Новости
22 Сентября 2010, 09:43

Сергей Календжян: «Миссия программы „Доктор делового администрирования“ — обучать успешных людей»

Готовить лидеров успешного бизнеса, способных к самостоятельным исследованиям, разработке новых идей и управленческих решений, раскрывать личный потенциал и талант руководителей — такова миссия программы «Доктор делового администрирования». Презентацию программы провел декан ВШКУ АНХ при Правительстве РФ Сергей Календжян. Он рассказал TatCenter.ru о новаторском характере DBA и тенденциях бизнес-образования в России.

Высшая школа корпоративного управления АНХ при Правительстве РФ и Программа MBA Казанского государственного финансово-экономического института 18 сентября в бизнес-зале Гранд Отеля Казань провели день открытых дверей по программе «Doctor of Businees Administration (DBA)». Презентацию провел декан ВШКУ АНХ при Правительстве РФ Сергей Календжян при участии директора Программы MBA КГФЭИ Азата Ганеева.

О том, для кого предназначена программа, в чем ее новаторский характер и каковы тенденции бизнес-образования в России, TatCenter.ru в эксклюзивном интервью рассказал Сергей Календжян.

— Сергей Оганович, сегодня конкуренция на рынке бизнес-образования достаточно велика. Каким образом программа DBA отличается от прочих?

— Программа DBA является элитной, логично следующей за высшим образованием, профессиональной переподготовкой и программами MBA, высшей ступенью подготовки топ-менеджеров. Программа DBA является уникальной, на российском рынке образовательных услуг она стала первой. Богатый опыт АНХ в области бизнес-образования и высокопрофессиональный состав Академии позволяют ей выступать инициатором и лидером в проведении подобной программы.

— На кого ориентирована программа?

При разработке концепции DBA учитывался опыт ведущих западных университетов и бизнес-школ, прежде всего Англии, Австралии, США, Франции, Швейцарии. В первую очередь, программа ориентирована на сложившихся бизнесменов, которые серьезно зарекомендовали себя как руководители, бизнес-аналитики, консультанты высокого класса.

— Предусмотрены зарубежные стажировки, встречи с менеджментом известных европейских компаний?

— Мы постоянно выезжаем в Западную Европу знакомиться с опытом компаний. Наши партнеры регулярно проводят мастер классы по важным частям евроменеджмента. Совсем недавно мы посетили немецкую компанию, которая занимается системами пожарной безопасности и является лидером в личной мотивации, где познакомились с тем, как создается атмосфера коллегиального сотрудничества, идет поиск внутренних резервов. Многие резервы лежат у нас под ногами, надо просто уметь повысить производительность труда.

— С кем еще вы сотрудничаете?

— Мы тесно сотрудничаем с испанскими, швейцарскими школами. Ряд работ слушателей DBA существенно выше кандидатских диссертации, поэтому наши западные партнеры с удовольствием идут на сотрудничество. Но защита дипломов за рубежом — это штучные примеры. Только 10−15\% студентов идут на это, потому что необходима большая работа: перевести диплом на другой язык, получить одобрение зарубежного консультанта…

— Программа «DBA» предусматривает гибкость в организации учебного процесса. Учебные планы составлены с учетом индивидуальных потребностей каждого слушателя, его личных способностей и профессиональных интересов. Каким образом это удается сделать?

— Каждый слушатель — это личность и мы с ним отдельно работаем. Порой индивидуальное общение длится час-полтора. Мы говорим о целях, задачах обучения, ожиданиях, обсуждаем тему. После мы скрупулезно выбираем научного руководителя. Обычно это два человека. В результате через три года обучения выпускные работы превращаются в шедевры.

Наши слушатели — уникальны и успешны. За годы обучения они переосмысливают свой жизненный путь, и с помощью наших профессоров и консультантов вырабатывают стратегическую линию, свое будущее на дальнейшие 10−15 лет. Поэтому, когда ты идешь к ним в аудиторию — ты должен быть готов к любому ходу событий. Каждые занятия становятся формой коммуникации, обмена опытом. Идет осмысление, философия жизни. Многие из них задумываются о благотворительности, семейном бизнесе. Некоторые формируют альянсы, дружат друг с другом, за годы учебы начинают совместные бизнесы.

— Более 30\% учебного плана программы формируется в соответствии с реальными запросами слушателей каждой группы. Как происходит процесс коммуникации?

Программа DBA — это площадка поговорить. В обычной жизни слушатели программы «Доктор делового администрирования» — это успешные, но одинокие люди. А здесь им дается возможность выговориться. Они все могут обсудить с нами. Мы не жалеем время, все преподаватели очень открытые. Этой атмосфере сопутствует то, что высшая школа корпоративного управления является приверженцем евроменеджмента, который характеризуется командной работой, взаимодействием между людьми, коллегиальным сотрудничеством. Это создает некую культуру коммуникации.

Один мой слушатель, собственник подмосковной компании, влюбился в ероменеджмент и внедрил его у себя. В результате, несмотря на кризис, ему удалось увеличить выручку в разы, уменьшить количество жалоб от клиентов, снизить конфликты между сотрудниками. Кроме того, у него увеличилось число богатых клиентов, и он пошел в этот сегмент, потому что сотрудники стали более внимательные, лояльные, что и почувствовали платежеспособные клиенты.

— Программа «DBA» предназначена для уже сложившихся бизнесменов, имеющих профессиональное высшее образование и опыт работы. Причем преимущество отдается соискателям, имеющим степень МВА. Как Вам кажется, при таком серьезном отборе, не будет ли набор очень небольшим?

— Нет, напротив, для Европы это очень много. Если набор будет 20−25 человек — это очень хорошо. Сейчас уже заявлено на обучение порядка 15 человек. Мы набираем последних слушателей, которые сформируют группу. Некоторым вынуждены отказывать по ряду обстоятельств. Мы предъявляем высокие требования к кандидатам: желательно, чтобы они имели дипломы МВА или дипломы профессиональной переподготовки по российским программам. Мы выбираем людей среди которых часто бывают доктора или кандидаты наук по какой либо отраслевой специальности. У большинства из них уже есть опыт ведения собственного бизнеса. Это люди с огромным багажом, управленческим и жизненным опытом. Люди, которые умеют мыслить, обобщать, думать системно.

— Каковы ваши ожидания по программе DBA, связанные с Казанью?

— Я очень позитивно отношусь к перспективам DBA в Казани. Мы успешно проводим ее в Татарстане уже более пяти лет. Теперь наша цель — организовать программу в столице республики. У нас очень хороший партнер — Программа MBA КГФЭИ. Мне нравится стиль работы профессора Азата Ганеева. Работать с ними в радость. Меня поражает его энергия, талант, настойчивость. Он привозит в Казань лучших московских преподавателей, не жалеет ни сил, ни энергии, ни финансовых вложений, чтобы программа MBA была успешной. Поэтому я верю, что мы успешно запустим программу DBA здесь. Мы хотим, чтобы и выпускники MBA подключились к программе DBA .

— Сколько уже выпускников высшей школы корпоративного управления DBA в Татарстане?

— Уже более 100 выпускников по РТ. Мы встречались с руководством республики, которое поддерживает развитие программы DBA. Мы ее можем называть первой региональной программой DBA. Безусловно, по своей силе она будет соответствовать программе в Москве. Все «звезды» преподавательского состава будут приезжать в столицу Татарстана проводить занятия. Несколько сессий пройдут в Москве, чтобы слушатели республики окунулись в атмосферу Академии народного хозяйства.

Рынок MBA переживает возрождение

— Немного оправившись после кризиса, российские компании осознали необходимость бизнес-обучения. Повысился ли спрос за последний год?

— В целом бизнес-образование упало. Это связано с тем, что группа наиболее успешных компаний понимает, что ей надо идти дальше. Но много тех, кто колебались и решили придержать деньги. За кризисное время рынок MBA упал в среднем в два раза. Сейчас идет легкое возрождение, рост составляет 20−25 \%.

При этом на западе спрос на бизнес-образование, наоборот, вырос на 30−40 \%. То есть отмечаются прямо противоположные тенденции. На западе в условиях кризиса люди платят больше денег за обучение. У нас как раз наоборот. В России вкладываются в бизнес-образование узкий сегмент самых продвинутых людей, которые и богатые, и успешные, и умные. И они продвинутся еще дальше по жизни. Сейчас сегмент бизнес-образования расширяется, но на восстановление рынка понадобится еще 2−3 года, чтобы выйти на докризисные показатели.

— Перспективы бизнес-образования в России широки, и кризис это доказал. Каким образом программа «DBA» вписывается в тенденции российского бизнес-образования?

— Переходная экономика имеет много специфик, в том числе в умах людей. В этот период начинают работать бренды, качество. В этом смысле высшая школа корпоративного управления является лидером в РФ. Мы первые и по численности слушателей, и по известности. Основоположником российского бизнес-образования и научным руководителем программы является академик Аганбегян Абел Гезевич. Он в свое время поддержал нашу идею о создании этой программы и согласился возглавить, до сих пор уделяя ей огромное внимание. Это способствует нашему успеху.

— Бытует мнение, что бизнесу нельзя научиться. Однако сам факт существования бизнес-школ говорит об обратном. Что вы думаете по этому поводу?

— Бизнес — это взаимодействие наука, искусства и практика. Успешный бизнесмен — это совокупность несколько факторов: гены, традиции, божий дар. Огромную роль играет и то, что человек в нужное время оказался в нужном месте. Также важны среда, коммуникативные качества, умение влиять на людей, интуиция, чувство рынка и т. д. При прочих равных условиях, таких людей достаточно много. Побеждает тот, кто знает азбучные вещи, имеет определенные знания и навыки. Но можно достичь еще больших успехов, если пойти в хорошую бизнес-школу.

Не надо тратить время и самому «изобретать велосипед». Лучше все это освоить у нас и заниматься чем-то новым. Мы даем системный охват бизнеса, чтобы человек понимал взаимосвязь различных элементов, мог системно мыслить, не забывать все ключевые факторы. Это любому будет полезно.

Формулу успеха в бизнесе вывести невозможно

— Сегодня существует множество бизнес-школ, которые предлагают различные бизнес-программы. Как правильно в них сориентироваться?

— Да, сейчас есть много школ, но все они имеют свои специфики. Высшая школа корпоративного управления отдала предпочтение евроменеджменту: командной работе, социально ответственному бизнесу, коллегиальному сотрудничеству, культуре отношений внутри компании, развитию потенциала человека, удовлетворенности от работы, поиску внутренних резервов развития. Длинное предложение, непонятно о чем идет речь. В этом направлении мы — лидеры.

Другие школы имеют свои особенности. Моя школа — авторская, я ее сам создавал с самого начала. Ее основой являются базовые принципы, которые свойственны ведущим европейским школам. Мы тесно работаем более 15 лет с академией АСВ, которая находится в Германии, и адаптировали их методики, материалы, имеем блестящие учебные тетради, которые получают наши слушатели. Это создает отличительную особенность и конкурентные преимущества. При этом я с большим уважением отношусь к моим друзьям, руководителям лидирующих школ и желаю им успеха.

— Котируются ли дипломы и сертификаты российских бизнес-школ в Европе и США?

— Есть разные школы с различными стратегиями. Моя школа ориентируется на внутренний рынок. У нас большой процент слушателей из Казахстана, Украины. Есть соотечественники, которые живут в Китае, Чехии, на Кипре, в Германии, Австрии, Болгарии и даже из Непала. То есть представлены практически все страны.

Мы имеем аккредитации в Европе и Америке и первые получили аккредитацию американской ассоциации бизнес школ и программ. Это означает, что членами этой ассоциации наша программа признана как лидер.

— Наверняка, работая в сфере бизнес образования, вы вывели некую формулу успеха в бизнесе. Можете ее озвучить?

— Формула успеха бизнеса — это тот случай, когда ее вывести невозможно, а описать вербально очень сложно. Но можно выделить составляющие этого успеха. Успешные бизнесмены — те, кто чувствует потребности окружающих людей, социума, и после, используя свои внешние ресурсы, создают продукт или сервис, чтобы удовлетворить спрос. Внутри этого процесса решающее значение приобретает способность устанавливать и поддерживать связи, взаимоотношения.

Большого успеха добиваются те, кто имеет знания, а навыки приобретают и развивают. Я думаю, что со временем, наше общество станет более развитым, и ценность знаний будет только возрастать, как и роль бизнес-школ, бизнес-образования.

— Сергей Оганович, на Ваш взгляд, должен ли преподаватель бизнес-школы сам являться успешным предпринимателем?

 — На мой взгляд, современная бизнес школа — это и есть бизнес со всеми признаками. Если ты ее создатель, тебе нужно привлечь на работу людей, которые умнее тебя, чтобы они передавали знания и навыки людям, которые в разы богаче тебя. В соответствии с евроменеджментом, руководитель не должен быть умнее все. Его успех — это умение привлекать людей, которые умнее тебя в своих областях и давать им возможность развиваться. При этом вы должны уметь с ними так работать и мотивировать, чтобы они получали удовольствие от работы и выполняли важную миссию — обучать успешных людей.

На правах рекламы

Фото Рамиса Гильмутдинова

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: