Библиотека Рубрики
28 Ноября 2016, 10:33

Томаш Седлачек: «Экономика стала религией нашего времени»

Томаш Седлачек уверен: экономика в кризисе. Однако это лишь одна сторона медали. TatCenter.ru публикует выдержки из прошедшей в Казани лекции чешского экономиста, где Седлачек отвечает на вопросы: работает ли капитализм так, как нам этого хочется, действительно ли экономике нужен рост или это просто фетиш на пути в «рай»?

Осенью в России вышла книга чешского экономиста Томаша Седлачека «Экономика добра и зла. В поисках смысла экономики от Гильгамеша до УоллСтрит», которая принесла автору всемирную известность.

Томаш Седлачек — в прошлом экономический советник Вацлава Гавела, в настоящем — ведущий макроэкономист Чехословацкого торгового банка. В книге, ставшей бестселлером и переведенной на 11 языков, он исследует то, как менялись представления человека о мире с экономической точки зрения. Автор обращается к древнейшим культурам и источникам, чтобы рассказать, какие убеждения и этические ценности лежат в основе современной экономики.

Лекция Томаша Седлачека прошла 26 ноября в «Смене».

«Мой взгляд в книге больше философский. И моя главная мысль в ней — экономика притворяется технической наукой, а на самом деле ей не является.

Экономика стала религией нашего времени.

Экономика нормативна наоборот. Она не позволяет каких-то суждений с вашей стороны, в неё нельзя вмешиваться, она работает сама по себе. Она говорит вам о ценностях в жизни и ценах. Нам не позволено управлять ею, но она должна руководить нами, вести нас в будущее.

Приведу два примера, каким образом экономика похожа на религию. В первом я прочту религиозный текст с экономической позиции, во втором — возьму в пример Грецию и покажу, как можно увидеть её проблему с религиозной точки зрения.

Возьмем известную всем историю из религии — сотворение мира. Во всех основных религиях она примерно одинакова. Всё крутится вокруг первородного греха. В католической традиции первородный грех связан с сексом. Но это слово даже не появляется в истории о рождении. Но есть другое слово, которое появляется 22 раза, — потреблять. Потому что они потребляют плод познания, добра и зла. Вообще, нельзя употреблять одно и то же слово 22 раза. Иначе же в этом должен быть какой-то смысл.

Из этого можно сделать вывод, что первородный грех — это грех потребления.

Они не потребляли этот плод из чувства голода, и это не было абсолютно необходимо с биологической точки зрения. Это напоминает мне о том, что первой одеждой люди прикрывали гениталии. Это тоже не было биологическим позывом, не из-за холода она оделись впервые. Истинной причиной был стыд. Подоплека в обоих случаях психологическая.

Первородный грех — это не секс, во что мы верили две тысячи лет, а потребление.

Почему же возникло такое недопонимание? Потому что Иисус был чист, то есть рожденным без греха. А все остальные люди — нечистые. Потом произошло изгнание из рая. И проклятие, которое получают Адам и Ева, тоже имеет подоплеку, связанную с потреблением. Если вы смотрели «Бойцовский клуб», там тоже появляется такое проклятие, только в более современном виде. Тайлер Дерден пьет пиво со своим альтер-эго и говорит: «Мы работаем на работе, которую ненавидим, чтобы купить вещи, которые нам не нужны». Всего, что нам дано, нам уже не достаточно.

Сейчас неожиданно история Адама и Евы становится актуальной. Современные люди не могут контролировать свои желания, скорее желания контролируют нас. И желания разрушат нас.

Ты будешь работать, производить, но природа, животные будут убегать от тебя. Тебе придется приручить их, чтобы выжить. Тебе придется брать плуг, выворачивать землю наизнанку, чтобы что-то получить. Ты будешь работать до седьмого пота. Но даже теперь со всеми технологиями, включая wi-fi, интернет, компьютеры, телефоны, тебе этого не достаточно, для того, чтобы удовлетворить свои потребности. Это очень старая история, которой больше трех тысяч лет, но и сегодня ее можно интерпретировать под настоящее в экономическом прочтении.

Другой способ интерпретации этой истории — это когда люди находятся в условии экономического рая. Мой вопрос был: мы всегда хотели быть в таком раю, но были ли когда-нибудь? Я посмотрел все фильмы, прочитал все книги, проникся культурами, чтобы понять, как жили бы люди в условиях экономического рая. Были бы мы счастливы?

Может ли экономика сделать человека счастливым? В этом отношении и мифология предлагает множество историй подобных тем, что есть в Коране или Библии. Суть в том, что начинается всё хорошо, а дальше идет неправильно.

Когда Бог создал Адама, он пустил его в Эдем, что стало чем-то вроде экстаза. Что испытал Адам впервые? Благодарность, радость от того, что он существует? Нет. Он почувствовал одиночество. И это странно, потому что нельзя быть счастливым в одиночестве. Наверное, это и есть самая главная причина создания Адаму партнера. Из этого я могу сделать вывод, что слово «достаточно» не может прийти извне, оно должно прийти изнутри. Эта ситуация наблюдается в современной экономике.

Мы постоянно хотим большего, роста экономики, роста ВВП, и нам никогда не будет достаточно результатов, до тех пор, пока мы сами не скажем «достаточно».

Возвращаясь к истории, Бог реагирует на одиночество Адама и создает ему помощника. Но для чего? Для какой работы ему нужен помощник? Вот и у нас: мы не знаем, что делаем, но знаем, что делаем это недостаточно хорошо. Мы экономически что-то нехорошо делаем, духовно, и мы всегда в каком-то замешательстве. Вот в чем и вопрос: может ли рост экономики и ВВП сделать нас счастливыми? Мы стали единственными существами на Земле, которые неестественно естественны.

Например, в помещении достаточно тепло, чтобы раздеться. Это естественно. Но если мы все будем сидеть голыми, мы не будем чувствовать себя естественно. Мы чувствуем себя естественнее в одежде. Таким образом, я хотел показать, что такие истории имеют связь с нашей культурой и у них может быть новое прочтение.

Руссо говорил: «Человек может сделать всё, чтобы попасть в рай, но потом сделает всё, чтобы оттуда сбежать». Со всех сторон если посмотреть, то мы сейчас живем в раю, никогда еще не было таких экономических условий для этого. Каждый здесь сидящий больше похож на Бога, чем те, что создали всю историю до нас.

Мы (люди) летаем выше любых птиц, ныряем глубже рыб. Везде, где есть камера, есть мои глаза. Везде, где есть микрофон, есть мои уши. И я могу увидеть что-то, услышать и написать об этом твит. Тогда весь мир мгновенно узнает об этом, и я стану даже лучше Бога. Считается, что Бог не мог отправить свои послания всем одновременно. Всегда были какие-то посредники. Иисус, Будда, Мохаммед и другие…

Мы — современные люди — вездесущие. Любая мудрость буквально на кончиках наших пальцев. Но всё же мы чувствуем, что у нас ничего нет, что мы бедны и находимся в опасности.

Давайте посмотрим, что бы произошло, если бы Адам и Ева не вкусили плод. Другими словами, я задаю вопрос: как люди жили бы в этом продолжающемся состоянии счастья. Ведь совершенство не может длиться долго.

Один из самых важных вопросов в экономике за последние 4 года — спасать Грецию или не спасать. И до сих пор мы не пришли к ответу. Как мы должны вести себя: согласно закону или согласно духовным убеждениям? Это христианская дилемма.

Давайте представим, что мы открываем газету четыре года назад и читаем её. Но для этого нужно пояснить две вещи: что долг в новом завете — синоним греха. Более точным переводом нового завета будет: прости нам долги наши, как мы прощаем их должникам нашим. А вера — это кредит. Наша валюта — это вера. Давайте почитаем газету, зная перевод этих двух слов.

То есть грех (долг) Греции слишком тяжел, чтобы его нести, и страна должна быть спасена. Есть в христианстве слово искупление, что значит «спасение». Греческий вопрос является продолжением теологической дискуссии. То есть долг Греции настолько тяжел, что должен был быть спасен кем-то более сильным, в данном случае, Германией, у кого есть кредит (доверие). Это тоже один из примеров, описанных в моей книге.

В завершение подчеркну, что в экономике, как и в религии, мы должны быть осторожны с фанатиками. Экономический фанатик видит только цифры, а не людей. Он видит в деньгах нечто большее. А валюта, те бумажки — это не деньги вовсе. Это лишь ваша вера в них. Основная часть ваших денег лежит в банке и вы даже не видите её. Точно так же как и фанатик религиозный видит Бога, рай, так и экономический фанатик видит это в денежном воплощении.

Деньги работают только если вы верите в них. Единственная сила, которой они владеют — это сила веры. Мы должны понять, что мы должны навязать экономике свои нормы, такие же сильные, как и религиозные".

Записала Надежда Пестерникова

Новости
29 Марта 2024, 09:41

В РТ число малых и средних предприятий увеличилось на 4,3% По итогам 2023 года

На предприятиях МСП работает 875 тысяч сотрудников.

В Татарстане по итогам 2023 года увеличилось количество предприятий малого и среднего бизнеса (МСП). Об этом рассказала первый заместитель министра экономики РТ Наталья Кондратова.

На конец 2023 года в республике работало 172,5 тыс. субъектов малого и среднего бизнеса. Число таких предприятий по сравнению с 2022 годом увеличилось на 4,3%.

Количество сотрудников, занятых в МСП, выросло на 14%. В конце прошлого года в этой сфере работало 875 тыс. человек. Отмечается, что это 41% от общего числа занятых в экономике РТ.

Также существенно выросло количество самозанятых — на 30,7%. В республике насчитывается более 306 тысяч человек, оформивших самозанятость.

Наталья Кондратова рассказала, что местные организации успешно справляются с ограничениями, связанными с санкционным давлением. Предприятия перестроили логистику, рынки сбыта, сохранили инвестиционную активность.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: