Объем российского рекламного рынка в 2011 году вырос на 21%, до 263,4 млрд. с 218,6 млрд. рублей, сообщила Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). «2011 год — самый успешный год за всю историю существования рекламного рынка. Россия показала самые высокие темпы роста рынка в мире», — сказал председатель комиссии экспертов АКАР Владимир Евстафьев. Сектор впервые за историю подсчетов готовых объемов рынка в России превысил объемы рекламы в печатных изданиях.
«Мы видим несколько причин роста российского сегмента интернет-рекламы. Во-первых, доминирование именно локальных игроков, которые не просто пытаются „адаптировать“ продукты и предложения с других рынков, как обычно делают международные компании. Напротив, они серьезно фокусируются на основном поле деятельности — работают с клиентами, улучшают технологии, создают востребованные именно в рунете предложения
По данным comScore, в сентябре российский интернет-рынок вышел на первое место в Европе. Контекстная реклама остается самым эффективным инструментом для среднего и малого бизнеса, утверждает источник, близкий к одной из крупнейших российских интернет-компаний.
«Повышается точность такой рекламы и измеримость эффективности. Кроме того, в последнее время происходит перераспределение бюджетов у крупнейших рекламодателей в пользу интернет-рекламы», — утверждает он. По словам Каткова, основной конкурент интернет-рекламы — телевидение — «не очень хорошо себя чувствует». Спектр доступных каналов узок, а ключевые «кнопки» теряют молодежную аудиторию.
Телевидение показало темпы прироста в 18% (с 110,8 до 131 млрд. рублей). Реклама на кабельно-спутниковом телевидении растет быстрее — на 36%, с 1,58 до 2,16 млрд. рублей. Доля эфирных каналов выросла на 18%, с 109,2 до 128,9 млрд. рублей в 2011 году. В 2010 году темпы прироста рекламы на телевидении были меньше — 15%.
Прирост объемов рекламы на телевидении обусловлен ростом цен. «Количество часов, во время которых телеканалы могут размещать рекламу, ограничено, а рынок растет за счет цен», — утверждает независимый медиааналитик Александр Костюк.
Темпы прироста наружной рекламы составили 15% — с 29,7 до 34,3 млрд. рублей. Она до сих пор не вышла на докризисные объемы: в 2008 году рекламодатели потратили 42,3 млрд рублей.
Темпы роста наружной рекламы сдерживает новая политика правительства Москвы, говорит Андрей Березкин из «Эспар-аналитик». По его словам, запрет на перетяжки, а также ограничения на размещение рекламы в центре Москвы и демонтаж рекламы на временных ограждениях сдерживают увеличение объемов рекламного рынка. «Глубина падения на рынке наружной рекламы была критической», — сетует он.
Темпы прироста рекламы на радио составили 15% — с 10,3 до 11,8 млрд. рублей. В 2010 году сектор вырос на 11%, с 9,2 до 10,3 млрд. рублей. Этот показатель участники рынка называют позитивным. «У радио серьезные конкуренты — наружная реклама, интернет и телевидение. Но большинство радиостанций присутствуют в интернете, где им тоже удается размещать рекламу, — говорит гендиректор „Эха Москвы“ Юрий Федутинов.- На московском рынке действует 53 радиостанции и более 10 тысяч интернет-сайтов. И практически все радиостанции работают либо с нулевой рентабельностью, либо с прибылью». По его словам, рост в 15% для радио — это обнадеживающий показатель.
Объемы рекламы в печатных СМИ увеличились на 6%, с 38 до 40,4 млрд. рублей, и до сих пор не восстановились до докризисного уровня: в 2008 году объемы составляли 63,8 млрд. рублей. В 2011 году прирост в газетах составил 7% — с 8,2 до 8,8 млрд. рублей, а в предыдущем году темпы роста составляли 13%. Темпы прироста рекламы в журнальном секторе составили 8%, с 18,3 до 19,8 млрд. рублей.
Доля рекламы в печати сокращается из-за того, что рекламодатели уходят в интернет, особенно иностранные рекламодатели, которые раньше создавали сильную поддержку печатным СМИ, говорят эксперты. Это общемировая тенденция. «Это средняя цифра, потому что ряд изданий в России даже превысили докризисные показатели, — говорит Павел Гусев, главный редактор МК. — МК уже давно вышел на докризисные показатели, у „Коммерсанта“
, „Комсомольской правды“ также высокие доходы от рекламы».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: