В соответствии с Конвенцией о международном факторинге, принятой в 1988 году Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет одному из следующих четырех признаков:
- наличие кредитования в форме предварительной оплаты долговых требований;
- ведение бухгалтерского учета поставщика, прежде всего — учета реализации;
- инкассирование его задолженности;
- страхование поставщика от кредитного риска.
Многие потенциальные клиенты факторинговых компаний пытаются сравнивать факторинговые и кредитные операции. Это некорректное сравнение, и для снятия вопроса различия этих двух продуктов приведем их сравнительный анализ.
По составу услуг факторинг различают с правом регресса и без него. При заключении соглашения с правом регресса поставщик продолжает нести определенный кредитный риск по долговым требованиям, проданным им факторинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Однако если у поставщика отсутствует собственная система контроля и управления кредитными рисками, факторинговая компания в некоторых случаях может брать на себя кредитный риск,
Кроме того, факторинг бывает открытый и закрытый (конфиденциальный). При открытом факторинге покупатель оповещается о том, что долг перед поставщиком переуступлен факторинговой компании. Такое уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по данному счету была полностью переуступлена фактору, который является единственным законным получателем платежа, с указанием платежных реквизитов фактора. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведомляет покупателя о переуступке всех дебиторских задолженностей фактору. При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга договор между поставщиком и фактором не подлежит огласке для покупателя до тех пор, пока покупатель не нарушит условия контракта, необоснованно отказавшись платить. В этом случае поставщик уполномочивает фактора уведомить покупателя о факте переуступки. Таким образом, при конфиденциальном факторинге покупатель первоначально не осведомлен о факте переуступки и об участии фактора в сделке (счет-фактура поставщика не содержит специальной надписи, уведомляющей покупателя о переуступке), и все платежи направляются напрямую поставщику.
Наиболее эффективно факторинговое обслуживание для малых и средних предприятий, которые традиционно испытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступных для них источников кредитования.
Клиенты зачастую обращаются в факторинговую компанию при необходимости провести реорганизацию сбытовой или закупочной сети, системы управления филиалами и «дочками». Также причинами использования этого финансового инструмента могут быть: заинтересованность в оптимизации управления финансовыми потоками, необходимость развития бизнес-модели предприятия, наличие проблем, связанных с управлением товарными потоками.
Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факторинговыми услугами. Так, факторинговому обслуживанию традиционно не подлежат:
- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции. В этом случае фактору сложно, не обладая специальными знаниями, определить, насколько товар, поставляемый его клиентом, соответствует необходимым требованиям. Хотя по закону он и имеет право регресса к поставщику в случае отказа дебиторов платить, связанного с поставкой товара плохого качества, на
практике с реализацией этого права; - предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания. Отношения клиента фактора и его дебиторов по данной сделке не прекращаются после оплаты ими продукции. Причем отследить, когда, например, появится необходимость в устранении какой-либо поломки, невозможно;
- предприятия, практикующие компенсационные (бартерные) сделки, т.к. в данном случае денежные средства в обороте отсутствуют;
- предприятия, заключающие со своими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по завершении определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). При авансовых платежах факторинг в принципе не нужен самому поставщику. Долгосрочные же контракты с поэтапной оплатой связаны с повышенным риском для фактора;
- строительные и другие фирмы, работающие с субподрядчиками.
Среди основных преимуществ использования факторинговых сделок для поставщика — возможность пополнения оборотных средств, ускорение их оборачиваемости, расширение ассортимента, предоставление более льготных условий оплаты для покупателей, рост объема продаж, а значит, рост прибыли, улучшение структуры баланса (появляется возможность взять кредит, например, для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров).
Вопросы, связанные с оборотными средствами, являются в корпоративном управлении одними из основных. По сути, дебиторская задолженность — вложение капитала. Можно было бы считать, что товар продается только в момент оплаты, до этого момента товар как бы находится на складе, но поставщик не может распоряжаться им, поэтому экономически более верно считать дебиторскую задолженность вложением капитала по аналогии с вложениями в запасы, основные средства и ценные бумаги. Все это актив фирмы. Выбор способа финансирования активов всегда является выбором между риском и прибыльностью. Эффективное управление дебиторской задолженностью является успешным условием работы любой компании, тем более быстрорастущей, так как вложения в активы такого рода могут быстро выйти из-под контроля.
Неотъемлемой частью факторингового обслуживания является информационное обслуживание поставщика, которое включает административное управление дебиторской задолженностью, а также предоставление различных отчетов о состоянии дебиторской задолженности. Объем информации, которой фактор снабжает поставщика ежедневно, достаточно серьезен, так как информированность поставщика обо всех аспектах текущей дебиторской задолженности является одним из слагаемых успешного сотрудничества. Периодически возникает необходимость сверок между фактором, поставщиком и дебитором. Современные средства автоматизации учета позволяют осуществлять постоянный контроль за расчетами по проводимым поставкам со стороны клиента. Для получения наиболее полной и оперативной информации о проводимых операциях фактор устанавливает клиенту специализированное программное обеспечение — Модуль клиента.
Информационное обеспечение клиентов при факторинговом обслуживании позволяет контролировать движение денежных средств и платежную дисциплину покупателей, отслеживать текущее состояние дебиторской задолженности, планировать ежедневные финансовые потоки компании.
В реальном бизнесе менеджеры по продажам часто ставят «жесткость» борьбы с должниками в зависимость от наличия товара на складе. Если товара на складе много, то политика по отношению к должникам смягчается, если же существует дефицит товара (или он намечается), то политика ожесточается. Это типичная ошибка. Поведение должников и наличие товара абсолютно никак не связаны между собой. Существует оптимальная «жесткость» политики по отношению к должникам и оптимальный запас товара на складе. Попытка увязать их приводит к неоптимальности этих двух факторов и, как следствие, к уменьшению рентабельности вложенного капитала. Наличие третьего лица (фактора) в отношениях между поставщиком и покупателем несколько смягчает остроту вышеописанной проблемы.
Возможно, у многих сложилось впечатление, что факторинг — это панацея. Но в значительном числе случаев предпочтительным в плане повышения надежности работы предприятия является кредит от факторингового банка, поскольку именно этот вид финансирования быстрее других корректирует финансово-экономическую ситуацию на предприятии в направлении ее стабилизации.
В России первые попытки создания классического факторингового бизнеса были предприняты в середине 1990-х годов крупнейшими банками страны, такими как «Российский кредит», «Менатеп», Инкомбанк, Альфа-банк и другие. На сегодняшний день рынок классических факторинговых услуг значительно вырос в качественном и в количественном отношении. Спрос на факторинговые услуги в России растет достаточно быстро.
Необходимо отметить, что предоставление качественных факторинговых услуг на уровне мировых стандартов требует наличия опытного персонала, отлаженной технологии, высококлассного программного обеспечения как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика. Следовательно, новому кредитному институту, решившему поставить факторинговую технологию на поток, будет трудно выдержать конкуренцию на этом, пока небольшом рынке.
Согласно прошлогоднему отчету Международной факторинговой ассоциации сегодня в мире всего две страны, где развитие факторинга еще не достигло уровня, соответствующего потребностям и возможностям национального бизнеса — это Россия и Индия. По самым скромным оценкам, нынешний объем факторингового бизнеса в нашей стране в сто раз меньше, чем в Турции.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: