В четверг на конференции в Казани руководители федерального казначейства и службы финансово-бюджетного надзора предложили направлять средства на выполнение программ с государственным обеспечением в обход счетов профильных министерств. Бюджетные деньги смогут направлять не заказчикам, а на спецсчета, откуда произойдет расчет с исполнителями работ — после их завершения.
На открывшейся в столице Татарстана второй конференции по развитию государственного и муниципального контроля, куда приехали главы российских контрольных и ревизионных ведомств, главы Федеральной службы финансово-бюджетного контроля Александр Смирнов и Федерального казначейства Роман Артюхин сошлись во мнении, что прозрачность в исполнении заказов на бюджетные средства возможна только при отстранении государственного заказчика от денежных потоков из центра. Они намерены работать по системе перечисления средств на счета, отдельно созданные под выполнение контракта. Эти счета не будут привязаны к государственной структуре или организации, получившей оплаты.
Организации, получая авансовые платежи по государственному финансированию того или иного проекта, не используют их по обозначенному назначению, говорит Роман Артюхин, поэтому «мы обязаны посмотреть, каким образом можно их финансировать». Татарстанский пример использования бюджетных денег на конференции назвали одним из удачных.
По подобной схеме уже много лет работает Всемирного банк, средства из которого перечисляются не в бюджет страны, говорит Роман Артюхин.
«Открывается счет, во Всемирный банк направляются документы на оплату, который, минуя счета государства, оплачивает поставщикам контракты по всем услугам», — объяснил он.
Деньги, в итоге, получать будут строители, производители товаров, поставщики услуг. Артюхин предложил инициативе казначейское сопровождение — «если кто-то хочет получить средства из федерального бюджета». При строительстве космодрома «Восточный», по его словам, уже отсеялись более половины от 500 заявившихся исполнителей заказа, узнав о необходимости отчитываться по счетам казначейства.
В случае с государственным заказом, выделение счета на работы защитит бюджет от нецелевого использования, которое прикрывалось, в том числе, «оседанием» средств на депозитах заказчика. По мнению Александра Смирнова, такие меры особенно актуальны в условиях сокращения средств финансирования из центра в кризис.
Заместитель начальника Контрольного управления президента России Михаил Бесхмельницын заявил, что местные органы власти неэффективно используют межбюджетные субсидии, в частности, деньги на комплексное развитие муниципальных образований. И подобные меры могли бы навести финансовую «дисциплину» в госорганах. В 2014 году показателей не достигли две трети муниципалитетов. Ежегодно в бюджет обратно возвращаются около трети годового объема средств, неиспользованных на цели.
Недостаток средств в консолидированном бюджете, необходимых для реализации «майских указов», по словам Михаила Бесхмельницына, в 2013 году составил 15%, в 2014 году — вырос вдвое, до 34,1%. Сложности с реальным исполнением бюджетов субъектов с каждым годом только усиливаются. Региональный государственный долг за прошлый год вырос на 24%, превысив 2 трлн рублей.
Проверкой подобного проекта по реализации финансирования на счета отдельного исполнителя станет распределение средств, собранных на счет единого регионального оператора ЖКХ. По словам выступившей в Казани замгендиректора «Фонда содействия реформированию ЖКХ» Ольги Сердюк, к 1 апреля собрано более 1 млрд рублей собственников на счетах региональных операторов, и власти «должны быть уверены, что средства будут расходоваться по назначению», и на них не будет куплен «красивый автомобиль».
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: