Новости
10 Декабря 2013, 08:06

Удобный город как символ демократии

Как сделать город удобнее для его жителей, почему автомобилей становится все больше и какое равенство нужно обеспечивать в первую очередь в мегаполисе? Казань посетил известный ученый-урбанист, экс-мэр столицы Колумбии Энрике Пеньялоса.

Лекция, которую провел в КГАСУ Энрике Пеньялоса, напоминала лекции левых философов XX века, часто преподававших в университетах Европы. Как и любой философ подобного толка, Пеньялоса дает определение многим вопросам и проблемам через вопросы личной свободы и всеобщего равенства.

Сквозь призму нашего менталитета сложно понять: как такой человек мог попасть на встречу в городскую ратушу, увидеться лично с мэром? Все потому, что у Пеньялоса отличный послужной список: экс-мэр столицы Колумбии Богота, глава совета директоров института транспорта и развития Нью-Йорка, консультант градостроителей из крупнейших городов мира.

Символично, что лекция началась с просьбы преподавателя студентам сесть на ступеньки или выйти вовсе, чтобы освободить места для приглашенных гостей: среди них были главы муниципальных районов, сотрудники ГИБДД и прочие облеченные некой властью люди.

По словам лектора, существует прямая связь между улучшением городского пространства и улучшением уровня жизни людей. Притом под уровнем жизни здесь понимается не только уровень заработка, но и уровень таких пространных, но в то же время важных понятий, как личное и общественное счастье. Город — это лишь средство достижения высокого уровня жизни.

«Основа всей современной жизни в абсолютном большинстве стран — капитализм. А держится он на рыночной экономике. При этом для того, чтобы рынок работал, в обществе должно быть социальное неравенство. И что, значит, мы о равенстве должны забыть? Нет! Ведь демократия — это не пустой звук».

Главное — равенство, считает Пеньялоса, — равенство между детьми. Каждый должен иметь доступ к зеленому парку, бассейну и прочей полезной инфраструктуре. Но для создания подобного равенства нужно сначала, разумеется, создать такую инфраструктуру.

Улицы Боготы до и после руководства Пеньялоса

Что такое хороший город?

«Хороший город — это такой город, где нам хочется находиться в общественном пространстве, — цитирует Пеньялоса одного из ученых-урбанистов. — Что это за пространства? Это парки, площади, пешеходные зоны. Именно там должно ощущаться всеобщее равенство. Ведь в рабочее время люди с низким и высоким достатком равны, а неравенство начинает ощущаться, когда они выходят из офиса на улицу. Богатые могут позволить себе личные сады, спортивные площадки и прочее… Нужно создавать аналогичные общественные вещи, не уступающие по уровню. Если в городе хорошо себя чувствуют наиболее уязвимые категории граждан — дети, пожилые, инвалиды, люди с низким уровнем достатка, — значит, комфортно и остальным».

Пеньялоса убежден, что разница между прогрессивным и отсталым городом не в марках машин, которые по нему ездят, и не в красоте автострад — разница в качестве пешеходной зоны.

О современных зданиях

«Сейчас существует огромная опасность для многих городов мира — торговые центры. Когда они замещают общественные пространства как места встречи людей, это значит, что город болен и страдает. Где сейчас собираются люди? В торговых центрах. Разве можно в таком центре начать социальную революцию? Никогда! Это ведь расхожая история: вы приезжаете в какой-то город мира, скажем, Бангкок, и спрашиваете «А куда мне лучше всего сходить?». И получаете ответ — «тут недалеко есть торговый центр».

Послушайте, но ведь они все одинаковы: деревьев нет, архитектуры нет, погоду не чувствуешь, океан не видишь, речку не видишь, и сам город не видишь. Если вам завязать глаза, посадить на пару часов в самолет, не сказав направления, а потом выпустить в торговом центре, вы не поймете, где вы.

Что же касается других современных зданий — нет разницы, скажем, сколько этажей в офисном центре. Гораздо важнее, что со зданием происходит, когда оно касается земли, есть ли рядом качественное общественное пространство".

О приоритетах

«Сначала пешеходы, потом велосипедисты, потом автомобилисты, — утверждает Пеньялоса, лишний раз подтверждая правило „сначала общественное, потом личное“. — У всех машин есть качественные дороги, но не у всех пешеходов есть хорошие тротуары, а у велосипедистов дорожки. Или по-другому: тротуары есть, но забиты машинами. Это ведь вопиющее неравноправие! Россия — практически единственная страна в мире, где гражданина заставляют прятаться от машин под землю, заходя в эти переходы. Может, лучше спрятать туда машины?»

О набережных

По мнению лектора, набережные — это одно из немногих сокровищ, источников радости, оставшихся в городе. Если город считается демократическим — он никогда не оградит своим гражданам доступ к набережным. «В Боготе мы сделали центральную улицу пешеходной. И вместо предложенной нам восьмиполосной автодороги сделали 35-километровую велодорожку, которая соединила богатые районы с бедными». В Боготе нет рек, поэтому набережную там соорудили возле сточного канала.

Набережная в Боготе

Тем временем, рассказывает Пеньялоса, многие города мира пытаются понять: как же им открыть доступ к набережным, ведь везде он закрыт либо домами богачей, либо автодорогами. Так, например, парижане закрывают дороги на набережных на один-два дня в месяц, а правительство Бостона выделило на эти задачи $ 20 млрд.

О борьбе с пробками

«Транспорт — очень странная проблема, которая постоянно ухудшается, — говорит Пеньялоса. — Покажите мне хотя бы один город мира, где проблема пробок решилась бы достройкой дорог. Чем больше вы даете места машинам — тем больше они у вас его заберут, тем больше их появится. Отдайте им все пространство — пробки не исчезнут. Надо не давать, а забирать пространство у автомобилей — это политическое, а не техническое решение».

Следует ограничить количество личного транспорта, считает Пеньялоса. А для этого, как минимум, запретить парковку в центре города и увеличить налог на автомобили.

Выделенные линии для автобусов в Боготе

Люди в мире любят общественный транспорт не за его экологичность, а за то, что он мобильнее (в силу работы выделенных полос), и с ним не нужно искать место для парковки или платить за въезд в какую-то часть города, говорит лектор. Нужно придумывать все новые способы, как убедить людей пользоваться общественным транспортом. Или — создавать условия к пересаживанию на велосипеды. Пеньялоса убежден, что велодорожки — это символ демократии, ведь при их наличии уравнивается в правах человек, который едет на велосипеде за 300 долларов, и человек на машине за 30 000.

«В Боготе мы провели референдум „Хотят ли люди на один день в году видеть свой город без машин?“. И вот теперь каждый второй четверг февраля в город не выезжает ни один частный автомобиль».

Александр Левин

Новости
23 Апреля 2024, 19:42

В Министерство экологии РТ поступило более 400 обращений С 15 по 19 апреля

Татарстанцев больше всего волновали несанкционированные свалки.

В период с 15 по 19 апреля в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 411 обращений. Больше всего жителей Татарстана беспокоили несанкционированные свалки — по этой проблеме было 338 жалоб. Об этом сообщила пресс-служба минэкологии РТ.

Всего с начала года в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 1938 обращений: 768 через мобильное приложение «Школьный экопатруль», 289 сообщений через систему «Народный контроль», 66 зарегистрировано на платформе обратной связи «ПОС» и 815 уведомлений принято по каналам связи Министерства.

Ранее TatCenter писал, что минэкологии РТ запустило республиканский конкурс #ЭКОВЕСНА2024, посвященный проведению санитарно-экологического двухмесячника.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: