Новости
22 Октября 2010, 12:08

Рынок автострахования оживает после кризиса. Главная причина — рост продаж автомобилей

Для автостраховщиков кризис стал временем проверки на прочность: в результате заниженных тарифов многие компании работали в убыток. Сейчас рынок начинает «оживать»: в первом полугодии текущего года рост премий по ОСАГО составил почти 9%. По мнению специалистов, увеличение тарифов на рынке автострахования на самом деле является лишь постепенным возвращением к уровню 2005 года, когда тарифная политика была адекватной.

Рост продаж автомобилей оживил рынок автострахования

В период кризиса рынок автострахования пострадал, прежде всего, из-за резкого падения продаж автомобилей. Так, согласно данным аналитического агентства «Автостат», продажи легковых автомобилей в России по итогам 2009 года снизились на 49\%. В 2010 году начался рост продаж авто, и сейчас уже можно говорить о тенденции увеличения спроса на новые транспортные средства, в том числе и благодаря большей доступности потребительских кредитов. К примеру, если в сентябре прошлого года продажи автомобилей снизились на 52\%, то аналогичный период этого года демонстрирует 55\%-ый рост продаж. Динамика потребительского спроса на транспортные средства стала главным фактором оживления в сегменте автострахования.

Рустэм Сабиров, вице-президент ОАО «Страховая группа МСК», директор филиала «ПСК Казань»:

— Кризис коснулся всех отраслей экономики: вслед за падением продаж автомобилей упали и объемы премий, собираемых страховыми компаниями. В 2010 году начался ощутимый рост продаж авто по сравнению с прошлым годом. Видимо, сыграл роль отложенный спрос. На складах автопроизводителей скопилось много машин, выпущенных до кризиса, и автосалоны активно продают их дисконтом. Повышенный спрос на авто обусловлен также действием программы утилизации. Продажи, конечно, еще не достигли докризисного уровня, однако уверенный рост повысил интерес к автострахованию, соответственно, оживление наблюдается и на рынке наших услуг.

Конечно, в первую очередь о страховке задумываются те, кто приобретает новый автомобиль. Владельцы подержанных машин не всегда обращаются к услугам страховых компаний. По словам Рустэма Сабирова, в ком культура страхования заложена, тот приобретает полис, а кто привык жить «на авось», продолжает ездить без страховки.

В целом эксперты сходятся во мнении, что культура страхования в России пока низко развита, а потому основным сегментом роста сборов на рынке автострахования является ОСАГО.

Камиль Газеев, директор дирекции страхования автотранспорта и ОСАГО ОАО «НАСКО»:

— Главным фактором роста рынка ОСАГО является повышение региональных коэффициентов с марта 2009 года, которое привело к существенному увеличению сборов в первые месяцы 2010 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом, если в 1 квартале премия по ОСАГО выросла на 12\% по отношению к 1 кварталу 2009 года, то во 2 квартале 2010 года наблюдается рост уже только на 7\% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Однако в целом достаточно высокий рост премий по ОСАГО (почти на 9\%) — это позитивный фактор говорящий о том, что ситуация в экономике стабилизируется.

ОСАГО будет расти

В случае с обязательным автострахованием для потребителей особенно актуален вопрос динамики тарифов. Эксперты прогнозируют рост тарифов ОСАГО, а в качестве первопричины называют убыточность по ОСАГО.

Рустэм Сабиров:

— В нашей республике убыточность по ОСАГО составляет около 100\%: расчеты по страховым выплатам, отчисления в разные законодательные фонды и минимальные расходы на ведение дел практически не покрываются за счет сборов. В некоторых регионах ситуация складывается еще хуже, скажем, там, где сложные климатические условия — Кемерово, Свердловская область и другие регионы. В Москве убыточность по ОСАГО составляет около 50\%, то есть их коэффициенты подтвердили свою правильность.

Второй причиной роста тарифов автогражданки является планируемое увеличение выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью пассажиров транспортных средств. Собираемых сейчас сумм явно не хватает для того, чтобы компенсировать человеческую жизнь: из общей страховой суммы, размер которой составляет 400 тыс. рублей, 240 тыс. рублей может быть выплачено в счет возмещения вреда жизни и здоровью нескольких потерпевших и 160 тыс. рублей, если потерпевший был один. Разработкой проекта по увеличению выплат занимается министерство финансов РФ. Импульсом к его введению стало решение унифицировать выплаты для пассажиров всех видов транспорта.

Камиль Газеев:

— Минфин разработал законопроект, предполагающий повышение суммы выплат с 160 до 500 тысяч рублей на каждого потерпевшего. Будут увеличены и страховые выплаты по имуществу — со 120 до 200 тысяч рублей. В таких условиях, для обеспечения устойчивости ОСАГО необходимо увеличение тарифов на 25−30\%. Однако, вести разговор о повышении стоимости полисов ОСАГО в условиях непростой социально-экономической ситуации в стране, по меньшей мере, неправильно. Скорее, по результатам года можно будет более четко понять направления и темпы дальнейшего развития как в части страхования ОСАГО, так и КАСКО.

В условиях роста цен на ремонт машин и запчасти, общего увеличения числа страховых случаев, специалисты не отрицают необходимости повышения тарифов ОСАГО, однако с уточнением, что в данном случае речь идет скорее о более корректном их регулировании.

Рустэм Сабиров:

— Сейчас машин на дорогах становится все больше, для многих транспортное средство — это уже не роскошь, а потому есть категории граждан, которые совершенно не дорожат своими автомобилями. Влияют и пробки, и разбитые дороги, и погодные факторы — впереди у нас «день жестянщика». В то же время стоимость ремонта постоянно увеличивается. С учетом всех этих факторов, мы ожидаем всплеска убыточности по ОСАГО этой зимой.

При этом хочу подчеркнуть, что тарифы по ОСАГО не повысятся, а просто вернутся на уровень 2005 года: тогда они были адекватны. Наоборот, с падением тарифов ситуация на рынке дестабилизировалась. Именно в этот период появились недобросовестные компании, которые предлагали дешевую страховку. В результате они привлекли клиентов, но им не хватило денег для того, чтобы помочь всем, кто попал в беду.

Отметим, что минувший год был ознаменован уходом с рынка достаточно большого числа страховых компаний, не справившихся с обязательствами. По данным РСА, только за 2009 год в России прекратили свое существование 101 страховая компания. В Татарстане также были случаи ухода с рынка филиалов московских и петербургских страховых фирм. Как отмечает Рустэм Сабиров, процесс исчезновения компаний продолжится и в дальнейшем: в ближайшие пять лет с рынка уйдет как минимум треть страховых компаний.

Эксперты считают, что случаи ухода компаний с рынка стали результатом, в том числе политики демпинга цен, за счет которой некоторые игроки рынка пытались повысить свою прибыль. Намеренно заниженные тарифы не принесли оживление рынка, а наоборот привели к отрицательным результатам. Появились недобросовестные компании, которые очень хорошо платили агентам. Те, в свою очередь, продавали полисы, быстро набрали большое количество клиентов за счет невысоких тарифов, а потом просто исчезли.

Проблема невыплат по страховке особенно обострилась в прошлом году, и сейчас она по-прежнему актуальна.

Татьяна Кулагина, начальник юридического отдела Казанской общественной организации «Всероссийское общество автомобилистов»:

— Ситуаций невыплат компенсаций в этом году меньше не стало, во всяком случае, об этом можно судить на основании числа обращений в нашу организацию. Отказываются от страховых выплат и крупные страховые компании. Их представители, как правило, не приходят на судебные заседания, поэтому точно определить причину отказа сложно. Часто автовладелец получает письмо со стандартной формулировкой, гласящей, что страховая компания «не видит причин для выплат» или «данное повреждение транспортное средство не могло получить в результате ДТП такого характера».

У владельца машины в таком случае одни выход — обращаться в суд. Почти все разбирательства такого рода успешны, то есть заканчиваются осуществлением страховой выплаты.

Проблемы со страховыми выплатами, по мнению специалистов, становятся дополнительным подтверждением того, что тарифы на автострахование будут расти. Тем более, что и сейчас зачастую покрытия по ОСАГО не хватает для ремонта после серьезной аварии.

Марат Гарипов, директор ООО «Служба Аварийных Комиссаров-ВОА»:

— Рост тарифов на автострахование сейчас нужен. Ведь проблема с выплатами автомобилистам возникает как раз из-за того, что страховщики невыгодно продают полисы. В итоге это ударяет по самим же автомобилистам. Думаю, не следует опасаться уменьшения спроса на полисы КАСКО в связи с ростом тарифов: если сформируется рынок крепких надежных страховых компаний, то и люди будут пользоваться их услугами активнее и увереннее.

На рынке КАСКО по-прежнему падают сборы

Согласно данным мониторинга страхового рынка, в первом полугодии 2010 года, КАСКО имели порядка 30\% от общего количества автовладельцев. Особенности менталитета, желание сэкономить остаются сильными факторами отказа от добровольного страхования машины.

Тенденции автомобильного рынка тоже пока не могут оказать существенного влияния на популярность КАСКО: продажи автомобилей возросли по отношению к показателям прошлого года, однако уровень доходов населения все же недостаточен для того, чтобы покупать страховой полис.

Камиль Газеев:

— Рынок КАСКО в первом полугодии 2010 года продемонстрировал падение сборов на 7\%. Причиной тому стал по-прежнему достаточно низкий уровень продаж новых автомобилей, а также изменение структуры рынка в сторону более дешевых автомобилей, в первую очередь, за счет государственных мер поддержки отечественного автопрома.

Значительную долю на рынке добровольного страхования автомобилей составляют полисы, приобретаемые в обязательном порядке при покупке машины в кредит. Однако, этот фактор имеет и обратное действие: устав платить и кредит, и страховку, водитель, особенно если он ездит аккуратно и относит себя к категории «безаварийных», зачастую в будущем отказывается от добровольного страхования.

Таким образом, как и во многих сферах экономики, на рынке автострахования кризис сыграл двоякую роль: обострил проблемы, но в то же время стал проверкой на прочность, в результате которой на рынке остались наиболее профессиональные и надежные компании. Именно этим страховщикам предстоит реализовывать политику разумной корректировки тарифов, которая позволит восстановить рынок автострахования после кризиса.

СПРАВКА TATCENTER.RU

Год основания: ОАО «НАСКО» на рынке страхования работает с 1996 года. Лицензии на страхование С № 3116 16, на перестрахование — П № 3116 16.

Основные финансовые показатели: Уставной капитал ОАО «НАСКО» — 900 млн. рублей.

Штат: Региональная сеть компании — более 80 филиалов и представительств по всей России.

Направления деятельности: Компания работает по 19 видам страхования, по 58 правилам. В 2010 году ОАО «НАСКО» с программой «НАСКО — Юниор» стала лауреатом конкурса «Лучшие товары РТ — 2010» и рекомендована для участия в федеральном этапе Конкурса Программы «100 лучших товаров России» 2010 г. Награждена дипломом наиболее влиятельного рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» — «За высокую надежность среди региональных страховщиков».

Положение в рейтинге: Рейтинг «А» — высокий уровень надежности.

СПРАВКА TATCENTER.RU
Год основания: Филиал «ПСК Казань» ОАО «Страховая группа МСК», зарегистрированный как филиал группы 28 февраля 2010 года, был создан на базе региональной компании ОАСО «Промышленная страховая компания», открытой в 1993 году и переименованной 21 мая 2009 года в ОАО «Страховая группа МСК».

27 февраля 2010 года был завершен процесс реорганизации в форме присоединения Открытого акционерного общества «Московская страховая компания» (ОАО «МСК») и Страхового Закрытого акционерного общества «МСК-Стандарт» (СЗАО «МСК-Стандарт», прежнее наименование — ЗАО «Стандарт-Резерв») к Открытому акционерному обществу «Страховая группа МСК».

Штат: Численность штатных сотрудников ОАО «СГ МСК» превышает 3300 человек. Благодаря наличию 88 филиалов, СГ МСК представлена практически во всех регионах России.

Положение в рейтинге: Финансовая устойчивость ОАО «СГ МСК» подтверждена международным рейтинговым агентством Fitch, присвоившим рейтинг финансовой устойчивости по международной шкале «BB» и по национальной шкале «AA-(rus)». Рейтинговое агентство «Эксперт РА» присвоило ОАО «СГ МСК» рейтинг надежности на уровне А+ («Очень высокий уровень надежности»).

Направления деятельности: ОАО «СГ МСК» предлагает полный набор услуг, ориентированных на интересы клиентов, в том числе: страхование имущества, грузов и различных видов гражданской и профессиональной ответственности, ОСАГО, средств наземного, воздушного и водного транспорта, добровольное медицинское страхование, страхование выезжающих за границу, страхование от несчастных случаев и комплексное обслуживание корпоративных клиентов. ОАО «СГ МСК» входит в профессиональные объединения страховщиков, среди которых Всероссийский cоюз cтраховщиков, Российский Союз Автостраховщиков, Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков.

Основные финансовые показатели: В настоящее время уставный капитал ОАО «СГ МСК» относится к крупнейшим на российском страховом рынке и составляет 6,5 млрд. рублей, чистые активы превышают 8 млрд. рублей.

Новости
29 Марта 2024, 10:42

Россия пригласит страны БРИКС+ на саммит в Казани

Саммит состоится в октябре 2024 года.

Россия ожидает, что в саммите БРИКС в Казани, примут участие не только основные члены альянса, но и страны БРИКС+. Об этом в интервью «Известиям» рассказал министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Саммит БРИКС пройдет в столице РТ в октябре этого года. В мероприятии примут участие полноправные члены объединения. Также приглашения отправят партнерам в формате БРИКС+. Лавров отметил, что к саммиту хотят ввести новую категорию «страна-партнер». В получении этого статуса на данный момент заинтересованы 30 стран.

Отметим, сейчас в альянсе состоят 10 государств: Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР, Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ, Египет, Эфиопия.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: