Новости
24 Марта 2005, 15:06

Неденежные гарантии на рабочем месте

Объявления о вакансиях московских фирм пестрят предложениями не только высоких зарплат, но и обещаниями социального пакета. Республиканские работодатели пока на подобные предложения скупятся.

Социальным пакетом нельзя назвать, например, недавно введенную на предприятии практику оплачиваемых декретных отпусков или «белую» зарплату. Речь идет о дополнительных услугах и социальных гарантиях, предоставляемых сотрудникам помимо предписаний Кодекса законов о труде. Наиболее популярные услуги — служебный автомобиль и телефон, страхование, медицинская диагностика, оплата корпоративных абонементов в местах досуга.

До 90-х годов прошлого века защитой социальных прав работников занимались профсоюзы, которые были в составе каждого предприятия. Набор социальных гарантий во многом зависел от благосостояния самого предприятия, поскольку немногие могли содержать на своем балансе детские сады и пионерские лагеря, санатории и базы отдыха. Но профсоюз был тем местом, где за исполнением прав и охраной труда следили.

В 1992 году полномочия по охране труда перешли в ведение государственных органов власти, а профсоюзам остались функции общественного надзора и контроля. Тогда же, в тяжелое для всей страны время перехода к рыночной экономике, предприятия начали урезать финансирование и снимать со своего баланса все садики и школы. Ради выживания расходы на «социалку» списывались в первую очередь. Одновременно появлялись коммерческие фирмы, которые зачастую кроме заработной платы не обещали ничего.

Сегодня можно говорить, что те «беспорядочные» времена прошли, и рынок труда движется к цивилизованному своему оформлению. Мы учимся заключать трудовые договоры, обращаться в суды по трудовым спорам, правительство борется с «серыми» выплатами. Но по социальным пакетам на рабочем месте Россия, а особенно ее регионы, существенно уступает Западу.

Елена Хапова, директор кадрового агентства «CLC»:

— Если по уровню заработной платы российские компании могут конкурировать с западными и даже превосходить их, то обеспечение социальным пакетом — наша слабая сторона. Наиболее интересные предложения делают приходящие на наш рынок транснациональные компании.

Данный факт она связывает с тем, что уровень развития коммерческих компаний часто не очень высок:

— Мы проживаем этап развития, когда очень много делается для бизнес-действия, а на отладку механизмов, процессов, систем мотивации остается не так много средств и времени. Это придет с культурой бизнеса, которой у нас пока нет.

О наиболее часто включаемых в соцпакет услугах рассказала Ирина Корлыханова, заместитель генерального директора ЗАО «Консалтинговая группа «Аудит, Менеджмент, Финансы» по персоналу и новым проектам:

— Наиболее часто работодатель обеспечивает доставку работников на работу и с работы (вахта) или выдачу денежных средств на питание, на транспорт, предоставление мобильных телефонов. Многие частные финансово благополучные организации вкладываются в так называемый «человеческий потенциал», направляя своих работников на обучение на тематических семинарах, курсах повышения квалификации. Отдельно можно выделить специфический вид социального пакета, как правило, предоставляемый работникам, имеющим детей. Они могут получать путевки или льготы при приобретении путевок в детские оздоровительные лагеря, базы отдыха, санатории. Доступно это, как правило, крупным организациям, имеющим собственную социальную инфраструктуру.

Например, железная дорога — мощная разветвленная государственная структура, но после акционирования 1 октября 2003 года ОАО «Российские железные дороги» сохранило все социальные гарантии. Помимо предоставления разнообразных услуг по пользованию ж/д транспортом всем сотрудникам, Казанское отделение Горьковской железной дороги обеспечивает физкультурно-оздоровительный комплекс «Локомотив», летний детский оздоровительный лагерь «Яльчик», санаторий-профилакторий и Дворец культуры железнодорожников в пос. Юдино и построило в 2004 году 1509 кв. м жилья.

Обычно нематериальные формы стимулирования, как, впрочем, и дополнительные материальные, работодатели берут на вооружение при дефиците квалифицированной рабочей силы. Если существует вероятность, что лучший работник может уйти к конкуренту и организация понесет значительные убытки, то удержать его следует любым способом.

Можно говорить, что в этот момент отношения работодателя и сотрудника переходят на качественно новый уровень. Работодатель показывает тем самым, что личностные и профессиональные качества его подчиненного оцениваются высоко, и работодатель готов даже нести дополнительные расходы ради здоровья и развития работника. Таким образом, наполнение социального пакета в настоящее время говорит, как правило, о финансовом состоянии организации, а наличие его вообще — скорее об уровне ее менеджмента.

Опрошенные эксперты не говорили о конкретном опыте казанских компаний, но сходились во мнении, что опыт не имеет массового характера.

Фарид Хамадеев, заместитель генерального директора по продажам ОАО «Росгосстрах»:

— Как правило, руководство высшего звена социальные пакеты имеет, а остальные сотрудники фирм — нет.

В Казани, отметила Елена Хапова, наиболее сильная конкуренция сегодня среди агентов, менеджеров по продажам. В связи с этим она похвалила одну фирму, которая вкладывается в своих агентов так, как не обеспечивают топ-персонал. В большинстве же своем предложения по соцпакету носят неструктурированный, не продуманный до конца характер. Например, до 20\% вакансий обещают служебный автомобиль, но преимущественно для руководителей высшего звена. Менеджеров среднего звена предпочитают нанимать с личным автомобилем. В то же время наши компании с трудом воспринимают внушения, что работнику нужно оплачивать не только бензин, но и амортизацию автомобиля. Иностранцы же изначально рассматривают вопрос комплексно — компенсируют и амортизацию, и страховку, и стоянку, и бензин.

Если есть спрос, то будет и предложение. Услуги по формированию социальных пакетов активно предлагают страховые компании, правда, исключительно в рамках своей сферы деятельности.

Вера Фитилина, начальник Управления страхования жизни ОАО «Росгосстрах»:

— При наполнении соцпакета страховыми услугами работодатели предпочитают три вида страхования — от несчастных случаев, страхование жизни и здоровья и добровольное медицинское страхование.

Кадровое агентство «CLC» тоже дает рекомендации по формированию социального пакета, но считает, что такие услуги — скорее, исключение.

— Мы даем клиенту аналитику по рынку — какая средняя заработная плата, ее окладные, процентные и бонусные составные, каково соотношение оклада и бонуса. В том числе консультируем работодателя и по ситуации на рынке с компенсационным пакетом. Я считаю, что мы придем к востребованности нашей информации.

В случае, когда обещанный социальный пакет руководитель так и не выплатил, работнику можно посоветовать лишь вести с ним переговоры. Дело в том, что в России юридического оформления он не имеет. На Западе подписание оффера (предложения), в котором расписаны все условия соцпакета, делается одновременно с подписанием трудового договора. В данной ситуации он практически незыблем. В российских компаниях соцпакет прописывается редко.

Ирина Корлыханова:

— Обычно вопрос невыплат по социальному пакету решается путем увеличения денежных выплат, которые целевым образом предоставляются работникам на транспортные или телефонные расходы.

При всех недочетах рынок труда Казани становится конкурентным, а, следовательно, широкой практики применения социальных гарантий нам следует ожидать уже в ближайшие годы.

Новости
24 Апреля 2024, 15:43

«Автодор» снизил стоимость проезда на участках трассы М-12

Кроме того, на автодороге компания планирует ввести программу абонементов.

Компания «Автодор» скорректировала цены на проезд на отдельных участках новой платной трассы М-12.

Изменения коснулись отрезков от Мурома, Владимира и Арзамаса до съезда на Иннополис. Здесь стоимость снизилась на 0,2−3,6%. Вместе с тем на других участках дороги тарифы выросли. Например, на отрезке Москва — Электроугли стоимость увеличилась на 7%, а на остальных — на 1−5%. Также на трассе М-12 «Автодор» планирует внедрить абонементную систему, но детали пока не разглашаются.

Напомним, строительство трассы М-12 Москва — Казань обошлось в 910 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: