Новости
14 Июля 2004, 10:42

МСФО — общеевропейский стандарт бухгалтерского учета

Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) уже в ближайшем будущем станут общеобязательным для государств Единой Европы. В середине 2002 года Европарламент проголосовал за резолюцию, согласно которой все листинговые компании Европы обязаны составлять консолидированную финансовую отчетность в соответствии с МСФО, начиная с 2005 года. В связи с этим возникает вопрос о готовности России к переходу на МСФО.

В последнее время произошли значительные прогрессивные изменения в области отечественного бухгалтерского учета и отчетности. Организации стали раскрывать в бухгалтерской отчетности информацию об аффилированных лицах, событиях после отчетной даты, условных фактах хозяйственной деятельности, обесценении финансовых и других активов. Крупнейшие хозяйствующие субъекты (в нефтегазовом, банковском, автомобилестроительном, химическом секторах) формируют консолидированную финансовую отчетность по МСФО или иным международно признаваемым правилам. Получил развитие рынок аудиторских услуг, возник ряд профессиональных саморегулируемых организаций. В то же время, несмотря на определенные успехи, текущее состояние характеризуется наличием ряда нерешенных проблем, что проявляется:

  • в отсутствии официального статуса финансовой отчетности, составляемой по МСФО, а также необходимой инфраструктуры применения МСФО;
  • в формальном подходе регулирующих органов и хозяйствующих субъектов ко многим категориям, принципам и требованиям, отвечающим условиям рыночной экономики;
  • в неоправданно высоких затратах на подготовку консолидированной финансовой отчетности по МСФО путем трансформации бухгалтерской отчетности, подготовленной по национальным правилам;
  • в наличии излишних затрат из-за необходимости вести параллельно с бухгалтерским учетом налоговый учет;
  • в отсутствии системы надзора и контроля качества бухгалтерской отчетности, представляемой хозяйствующими субъектами заинтересованным внешним пользователям;
  • в недостаточном и неудовлетворительном участии профессионального сообщества и другой заинтересованной общественности в регулировании бухгалтерского учета и отчетности;
  • высокой нестабильности правил бухгалтерского учета и отчетности;
  • в недостаточном уровне профессиональной подготовки бухгалтеров и аудиторов,
  • в недостаточности навыков использования информации, подготовленной по МСФО.

Основой решения этих проблем может стать сочетание разумной политики государственных органов, инициативы профессиональных организаций и заинтересованной общественности. Однако не стоит торопить события, и бросаться в крайности, форсированное развитие бухгалтерского учета и отчетности, не подкрепленное соответствующими изменениями в хозяйственном механизме, может привести к снижению качества финансовой информации, циркулирующей в экономике, дискредитации МСФО, а также ослаблению финансовой дисциплины. Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации. В то же время, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями общей экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности.

Как показывает отечественная и международная практика, важнейшим элементом обеспечения качества бухгалтерской отчетности является действенный надзор и контроль качества. Основой такого надзора и контроля должна быть система аудита как независимой проверки бухгалтерской отчетности хозяйствующих субъектов, лицами, облеченными соответствующими полномочиями. В этом отношении институт аудита становится одним из инструментов развития бухгалтерского учета и отчетности.

Необходимым условием широкого применения МСФО в российской экономике является создание соответствующей эффективной инфраструктуры. Такая инфраструктура должна состоять из ряда элементов, в совокупности обеспечивающих условия и стимулы использования МСФО в регулировании бухгалтерского учета и непосредственно хозяйствующими субъектами. Важнейшими среди них являются:

  • законодательное признание МСФО в Российской Федерации;
  • процедура одобрения МСФО;
  • механизм обобщения и распространения опыта применения МСФО российскими хозяйствующими субъектами;
  • система официального перевода МСФО на русский язык;
  • система надзора и контроля качества финансовой отчетности, подготовленной по МСФО;
  • обучение МСФО;
  • аудит финансовой отчетност
    и, подготовленной по МСФО.

Однако, несмотря на проблемы, которые стоят на пути перехода к МСФО, все больше предприятий переходят на МСФО ранее установленного законом срока, испытывая давление со стороны рынка, поскольку вести учет по МСФО требуют инвесторы, кредиторы, а иногда и иностранные поставщики и заказчики.

Для предприятия переход на МСФО — это сложный процесс, включающий в себя несколько этапов (например, полный пересмотр учетной политики предприятия, анализ всех хозяйственных операций, широкое применение профессионального суждения для отражения событий в отчетности, составление трансформационных таблиц, переоценка финансовых инструментов, разработка корректировок, новая система обработки первичных документов, и т. д.) В такой ситуации важно оценить свои силы и в случае необходимости привлечь внешнего консультанта. Первый шаг на этом пути — правильный выбор компании. Ключевым фактором в этом служит авторитет компании и степень доверия к ней собственника и менеджеров.

Компания ENERGY CONSULTING имеет все необходимые ресурсы для проведения работ широкого спектра в области аудита, бухгалтерского учета, налогообложения, информационных технологий и управленческого консультирования. Высокое качество работ компании ENERGY CONSULTING достигается через серию последовательных шагов, позволяющих принять во внимание все важные и сколько-нибудь значимые рыночные факторы, которые могут повлиять на дальнейшую деятельность организации. Весь проводимый процесс в полной мере нацелен на решение поставленной клиентом задачи.

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: