Новости
21 Февраля 2007, 13:00

«Выдающееся достижение»

Вышла в свет книга Масгута Гиниатуллина «Два миллиарда тонн: выдающееся достижение или грубое насилие?». Автор, в прошлом заместитель генерального директора объединения «Татнефть», исследовал господствовавший в 1950 — 1980 гг. принцип «Больше нефти малыми затратами». Его реализация создавала массу проблем в охране окружающей среды.

Предлагаемая вниманию общественности работа не является альтернативой книгам: «Нефть, газ и нефтехимия Татарии» (в двух томах, Татарское книжное издательство, 1978 — 1979 гг.), «Нефть и газ Республики Татарстан. Сборник документов, цифр и материалов» (в трех томах, Москва, «Недра», 1993 г.). Скорее, это дополнение к указанным изданиям. Исследование республиканских архивов, изучение многочисленных (в т.ч. ранее закрытых) документов позволили автору глубже, с разных точек зрения осмыслить годы становления и развития нефтяной промышленности республики.

Большинство этих материалов целиком или в виде выдержек приводится в первой части книги. Здесь, в основном, использованы документы, хранящиеся в Национальном архиве республики Татарстан и Госархиве историко-политической документации РТ. Автор выражает благодарность руководителям и сотрудникам указанных архивов за всестороннюю помощь и благоприятные условия для работы по данной теме. При этом следует отметить: из-за ограниченности во времени не удалось изучить материалы по всем источникам указанных и неуказанных фондов (например, министерств здравоохранения, социального обеспечения, торговли, местных советов и т. д.). В частности, автора интересовали статистика по продолжительности жизни населения юго-востока республики, более подробные данные по средней зарплате нефтяников. За рассматриваемый период очень мало документов удалось обнаружить по охране окружающей среды.

Таким образом, работа по данной теме далеко не исчерпана, но достаточна для того, чтобы показать общественности важность всестороннего изучения материалов, характеризующих становление и развитие нефтяной промышленности республики.

В первой части книги также использованы выдержки и цитаты из отдельных документов трехтомника С. Князева «Нефть и газ Республики Татарстан». Во второй части книги, в основном, использованы Государственные доклады Министерства экологии и природных ресурсов РТ «О состоянии природных ресурсов и охране окружающей среды РТ», другие материалы, а также литература. Все это было любезно предоставлено в распоряжение автора А. И. Щеповских (Министерство экологии и природных ресурсов). Материалы ко второй части относятся к 90-м годам прошлого столетия — начало XXI века.

В конце книги указаны все архивные фонды, по которым велась работа, а также список литературы. Более конкретно источники обозначены в начале каждого документа.

Думается, перелистав книгу, читатель согласится: несмотря на богатый первичный материал, представленную автором работу также нельзя назвать историей развития нефтяной промышленности. Это, скорее, тоже документы к истории.

Мнения Рубрики
13 Декабря 2018, 08:00

«В музей казанца не заманить» — как выживают частные проекты в Казани Рассуждает Евгений Аладинский

Директор музея знаменитых игрушек «Мишкин дом» — о лени экскурсоводов, конкуренции частных и государственных музеев, принципах выживания и предпочтениях гостей.

В 2018 году Казань встретила 3-миллионного туриста. Это всегда обязывает город и встречающие туристов структуры представлять самый качественный экскурсионный продукт. Музеи являются основными местами посещения. Кремль, Раифа, Свияжск. Булгар… Маршруты накатаны, экскурсоводы обучены и сертифицированы.

Условия диктует турист

Огромный поток туристов — это большие возможности выживаемости и развития для частного музея. Но каждый гость из любого региона хочет эксклюзивных проектов. В Казани такими сегодня стали именно частные проекты — музей Чак-Чака, Панорама и даже Подвальные Квесты. Все они уже так или иначе претендуют на музейность, создают на рынке серьезную конкуренцию.

Большинство туристов сегодня ищет объекты для посещения через интернет. В сети они делятся отзывами и фотографиями, смотрят карту города, сами формируют маршрут и легко находят то, что им действительно по душе, а не навязано туристическим агентством.

Турист диктует свои условия, он стал избалованным, с высокими запросами на зрелищность и интерактив в самом музейном пространстве.

Ставка на эксклюзивность и концепцию привлечения максимального трафика

Главный секрет выживаемости частных проектов — эксклюзивность. К примеру, «Мишкин Дом», которым я руковожу, нашел свою нишу даже в мировом музейном пространстве — музей является единственным в мире по своей задумке и наполнению. Эксклюзивность во многом — это не только уникальные экспонаты и оформление, но и возрастная адресность. Целевая аудитория музея и его формат привлекают посетителей в возрасте от двух до 99 лет, потому что в экспозиции каждый найдет свой «кусочек детства». Ведь плюшевый мишка был и есть у каждого ребенка, а взрослые до сих пор с игрушками не расстаются, передавая из поколения в поколения. Такая концепция увеличивает трафик.

Оформление музея надо продумывать так, чтобы захват туриста происходил мгновенно, еще на входе. У нас это три этажа воспоминаний для взрослых и познавание «старины» вместе с родителями — для маленьких посетителей. Экспозиция и ее оформление соединяют поколения.

На узнаваемость и рост посещаемости частного проекта помимо эксклюзивности экспозиции и удачного местоположения очень влияют отзывы посетителей. Реклама и рассылки в нашем сегменте практически не работают, а вот «сарафанное радио» – отличный канал продвижения.

Экскурсоводы работают по накатанным маршрутам

На фоне экспозиций и возможностей, а как следствие, растущей конкуренции за потребителя со стороны частных проектов классические музеи в Татарстане также стараются развлечь туриста и уйти от статики экспонатов. Надо признать, что некоторым проектам это удается, так что в республике музейное дело ширится и развивается.

Но отношение к частным музеям экскурсионных бюро и экскурсоводов, как минимум, странное. Они охотно завлекают туристов скидками и акционными предложениями по накатанным маршрутам, но что-то новое на рынке туризма не находит у них отклика. Нам, например, звонят единицы бюро и экскурсоводов — по заявкам туристов, которые предварительно нашли музей в интернете.

Казанцы не ходят в музеи

У казанцев с посещением музеев — большая проблема. По статистике, это всего 3% от общего числа посетителей. Казанцы проводят выходные в торговых центрах, а детей отдают на развивающие кружки, вместо того, чтобы вместе сходить в музей. Выезжая в другие города — с удовольствием, но в свои не ходим! Такова психология — нет «музея» в своем отечестве.

Частные проекты Казани держатся на плаву за счет туристов со всей страны. География посетителей огромна — от Питера до Владивостока — все нас знают. Но Казань о музее мишек как будто и не слышала. Редкие посетители — местные жители удивляются, что такой проект вообще есть. А похвалиться перед своими очень хочется. Некогда людям ходить на экскурсии — работа, бизнес, учеба — все поглощены суетой бытия и отвлекаются лишь на театр или кино.

Будем терпеливы, подождем. Москва и Питер расскажут казанцам о местных музеях в столице Татарстана, вот тогда и придут…

Евгений Аладинский
директор музея знаменитых игрушек «Мишкин дом» в Казани
специально для TatCenter
Фотографии предоставлены автором

Как написать колонку для TatCenter

Материалы по теме

Партнёры TatCenter:
1 из 1

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: