Новости
29 Декабря 2014, 14:30

Тимур Нагуманов: «Приходилось преодолевать сопротивление в министерствах и ведомствах»

В январе исполнится два года, как в Татарстане появился бизнес-омбудсмен. С момента назначения Тимура Нагуманова уполномоченным по защите прав предпринимателей общество прошло этапы сомнения и признания новой структуры. В интервью порталу TatCenter.ru омбудсмен рассказал, как боролся с косностью чиновников, почему намерен перестроить взаимоотношения бизнеса и власти и зачем бизнесу свое мобильное приложение.

— Тимур Дмитриевич, как для уполномоченного по защите прав предпринимателей прошел этот год?

— Для нас, как для института уполномоченного, ключевым было то, что это второй год нашей работы. С точки зрения становления института это, можно сказать, только самое начало. В уходящем году мы начали функционировать в оформленном виде, мы впервые приготовили доклад уполномоченного, начали полноценно работать как государственный институт. В этом смысле этап становления до сих пор продолжается.

Когда наш институт появился два года назад, в России, и в Татарстане это было что-то совершенно новое. В принципе, во всем мире нет прямых аналогов или шаблонов, чтобы их можно было копировать. Шел длинный период самоидентификации. Ни на региональном, ни на федеральном уровне не было понимания даже самой идеи и форм реализации.

Все понимали, что нужно защищать права бизнеса, улучшать инвестиционную привлекательность, а как это делать, в каких формах, в каких видах, какими инструментами и прочее — это было большой загадкой.

В 2013 году мы на федеральном и региональном уровнях приняли закон «Об уполномоченном при президенте». Мы прошли очень долгий путь формирования этого закона, и только к концу прошлого года мы оформились, у нас появился штат. Формирование института продолжалось в течение всего текущего года. Нам приходилось жестко преодолевать сопротивление, объяснять, кто мы и какие у нас функции, защищать полномочия, которыми нас наделил закон.

Сегодня мы полноценно можем работать практически с любыми обращениями предпринимателей, связанными с нарушением их прав со стороны органов власти. Обращений поступает достаточно много, за текущий год с учетом прошедшего, уже около 900 обращений обработали. Это наш прямой функционал, главная обязанность, и обращений становится все больше с каждым месяцем.

— Вы инициировали в республике проекты, которые могут в корне изменить взаимодействие власти и бизнеса: реестр проверок бизнеса, сайт по автоматизированной подаче заявок на конкурсы. На какой стадии реализации находится каждый из них?

— Мы много работаем с конкретными, точечными обращениями бизнеса. Часто, анализируя эти обращения, мы диагностируем системные проблемы и начинаем с ними работать. Для решения таких вопросов создаются проекты.

Например, есть проблема отсутствия прямого диалога между предпринимателями и властью. Одни не слышат других, не коммуницируют и не взаимодействуют. Между тем, руководителям органов власти нужно получать обратную связь о работе своего ведомства из первых уст, а бизнесменам важно быть услышанными. Для решения этой задачи мы создали проект «Бизнес и власть: откровенный разговор». Это серия регулярных встреч предпринимателей с первыми лицами органов власти. На мероприятии предприниматели озвучивают только конкретные проблемы, которые может решить руководитель федерального или местного органа власти. Все решения протоколируются, а их решение ставится на контроль.

Мы уже провели шесть таких встреч, в том числе с президентом (Татарстана — ред.). Продолжим в 2015 году, будет подробное расписание и портал, где можно подать заявку на участие, посмотреть ход исполнения решений и прочее. В этом вопросе нам важна максимальная публичность и прозрачность.

Или другой проект, который мы инициировали в этом году, — создание единого реестра проверок. Если проанализировать все обращения к нам, то количество обращений и тематику можно прорейтинговать. Первое место в нашей градации всегда занимают вопросы, связанные с земельно-имущественными отношениями. Второе место делят проверки и уголовное преследование.

Контролирующих и проверяющих органов у нас очень много. В начале прошлого года мы начали проводить анализ текущего года, и поняли, что в едином месте невозможно почерпнуть информацию — сколько проверок было.

Есть плановые проверки различных органов, есть внеплановые, проводимые по согласованию с прокуратурой, есть проверки, которые проводятся без согласия прокуратуры, но в рамках закона, есть огромное количество проверок в рамках кодекса об административных правонарушениях. Даже объединить все это в единую базу данных оказалось сложным. Нам потребовался почти месяц, чтобы просто понять объем проблемы.

Мы и наши коллеги из других регионов проводили глубокий анализ этой проблемы. Были подготовлены 215 предложений. По сути, то, что мы услышали в послании (президента России Владимира Путина — ред.), это прямые отголоски тех предложений, которые вносились нашим институтом. В частности, было решено, что здесь нужно усиливать роль прокуратуры, и после послания президента этот процесс пошел достаточно активно. Кроме того, нашла поддержку идея о создании единого реестра, в котором бы содержалась вся информация о том, кого проверяют, за что проверяют и так далее.

Все проверяющие органы говорят, что у них нет так называемого «плана» по выявлению нарушений. Но, общаясь с контролерами, мы приходим к выводу, что количество составленных протоколов — чуть ли не основной KPI для них.

И это бесконечная ловушка: пока ревизоры и контролеры заинтересованы в том, чтобы «поймать» и наложить штраф, они будут это делать, даже нарушая права предпринимателей.

Пока на данном этапе мы определились с пилотными ведомствами, которые будут подавать информацию в реестр. Со следующего года мы начнем развитие самого ресурса, самого продукта. Пока в него вошло не очень большое количество ведомств — это государственный пожарный надзор, федеральная миграционная служба, административно-техническая инспекция Казани, зеленодольские органы контроля, также инспекция по труду РТ.

Третий проект, который мы реализуем — это переформатирование государственной поддержки бизнеса в республике. При этом мы не говорим о том, кому конкретно необходимо оказывать поддержку, а кому нет. Мы говорим о том, что сама форма взаимодействия государства и бизнеса по вопросу поддержки должна быть другой.

Сейчас есть основные распорядители — минсельхоз и минэкономики республики. Это те органы, которые в течение года выделяют достаточно большой объем финансовой поддержки. У них 28 программ, и сейчас даже составить таблицу, где можно было бы описать вид программы и необходимые документы, заняло достаточно длительное время. Разные специалисты в разных отделах занимаются отдельными моментами этой работы. Часто внутри одного ведомства они даже не скооперированы.

Мы предложили сделать, если хотите, систему «одного окна», когда работает единая подача документов. Чтобы предприниматель заявлялся на господдержку, предоставлял стандартный набор документов, после чего мог бы расчитывать на те или иные формы поддержки. Это может работать за редким исключением, например, когда нужно дополнительно подтвердить свой статус для создания семейной фермы.

То есть базовый пакет документов — он один и тот же. Неважно, на «Лизинг-грант» заявляется предприниматель, на семейную ферму или субсидирование процентной ставки по линии минсельхоза. Мы предлагаем стандартизировать, упростить, сделать это в электронном виде, чтобы формировался единый реестр получателей. Это значительно упростит задачу по получению господдержки для бизнеса, сделает процедуру и итоги господдержки прозрачнее. Все это можно реализовать в рамках единого портала, который мы сейчас проектируем: здесь будет собрана вся информация по формам господдержки, реализован функционал подачи заявок, представлена сводная информация по реализации программ в прошлом и результатах получателей господдержки.

— Когда такой портал может заработать?

— Мы об этом заявляли еще в начале года. Но сама идея ломает стандарты министерств-распорядителей господдержки.

Вы понимаете, все привыкли в своей «коробочке» работать: у него ручка здесь лежит, телефон — здесь, а компьютер стоит так. И когда ему говорят, это неправильно, все должно быть по-другому, это вызывает негатив со стороны исполнительных органов.

Мы в течение всего года жестко продавливаем этот вопрос. Но на уровне исполнителей его пытаются «похоронить». Но мы со своей стороны жестко стоим на своем, в течение всего года этот вопрос двигаем и сейчас проект постановления правительства находится на согласовании. Последнее ведомство осталось — министерство юстиции. Для самих себя поставили задачу до конца года добиться принятия этого постановления.

Если оно будет принято, то со следующего года начнется работа по его реализации. Оптимистичный прогноз — конец первого квартала следующего года, реалистичный — третий-четвертый квартал. Нужно время на реализацию Это будет непросто, но мы с этого пути не сойдем. «Единое окно» по программам господдержки — это эффективное решение, и, самое главное, это нужно для бизнеса. И мы добьемся того, чтобы этот проект был реализован.

— Расскажите подробнее, как появилась идея проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор», и как он будет развиваться?

— На самом деле, очень интересный получился опыт — впервые в мае этого года Рустам Нургалиевич (Минниханов — ред.) встретился с бизнесом в таком нестандартном формате. Обычно, не то, что президент, а все ведомства привыкли встречаться в формате больших совещаний. Думают, что если мы охватим максимум, то мы получим максимум эффекта. Но, фактически, дискуссии и диалога, вовлечения участников на больших совещаниях никогда не получается.

А задача у нас была, когда мы готовились к встрече с президентом, придумать нестандартный формат. Мы с нашими pro bono экспертами несколько раз устраивали «мозговые штурмы» на эту тему, искали решение. Мы поняли одно — не хватает диалога. Чтобы предприниматели могли высказаться. И мы предложили формат, когда в течении 1,5−2 часов участники задают 15−20 вопросов, которые мы заранее собираем и прорабатываем.

Важно, что мы прорабатываем вопросы не с позиции цензуры, а с позиции их целесообразности и адекватности, конкретности и возможности решения. Вопрос можно по-разному задать и по-разному на него ответить. Иногда предприниматель говорит, что у него есть вопрос, но его формулировка оказывается неясной или неконкретной. Если вопрос конкретный, релевантный спикеру, и он может получить свое решение — то предприниматель его задаст на встрече в том виде и формате, в котором пожелает.

Главное и единственное условие участия предпринимателя во встрече «Бизнес и власть: откровенный разговор» — наличие вопроса. Если вопрос есть — предприниматель может стать участником встречи. Нет вопроса — извини, просто приходить и занимать пространство в зале нет никакого смысла.

— Какого эффекта вы ожидаете от проекта в целом?

— Сейчас этот проект начал активно работать. После встречи с президентом были встречи у руководителя федеральной антимонопольной службы Александра Груничева, у министра экологии Артема Сидорова, буквально на днях, прошла встреча с руководителем Роспотребнадзора по РТ Мариной Патяшиной и мэром Набережных Челнов Наилем Магдеевым.

Перед каждой встречей мы опрашиваем около 5 тысяч респондентов, для этого работает call-центр, рассылка. Как я уже сказал, в ближайшее время портал начнет работать. Мы активно используем ресурсы общественных объединений, просим их сделать рассылку среди членов.

Руководители госорганов редко в подобных форматах с кем-то встречаются.

У нас же как — все мы ежедневно «тушим пожар». Руководитель любого ведомства с утра до вечера занят, у него очень плотный график. Заняться вопросами, которые не на поверхности, в глубине находятся, он не может, да он о них и не знает. Потому что о них не шумят, не говорят, нет демонстраций, в СМИ нет каких-то разоблачительных статей. Когда о проблеме все молчат, кажется, что ее нет, или она не актуальна.

Марина Патяшина после встречи мне сказала: «Я очень довольна, потому что теперь я знаю, чем мне нужно заниматься в течении всего 2015 года. И я знаю, что является наиболее актуальным и важным в нашей работе для бизнеса. По сути, это будет базой для того, чтобы сформулировать поручения и план работы всего ведомства на весь следующий год». Мне кажется, это очень важно. Потому что мы не создаем конфликты, не пытаемся кого-то наказать, публично «поставить на вид». Мы пытаемся создать диалог, дискуссию, чтобы бизнес и власть становились ближе друг к другу и умели нормально общаться.

— Недавно вы встречались с президентом Владимиром Путиным, какие впечатления у вас от общения с главой государства?

— Встреча с Владимиром Путиным это «кульминация» для всего института уполномоченных в уходящем году. Это признание на всех уровнях. Встреча прошла очень позитивно. Нас, конечно, интересовала тема бизнеса. Нам было приятно, что те 215 предложений, которые были нами сформулированы, попали в доклад. Было видно на встрече, что Владимир Путин хорошо знает и проблемы, и предложения, изложенные нами.

Помимо встречи с президентом в это время у нас в Москве состоялся целый ряд мероприятий, большой съезд всех региональных уполномоченных, подведение итогов работы. Нам удалось войти в ТОП-5 регионов-лидеров. На федеральном уровне нас признают и к нам прислушиваются, с уважением к нам относятся. По многим вопросам нас приводят в пример. У нас принят достаточно хороший закон об уполномоченном, у нас, в отличие от многих других регионов, приняты изменения в кодекс об административных правонарушениях, и мы имеем право наказывать чиновников за нарушение сроков предоставления нам информации, за вмешательство в нашу деятельность, за невыполнение наших законных требований.

— Как себя чувствует бизнес, по сравнению с прошлым годом?

— Обращений стало больше. Это факт однозначный. О нас стали больше знать, соответственно, стали больше обращаться. Ну и многие предприниматели поверили, что к нам можно прийти с вопросом.

Конечно, сейчас тяжело. Очень сильно влияет кризис, снижение покупательской способности населения, снижение курса рубля. Всем бизнесменам, с которыми я встречался, я задавал очень простой вопрос: а как вы считаете, кому сейчас хорошо? Какому бизнесу? Мне никто не смог ответить. Кто-то в шутку говорил, что, наверное, банкирам.

Но с точки зрения давления на бизнес, я вижу только то, что ситуация, слава Богу, не ухудшилась. В этом году было много попыток внести дополнительное давление на бизнес, к сожалению. Попытка ввести муниципальный сбор, попытки увеличить различные налоги, отказ от льгот. Это происходило постоянно — на протяжении всего года. Предпринимательское сообщество противостояло, и очень многое нам удалось сделать. Главное — нам удалось добиться, чтобы нагрузка не увеличивалась.

— Какие направления остаются наиболее проблемными в вашей работе?

— Большую часть из всех обращений занимают земля и имущество, проверки и уголовные преследования. Земля — безоговорочный лидер по запросам от предпринимателей, потому что это самый дефицитный ресурс, и законодательство крайне сложное. В законодательстве очень много нюансов, и возникает очень много конфликтных ситуаций.

Вопрос находится на уровне муниципалитета. И в каждом муниципалитете, если честно, свои, так скажем, правила игры, по этому вопросу. Вроде бы они и не противоречат законодательству, но создают массу сложностей. Есть несовершенство законодательства, которое позволяет органам власти сильно затягивать все процедуры. Это проблема федерального законодательства. Мы стараемся с этим бороться, но не всегда эффективно — многие ведомства привыкли решать все проблемы в суде и решения затягиваются.

Тот же комитет земельных и имущественных отношений Казани. Для них пройти три инстанции — это минимальное, что они могут сделать. Три судебных инстанции — это минимум потеря полугода, в течение которых вопрос «висит». Для бизнеса это серьезная проблема, иногда — цена банкротства. Для КЗИО за это время ничего не меняется, они просто страхуют так свои риски или затягивают решение.

Другое направление нашей защиты бизнеса — уголовное преследование. Это очень сложная сфера. Мы не являемся участниками уголовного процесса, не имеем доступа к материалам следствия. Это самая сложная тема, потому что из скудного объема информации и материалов нужно понять суть вопроса и попытаться помочь предпринимателю. Нам важно понять все детали, изучить все материалы, и вообще, разложить всю хронологию — что было. Если хотите, мы действуем как адвокаты, профессиональные юридические консультанты, которые, не узнав до конца всей сути, не могут действовать.

Уголовные обращения занимают второе, либо третье место в обращениях, как правило. Они идут отдельной статьей, с ними трудно работать. Это очень долгий процесс, но мы результата добиваемся. Прекращаем уголовные дела.

Это очень затратно для нас. У нас есть отдельный сотрудник, который занимается этими делами. Кроме меня в аппарате четыре человека, это люди, которые занимаются непосредственно обращениями. Плюс мы опираемся на экспертное сообщество. Самые сложные и резонансные, запутанные, мы направляем нашим pro bono экспертам, которые дают нам независимую оценку и мнение.

— Могли бы рассказать об основных профессиональных задачах на следующий год?

— Мы хотим более активно начать пользоваться нашими активными полномочиями, в частности, это участие в суде. Недавно у нас был первый «почин». Сотрудники аппарата участвовали в судебном заседании в суде общей юрисдикции, как специалисты, привлеченные для дачи заключения. У нас такое право появилось. Оно очень специфичное, непростое, судами оно до конца не отработано.

Также мы планируем нарастить участие в проверках. Мы в нескольких проверках уже приняли участие, это дает положительный эффект. На базе этого реестра мы хотим сделать программный продукт, вплоть до мобильного приложения. Все 120 тыс. проверок мы охватить точно не сможем, но сложные, резонансные — обязательно.

Конечно, на сегодня есть еще задачи по патентной системе налогообложения. Все-таки, необходимо ее совершенствование. Неоднократно мы к этому вопросу обращались. Пока сдвинуть дело с «мертвой точки» не удалось.

Но мы не успокоимся, мы дальше будем продолжать, потому что наши коллеги надеются, что мы успокоимся и забудем. Мы не успокаиваемся, не забываем и будем это делать дальше.

Серьезная работа у нас предстоит по анализу КоАП как республиканского, так и федерального. Мы вместе с депутатским корпусом Госсовета должны первым делом проработать вопрос о смягчении некоторых статей КоАП РТ. Потому что у нас есть много статей, где ничего, кроме штрафа, не предусматривается. Мы считаем, что это не совсем правильно. Элементарно за то, что на ступенях снег, можно, наверное, на первый раз, все-таки, выписать предупреждение, а не сразу штрафовать.

Эти вещи очень сложные, и коллеги из контролирующих органов, конечно, стоят на том, что нужно штрафовать всех, побольше, всегда и за любое правонарушение. Но мы считаем, что нужно смягчать, и это серьезная работа, которая нам предстоит уже в ближайшем первом квартале.

— Такой ли вам представлялась работа уполномоченного по защите прав предпринимателей, когда вас назначали на эту должность два года назад из совершенно другой сферы?

— Когда меня назначали, мне работа омбудсмена, конечно, представлялась совершенно другой. Точнее, я не очень представлял, какая она. Мы до сих пор в процессе становления. Я не могу сказать, что доволен результатом, достигнутым на данный момент, я удовлетворен. Это очень интересный, на самом деле, процесс, участвовать в этапах становления этого института, правил, механизмов работы.

Нам удалось сделать очень много. Нас признают, нас знают. У нас есть конкретные дела. Они завершились положительно для предпринимателей, ряд системных проблем, либо уже решения достигнуты, либо они в процессе финализации. Это тоже большой результат. Ну и есть серьезные планы — мы только в стадии наращивания сотрудничества. Я считаю, это ключевое для нас сейчас — не сбавить темп и улучшать качество работы.

Новости
18 Апреля 2024, 16:54

Власти Казани перевели жилые помещения в пяти домах в нежилые

Они расположены по улицам Нижняя, Колымская, Бирюзовая и Мостотряд.

Власти Казани перевели жилые квартиры в пяти домах, расположенных на улицах Нижняя, Колымская, Бирюзовая и Мостоотряд, в нежилой фонд. Информация об этом содержится в новом выпуске электронного сборника документов и правовых актов на сайте мэрии города.

Согласно документу, в доме № 5 на улице Нижняя в нежилой фонд переведены восемь квартир, в доме № 18 на улице Колымская — четыре помещения, в доме № 12 на улице Колымская — девять квартир, в доме № 31 на улице Бирюзовая — шесть квартир, а в доме № 3 на улице Мостоотряд — четыре квартиры.

Напомним, в Татарстане спрос на покупку нежилых помещений в ипотеку за год вырос на 30%.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: