Новости
14 Сентября 2005, 10:30

МПР продает последнюю нефть

Глава Минприроды Юрий Трутнев решил изменить своим принципам и предложил вернуться к конкурсной системе выдачи лицензий на месторождения, расположенные на шельфе

Вчера министр природных ресурсов Юрий Трутнев вновь пообещал в ближайшие четыре года раздать не менее двадцати лицензий на разработку нефтяных и газовых залежей российского шельфа. Однако, как оказалось, практика распределения месторождений между компаниями может измениться. Глава МПР заявил, что правительство может отказаться от аукционов на право добычи углеводородов на шельфе в пользу конкурсов, от которых в свое время отказались по инициативе самого Юрия Трутнева. Недропользователи с опаской смотрят на инициативу чиновника, а эксперты считают, что изменение порядка выдачи лицензий может оправдать себя только в том случае, если государство сможет обеспечить прозрачность процедуры.

В настоящее время добыча нефти на российском шельфе незначительна и не превышает 0,2% от общей добычи по стране. Между тем начальные извлекаемые ресурсы шельфа превышают 100 млрд. тонн условного топлива (в том числе около 11 млрд. т промышленных запасов). При этом средние запасы морских месторождений (40 млн. т) примерно вчетверо больше, чем средние запасы континентальных (9,1 млн. т). Как уже писала RBC daily, весной этого года Минприроды решило интенсифицировать процесс освоения морских углеводородных ресурсов.

Вчера глава Министерства природных ресурсов России Юрий Трутнев, выступая в Санкт-Петербурге на конференции по освоению ресурсов нефти и газа Арктики и континентального шельфа, подтвердил, что до 2010 года в Баренцевом и Печорском морях намечено выставить на аукцион двадцать перспективных блоков, распределенных по шести тендерам и расположенных в районах, где открыты промышленные залежи углеводородов. В Охотском море в этот же период планируется проведение тендеров по двенадцати перспективным блокам с подтвержденными ресурсами. Разовые платежи от аукционов по этим участкам могут составить от 1,8 до 5 млрд долл.

Однако, как выяснилось позже, чиновники вовсе не собираются организовывать аукционы по каждому месторождению. «В работе на шельфе, в предоставлении прав на поиск и добычу полезных ископаемых могут использоваться такие механизмы, как создание консорциумов, а также использование механизма конкурсов вместо аукционов», — заявил глава МПР. Таким образом, Юрий Трутнев предложил вернуться к им же самим отмененной практике конкурсного распределения лицензий. По его словам, это обусловлено тем, что с проектами, требующими больших затрат и современных технологий, в одиночку российским компаниям справиться достаточно трудно. Поэтому, по словам главы МПР, реформируя законодательство, «необходимо найти баланс между протекционистскими мерами и необходимостью привлечения крупнейших иностранных инвесторов».

Участников рынка это предложение застало врасплох. Источник в Комитете по энергетике, транспорту и связи Госдумы РФ сообщил, что представители министерства не вели никаких официальных консультаций по этому поводу с депутатами. «Планируется в конце ноября провести парламентские слушания, касающиеся шельфа. Там-то чиновники и смогут доказать обоснованность своей инициативы», — сказал он. Начальник управления инвестиционного анализа и отношений с инвесторами ОАО «ЛУКОЙЛ» Геннадий Красовский также сказал, что рано оценивать перспективы применения разных режимов предоставления лицензий в отношении шельфа до принятия окончательного решения по этому вопросу. А по словам собеседника RBC daily в «Газпроме», знакомого с ситуацией, непонятно, чем конкурсы будут отличаться от аукциона, за исключением того, что ТЭО разработки месторождения должно быть представлено до выбора компании-недропользователя конкурсной комиссией. При этом он надеется, что новая политика не отразится на успешности получения лицензий крупными компаниями.

Впрочем, опрошенные эксперты не видят в инициативе министра ничего плохого. «Это логично. В законодательстве необходимо предусмотреть обе формы распределения месторождений», — считает заместитель директора Независимого топливно-энергетического института Сергей Ежов. «Для некоторых месторождений разовые выплаты со стороны инвесторов не всегда могут определять эффективность дальнейшей эксплуатации», — соглашается аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Мангилев. По его словам, условия победы в конкурсе должны обговаривать технологические нормы добычи, в том числе экологические, а также сроки разведки месторождений. «Ведь существует опасность, что недропользователь получит месторождение, но не станет его разрабатывать, положив его в резерв», — добавляет он
.

Для отработки механизма конкурсной раздачи лицензий можно использовать зарубежный опыт. «Конкурсы преобладают, например, в норвежской практике, — говорит Сергей Ежов. — Причем добиться права разрабатывать месторождение на норвежском шельфе компания может лишь в несколько этапов. Более того, после проведения конкурса там уточняются условия добычи углеводородов с компанией-победителем. Вообще, конкурсы в мире применяются столь же часто, как и аукционы. Для уникальных проектов, подобных освоению российского шельфа, это вообще в порядке вещей».

Правда, проведение конкурсов в России может получить свою специфику. «Конкурсы — это почти обязательно подковерная борьба и принятие основных решений до непосредственной оценки проектов конкурсной комиссией. Собственно, из новой редакции законопроекта „О недрах“ пункт о конкурсах был исключен в связи с желанием исключить возможность коррупции при распределении лицензий», — напоминает Сергей Ежов. «Аукционы более прозрачны, чем конкурсы, — вторит ему Дмитрий Мангилев. — Поэтому в данном случае основной вопрос заключается в том, насколько качественно государство сможет контролировать процесс выдачи лицензий».

Новости
24 Апреля 2024, 19:42

Из Казани запустят дополнительные поезда в Арск и Кукмор В майские праздники

Также в отдельные дни увеличат количество вагонов в пригородных поездах, следующих в Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Олу и Сосновку.

В майские праздники запустят дополнительные пригородные поезда, связывающие Казань с Арском и Кукмором. С 26 апреля по 10 мая будут ходить электрички № 6404 Казань — Арск и № 6407 Арск — Казань. 27 апреля и 8 мая будут курсировать составы № 6436 Казань — Кукмор и № 6439 Кукмор — Казань. Также для удобства пассажиров в отдельные дни планируется увеличить количество вагонов в пригородных поездах, следующих из Казани в Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Олу и Сосновку.

В связи с введением дополнительных поездов некоторые маршруты временно отменят, согласно информации пресс-службы Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Напомним, с 1 мая в Набережных Челнах начнут работать садоводческие маршруты.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: