Новости
03 Октября 2014, 10:00

На кадровом фронте без перемен

Внешнеполитическая и экономическая ситуации оказали влияние на российский рынок труда. Вслед за санкциями компании с иностранным участием сокращают расходы на персонал и неохотно принимают на работу новых сотрудников. Последние изо всех сил держатся за «теплые» места, понимая, что наступило не самое лучшее время для перемен.

В Казани прошел HR-Саммит Поволжья-2014, на котором специалисты отрасли обсудили реалии рынка в новых экономических условиях. Оказалось, что компании с участием иностранного капитала начали снижать свои затраты на персонал — на фоне обострившихся политических противоречий и двусторонних санкций они заняли выжидательную позицию и неохотно вкладывают деньги в расширение штата. Между тем, некоторые отрасли благодаря санкциям, напротив, демонстрируют уверенный рост.

hr summit поволжья 2014

«В России есть привычка к кризисам»

Существенных изменений на рынке труда не произошло, несмотря на нестабильную внешнеполитическую ситуацию — некоторые подвижки происходят, но они носят больше сезонный характер.

«Подвижки на рынке, связанные с экономической ситуацией, наблюдаются уже с весны. И, как ни странно, каких-то серьезных сдвигов в сторону схлопывания рынка труда мы не заметили. Может быть, лишь чуть-чуть уменьшилась положительная динамика. Но это обычный сезонный тренд — весной идет всплеск подбора и активность соискателей, летом — спад. При этом компании все равно продолжают поиск, даже активнее, чем весной. И осенью этот активный тренд идет вверх. Сейчас просто эти тренды чуть ниже, но они все равно есть», — рассказала порталу TatCenter.ru руководитель HeadHunter в Поволжье Софья Исакова.

Более того, ряд отраслей стал расти и, как следствие, расширять кадровый состав своих предприятий. В первую очередь, на это повлияли и санкции — например, пищевые и агрокомбинаты, которые теперь получили доступ на рынки, ритейл, в том числе, и продуктовый.

В свою очередь, у иностранных компаний зафиксировано снижение интереса к набору сотрудников. Российские же, по словам Софьи Исаковой, продолжают работать.

«Мы замечаем осторожное поведение, но я не скажу, что это спад или резкий сдвиг вниз. Происходит дробление затрат на персонал у компаний с иностранным капиталом. Потому что это иностранный капитал, сверху им приходит директива — „так, пока мы в Россию сильно много не вкладываем, потому что не знаем, что будет в России дальше“. Развитие происходит только пошагово. Тенденция заметна и в отношении работодателей, и в отношении соискателей».

По словам Исаковой, сейчас рынок растет по инерции. Отчасти это связано с вышеупомянутыми тенденциями, отчасти с тем, что «жизнь продолжается».

«И, что бы там ни происходило, в России есть такая привычка к кризисам, и это уже не так пугает», — отмечает эксперт.

Работодатели поставили на KPI

Сами компании уже заявляют о том, что на фоне замедления экономического роста изменили свою политику в отношении работы с персоналом. Теперь больше внимания уделяется эффективности и производительности сотрудников.

hr summit поволжья 2014

В случае, когда результативность сотрудника можно измерить, как, например, работу менеджера по продажам, внедряются KPI (ключевые показатели эффективности, — ред.). Хорошие специалисты остаются работать. Когда же эффективность определить сложно, работникам просто увеличивают нагрузку.

«Мы проводим работу по привязке зарплаты к интенсивности их труда. То есть, выводится некий показатель, который прямо или косвенно характеризует, насколько много сотрудник работает. Такой подход мы применили к большей части персонала, и сейчас, безусловно, не большую часть, но около 20−30% зарплаты привязали к этим показателям интенсивности труда. Соответственно, снижение объемов по бизнесу сказывается и на снижении заработной платы. И наоборот, повышаются объемы продаж, наши сотрудники работают с большей интенсивностью, что отразится и на их зарплате», — рассказывает директор по персоналу группы компаний «ТрансТехСервис» Ильдар Фахразов.

Например, на ОАО «КАМАЗ» в сложных условиях решается вопрос о сохранении лучших сотрудников. И не только татарстанских — предприятие готово приглашать специалистов из российских регионов, потому что рынок республики начинает себя исчерпывать. На заводе уже работают молодые люди из Томска, проходят практику студенты из Самары. Кроме того, компания берет к себя людей с «Автоваза» и «Росатома».

«Сотрудникам приходится постоянно объяснять, что в компании не происходят мероприятия по оптимизации. ОАО «КАМАЗ
«находится на стадии выбора лучших. В рамках реинжиниринга нам нужны лучшие из лучших. Либо сейчас сотрудникам приходится соревноваться и входить в этот проект, либо в него войдут другие, из соседних регионов», — поясняет начальник отдела рекрутинга ОАО «КАМАЗ» Юлия Окунева.

По словам эксперта, можно констатировать факт, что Татарстан на данный момент исчерпал свои ресурсы по переманиваю талантливых людей друг у друга. «Не важно, из какой отрасли. Мы поняли, что пришли к заужению зоны поиска, и решили, что нам нужно ее расширять и уделять внимание и другим регионам», — говорит она.

Персонал держится за «теплые» места

В сложившихся экономических условиях интересно и поведение сотрудников.

Они, как оказалось, также реагируют на изменения макроэкономических показателей. Многие понимают, что сейчас не самое лучшее время для перехода на новое место работы — неопределенность будущего страны, в том числе, ее включенности в мировой рынок, многих пугает. Понимая опасность резких движений, работники просто «притихли».

«Общая тенденция такова, что текучесть и легкость, с которой сотрудники уходили еще в начале года, теперь, конечно, в меньшей степени наблюдается. Безусловно, сейчас многие понимают, что текущее время — не лучшее для перемен. Как ни крути, но правило „первый пришел — первый ушел“ в компаниях работает. Это — элемент общероссийской корпоративной культуры, когда „старички“ знают, что здесь и сейчас хорошо, а ты можешь прийти в новую компанию, и там вдруг начнется непонятно что, и тебя первого попросят», — отмечает Фахразов.

Многие сотрудники на этом обожглись ранее. Вспомните кризис 2008—2009 гг., когда российские работники столкнулись с оптимизацией бизнеса и увольнениями.

«Поэтому народ, конечно, попритих, и держится за свои места. Не факт, конечно, что их поведение не изменится. Но тенденция традиционна для подобного времени», — резюмирует Ильдар Фахразов.

Новости
24 Апреля 2024, 14:45

Спрос на бизнес в области туризма в Татарстане вырос на 46% За первый квартал 2024 года

В тройку самых популярных сфер также вошли автобизнес, магазины и пункты выдачи заказов.

В первом квартале этого года спрос среди жителей Татарстана на туристический бизнес вырос на 46%. Такие данные предоставили эксперты компании «Авито».

Согласно исследованию, сфера туризма показала наибольший рост спроса в Татарстане. В тройку самых популярных отраслей также вошли автобизнес, магазины и пункты выдачи заказов. Покупка действующего бизнеса или франшизы в Татарстане остается самой востребованной целью для обращений на платформу, ее доля спроса составляет 75%.

Напомним, в январе-феврале в Татарстане спрос на коммерческую недвижимость вырос на 33%.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: