Новости
11 Января 2016, 16:30

Валерий Кандилов: «Малый бизнес на пороге большой переписи»

Татарстанстат закончил первый этап подготовки к «бизнес-переписи», которая ожидает российских предпринимателей грядущей весной — сплошному наблюдению за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год. О том, как проходит в Татарстане подготовка к статистическому обследованию, какая от него ожидается польза и когда будут готовы результаты в интервью TatCenter.ru рассказал руководитель территориального органа Федеральной службы государственной статистики по РТ Валерий Кандилов.

— Валерий Петрович, что, собственно, представляет собой сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса, к подготовке которого статистики приступили в ноябре 2015 года? Для чего проводится наблюдение?

— Это комплексное федеральное статистическое обследование, которое раз в пять лет проводится по всей России. В основе его лежит Федеральный закон № 209 от 24 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Сплошное обследование позволяет получить полную, детализированную и максимально достоверную картину положения малого и среднего бизнеса в России, чтобы определить возможности его дальнейшего развития в качестве приоритетного сектора экономики.

Собственно — это и есть цель предстоящего наблюдения. Аналогичное мы уже проводили в 2010-м году.

— С чем придут статистики к предпринимателям?

— Всего по республике мы планируем обследовать примерно 75 тыс. малых предприятий и чуть более 90 тыс. ИП. В ноябре-декабре 2015 года наши внештатные сотрудники побывали в местах массовой регистрации малых предприятий — в бизнес-центрах, технопарках, крупных торговых комплексах, на рынках и других объектах — для уточнения фактических адресов респондентов и передачи им форм отчетности. Во второй половине декабря тем предпринимателям, которых обход не коснулся, мы разослали бланки форм сплошного наблюдения.

Чтобы охват был максимально полным, специалисты Татарстанстата воспользовались дополнительными сведениями из административных источников. Это перечень сдавших налоговую отчетность налогоплательщиков (юридических лиц и ИП), предоставленный ФНС России, а также перечни субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей господдержки, предоставленные региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.

Всем респондентам предстоит самостоятельно заполнить бланки и сдать отчеты до 1 апреля 2016 года, отправив нарочным, по почте либо через специальных операторов связи, предоставляющих услуги защищенного электронного документооборота.

Кстати, электронные бланки (XML-шаблоны форм наблюдения) будут опубликованы на сайтах Росстата и Татарстанстата в январе 2016 года. Информация по проведению данного наблюдения размещена на официальном сайте Татарстанстата в рубрике «Сплошное статистическое наблюдение субъектов малого и среднего предпринимательства».

— Кто примет участие в сплошном наблюдении и на каких условиях?

— Во-первых, юридические лица, являющиеся коммерческими корпоративными организациями (хозяйственные товарищества, хозяйственные общества, акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Во-вторых, потребительские кооперативы (юридические лица, являющиеся некоммерческими корпоративными организациями), внесенные в единый государственный реестр юридических лиц.

В-третьих, главы крестьянских (фермерских) хозяйств, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.

И, в-четвертых, физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей и внесенные в единый госреестр индивидуальных предпринимателей.

Что касается условий, то их несколько. Так, выручка от реализации товаров, работ и услуг без учета НДС за предшествующий календарный год не должна превышать 2000 млн рублей для средних предприятий, 800 млн рублей — для малых и 120 млн рублей для микропредприятий. За тот же период средняя численность работников на средних предприятиях должна быть от 101 до 250 человек, на малых — до 100 человек и на микропредприятиях — до 15 человек включительно. Ну, и есть ограничения по структуре уставного капитала для юридических лиц.

— Все будет, как пять лет назад или есть нововведения?

— Есть. Изменились критерии отнесения хозяйствующих субъектов к категории малого и среднего бизнеса как по выручке, так и по структуре уставного капитала юридических лиц, поэтому проведение сплошного наблюдения приобретает особую актуальность.

Мы получим информацию не только о фактическом местонахождении объектов хозяйственной деятельности малого и среднего бизнеса и ИП, результатах их производственной деятельности, количестве работников, но и данные о наличии основных средств, осуществленных инвестициях, об участии и помощи государства в развитии бизнеса. Впервые — данные от бизнеса о мерах государственной поддержки.

— Что получится в итоге?

— Обработанные данные будут являть собой обезличенную сводную информацию по России, субъектам федерации, муниципальным образованиям и видам экономической деятельности.

Мы планируем получить полную и объективную картину текущего состояния отечественного малого и среднего бизнеса.

Это позволит, в частности, тем же предпринимателям своими глазами увидеть структуру рынка, понять, куда перспективнее вкладываться, какие направления своего дела развивать, адресно получать субсидии и другие ресурсы на развитие бизнеса. На западе бизнесмены активно и эффективно пользуются подобными данными официальной статистики. Хотя, возможно, у нас найдутся предприниматели, которые не только дадут неверную информацию, но и результаты наблюдения проигнорируют.

— Можно привести примеры того, что может дать статистика бизнесу?

— За примерами далеко ходить не надо, возьмем Приволжский федеральный округ. Специалисты Татарстанстата, проанализировав деятельность на рынках ПФО за 2012−2014 годы ряда крупных татарстанских предприятий, курируемых министерством сельского хозяйства и продовольствия РТ, создали своего рода «дорожную карту» для тех, кто готов торговать с соседями.

Больше всего шансов у татарстанских производителей растительного и сливочного масла, мяса и субпродуктов, круп. Скажем, благоприятные условия для расширения торговли татарстанским растительным маслом сегодня сложились в 7 регионах ПФО — в Республиках Марий Эл и Мордовия, Удмуртской и Чувашской Республиках, Пермском крае, в Кировской и Ульяновской областях. За 2013−2014 годы значительно вырос объем поставок в Марий Эл, Удмуртию, Чувашию и Кировскую область. В то же время на рынках Мордовии, Пермского края и Ульяновской области присутствие татарстанских производителей сокращается, а вот в Саратовской области у них вообще нет условий для развития торговли.

А устойчивые условия для расширения торговли татарстанским мясом и субпродуктами сохраняются в шести регионах ПФО — Республиках Башкортостан и Мордовия, Чувашской Республике, Кировской, Самарской и Ульяновской областях. Объемы поставляемой в эти регионы из РТ продукции за 2013−2014 годы значительно выросли, за исключением Мордовии, где зафиксировано их сокращение. В Саратовской области условий для развития торговых отношений в данной сфере сейчас нет.

Такая информация у нас есть по растительному и сливочному маслу, крупам, колбасным изделиям, молоку, молочным и другим продуктам. Пожалуйста, бери и применяй с пользой для своего бизнеса. Это один из результатов наблюдения за деятельностью бизнеса, а ведь мы взяли всего один аспект и узкий круг респондентов. Можно представить, какие результаты принесет предстоящее сплошное наблюдение.

— Отечественный бизнес по разным причинам не стремится к чрезмерной открытости…

Сплошное наблюдение не имеет ни фискальных, ни разведывательных, ни каких-либо иных целей, кроме составления обобщенной и максимально отражающей реальность отчетности о положении дел в сфере малого и среднего бизнеса.

Росстат и его территориальные органы, как заверил руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов, гарантирует полную конфиденциальность данных, защиту информации, предоставленной участниками сплошного наблюдения, отсутствие фискального характера — исключается передача сведений в налоговые и иные государственные органы и контролирующие организации.

Отмечу, что участие в наблюдении, по закону, обязательно для всех представителей малого и среднего бизнеса, а также индивидуальных предпринимателей. Тот же закон предусматривает штрафные санкции для «уклонистов».

И даже если бизнесмен уплатил штраф, передать данные органам статистики ему все равно придется. То же касается предоставления неверной информации.

Сегодня нужна и важна полная и достоверная информация о сегменте малого и среднего предпринимательства. Надо помнить, что сплошное наблюдение проводится в интересах не только государства, но и бизнеса, и общества. Ранее Владимир Путин на встрече с представителями деловых кругов сказал, что в ответ на санкции Россия будет развивать свободу предпринимательства внутри страны. Президент России заявил, что власть и бизнес будут действовать как партнеры в интересах развития страны. Он отметил, что «наш ответ на внешние ограничения — это расширение свободы предпринимательства, защита собственности, прав всех, кто честно работает и делает свой бизнес».

Малому бизнесу отведена одна из главных ролей в процессе посткризисного восстановления отечественной экономики. Развитие этого сектора признано стратегическим направлением на государственном уровне.

Государство намерено к 2020 году повысить уровень занятости россиян в предпринимательском секторе до 60−70 процентов от количества трудоспособного населения. Для этого нужно обеспечить его ускоренное развитие во всех регионах страны.

Если учесть сегодняшний, явно недостаточный уровень как культуры ведения собственного дела, так и необходимой инфраструктуры развития МСБ, очевидно, что данная амбициозная задача требует реализации целого комплекса мероприятий в законодательной, финансовой, идеологической и других сферах.

Без данных, полученных в процессе сплошного наблюдения, сделать это будет крайне затруднительно — никак иначе получить всеобъемлющую детализированную картину в этой сфере мы попросту не можем.

А эта информация — основополагающая, когда речь идет о реализации адресных государственных программ развития малого и среднего бизнеса, реализации инвестиционных проектов, о целенаправленной поддержке отечественного предпринимательства.

Результаты наблюдения, например, могут быть с успехом применены для оптимизации госинвестиций в развитие малого и среднего бизнеса, при реализации инфраструктурных проектов, создании технопарков, особых экономических зон, промышленных кластеров, территориальном планировании.

— Когда результаты наблюдения будут обнародованы для широкого круга лиц?

— Результаты исследования будут официально опубликованы в электронном виде. Предварительные итоги сплошного наблюдения будут доступны в декабре 2016 года, а окончательные — опубликованы до 1 июля 2017 года.

Новости
11 Декабря 2019, 07:33

Рынок российской рекламы вырос до 340 млрд В 3 кв. 2019 г.

Рост к аналогичному периоду 2018 года составил 5%.

Ассоциация коммуникационных агентств России опубликовала данные по объему российского рекламного рынка. Его объем в 3 квартале текущего года превысил 340 млрд рублей. Год назад этот показатель составил 326 млрд.

При этом все каналы, кроме интернета показывают спад. Меньше всего рекламы стали размещать в прессе — отрицательная динамика составила 18%, на ТВ — 7%, на радио — 5%. Объем наружной рекламы пока сохранен на прежнем уровне. При этом онлайн способы продвижения показывают рост со 169 до 171 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: