Новости
03 Ноября 2003, 12:32

Современный способ финансирования оборотного капитала

Интерес к новым финансовым инст­рументам в Татарстане ра­стет. Зна­чимым фактором становится по­вышение конкурентоспособности за счет эффективного использо­вания товарного кредита, а также оптимизации движения финансовых потоков предприятия. Одним из таких инструментов является факторинг.

В соответствии с Конвенцией о меж­дународном факторинге, принятой в 1988 году Международным институтом унификации частного права, операция считается факторингом в том случае, если она удовлетворяет одному из следующих четырех признаков:

  • наличие кредитования в форме пред­варительной оплаты долговых требо­ваний;
  • ведение бухгалтерского учета постав­щика, прежде всего — учета реализации;
  • инкассирование его задолженности;
  • страхование поставщика от кредит­ного риска.

Многие потенциальные клиенты фак­торинговых компаний пытаются срав­нивать факторинговые и кредитные операции. Это некорректное сравнение, и для снятия вопроса различия этих двух продуктов приведем их сравни­тельный анализ.

По составу услуг факторинг разли­чают с правом регресса и без него. При заключении соглашения с правом рег­ресса поставщик продолжает нести оп­ределенный кредитный риск по долго­вым требованиям, проданным им фак­торинговой компании. Последняя может воспользоваться правом регресса и при желании продать поставщику любое неоплаченное долговое требование в случае отказа клиента от платежа (его неплатежеспособности). Однако если у поставщика отсутствует собственная система контроля и управления кредит­ными рисками, факторинговая компа­ния в некоторых случаях может брать на себя кредитный риск, т. е. риск не­платежа покупателем вовсе, и заключать соглашение без права регресса.

Кроме того, факторинг бывает откры­тый и закрытый (конфиденциальный). При открытом факторинге покупатель оповещается о том, что долг перед по­ставщиком переуступлен факторинговой компании. Такое уведомление обычно производится с помощью специальной надписи на счете-фактуре, указывающей, что дебиторская задолженность по дан­ному счету была полностью переуступ­лена фактору, который является един­ственным законным получателем пла­тежа, с указанием платежных реквизи­тов фактора. Кроме того, поставщик обычно посылает своему покупателю специальное письмо, в котором уведом­ляет покупателя о переуступке всех де­биторских задолженностей фактору. При закрытом (конфиденциальном) типе факторинга договор между постав­щиком и фактором не подлежит оглас­ке для покупателя до тех пор, пока по­купатель не нарушит условия контрак­та, необоснованно отказавшись платить. В этом случае поставщик уполномочи­вает фактора уведомить покупателя о факте переуступки. Таким образом, при конфиденциальном факторинге покупа­тель первоначально не осведомлен о факте переуступки и об участии факто­ра в сделке (счет-фактура поставщика не содержит специальной надписи, уве­домляющей покупателя о переуступке), и все платежи направляются напрямую поставщику.

Наиболее эффективно факторинговое обслуживание для малых и средних предприятий, которые традиционно ис­пытывают финансовые затруднения из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и ограниченности доступ­ных для них источников кредитования.

Клиенты зачастую обращаются в фак­торинговую компанию при необходимо­сти провести реорганизацию сбытовой или закупочной сети, системы управле­ния филиалами и «дочками». Также причинами использования этого финан­сового инструмента могут быть: заин­тересованность в оптимизации управле­ния финансовыми потоками, необходи­мость развития бизнес-модели предпри­ятия, наличие проблем, связанных с уп­равлением товарными потоками.

Вместе с тем не всякое предприятие, относящееся к категории малого или среднего, может воспользоваться факто­ринговыми услугами. Так, факторинго­вому обслуживанию традиционно не подлежат:

  • предприятия, занимающиеся произ­водством нестандартной или узкоспеци­ализированной продукции. В этом слу­чае фактору сложно, не обладая специ­альными знаниями, определить, на­сколько товар, поставляемый его кли­ентом, соответствует необходимым тре­бованиям. Хотя по закону он и имеет право регресса к поставщику в случае отказа дебиторов платить, связанного с поставкой товара плохого качества, на
    практике с реализацией этого права;
  • предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания. Отношения клиента фактора и его дебиторов по данной сделке не прекращаются после оплаты ими продукции. Причем отследить, ког­да, например, появится необходимость в устранении какой-либо поломки, невоз­можно;
  • предприятия, практикующие ком­пенсационные (бартерные) сделки, т.к. в данном случае денежные средства в обороте отсутствуют;
  • предприятия, заключающие со сво­ими клиентами долгосрочные контракты и выставляющие счета по заверше­нии определенных этапов работ или до осуществления поставок (авансовые платежи). При авансовых платежах факторинг в принципе не нужен само­му поставщику. Долгосрочные же кон­тракты с поэтапной оплатой связаны с повышенным риском для фактора;
  • строительные и другие фирмы, ра­ботающие с субподрядчиками.

Среди основных преимуществ ис­пользования факторинговых сделок для поставщика — возможность попол­нения оборотных средств, ускорение их оборачиваемости, расширение ассорти­мента, предоставление более льготных условий оплаты для покупателей, рост объема продаж, а значит, рост прибыли, улучшение структуры баланса (появля­ется возможность взять кредит, напри­мер, для расширения производственных мощностей или начала работы с новой группой товаров).

Вопросы, связанные с оборотными средствами, являются в корпоративном управлении одними из основных. По сути, дебиторская задолженность — вло­жение капитала. Можно было бы счи­тать, что товар продается только в мо­мент оплаты, до этого момента товар как бы находится на складе, но поставщик не может распоряжаться им, поэтому экономически более верно считать де­биторскую задолженность вложением капитала по аналогии с вложениями в запасы, основные средства и ценные бу­маги. Все это актив фирмы. Выбор способа финансирования активов все­гда является выбором между риском и прибыльностью. Эффективное управле­ние дебиторской задолженностью явля­ется успешным условием работы любой компании, тем более быстрорастущей, так как вложения в активы такого рода мо­гут быстро выйти из-под контроля.

Неотъемлемой частью факторингово­го обслуживания является информаци­онное обслуживание поставщика, кото­рое включает административное управ­ление дебиторской задолженностью, а также предоставление различных отче­тов о состоянии дебиторской задолжен­ности. Объем информации, которой фак­тор снабжает поставщика ежедневно, до­статочно серьезен, так как информиро­ванность поставщика обо всех аспектах текущей дебиторской задолженности яв­ляется одним из слагаемых успешного сотрудничества. Периодически возника­ет необходимость сверок между факто­ром, поставщиком и дебитором. Совре­менные средства автоматизации учета позволяют осуществлять постоянный контроль за расчетами по проводимым поставкам со стороны клиента. Для по­лучения наиболее полной и оперативной информации о проводимых операциях фактор устанавливает клиенту специа­лизированное программное обеспечение — Модуль клиента.

Информационное обеспечение клиен­тов при факторинговом обслуживании позволяет контролировать движение денежных средств и платежную дисцип­лину покупателей, отслеживать текущее состояние дебиторской задолженности, планировать ежедневные финансовые потоки компании.

В реальном бизнесе менеджеры по продажам часто ставят «жесткость» борьбы с должниками в зависимость от наличия товара на складе. Если товара на складе много, то политика по отно­шению к должникам смягчается, если же существует дефицит товара (или он намечается), то политика ожесточается. Это типичная ошибка. Поведение дол­жников и наличие товара абсолютно никак не связаны между собой. Суще­ствует оптимальная «жесткость» поли­тики по отношению к должникам и оп­тимальный запас товара на складе. Попытка увязать их приводит к неопти­мальности этих двух факторов и, как следствие, к уменьшению рентабельно­сти вложенного капитала. Наличие тре­тьего лица (фактора) в отношениях меж­ду поставщиком и покупателем несколь­ко смягчает остроту вышеописанной проблемы.

Возможно, у многих сложилось впе­чатление, что факторинг — это панацея. Но в значительном числе случаев пред­почтительным в плане повышения на­дежности работы предприятия является кредит от факторингового банка, по­скольку именно этот вид финансиро­вания быстрее других корректирует финансово-экономическую ситуацию на предприятии в направлении ее стаби­лизации.

В России первые попытки создания классического факторингового бизнеса были предприняты в середине 1990-х годов крупнейшими банками страны, такими как «Российский кредит», «Ме­натеп», Инкомбанк, Альфа-банк и дру­гие. На сегодняшний день рынок клас­сических факторинговых услуг значи­тельно вырос в качественном и в коли­чественном отношении. Спрос на фак­торинговые услуги в России растет до­статочно быстро.

Необходимо отметить, что предостав­ление качественных факторинговых услуг на уровне мировых стандартов требует наличия опытного персонала, отлаженной технологии, высококлассно­го программного обеспечения как для работы самого факторингового подраз­деления, так и для информационно-учет­ного сопровождения поставщика. Сле­довательно, новому кредитному инсти­туту, решившему поставить факторинго­вую технологию на поток, будет трудно выдержать конкуренцию на этом, пока небольшом рынке.

Согласно прошлогоднему отчету Международной факторинговой ассоци­ации сегодня в мире всего две страны, где раз­витие факторинга еще не достигло уров­ня, соответствующего потребностям и возможностям национального бизнеса — это Россия и Индия. По самым скромным оценкам, нынешний объем факторинго­вого бизнеса в нашей стране в сто раз меньше, чем в Турции.

Новости
20 Апреля 2024, 12:17

На дорогах Татарстана произошло почти 700 ДТП С начала 2024 года

В результате аварий 85 человек погибли, еще 859 получили различные травмы.

В Татарстане с начала года в ДТП погибли 85 человек, еще 859 получили ранения. Об этом сообщил главный госавтоинспектор республики Рустем Гарипов на пресс-конференции.

По его словам, общее число аварий составило 698. Гарипов добавил, что из-за увеличения количества ДТП в регионе было увеличено количество нарядов ДПС. Только за последние два дня в результате ДТП погибло несколько человек.

Напомним, в течение первых трех месяцев 2024 года в столице РТ произошло 258 ДТП.

Гарипов Рустем Рамилевич

Начальник Управления ГИБДД МВД по РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: