Новости
27 Марта 2017, 09:00

Сергей Иванов: «Турист должен получить 1000 и 1 удовольствие в Татарстане»

Татарстан инициировал проект «Великий волжский путь», в рамках которого совместно с регионами ПФО создано порядка 20 маршрутов по городам на средней Волге, отметил в интервью TatCenter.ru председатель Госкомитета РТ по туризму. Сергей Иванов также рассказал, что 1 мая в республике откроется новый маршрут «Тысяча и одно удовольствие», поделился, когда в Свияжске появится новая перехватывающая парковка, как продвигается работа по развитию туркластеров и в какую сумму обходятся республиканские инвестпроекты в сфере туризма.

— Сергей Евгеньевич, в марте на всероссийском совещании по актуальным вопросам туризма в РФ, которое прошло в Москве в рамках XII Международной туристкой выставки «Интурмаркет», Вы презентовали проект, связанный с реализацией потенциала Волги как объекта туризма. Расскажите о нем подробнее.

— Речь идет о туристическом продукте «Великий Волжский путь». Это межрегиональный проект внутри Приволжского федерального округа. Основная его цель — создание на средней Волге на базе регионов Поволжья отдельной туристической дестинации внутри России. На сегодняшний день активно продвигается Казань, Татарстан, отдельным туристическим продуктом идет Удмуртия, Пермский край, Самарская область и так далее. Все мы действуем разрозненно, каждый сам по себе, и фактически конкурируем где-то между собой. Нас не воспринимают как какой-то большой туристический маршрут внутри России, а как отдельные точки на карте. Поэтому по нашей инициативе мы объединились и создали такой проект как «Великий волжский путь». Исторически он связан с развитием торговых путей, транспортных артерий в средние века.

У нас в стране есть Золотое кольцо, которое все хорошо знают. Есть Москва, Санкт-Петербург, Байкал, Алтайский край, Камчатка. Мы хотим сделать то же самое на средней Волге, чтобы люди приезжали сюда для знакомства с культурой не только Татарстана и Казани, но и ближайших регионов.

Уже сейчас создано порядка 20 маршрутов. На первом этапе это маршруты трехдневные, которые включают посещение трех регионов. Условно говоря, маршрут «Казань-Самара-Ульяновск» или «Нижний Новгород-Киров-Пермь» или «Казань-Йошкар-Ола-Чебоксары» или «Нижний Новгород-Чебоксары-Казань». Это маршруты, которые объединены единым брендом.

Перемещение будет осуществляться и на автобусах, и по воде, и железной дорогой. Люди смогут увидеть сразу три региона, плотность впечатлений будет высокая. Также таким образом мы предлагаем новые маршруты тем туристам, которые уже, например, побывали в Татарстане, видели Казань, Болгар, Свияжск, они не прочь приехать еще раз, и новый маршрут станет дополнительной причиной повторного приезда.

— Каких вложений потребует этот проект?

— На сегодняшний день мы не предполагаем каких-либо серьезных финансовых инвестиций. Наша задача — раскрутить этот проект с учетом имеющейся транспортной и туристической инфраструктуры, чтобы по этим маршрутам поехали люди. Сперва нам надо посмотреть, понравится им или нет, удобно им или нет. Мы хотим, чтобы люди начали планировать поездку по Великом волжскому пути точно так же, как сегодня они планируют поездку по Золотому кольцу, и чтобы мы начали конкурировать на уровне глобальных российских туристических дестинаций.

Конечно, какие-то средства мы будем инвестировать в раскрутку, но речь идет о суммарных вложениях регионов, и на сегодняшний день оценить их объем пока сложно. Можно сказать о стоимости поездки для туриста — это 9−15 тыс. рублей на одного человека без учета дорожных расходов.

— В чем будет изюминка этого туристического продукта? Он будет как-то связан с Волгой?

— Корабли — это отдельная история, там уже есть сформированная сетка маршрутов, правда, в этом году появится новая точка — начнутся заходы больших теплоходов в Свияжск. Что касается «Великого волжского пути», то здесь мы хотим развивать всесезонные межрегиональные маршруты.

Каждый регион будет думать, какую уникальную историю предложить, и как оставить яркое впечатление за день или полдня, какие турист проведет на его территории. Должно быть что-то необычное, оставляющее глубокий след в памяти, костюмированные встречи, концерты. Все руководители органов исполнительной власти регионов подписали соглашение и понимают свою заинтересованность в этом проекте. Я надеюсь, что они сделают максимум, чтобы эти поездки людям запомнились.

— Какие новые маршруты запускаете по Татарстану в этом году?

— «Тысяча и одно удовольствие» — это новый маршрут, который мы создали в этом году в соответствии с концепцией нового бренда «1000 и 1 удовольствие». Задача — сделать так, чтобы у туриста остались сильные эмоции после поездки. Не просто отдельно презентовать Кремль, какие-то развлекательные или исторические объекты, а пригласить туриста в путешествие по получению удовольствий в Татарстане.

Турист будет знакомиться с культурой, традициями, посещать неожиданные места с нестандартным обзором, участвовать в традиционных обрядах и пробовать себя в ремеслах. Это будет воздействие на все органы его чувств — осязание, обоняние, вкус, зрение и так далее. Наша задача — чтобы, проехав по маршруту, человек сказал: «Я получил 1000 и 1 удовольствие»!

Этот тур длится четыре дня три ночи. С первого мая он уже запустится. Разрабатывали мы его совместно с районными администрациями и туркомпаниями.

Продукт будет стоить дороже, чем стандартные туры — около 33 тыс. рублей на одного человека. Но по эмоциональной нагрузке и набору впечатлений он будет сильно отличаться от стандартных туров по Татарстану. Стандартные туры построены на взаимодействии «турист-экскурсовод-объект», здесь же мы хотим, чтобы человек прожил историю, пережил приключение во время поездки.

— Например?

— Например, он сможет любоваться разливом Камы и Волги с вершины холма, и все это будет происходить под традиционный стакан нашего катыка или чая на травах. Или же он будет участвовать в приготовлении барана в соответствии с традициями халяль. На протяжении всего маршрута он то и дело будет попадать в неожиданные ситуации, получать приятные сюрпризы. Наша задача — воздействовать на эмоции человека.

— Какие маршруты в Татарстане сейчас самые популярные?

— В Татарстане сегодня преобладают два вида туризма — культурно-познавательный и развлекательный. Развлекательный концентрируется в основном в Казани. Культурно-познавательные маршруты — это Казань — Елабуга — Набережные Челны (в прошлом году мы подключили КАМАЗ, куда сейчас водят экскурсии) — Чистополь — Болгар — Тетюши — Свияжск — Казань.

Чаще всего к нам приезжают на три дня и две ночи или четыре дня и три ночи, это два популярных временных отрезка, которые занимают порядка 70\% всего рынка. В рамках этих дней есть большое разнообразие тематических маршрутов: кто-то смотрит историю, кто-то сельскую местность, кто-то музеи и галереи, кто-то спортивные объекты. Палитра маршрутов достаточно большая.

— В этом году Татарстан вошел в число 22 российских регионов, которые получат субсидии на развитие туризма. Между регионами будет распределено 3,4 млрд рублей субсидий. Сколько из них получит Татарстан, и на что пойдут эти средства?

— В этом году Татарстан получит 41,8 млн рублей в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего въездного туризма РФ на 2011−2018 годы». Объем финансирования определяется стоимостью проекта и долей софинансирования из федерального бюджета. На строительство парковки идут 41,8 млн рублей из федерального бюджета и 71,2 млн рублей из республиканского. Речь идет о развитии автотуристического кластера «Перехватывающие парковки к острову-граду Свияжск».

Численность посетителей Свияжска растет очень быстро, и существующая даже расширенная три года назад парковка в пиковые дни уже не справляется с количеством транспорта. Чтобы не увеличивать существующую парковку, которая находится прямо у подножия острова Свияжск, было принято решение о строительстве так называемой перехватывающей парковки.

То есть за несколько километров до Свияжска строится большая автомобильная парковка, на которой люди в период высоких дней оставляют свой транспорт и далее уже на шаттл-басе добираются до самого острова Свияжск.

Непосредственно к острову будет разрешен подъезд только организованных групп на больших туристических автобусах. Строительство парковки должно быть завершено летом этого года.

— Как идет работа по другим кластерам в рамках проекта создания туристических кластеров в Татарстане?

— В настоящее время найден инвестор для развития кластера «Нариман» в Верхнеуслонском районе. Это оздоровительный велнесс-туризм в сопровождении необходимой инфраструктуры — яхт-клуба со спортивно-техническим центром, оздоровительного комплекса, тематических бань с крытым бассейном, спортивным залом и открытыми спортивными площадками. Имя инвестора я бы пока не хотела называть.

«Нариман», скорее всего, изменит свое название, поскольку возникли проблемы с землей и была подобрана новая площадка, сейчас идет процесс передачи земельного участка под реализацию этого проекта. Планируем, что он разместится и в Верхнеуслонском районе.

По другим кластерам, связанным с водной акваторией — это Камское устье (рыболовный и охотничий туризм), Великий Болгар (оздоровительный и этнографический туризм), Лаишево и Рыбная слобода (детский и семейный туризм и отдых) — идет поиск инвесторов.

— Почему возникли трудности с поиском инвесторов?

— На сегодняшний день инвестиции в туристическую сферу достаточно длинные. Срок окупаемости этих проектов от пяти лет и выше. Многие инвесторы менее активно смотрят на те проекты, у которых срок окупаемости более четырех лет. В нашей стране инвесторы не привыкли заглядывать далеко вперед, они мыслят более короткими периодами планирования, а в туризме инвестиции длинные. В этом причина того, что инвесторы готовы инвестировать в другие, более привычные отрасли.

И в целом наша туристическая отрасль молодая. Богатого опыта развития туристической отрасли в Татарстане и в целом в центральной России нет. Да, есть Черноморское побережье, Кавказские минеральные воды… Но в центральной России инвестиции на загородные территории в рамках туристических проектов идут очень тяжело. Мы надеемся, что ситуация будет меняться, в том числе поэтому предлагаем инвесторам серьезную поддержку и в плане земельных участков, и в плане коммуникаций, и в плане административного ресурса.

Есть механизм передачи земельных участков по упрощенной схеме по решению инвестиционного совета. Есть механизм поддержки по обеспечивающей инфраструктуре — газ, свет, вода, дороги, берегоукрепление. По каждому проекту принимается индивидуальное решение.

До 30\% стоимости проекта может идти в виде государственной поддержки на обеспечивающую инфраструктуру.

— Какова средняя стоимость перечисленных вами проектов?

— Стоимость очень подъемная — от 300 до 500 млн рублей. Это полная стоимость, не считая участия государства. Кроме того, каждый проект разбивается на более мелкие подпроекты, и в принципе мы готовы обсуждать с инвесторами и меньшие объемы — какую-то часть проекта, стоимость которой может составлять и 30, и 100 млн рублей. Разными способами ищем инвесторов, высылаем наши проекты, проводим презентации для бизнеса. Но надо сказать, что сейчас инвестиционная ситуация в России в целом не очень положительная в связи с кризисом.

— Назовите, пожалуйста, точки роста туристической отрасли Татарстана.

— Имеющиеся туристические центры у нас достаточно развиты, хотя и понятно, что в них потребуется дальнейшее развитие инфраструктуры. Поэтому основные точки роста внутреннего туризма — акватория реки Волги, медицина, образование.

— Какие ожидания Вы связываете с развитием новых проектов?

— Безусловно, мы рассчитываем, что это привлечет дополнительных туристов из-за пределов Татарстана. Кроме того, это расширит предложение для наших татарстанских жителей. Мы все-таки хотим, чтобы люди не уезжали в другие регионы и почаще отдыхали дома. И в связи с ростом туристического потока в Татарстан мы надеемся, что появление новых продуктов увеличит время пребывания туристов на территории республики. Поскольку создаваемые нами туристические кластеры укладываются в некий кольцевой маршрут по Татарстану, который станет более активным.

Сейчас есть автомаршрут по Татарстану — можно проехать на своих автомобилях, на автокемпингах, на караванах, и наша задача — усилить инфраструктуру вокруг этого маршрута. Подключаются и туристические компании, и базы отдыха, и фермерские хозяйства.

Беседовала Наталия Фёдорова

Новости
19 Октября 2019, 14:45

Госжилфонд при президенте РТ завершил строительство 90 домов

Инвестиционная программа предусматривает ввод в эксплуатацию 165 домов в 2019 году.

Инвестиционная программа Госжилфонда при президенте РТ предусматривает ввод в эксплуатацию в 2019 году 165 домов (7 838 квартир) площадью 438,3 тыс. кв. метров. Об этом сообщил министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин на совещании в Доме Правительства РТ.

Глава ведомства отметил, что по состоянию на 18 октября имеется отчет о готовности 90 домов (3 282 квартиры) площадью 186,3 тыс. кв. метров. По его словам, высокая степень готовности отмечается на 30 объектах, из которых в пяти домах работы завершены, передает пресс-служба президента РТ.

Файзуллин Ирек Энварович

Министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ, главный архитектор РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: