Новости
24 Ноября 2011, 09:26

Марат Галеев: «Нужно отделить малый бизнес от всех властных структур»

О том, почему власти опасаются озвучивать пессимистичные прогнозы, о проблемах общения малого бизнеса и власти и отчего Татарстану выгоднее всего налаживать сегодня связи с западными странами, рассказал председатель Комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев.

марат галеев— Марат Гадыевич, представленный в октябре проект бюджета РТ на 2012 год некоторые депутаты Госсовета назвали излишне оптимистичным. То же самое сказали аудиторы Счетной палаты России о российском проекте бюджета. В то же время в Министерстве финансов республики говорят, что татарстанский проект базируется на умеренно-оптимистичном варианте сценарных условий развития экономики, которые доведены до регионов Минэкономразвития. Какой точки зрения придерживаетесь вы?

 — Так как проект бюджета РТ депутаты приняли в первом чтении, нельзя утверждать, что при его составлении был проявлен излишний оптимизм. Дело в том, что сегодня в экономической науке и высказываниях видных экономистов мира можно встретить диаметрально противоположные точки зрения о будущем развития экономики. Фактор неопределенности настолько высок, что приходится действовать оперативно, реагировать на ситуацию и быть готовым к неожиданностям. С этой точки зрения и федеральное правительство, и руководство Татарстана считают, что у нас есть резервы. Понятно, что резервы исчерпаемы. Но все же в определенных пределах, с учетом возможных колебаний, о которых судим по кризису 2008 года, у нас резервы есть, и отсюда возникла известная степень уверенности и умеренно-оптимистичный прогноз.

— Но, может быть, правильнее было ориентироваться на пессимистичные прогнозы?

— Пессимистичные прогнозы опасны. В настоящее время развитие ситуации на мировых рынках и в национальных экономиках часто зависит от нематериальных факторов, таких как уровень доверия, поведение людей в условиях нестабильности. Влияние субъективных факторов сильнее, чем 30−40 лет назад. Это связано с возможностью перемещения гигантских ресурсов по всему миру в течение нескольких секунд, чего раньше технологически сделать было невозможно. Это новые информационные технологии, это перевод большей части оборота в электронную форму, это объективный избыток финансовых инструментов в мире по сравнению с реальным сектором экономики. Биржи работают круглосуточно, без перерыва. И смена настроений на рынке мгновенно сказывается на перемещении колоссальных сумм. Ничего этого не было даже 20 лет назад, тогда только стали появляться первые симптомы.

Поэтому многие сейчас избегают на официальном уровне давать негативные прогнозы, это сразу скажется на поведении людей. Ведь любой сигнал от руководства той или иной страны в сторону пессимистических оценок не улучшит, а ухудшит ситуацию. И не случайно, что уже несколько лет нобелевскими лауреатами становятся те экономисты, которые занимаются психологией в экономике, они математически вычисляют различные модели поведения людей в зависимости от тех или иных конкретных действий правительства.

Для умеренно-оптимистичного прогноза основания более чем весомые. Надо понимать, что изменилась ситуация работы всей мировой экономики, а Россия как преимущественная сырьевая страна более всего подвержена конъюнктурным колебаниям цен. К сожалению, времени для обсуждения проекта бюджета в таком ключе у депутатов не было. К тому же я не уверен, какая часть общества готова именно так воспринимать эту тему.

Надо иметь в виду, что Татарстан как субъект РФ не разрабатывает бюджет абсолютно самостоятельно, но в соответствии со сценариями, которые разрабатывает Минэкономики России. Поэтому мои рассуждения больше относятся к мотивации составления философии бюджета в России в целом, и в субъектах в частности.

— Какой, по вашему мнению, должна быть поддержка малого и среднего бизнеса в Татарстане?

— Я считаю, что с формированием малого и среднего бизнеса мы отстали. И хотя в этой сфере уже сделаны первые крупные шаги, сделать нужно еще много. Отсутствие достаточной законодательной базы на федеральном уровне — это одно из препятствий модернизации экономики и повышения инвестиционной привлекательности. Доля МСБ явно недостаточна в целом по России, и особенно в высокотехнологичных отраслях. Господство монопольных структур, которое досталось в наследство от СССР, пока довлеет во многих сферах. И законодательство чаще всего выстроено в пользу интересов крупных структур.

На прошлой неделе сделан хороший шаг правительством РФ по использованию тепловой электрической энергии малым и средним бизнесом. Кое-какие карательные меры в отношении МСБ убраны, например, ликвидированы штрафы за недобор или перебор электрической энергии, которые создавали гнетущие условия для малого бизнеса. Конечно, интересы энергетиков понятны. Для крупных структур, у которых объемы энергопотребления очень высоки, такие штрафы резонны: резкое снижение объемов работы этих компаний сильно снижает эффективность работы генерирующих станций, они вынуждены вхолостую вырабатывать электрическую энергию, ведь она не складируется, как газ, вода. Поэтому им приходится всегда поддерживать в сети напряжение с определенным резервом.

Но малый бизнес не влияет так определяюще на работу станций. Есть некая средняя величина потребления, и этого достаточно. А так, чтобы каждый заказывал с точностью, сколько ему потребуется электроэнергии, это в принципе невозможно. Да и одно только администрирование этих многочисленных заказов, небольших по объему, обходилось бы генерирующим станциям дороже. Но ведь кто-то пробил такое административное решение, и явно здесь были задействованы лоббистские силы. И только волевым решением председателя правительства РФ это было отменено, он просто заставил это сделать.

Это свежий пример того, что нормативные акты и законы проходят не без лоббирования отдельных структур. И вот с этой точки зрения голос малого и среднего бизнеса в формировании законодательного нормативного поля деятельности в экономике почти не слышен.

— Как же наладить канал прямой связи малого бизнеса с депутатами, чтобы максимально быстрой была реакция с обеих сторон?

— Нужно проталкивать в депутаты представителей предпринимательских структур. Это активная политическая работа. Малый бизнес никак не консолидирован, он атомизирован, там каждый сам по себе, и его начинает интересовать политика только тогда, когда он испытывает все последствия высоких налогов или каких-то ограничений, и тогда просыпается и говорит: как так? Нужны консолидирующие структуры общественно-политического характера, чтобы голос малого и среднего бизнеса был слышен на всех уровнях власти. Но это нельзя сделать по заказу, эти структуры будут создаваться по мере формирования гражданского общества. Этот путь непростой и долгий.

Кстати, для этого и были созданы «ОПОРА России», «Деловая Россия» — их иногда слышат в правительстве, но не всегда. Ведь усилие должно идти и сверху, от власти — по линии демонополизации экономики. Только одна лишь монополия «Газпрома» чего стоит — корпорация оказывает влияние не только на газовую сферу, но и на многие другие!

Напомню, что именно усилиями наших депутатов, нашего комитета в конце 90-х годов удалось пробить первую программу поддержки малого бизнеса на правительственном уровне. Тогда в правительстве практически не было сторонников этой программы. Нам помогали представители малого бизнеса, ТПП РТ, президент поддержал, хотя на него оказывалось влияние с разных сторон. И, по крайней мере, сегодня, по прошествии 12 лет после принятия первой программы, каждый год в бюджете прописывается строка «поддержка малого бизнеса», это стало нормой. Есть структура на правительственном уровне, которая занимается развитием МСБ. Раньше ведь и этого не было, существовала точка зрения, что правительство вообще не должно заниматься малым и средним бизнесом.

Мне понятна психология представителя малого бизнеса, они не хотят лезть в политику. К сожалению, беда российского малого бизнеса в том, что малый бизнес сам хочет быть аффилирован с какой-нибудь властной крышей, грубо говоря. Не секрет, что такие настроения сильны в среде МСБ. А беда власти в том, что она не очень-то и содействует тому, чтобы малый бизнес был отделен от всех уровней властных структур. Но не отдельный кто-то должен что-то поменять, это встречное движение всех. И самое важное — малый бизнес должен консолидироваться в относительно самостоятельную структуру, и это непросто, потому что это затрагивает интересы большого количества людей на всех этажах общества. Но успех сопутствует тем странам, где удалось решить эти проблемы.

— Что, по вашему мнению, еще необходимо поменять на законодательном уровне для улучшения условий деятельности малого бизнеса?

— Нужно отделить его от всех властных структур, сделать независимым, чтобы культ собственника-хозяина преобладал в ценностных ориентирах общества. Власть шаг за шагом могла бы двигаться в этом направлении, но пока я не вижу, чтобы власть активно это делала (в первую очередь федеральная). Я говорю о культе самостоятельного человека среднего класса, к которому относится не только мелкий собственник, мелкий буржуа, но и высококвалифицированный инженер, рабочий. Государством и бизнесом должна быть создана система стимулов стать таким.

Пока в сфере образования действует не заказ экономики, не заказ общества, а заказ родителей: подешевле дать любое высшее образование, неважно какое. Образование откликается — хотите? Пожалуйста! И доходит до смешного. У нас в Казани есть такие вузы, которые предлагают возможность за срок обучения получить сразу два диплома по двум направлениям. Ясно, что при этом качества быть не может. Коль есть рыночный спрос со стороны родителей, он удовлетворяется, а власть ничего не делает, чтобы это остановить. В 60-е годы около 20\% выпускников школ поступали на конкурсной основе в вузы. Сегодня — 80\%. Происходит дискредитация высшего образования, потом многие выпускники идут продавцами в магазины, расстановщиками товаров на прилавках — это, как правило, неквалифицированная работа.

Это омертвление сил, ресурсов, понижение эффективности, зряшная трата времени, денег, человеческого капитала. Это не отвечает потребностям ни общества, ни бизнеса, который нуждается в квалифицированных кадрах многих профилей, и этих кадров избыток на рынке, но они малоквалифицированные, поэтому и не имеют ценности. В целом общий уровень квалификации в стране не повысился за последнее десятилетие, а возможно, что и понизился. Но это результат нашей изоляции. С усилением внешней конкуренции, со вступлением в ВТО общество будет вынуждено заниматься этими вопросами, и каждый с целью повысить свою конкурентоспособность должен будет учиться, расти, развиваться.

— Удовлетворены ли вы существующим уровнем привлечения иностранного капитала в Татарстан?

— Смотря как рассуждать. Если сравнить с другими субъектами России, у нас достаточно хороший уровень, мы в первой пятерке и привлекательны для иностранных инвесторов. Но если сравнивать с мировым опытом, что в России, что в Татарстане, — еще очень много надо сделать.

— Татарстан планировал еще летом 2011 года выпустить исламские финансовые бумаги — сукук. Как вы относитесь к этому финансовому инструменту? Чем он интересен Татарстану?

— Моя личная точка зрения: попробовать сукук надо, но это не должно стать ключевым элементом системы финансовых заимствований для Татарстана. Некоторые подталкивают республику к тому, чтобы мы теснее сотрудничали с исламской экономикой. Но ведь исламская экономика — она другая. Перед Россией, перед Татарстаном, в первую очередь стоят задачи преодоления технологического отставания от передовых стран. Если мы хотим выйти на инновационный путь развития (а такие программные установки, такие желания есть, и, честно говоря, у нас нет другого выхода, только такой путь может вывести нас на достойный уровень), надо искать пути сотрудничества, в первую очередь с западными странами.

С точки зрения экономических связей инновационного характера нужна «вестернизация». Исламская экономика может дать финансы — безусловно, не просто так. Но исламская экономика занята в таких сферах, как туризм, гостиничный бизнес, развлечения, рестораны. Это хороший бизнес, но не он формирует повестки будущего. В инновационной сфере, венчурных проектах исламские финансы, насколько я знаю, не участвуют, а если и участвуют, то минимально.

Проблема «вестернизации» связей более острая, потому что деньги, конечно, всегда нужны, но сегодня не это самое главное — нужно налаживать устойчивые связи с развитыми странами. Чтобы Татарстан в этих связях стал предсказуемым, последовательным, настойчивым, прозрачным. Ни одно слово здесь не лишнее. Инновационная сфера сложна, и только настойчивый сможет пробиться в эти сферы. Для этого должна произойти и переориентация политического руководства республики, сферы образования, науки и бизнеса. Потому что стандарты технологически сложных продуктов формируются западными странами. Никаких других путей тут нет, и нам нужно стать для них порядочными и честными партнерами.

Газета «Где деньги»

Новости
23 Апреля 2024, 19:42

В Министерство экологии РТ поступило более 400 обращений С 15 по 19 апреля

Татарстанцев больше всего волновали несанкционированные свалки.

В период с 15 по 19 апреля в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 411 обращений. Больше всего жителей Татарстана беспокоили несанкционированные свалки — по этой проблеме было 338 жалоб. Об этом сообщила пресс-служба минэкологии РТ.

Всего с начала года в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 1938 обращений: 768 через мобильное приложение «Школьный экопатруль», 289 сообщений через систему «Народный контроль», 66 зарегистрировано на платформе обратной связи «ПОС» и 815 уведомлений принято по каналам связи Министерства.

Ранее TatCenter писал, что минэкологии РТ запустило республиканский конкурс #ЭКОВЕСНА2024, посвященный проведению санитарно-экологического двухмесячника.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: