Новости
16 Июля 2003, 10:38

Рейтинг сотовых операторов Татарстана

Для потребителей «идеальная» сотовая компания — это бесперебойная связь в любой точке, дешевизна, посекундная оплата, множество дополнительных услуг. Но среди семи операторов на рынке сотовой связи РТ «идеала» не найдешь — у всех есть и несомненные плюсы, и досадные минусы…

Деловой портал «TatCenter.ru» провел собственный опрос пользователей сотовой связи. На основании этого опроса мы представляем рейтинг сотовых компаний Татарстана.

Сейчас в республике работают семь операторов сотовой связи. Четыре компании используют стандарт GSM900/1800 (Би Лайн, Мегафон, Сантел, СМАРТС), ТатинкомDAMPS, у МетроТелКазань — стандарт CDMA, у СТелС — NMT-450. Ожидается, что в августе к числу операторов GSM900/1800 присоединится и Татинком. Его новая сеть на 50 тыс. номеров будет обеспечена тридцатью базовыми станциями. Компания первоначально введет сеть GSM-1800 в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Альметьевске, а также обеспечит связь на основных автотрассах Татарстана.

Предпочтения абонентов сотовой связи в Казани (по данным TatCenter.ru):

  1. Би Лайн 39\%
  2. Сантел 27,1\%
  3. Татинком 13,5\%
  4. Мегафон 10,2\%
  5. МетроТелКазань 8,5\%
  6. СМАРТС 1,7\%

Как видим, в тройке лидеров — крупные местные операторы Сантел и Татинком, пришедшие на республиканский рынок в числе первых. Би Лайн, работающий у нас с прошлого года, уверенно забирает свою долю рынка и, по нашим данным, приближается к 40\%.

В списке TatCenter.ru нет седьмого оператора сотовой связи, присутствующего в РТ — компании «СТелС». Правда, на 1 апреля 2004 года у него было только 1270 абонентов, но среди наших респондентов не оказалось ни одного.

Эти цифры несколько отличаются от официальных данных долей абонентов операторов сотовой сети. Они выглядят так (данные на апрель 2003 года):

  1. Сантел 56,8\%
  2. Татинком 20,1\%
  3. Би Лайн 13\%
  4. МетроТелКазань 4,1\%
  5. Мегафон-Поволжье 3,8\%
  6. СМАРТС 2\%
  7. СТелС 0,02\%

Возможно, такая разница в цифрах объясняется наличием во многих компаниях так называемых «мертвых душ» — абонентов, когда-то пользовавшихся услугами сотового оператора, а теперь либо сменивших оператора, либо отказавшихся от сотовой связи совсем. Многие пользователи имеют несколько sim-карт разных компаний. Таким образом, официальные данные компаний могут отличаться от реальных.

ЗОНА ПОКРЫТИЯ И РОУМИНГ

Выбирать сотового оператора лучше, исходя из своих потребностей. Если ваш бизнес связан с частыми разъездами за пределами республики, то вы можете выбирать практически любого оператора — все они, за исключением Татинкома и МетроТелКазань, предоставляют российский и международный роуминг. У Татинкома роуминг только российский. Впрочем, оператор МетроТелКазань, позиционирующий себя как «связь нашего города», на большее и не претендует.

Хорошее покрытие на территории Татарстана обеспечит только Сантел и Татинком (90\% и 80\% территории соответственно). У Би Лайна охват территории пока небольшой: Казань, Зеленодольск, Васильево, Набережные Челны, Чистополь, Шеланга, Апастово, Верхний Услон, Менделеевск, Нижнекамск, Арск и Высокая гора. На местном рынке Би Лайн совсем недавно, но разворачивает свою сеть очень стремительно, и, надо думать, в будущем обеспечит полноценную связь в остальных районах республики.

Остальные операторы кроме Казани обеспечивают полноценную связь только в Набережных Челнах (СМАРТС и Мегафон) и в Зеленодольске (МетроТелКазань).

Сейчас идет активное строительство вышек в районах Татарстана у Мегафона и СМАРТСа. Поэтому в ближайшем будущем, вероятно, ситуация с зоной покрытия изменится.

КАЧЕСТВО СВЯЗИ

Мы попросили наших респондентов дать оценку качества связи сотовой компании, услугами которой они пользуются, по 10-балльной системе.

1. Татинком — 8,7 баллов

2. Сантел — 8,1 балла

3. Би Лайн и МетроТелКазань — по 8 баллов

4. Мегафон — 6,3 балла

5. СМАРТС — 2 балла

Как видим, оценки принципиально друг от друга не отличаются. Получившие низкие баллы Мегафон и СМАРТС, — «новички» в республике, у них пока мало базовых станций и вышек, чем и объясняется плохая связь. Объективно говорить о качестве связи можно будет тогда, когда все крупные федеральные операторы развернут свою работу в РТ на полную мощность.

Для получения более четкой картины мы задали своим респондентам вопрос: «Меняли ли вы когда-нибудь сотовую компанию? Если да, то почему и на какую именно?». Предполагалось, что ответы дадут более ясное представление, действительно ли довольны казанцы качеством связи «своих» операторов. Выяснилось, что 42\% пользователей сотовой связи никогда не меняли оператора, а соответственно, 58\% — меняли или собираются поменять.

Получается, что, несмотря на достаточно высокие оценки, которые давали респонденты своим компаниям, они все же ищут лучшие условия связи. Большинство «обменов» связано с Сантелом — 70\% среди тех, кто заявил, что менял оператора. Самые распространенные обмены — с Сантела на Би Лайн — из-за доступных цен, наличия бесплатного определителя номера, плохой связи у Сантела и «потому что все друзья подключены к Би Лайн». Последний пункт можно объяснить широкой рекламной кампанией Би Лайна, привлекающей большую долю потребителей.

Однако сейчас отмечается такая тенденция: все ушедшие с Сантела на Би Лайн снова возвращаются к прежнему оператору. Причина — неполное покрытие территории Татарстана у Би Лайна, что очень неудобно деловым людям, ведущим активный бизнес по республике.

Сантел часто меняют на Мегафон и на СМАРТС из-за дешевизны последних. Складывается впечатление, что если в ближайшем будущем Сантел не предпримет каких-то решительных маркетинговых ходов, он может потерять значительную часть клиентов, которая «уйдет» к другим операторам стандарта GSM. Впрочем, новый владелец Сантела — МТС, вероятно, исправит положение. Пока же с момента заключения сделки никаких значительных шагов в этом направлении МТС не предпринимал.

Татинком, получивший в нашем рейтинге самую высокую оценку качества связи, все же часто отмечался респондентами как «неудобный» оператор. Поэтому он второй по количеству «обменов». Стандарт DAMPS, с которым пока работает Татинком, себя изжил, переход компании на GSM состоится уже в августе, а уже к концу года мы наверняка увидим совсем другой «расклад сил» на рынке сотовой связи Татарстана.

ТАРИФЫ И ЦЕНЫ

У всех сотовых операторов есть несколько тарифных планов, рассчитанных на разные категории потребителей. Как правило, в каждой компании есть поминутная и посекундная тарификации, «экономные» тарифы и тарифы VIP. Так что выбрать можно, исходя из своих потребностей и финансовых возможностей.

Мы решили рассчитать самый дешевый тариф в каждой сотовой компании, предположив, для примера, что в месяц мы будем разговаривать 300 минут, только в пределах Казани, используя по 50\% льготного и основного времени. В расчете учитывались все существующие тарифные планы, но выбраны самые дешевые в каждой компании.

  • МетроТелКазань, тариф «Базовый-2» 895 рублей
  • СМАРТС, тариф «Комфорт» 1095 рублей
  • Сантел, тариф «Эконом» 1254 рубля
  • Татинком, тариф «Серебряный» 1264 рубля
  • Мегафон, тариф «Медиум» 1315 рублей
  • Би Лайн, тариф «Классика» 1489 рублей

Таким образом, Сантел и Татинком, получившие высокие оценки качества связи, находятся в среднем ценовом сегменте, а весьма популярный по результатам нашего опроса Би Лайн — в самом дорогом. При этом у «недорогих» СМАРТСа и МетроТелКазань абонентов немного. Получается, что «поймать» клиента на низкие цены у сотовых компаний не получается, у потребителей на первом плане — качество связи и широкий перечень дополнительных услуг.

Сегодня сотовые компании расширяют количество тарифов, ориентированных на корпоративного клиента. В то же время из списков планов операторов исчезли «семейные» тарифы. Очевидно, что ориентация на бизнес-структуры в перспективе более выгодна сотовым компаниям, чем работа с семейным потребителем. Да и для каждого члена семьи удобнее выбрать свой тарифный план в рамках одной сотовой компании, тем более что у всех операторов звонки внутри сети бесплатны.

В Татинкоме, Мегафоне и СМАРТСе корпоративные тарифы рассчитаны на 5 и более абонентов. Би Лайн и Сантел в этом плане гибче — их корпоративные тарифы начинаются с группы из трех человек. Так что даже обычная семья может стать «корпорацией».

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛУГИ

Наличие дополнительных услуг часто называлось респондентами в числе причин смены сотового оператора. Самые популярные, в частности, — бесплатный определитель номера, конференц-связь, голосовая почта, SMS-сообщения. Последняя услуга часто определяется абонентами сотовых компаний как «обязательная». Именно из-за отсутствия SMS-связи Татинком потерял большую долю клиентов.

О дополнительных услугах писалось и рассказывалось много, в том числе и нашим порталом. В принципе, набор услуг — стандартен для многих операторов. Исключение — Би Лайн, предоставляющий услуги выхода в Интернет через мобильный WAP-телефон.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

В ближайшем будущем в республике развернется настоящая борьба за клиента между операторами стандарта GSM900/1800. Основные «игроки»: Сантел, ставший собственностью МТС и планирующий теперь обеспечить более качественную связь своим абонентам; Би Лайн, который в ближайшее время охватит всю территорию Татарстана, и тем самым «поспорит» с Татинкомом и Сантелом; плюс Мегафон, который единственный в стране имеет лицензии на работу на 100\% территории Российской Федерации.

Таким образом, три федеральных «монстра» поведут борьбу в тройке лидеров. СМАРТС, зародившийся в Самаре, и ставший ведущим сотовым оператором Поволжья, на рынке Татарстана имеет пока небольшую долю, так что говорить о его значительности можно только в перспективе. А вот Татинком, с имеющимся немалым количеством абонентов, запускающий к осени стандарт GSM, — вполне достойный конкурент лидерам.

Новости
04 Января 2025, 12:01

Центр занятости населения проведет ряд мероприятий для казанцев

Ярмарки пройдут во всех районах города.

Центр занятости населения Казани проведет ярмарки вакансий и дни работодателя в январе. Информацию об этом сообщает городской исполком.

Посетители смогут узнать о доступных рабочих местах на предприятиях города, а также получить консультацию по вопросам госгарантий и законодательства в сфере труда. 22 января на ярмарку вакансий приглашают, в том числе жителей Вахитовского и Приволжского районов. 29 января аналогичное мероприятие пройдет в Советском районе Казани.

Ранее TatCenter писал, что Татарстан присоединится к программе модернизации центров занятости.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: