казанский Кремль, улица К.Маркса. Но, к сожалению, таких примеров немного и тот процесс, когда во главу угла ставится только требование нового строительства и девиз "Лучше дешево сделанное новое, нежели хорошо отреставрированное старое" не позволяет решать проблему. Думается, что Казань должна стать площадкой по реализации объединенной государственной программы (а не ведомственной!) в области градостроительства, развития культуры и культурного наследия. Я бы назвал эту программу "Мирас (Наследие) в развитии". Наиболее перспективным методом реализации этой политики стала бы комплексная регенерация историко-культурного наследия, рассчитанная на приведение в действие всего историко-культурного и духовного потенциала столицы Татарстана, духовной "Мекки" для семимиллионного татарского народа. Это позволит методически правильно выбрать сочетание реставрации, реконструкции и нового строительства. К наиболее удачным примером осуществленных проектов возрождения можно отнести Казанский Кремль, комплекс Казанского университета, Театр оперы и балета, Дом Кекина, Большой драмтеатр им. В.И. Качалова и ряд других. 

Многие страны Западной Европы и Прибалтики давно уже пошли по пути комплексной регенерации и имеют положительный опыт, позволивший сохранить облик городов и осуществлять их развитие. В г.Казани много препятствий в реализации идеи "Мирас (Наследие) в развитии" но самой главной, на мой взгляд является инерция недооценки социальной роли  памятников в жизни города.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- В городе сегодня отсутствует свой стиль и вкус. Кто как хочет, так и строит. Раньше были в моде лужковские "карандаши", сегодня столь же примитивные малые формы. Раньше мы смеялись над домом Кекина за смешение стилей, а сегодня он смотрится как шедевр.

Если не ориентироваться на Италию (это заоблачно), то мне симпатичен Осло. Он чем-то похож на Казань. Понравилось то, что там не тронули даже те дома, которые не являются архитектурными шедеврами. Они сохранили старый город целиком. В Таллинне сумели сохранить старую часть, несмотря на советскую власть  и дикую рыночную экономику. В Италии можно любой городок взять в пример.

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Союз архитекторов Республики методом экспертных оценок в 2007 году провёл рейтинговую оценку архитектурного уровня объектов, построенных в исторической части Казани с 2000 года. Из 100 экспертированных объектов путём анкетирования и оценки в 5-ти балльной системе по критериям адаптивности в сложившуюся среду, масштабности, композиции, качества строительства и соответствия регламентам, получили оценки по категориям: очень высокий уровень-0%; высокий-8%; средний-29%; низкий-39%; ниже критики-24%. Мне кажется, что эти результаты объективно отражают сложившуюся ситуацию в "нынешней архитектуре Казани". 

Как примеры исторических городов с органичным сочетанием старого и нового из моих личных впечатлений от восприятия я назвала бы Стокгольм в Швеции, Ригу в Латвии и город Сучжоу в Китае, конечно Париж и Санкт-Петербург (пока), в Татарстане-Елабуга. Как отрицательные примеры - Москва и Пекин.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- Нет, не нравится, но она должна появляться. Город – целостный живой организм, а не музей под открытым небом, и он должен развиваться и строиться, сохраняя при этом объекты культурного наследия, целостность историко-культурной среды, исторической застройки и исторической планировочной структуры, являющиеся первоосновой своеобразия его облика. Каждая эпоха, каждое архитектурное направление должно оставить свой след в истории Казани.

На протяжении своей истории Казань постоянно строилась, неоднократно горела, перестраивалась, надстраивались и т.д. В центре города появлялись новые объекты (классицизм, модерн, конструктивизм, сталинский ампир), некоторые из них в свое время вызывали жаркие споры среди архитекторов и возмущения горожан - Александровский и Чернояровский пассажи, дома Кекина, Шамиля, Чукашева и Ушковой, здание Главпочтампта – а сегодня являются его украшением.

В 1928 г. на ул.Дзержинского появился Мергасовский дом (арх.Д.М.Федоров) – одно из наиболее интересных по своей архитектуре и планировочному решению зданий нового направления советской архитектуры 1920-начала 1930-х гг., в 1935 г на улице Баумана - объект в стиле конструктивизма (Дом печати, арх.С.С.Пэн), в 1936 г. на ул. К.Маркса Главный корпус Казанского химико-технологического университета (арх-ры Г.С.Гурьев-Гурьевич и Г.Гайнутдинов), в 1952 г. на ул. Дзержинского жилой дом (арх.А.Н.Валеев), в 1954 г. на ул.Баумана жилой дом (арх.М.К.Игламов), в 1956 г. на пл.Свободы Татарский государственный театр оперы и балета им.М.Джалиля арх.и.Г.Гайнутдинов), в 1967 г. под Кремлем здание цирка (арх.Г.М.Пичуев, инж-ры О.И.Берим, Е.Ю.Брудный), которые в настоящее время являются памятниками истории и культуры.

По моему мнению, комплекс стадиона им.Ленина (за исключением последней реконструкции) и соседнее здание цирка удачно вписаны в прибрежную полосу прикремлевского участка. Здесь грамотно решена задача соподчинения новых построек и ценного архитектурного памятника, где значение главного, доминирующего объекта на участке сохраняется за кремлевским комплексом. Новые же постройки не только не спорят своим силуэтом с памятником, но способствуют взаимосвязи центра и близлежащих водных просторов Волги и Казанки. У других специалистов – другое мнение.

К сожалению, появлялись и объекты, грубо вторгающиеся в историческую среду: гостиница "Татарстан", университетские высотки. Сегодня это здания фирмы "АНТИКА", здание Пенсионного фонда, ТРК "Кольцо" и нейтральные объекты - Пирамида, гостиница "Мираж", "Корстон" и другие – которые обсуждаются и специалистами и горожанами.

Рамис:
Хотел бы сказать, что нужно видеть не только отрицательное. Кроме тех объектов, которые были разрушены, нужно видеть и те здания, которые были отреставрированы, восстановлены, вновь приобрели утраченное великолепие. Думаю, эксперты могут такие перечислить легко.

Рамиль ХайрутдиновРамиль Хайрутдинов:

Конечно, можно перечислить часть списка этих зданий. В Казанском Кремле: здание бывший Губернаторский дворец (Резиденция Президента РТ), здание бывшей Дворцовой церкви, кафедральный Благовещенский собор, Южный, Северный, Западный и Восточный корпуса комплекса Артиллерийского двора, здание бывшего Юнкерского училища (Национальная галерея "Хазинэ"), а так же несколько (7) археологических объектов подвергнутых консервации и музеефикации на месте.

В г. Казани можно назвать несколько основных объектов: здание Мэрии, здание городской Ратуши, театр оперы и балета им. М.Джалиля, комплекс Казанского Государственного Университета, здание ТЮЗа, здание государственного национального музея РТ, Александровский пассаж, здание Геологического факультета на Кремлевской, дом Кекина, мечеть Марджани, здание духовного управления мусульман на Лобачевского,  дом Аксенова, здание хореографического училища, дом Шамиля и так далее.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- Никто не против восстановления зданий. Но скажите, для чего надо было сносить номера Булгар? 

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- В рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани были отреставрированы объекты Казанского Кремля, Казанского Университета,  зданий Театра оперы и балета им. М.Джалиля, Дворянского собрания, Мечети Марджани, Петропавловского собора, Крестовоздвиженской церкви Богородицкого монастыря и др.  За счет средств собственников отреставрированы: Дом Кекина по ул. Горького (ОАО "Таиф"), Торговый дом Е.С. Смоленцева и Н.П. Шмелева - в настоящее время отель "Шаляпин" (ООО "Красный Восток"). С помощью благотворителей отреставрированы культовые здания  Зилантова и Кизического монастырей, церкви Святой Варвары и Параскевы Пятницы, часовня римско-католическая, медресе "Мухаммадия", мечети Галеевская и Розовая в г. Казани.

Юрий БалашовЮрий Балашов:

- Согласен, есть очень хорошие примеры реставрации. Трудно сравнить с другими регионами, у меня нет цифр: сколько потрачено на реставрацию, из каких источников. Может, сделано больше, чем во многих регионах, в период подготовки к 1000-летию Казани и позднее, есть такое утверждение. Но это совершенно не оправдывает потери и позднее объяснение причин этих потерь, когда дело уже сделано. Задним числом.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко: 

- Полностью с Вами, Рамис,  согласен. Постоянно об этом говорю, общаясь с журналистами. К сожалению, у них другие цели, другой подход. В Казани, в других городах и населенных пунктах республики очень многое сделано и/или делается. Уже все забыли объекты, которые были отреставрированы в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани с привлечением инвесторов (собственников) - "Дом Кекина" по ул.Горького (ОАО "Таиф"), "Торговый дом Е.С.Смоленцева и Н.П.Шмелева" (в настоящее время отель "Шаляпин") по ул.Университетской (ООО "Красный Восток"), здания по ул.Университетская,2/53 (ЗАО "Фарминвестпроект") и ул.Пушкина,28 (ООО "Белый медведь"), ул.Чернышевского,25/26 (ОАО "Татнефть"), ул.К.Маркса,35 (ЗАО "КАМАЗ"), ул.Шмидта,6, (семья Покровских-Троепольских) и др.

Только, в рамках реализации Целевой комплексной программой сохранения культурного наследия "Мирас – Наследие" на 2007 - 2009 годы начаты или продолжены работы по консервации, ремонту, реставрации и приспособлению для современного использования 24 объектов культурного наследия, из 55 заявленных в Программе на 2007-2009 гг., в том числе 9 с привлечением средств федерального бюджета в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006 - 2010 гг.)". Велась разработка проектно-сметной документации по реставрации 21 памятника истории и культуры. Завершена реставрация Апанаевской мечети в городе Казани и здания бывшей валяльной фабрики братьев Родигиных в поселке Кукмор. За счет средств инвесторов отреставрированы и приспособлены для современного использования 2 памятника истории и культуры в городе Казани: флигель усадьбы Лихачевой (кафе "Гелерея кухонь народов мира") и дом Апехтиной (дом-музей В.Аксенова и ресторан "Перекресток джаза"). Работы по сохранению уникальных объектов и предметов культурного наследия Свияжска и Болгара продолжены в рамках реализации Комплексного проекта "Культурное наследие – остров-град Свияжск и древний Болгар" на 2010-2013 годы.

Третья усадьба Апанаевых, здание Театра драмы и комедии им.К.Тинчурина – это объекты, на которых в 2010 г. завершены ремонтно-реставрационные работы.

Алсу В.:
Сейчас с подачи Минтимера Шаймиева восстанавливают Болгар и Свияжск. Безусловно, положительное явление. Горда и рада. Будет куда свозить гостей, поскольку на данный момент кроме как в Кремль их сводить некуда. Даже по Баумана, особенно ближе к Кремлю… Посмотрите налево здесь у нас горы строительного мусора, посмотрите направо – здесь у нас полусгнившие останки того, что некогда являлось старинными зданиями.
  

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

- Алсу, в Республике Татарстан, кроме упомянутого Вами Кремля, много интереснейших исторических поселений и достопримечательных мест. Самой посещаемой и любимой туристами является  Елабуга, где успешно работает Елабужский государственный музей-заповедник, на самом высоком уровне представляя в 14 музейно-выставочных объектах историю Елабуги, имена великих людей и земляков – И.И.Шишкина, В.М.Бехтерева, Н.А.Дуровой, М.И.Цветаевой. 

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- Как нам сообщили, к Универсиаде 2013 года предполагается реконструкция и застройка 56 объектов и земельных участков (одним списком), в который входят злополучные Дом Потехина и Номера Банарцева. Общественный контроль за  тем, чтобы сохранившиеся  объекты не перешли в категорию земельных участков для застройки, а снесённые объекты культурного наследия, состоящие в списке объектов культурного наследия восстановлены–наша общая задача.

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

- Вы очень плохо знаете Казань. Не знаете, куда можно свозить гостей? Музеи, театры, университет. Посетите Национальную библиотеку РТ, расположенную в бывшем доме З.Г.Ушковой 1904-1907гг., где в интерьере сохранилась великолепная первоначальная отделка. Согласно вкусам конца 19 — начала 20 вв. каждое помещение отделано в разном стиле. Находящийся на 2 этаже парадный зал выполнен в стиле ампир: потолки покрыты богатым орнаментом, включающим изображения внешних атрибутов. Десюдепорты лакированных дверей украшены горельефами орлов. Стены бывшей столовой обшиты панелями из мореного дуба, а потолок обработан в виде кессонов. Один из залов верхнего этажа отделан в виде сталактитового грота. Представляет большой интерес интерьер парадной лестницы в духе "Шинуазри" с живописными панелями на стенах и потолке, с драконами в ограждении лестницы и на двери, выполненными из дерева. В помещении бывшей гостиной сохранился камин из темного мрамора, в ампирных формах, правда не соответ­твующий декоративной отделке комнаты в стиле рококо. Полы почти во всех помещениях из наборного паркета. В 1919 здание было передано под республиканскую библиотеку им. В.И.Ленина, книжный фонд которой превышает 1,5 млн.книг, ныне – Национальная библиотека Республики Татарстан.

Евгений:
В конференции принимают участие эксперты, непосредственно занимающиеся охраной объектов культурного наследия. Вопрос к ним такой: какие на сегодняшний день ведутся работы по охране памятников? Есть ли уже решения по памятникам, находящимся в критическом состоянии?

Игорь НестеренкоИгорь Нестеренко:

Объект культурного наследия принадлежит всему обществу. В собственности он может находиться у государства, у муниципалитета, у частника, но принадлежит он всему обществу. И собственник обязан сохранять это достояние. Сейчас важно создать условия, когда есть заинтересованность в сохранении объектов культурного наследия, а не только жажда выгоды от получения в собственность исторического памятника. Для этого объект культурного наследия должен быть защищен во всех случаях, во всех сделках, совершаемым с этим объектом.

Для эффективной реализации мер защиты объектов культурного наследия, наряду с проведением работ по их ремонту, реставрации, консервации и приспособлению для современного использования, установкой информационных знаков и обозначений, мониторингом, необходимо зарегистрировать данные о них в Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр).

В настоящее время только памятник истории и культуры федерального значения "Ансамбль Казанского Кремля" зарегистрирован в Реестре под № 5, что связано, прежде всего, с отсутствием до 14 апреля 2010г. методических рекомендаций по регистрации объектов культурного наследия в Реестре.

Документационное обеспечение Реестра, сведения которого являются основными источниками информации об объектах культурного наследия и их территориях, а также о зонах охраны объектов культурного наследия при формировании и ведении государственного земельного кадастра, государственного градостроительного кадастра, иных информационных систем или банков данных, использующих (учитывающих) данную информацию, будет способствовать предотвращению повреждения, разрушения или уничтожения объектов культурного наследия. Это работа в настоящее время и проводится министерством культуры РТ.

Гульзада РуденкоГульзада Руденко:

- Работы по охране объектов культурного наследия осуществляются согласно законодательства РФ и РТ, вопрос в том, что в разных районах и городах они либо ведутся, либо нет. На примере Елабуги, могу сказать, что если в городе есть такое учреждение как музей-заповедник и он взял на себя функции охраны культурного наследия, то такая работа более эффективна. В структуре Елабужского государственного музея-заповедника работает отдел учёта, охраны, реставрации и использования объектов культурного наследия. Работа ведется постоянно, методично.

Предлагаю в городах и поселениях Республики Татарстан, где есть музеи-заповедники, вменить им в обязанность эту работу. Хотя бы в этих исторических поселениях будет наведен порядок.

Шарифуллин Рафаэль, г. Казань:
Почему прокуратура не борется со сносом исторических памятников? Почему нет четкой политики и концепции восстановления исторических архитектурных памятников.

Фарида ЗаброваФарида Забирова:

- По информации  Прокуратуры РТ от 26.01.2011, по результатам проверок в 2010 году прокуратурой внесены 85 представлений об устранении нарушений законодательства,  вынесены 37 постановлений о возбуждении дел об административном правонарушении, опротестованы 5 незаконных правовых актов, объявлены 50 предостережений о недопустимости нарушений закона, внесены в районные суды 11 исков». Поэтому утверждать, что прокуратура РТ не борется со сносом памятников истории и культуры, некорректно. ТРО ВООПИиК помогает Прокуратуре Вахитовского района в этом непростом деле. К сожалению, недостатки законодательства, отсутствие государственного реестра объектов культурного наследия и "неинформированность" собственников о том, что они обладают вещным правом на памятник истории и культуры являются препятствиями в том, чтобы наказать виновных, а не «крайних». Как представитель ТРО ВООПИиК я подала заявление по фактам сноса двух объектов культурного наследия республиканского значения: Дома Потехина по ул. Чернышевского, 10/6 и Номеров Банарцева по ул. Дзержинского, 13. Ранее были возбуждены 2 уголовных дела: по фактам сноса памятника истории и культуры-Дома XVIII в. по ул. Гаяза Исхаки,  и  по факту поджога здания гостиницы Дворянского собрания по ул. Рахматуллина,6. Члены нашей организации выступают в качестве свидетелей по этим делам. Но это борьба с последствиями, а не с причиной.

С постановкой второго вопроса я совершенно  согласна с Рафаэлем. Что интересно, на встрече с мэром города Казани 14 января поднимали именно вопрос о необходимости разработки новой Концепции сохранения исторического центра Казани, в которой должны быть предусмотрены наряду с другими механизмами и меры по обеспечению воссоздания снесённых объектов культурного наследия. Прежняя  Концепции сохранения и развития исторического центра Казани была принята Казанским Городским Советом в рамках подготовки к празднованию 1000-летия Казани и была реализована частично.

Рафаэль ХакимовРафаэль Хакимов:

- К счастью, последние факты сноса памятников в Казани пробудили прокуратуру. Видимо, власти перешли ту грань, за которой тихий ропот переходит в возмущение не только со стороны жителей, но и многих общественных структур.

TatCenter.ru выражает благодарность всем участникам online-конференции!

Представительства компаний
Архив информации
выберите дату