Новости
01 Декабря 2009, 15:14

Р. Зарипов: Энергетический комплекс РТ — стабильная сфера экономики

Ликвидация «Татэнерго» станет завершением реформирования электроэнергетической отрасли РТ. В преддверии профессионального праздника энергетиков России о главных итогах года в энергетической сфере Татарстана рассказал министр промышленности и торговли РТ Равиль Зарипов.

Равиль Хамматович, расскажите, какие значимые события произошли в энергетическом комплексе РТ в 2009 году?

— Как вы знаете, сегодня в России проводится реформирование электроэнергетической отрасли. С 1 июля 2008 года на территории Республики Татарстан на базе ЗАО «РДУ Татэнерго» образован филиал ОАО «Системный оператор — Центральное диспетчерское управление» (РДУ Татарстана), в функции которого входит оперативно-диспетчерское управление режимами работы энергосистемы РТ. В ходе структурных преобразований удалось обеспечить надежное и бесперебойное энергоснабжение потребителей республики.

Справка

В настоящее время в энергосистеме Республики Татарстан функционируют в качестве самостоятельных бизнес-единиц несколько компаний:

  • два производителя электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки — ОАО «Генерирующая компания» и ЗАО ТГК «Уруссинская ГРЭС»;
  • электросетевые предприятия, в числе которых самая большая по протяженности электрических сетей, составу основного оборудования и по объему передаваемой электрической энергии (мощности) — ОАО «Сетевая компания»;
  • теплосетевые предприятия, оказывающие услуги по передаче тепловой энергии — это ОАО «Казанская теплосетевая компания», ОАО «Набережночелнинская теплосетевая компания», ООО «Уруссинские тепловые сети» и другие;
  • один гарантирующий поставщик на территории республики — ОАО «Татэнергосбыт», который стал правопреемником «Татэнерго» по обязательствам гарантирующего поставщика.

В текущем году завершается последний этап преобразований. Соответственно, будет проведена ликвидация ОАО «Татэнерго».

Электроэнергетика Татарстана остается базовой отраслью для всей экономики республики. От работы энергетической отрасли напрямую зависит конкурентоспособность и рентабельность промышленных предприятий, а соответственно, и общий уровень социально-экономического развития региона, качество жизни населения.

Объем производства электроэнергии составил в январе-октябре текущего года 15,68 млрд. кВт/ч или 87,5\% к соответствующему периоду прошлого года. Ожидаемый объем за 2009 год составит: электрической энергии — 22,3 млрд. кВт/ч, тепловой энергии — 26,7 млн Гкал.

Перед новым гарантирующим поставщиком электроэнергии ОАО «Татэнергосбыт» стоит задача эффективно воспользоваться всеми преимуществами либерализации рынка электрической энергии для увеличения ее поставок.

За 2009 год ожидаемый объем поставки электрической энергии (мощности) по нерегулируемым ценам составит около 7,2 млрд. кВт/ч на сумму около 13,7 млрд. рублей, то есть в 1,4 раз больше по сравнению с 2008 годом, что практически соответствует принятому Правительством Российской Федерации плану либерализации рынка электрической энергии.

Расширение рынка электроэнергии создает необходимые предпосылки для привлечения в отрасль инвестиций, модернизации оборудования, снижения себестоимости производства. Переход энергетической отрасли на новые организационные принципы работы открывает для нее новые возможности дальнейшего развития.

В соответствии с планом либерализации рынка электроэнергии, начиная c 2011 года, вся электроэнергия для промышленных потребителей будет продаваться по свободным ценам. В новых условиях электропотребление нужно не просто контролировать, но и оптимизировать его, эффективно управлять им. Потребитель с точным прогнозированием и почасовым планированием на розничном рынке может экономить до 15\% от нерегулируемого объема потребления электроэнергии (с 2011 г. нерегулируемый объем будет составлять 100\%).

В этой связи энергетиками совместно с потребителями — промышленными предприятиями проведена большая работа по внедрению автоматизированных информационно-измерительных систем коммерческого учета электроэнергии для обеспечения перехода на почасовое планирование потребления электрической энергии. К настоящему времени внедрение данных систем на многих крупных предприятиях либо уже закончено, либо еще ведется. К этой работе приступили и небольшие предприятия.

В целях обеспечения надежности и безопасности потребления электрической энергии в Республике Татарстан осуществляется комплекс работ по повышению технико-экономической эффективности распределительных сетей и систем электроснабжения потребителей за счет управления потоками реактивной мощности, которые дополнительно загружают высоковольтные линии и трансформаторы. В ходе реализации основных организационно-технических мероприятий по оптимизации потоков реактивной мощности и нормализации уровней напряжения в республике проводятся комплексные энергетические обследования (аудит) предприятий, ревизия и метрологическая проверка установленных приборов учета и контроля реактивной энергии. По состоянию на 1 апреля 2009 года установлено почти 7000 средств измерения реактивной мощности при 10 424 точках учета. Ведется инвентаризация устройств компенсации реактивной мощности, установленных на подстанциях потребителей. Также проводится активная работа по договорам потребителей электроэнергии на предмет соблюдения требований по поддержанию коэффициента реактивной мощности tg φ в заданных пределах.

Какие факторы, на ваш взгляд, особенно влияют на развитие энергокомплекса Татарстана в особых экономических условиях?

— В связи с мировым финансовым кризисом происходит снижение объемов промышленного производства предприятиями Республики Татарстан, что, в свою очередь, приводит к снижению потребляемой энергии. Данное обстоятельство влечет за собой образование убытков у энергосбытовых организаций.

Но основное негативное влияние на финансовое положение энергосбытовой организации оказывает рост неплатежей со стороны потребителей. Важность решения проблемы своевременных и полных взаиморасчетов между потребителями и поставщиками энергоресурсов была озвучена Председателем Правительства Российской Федерации Владимиром Путиным в ходе селекторного совещания по подготовке к осенне-зимнему периоду 2009 — 2010 годы.

За последнее время в Республике Татарстан наблюдается обострение ситуации с платежами за потребленные энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги. Надо понимать, что задержка в оплате на оптовом рынке может привести к ряду негативных последствий для гарантирующего поставщика: выплата пеней за несвоевременные расчеты; покупка электроэнергии по более высоким ценам в связи с отказом гарантирующему поставщику в допуске к рынку с конкурентными ценами; лишение статуса гарантирующего поставщика и, как следствие, возможное лишение статуса субъекта оптового рынка.

При этом необходимо отметить, что негативные последствия при несвоевременных расчетах возникают и для потребителей электроэнергии, так как покупка электроэнергии гарантирующим поставщиком по более высоким ценам ведет к продаже электроэнергии потребителям также по завышенным ценам.

Одним из наиболее важных результатов работы ОАО «Татэнергосбыт» является выполнение компанией рекомендуемых показателей финансового состояния гарантирующих поставщиков, которые из-за неплатежей не выполняют их уже в течение трех отчетных периодов.

Кроме того, Правительством России утверждены новые правила осуществления платежей за потребленные энергоресурсы. Так, за тепловую энергию и газ 35\% общей стоимости вносится до 18 числа месяца, 50\% — до конца месяца, окончательные расчеты производятся по тепловой энергии — до 10 числа месяца, следующего за расчетным, по газу — до 25 числа.

Для обеспечения своевременных платежей распоряжением Правительства Республики Татарстан создана межведомственная рабочая группа по укреплению платежной дисциплины за потребленные энергоресурсы и жилищно-коммунальные услуги. Данной рабочей группой проводятся зональные совещания с приглашением руководителей предприятий и организаций, имеющих долги за энергоресурсы и услуги ЖКХ.

Другим важнейшим фактором, оказывающим влияние на развитие энергокомплекса республики, является установление экономически обоснованных тарифов на электрическую и тепловую энергию, обеспечивающих выполнение инвестиционных программ энергокомпаний по модернизации и реконструкции объектов энергетики для обеспечения надежности работы энергосистемы и бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией.

Расскажите, как реализуется в Татарстане программа по внедрению энергосберегающих ламп и иных средств, предложенная Президентом РФ?

— Внедрение энергоэффективных систем освещения в качестве одного из основных программных мероприятий определено в Республиканской целевой программе «Энергоресурсоэффективность в Республике Татарстан на 2006 — 2010 годы», а также в отраслевых и муниципальных программах ресурсоэффективности.

Например, программой энергоресурсоэффективности Казани на 2006−2010 годы предусмотрена замена ртутно-консульных устройств (РКУ) на натриево-консульные (ЖКУ) с лампами меньшей мощности, но с большим светопотоком, что позволяет экономить электроэнергию. С 2006 года в Казани ведется планомерная замена старого оборудования на новое. К настоящему времени имеем следующие результаты: заменены почти 1500 светильников марки СПО 200 на ЖКУ 150; 600 ламп накаливания РКУ 400 на лампы марки ЖКУ 250; более 4500 ламп РКУ 250 на ЖКУ 180.

Считаю, что сроки, обозначенные Правительством Российской Федерации на замену ламп накаливания на энергосберегающие, республикой будут выдержаны. Однако для снижения затрат на это мероприятие необходимо создать производство и утилизацию этих ламп на территории республики.

И последний вопрос, повлияла ли каким-либо образом авария на Саяно-Шушенской ГЭС на работу энергетического комплекса РТ?

— Нет. Энергетический комплекс республики относится к стабильным отраслям экономики. Предприятия и население республики надежно и бесперебойно снабжаются электрической и тепловой энергией в необходимом объеме. В Татарстане создана надежная энергетическая инфраструктура, благодаря которой стабильно развиваются все важнейшие отрасли республики. Но в тоже время масштаб, последствия аварии на Саяно-Шушенской ГЭС заставили энергетиков еще более серьезно подойти к подготовке прохождения осенне-зимнего периода 2009−2010 годов для обеспечения надежности работы энергосистемы в любых климатических условиях.

Новости
18 Апреля 2024, 14:45

На проект благоустройства Голубых озер в Казани потратят ₽15 млн

Работы планируется выполнить в один этап.

На инженерные исследования и разработку проекта благоустройства Голубых озер направят 15,5 млн рублей. Информация размещена на портале госзакупок.

Общая площадь территории благоустройства составляет 110 тыс. кв. м и включает Большое Голубое озеро, Малые Голубые озера и жилой район Крутушка. Работы планируется выполнить в один этап. Предварительная стоимость строительства объекта превышает 310 млн рублей. Кроме того, закупка включает проведение исследований и разработку проектной документации для благоустройства сквера в Казани. Стоимость работ составляет 6,5 млн рублей. Оба объекта финансируются из бюджета РТ, а заказчиком выступает Главинвестстрой.

Напомним, на благоустройство сквера Великой Отечественной войны в селе Большое Подберезье Кайбицкого района РТ выделили 3 млн рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: