Новости
25 Декабря 2013, 09:00

Малый бизнес: куда ведет «дорожная карта»?

В Татарстане представили «дорожную карту», по которой в ближайшее время будет развиваться малый и средний бизнес республики. Согласно документу, к 2015 году доля таких предприятий должна составить в ВРП 34%. Предприниматели, которых попросили внести свои предложения в проект, пока сомневаются, что их мнение будет учтено, а сама программа будет реализована.

За три года действия программы по поддержке малого и среднего бизнеса Татарстан потратил 5 млрд рублей местных и федеральных средств. Финансовая помощь из них составляет 2,9 млрд рублей. Больше получила только Москва, рассказал на республиканской конференции по взаимодействию власти и бизнеса заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.

«Когда регионы приезжают в Минэкономики РФ защищать свои проекты, их представители выстраиваются перед татарстанской делегацией и говорят: татар не пускать. Потому что у них (Минэкономики — прим. ред.) уже денег нет. В принципе, мы берем больше всех», — гордо заявил на конференции в «Гранд Отель Казань» Николаев.

Большая часть средств ушла на инфраструктурные проекты — 65\%, самой затратной стала программа «Лизинг-грант».

Структура распределения бюджета в 2013 году

Несмотря на огромные потраченные суммы, число малых и средних предприятий в регионе продолжает снижаться. По данным начальника департамента поддержки предпринимательства Минэкономики РТ Рустема Сибгатуллина, в 2013 году их доля в общем объеме составляет порядка 24\%, что ниже прошлогоднего показателя на два процентных пункта.

«Динамика этих показателей нас не устраивает, и мы намерены их увеличить», — сказал он.

Рост местные власти планируют обеспечить за счет новой стратегии развития МСБ, презентованной в Казани на конференции в виде «дорожной карты». Ее разработкой занимались формально общественные организации — Торгово-промышленная палата и Ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса РТ. Проект, уже сейчас доступный на сайте Минэкономики и основанный на мониторинге бизнес-климата республики за пять лет, должен охватить период с 2014 по 2016 годы.

Представивший мониторинг член совета ассоциации Рафик Шайхутдинов сделал акцент на том, что действующая система господдержки предпринимателей неэффективна из-за ее перекоса в сторону инфраструктурной направленности. В то же время доля прямой финансовой поддержки значительно уменьшается, сказал он. По новой программе «центр тяжести» по развитию предпринимательства переходит из центра в муниципальные районы, от которых будут требовать собственных стратегических проектов по поддержке МСБ.

Проект «дорожной карты», как рассказал Артур Николаев, создавался на основе успешного опыта зарубежных стран — США, Канады, Японии и европейских стран, где доля малых и средних предприятий составляет 97−99\% в общей структуре частного бизнеса.

По планам авторов проекта документа, ежегодный прирост субъектов малого и среднего предпринимательства должен будет составлять до 3,1\% к уровню предыдущего года, ежегодный прирост выручки таких предприятий в республике будет на уровне не менее 6\%. При этом сама доля малых и средних предприятий в ВРП в 2015 году должна составлять 34\%.

Основные пункты «дорожной карты» по развитию МСП в Татарстане на 2014−2016 годы:

  • Повышение эффективности работы органов местного самоуправления по поддержке бизнеса. Разработчики предлагают включать индикатор развития МСП в показатель оценки эффективности местных властей. Планируется, что муниципалитеты должны будут разработать собственные программы по развитию предпринимательства и сами же их внедрять на основе софинансирования.

  • Повышение доступности финансовых ресурсов в секторе малого и среднего предпринимательства. Создатели «дорожной карты» предлагают развивать систему микрофинансирования, сделать субсидирование по кредитам более эффективным, а к самому кредитованию МСБ привлекать коммерческие банки.

  • Поддержка начинающим предпринимателям. Ожидается, что будет разработана специальная программа для новичков в бизнесе, в которую, в том числе, войдет и пункт по выделению квот для участия в аукционах по заключению госзаказа. Разработчики предлагают также развивать в республике франчайзинг.

  • Популяризация предпринимательства — вовлечение в него экономически активного население, развитие молодежного предпринимательства.

  • Создание новой, развитие и повышение эффективности действующей инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. Нужно внедрить практику оценки эффективности каждой государственной структуры и создавать новые, считают разработчики.

    • Развитие кадрового потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства за счет обучения специалистов.

    • Стимулирование инновационной активности МСБ. Помимо субсидирования затрат, предлагается ввести налоговые льготы для предприятий, занимающихся инновационной деятельностью.

    • Повышение доступности энергетических ресурсов для МСБ — субсидирование затрат на техприсоединение компаний.

    • Усиление рыночных позиций предпринимателей на внутрирегиональном, межрегиональном и международных рынках. Этим пунктом планируется прописать компенсацию затрат на участие в выставках, поддержку экспорта.

    • Содействие технологическому перевооружению производства субъектов малого и среднего предпринимательства. По замыслу авторов, субсидии необходимо выделять на приобретение основных средств, ремонт старых помещений и внедрение энергосберегающих технологий.

    • Снижение налоговой нагрузки на бизнес и оптимизация системы распределения налоговых доходов от предпринимательской деятельности по уровням бюджетной системы. Здесь говорится также и о налоговых «каникулах» для вновь создаваемых предприятий. Дополнительные доходы от предпринимательских налогов предлагается отдавать в местные бюджеты. По патентной системе налогообложения разработчики хотят снизить размер потенциально возможного годового дохода, получаемого индивидуальными предпринимателями. При этом размеры базовой доходности они планируют разделить по характеристикам населенных пунктов: промышленно развитые города — Набережные Челны, Альметьевск, Нижнекамск; прочие города и прочие населенные пункты.

    • Снижение тарифной нагрузки субъектов малого и среднего предпринимательства. Авторы намерены подготовить поправки в законодательные акты РФ в части регулирования естественных монополий, предложить перераспределение тарифной нагрузки от малых к крупным предприятия и снижение тарифа за электроэнергии до минимального.

    Всего на развитие малого и среднего предпринимательства, по словам Рустема Сибгатуллина, будет выделяться по 500 млн рублей в год из республиканского бюджета. Это 40\% от общего финансового вложения государства. Планируется, что остальные 60\% будут перечисляться из федерального бюджета.

    Предложения от предпринимателей Минэкономики, ТПП и ассоциация предприятий малого и среднего бизнеса будут принимать до 24 января. До 31 числа планируется обработка полученных инициатив и завершение работы над проектом. Затем его должны рассмотреть в парламенте. Внедрение начнется в первом квартале 2014 года.

    «Шансы, что она будет принята, очень высоки», — считает замминистра Рустем Сибгатуллин.

    Несмотря на заявления властей о том, что «дорожная карта» — это «100\% общественный документ», предприниматели, участвовавшие в конференции, засомневались, что их мнения на этапе доработки проекта будут учтены.

    Председатель ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса Хайдар Халиуллин, заявивший взявшим слово бизнесменам, что «взаимодействия здесь не предполагалось» (название республиканской конференции — «Взаимодействие власти и бизнеса: новые возможности повышения деловой активности в муниципальных районах РТ» — прим. ред.) и «для дискуссий надо отдельно собираться», пообещал, что в проект войдут только системные предложения, отбирать которые будет экспертная комиссия.

    Предприниматели опасаются, что новый проект может так и остаться на бумаге и не найти воплощения на практике.

    «Я считаю, что это очень значимый документ, родившийся за последнее время в результате конференций и съездов. Но опасаюсь того, что это будет тем же хорошим продуктом, который, в лучшем случае, ляжет в стол, в худшем — в урну.

    Мы знаем, как трепетно руководство республики относится к целевым программам. Если этот документ будет доведен до руководства региона и принят, будет прописан исполнитель, сроки и ответственность за неисполнение, тогда это все принесет какой-то эффект. Но если этого не будет, это окажется очередной болтовней. Мы знаем, какова участь резолюции съезда предпринимателей. Ведь там практически ничего не сделано", — сказал генеральный директор группы компаний «СПБ» Шамиль Булушев.

    По мнению депутата Казгордумы и предпринимателя Ильдуса Янышева, шанс быть реализованной у программы может быть только в том случае, если ее позиционирование будет происходить в общем ряду с другими «дорожными картами», внедрение которых поддерживает правительство России.

    «Сложно сказать о будущем этой программы, потому что опыт предыдущих съездов и конференций, которые проводят предприниматели, и даже личные встречи с президентом показывают, что уровень реагирования власти на предложения бизнес-сообщества достаточно слабый. Я бы его суммарно обозначил в 10−20\%. Где-то все замалчивается, где-то сводится к реагированию только на частные случаи, когда делается пиар, и помощь оказывается только отдельному предпринимателю.

    С другой стороны, надежду вселяет послание президента, в котором говорится о «дорожных картах». Это правительственная программа, которая призвана учитывать интересы предпринимателей. Поэтому, может быть, магическое слово «дорожная карта» сработает, и через нее удастся наши вопросы донести до правительства", — считает депутат.

    Материалы по теме

    Партнёры TatCenter:
    1 из 2
    Новости
    14 Декабря 2019, 17:00

    Новости, дни рождения и назначения в Татарстане — на email 18+

    Подпишитесь на рассылку по будням и будьте в курсе важных новостей в республике, России и мире.

    Несколько раз в неделю по будням TatCenter выпускает отдельный короткий дайджест значимых новостей — мы рассказываем, что произошло в Татарстане, России и мире и просим экспертов прокомментировать актуальные новости. Это уникальный обзор, который мы не публикуем на сайте. Его получают только подписчики email-рассылки. В рассылку мы добавляем полезную информацию об именинниках и кадровых перестановках в республике.

    Рассылки TatCenter — для очень разных людей. Нас читают руководители, PR-специалисты, маркетологи, чиновники и предприниматели. Рассылка выходит по будням после обеда, она оптимизирована для планшетов и смартфонов. Мы не готовим рассылку, если нет действительно важных и значимых новостей.

    Подписаться на рассылку TatCenter [подписка двухуровневая — проверьте, чтобы письмо-подтверждение не попало в SPAM].

    Информацию об именинниках и кадровых перестановках, а также короткий дайджест новостей за сутки получают подписчики TatCenter в Телеграм. Наш канал.

    Канал TatCenter в Телеграм: tlgg.ru/tatcenterru
    Lorem ipsum dolor sit amet.

    Сообщить об опечатке

    Текст, который будет отправлен нашим редакторам: