Новости
08 Августа 2011, 06:30

Лазерная атака дошла до Татарстана

В Бугульме на высоте 1800 м лазерным лучом зеленого света был ослеплен пилот. Это первый случай «лазерного терроризма» в Татарстане. В связи с участившимися подобными случаями ослепления пилотов прокуратурой Татарстана решено привлекать нарушителей не только к административной, но и к уголовной ответственности.

О первом случае лазерной атаки на пилотов Татарстана стало известно после совещания в аэропорту «Казань». Исполняющий обязанности татарского транспортного прокурора Руслан Цечоев, проводивший встречу, подчеркнул, что заинтересованность в ослеплении пилотов лазером должен проявить широкий круг общественности, сообщает ИА «Татар-информ». Самих же нарушителей решено привлекать, помимо административной, еще и к уголовной ответственности — по ст. 167 УК РФ («Умышленное уничтожение или повреждение имущества»). По словам руководителя татарстанского межрегионального управления Росавиации Шавката Умарова, «первые попытки ослепления пилотов лазерными указками в России зафиксированы в марте текущего года, на сегодняшний день зарегистрирован 51 подобный факт, большинство из них — в московских аэропортах «Внуково» и «Домодедово».

Шавкат Умаров:

— Не обошла печальная статистика и Татарстан, примерно неделю назад в Бугульме на высоте 1800 м лазерным лучом зеленого света был ослеплен пилот. Это очень серьезная проблема, подобное баловство может привезти к трагическим последствиям, так как во время прямого попадания луча в глаз пилот теряет ориентацию в пространстве примерно на 15 секунд. Вы сами представляете, какое это время при заходе на посадку, когда самолет летит со скоростью 250 км/ч.

Наиболее проблемными участками для татарстанских воздушных коридоров специалисты называют поселки Столбище и Победилово, где самолеты при заходе на посадку летят на высоте 150−500 м, а также населенные пункты в Пестречинском, Верхнеуслонском и Лаишевском районах республики. Если ранее эпизоды лазерной атаки на пилотов расценивались правоохранительными органами как хулиганство, то теперь речь идет о лазерном терроризме, пишет Лента.ру.

Госдума планирует принять законопроект, ужесточающий ответственность за лазерное хулиганство

В последние недели попытки ослепить пилотов самолетов особенно участились. Так, например, вечером 3 августа, около 21:00, экипаж пассажирского «Боинга», совершавшего посадку в аэропорту Геленджика, сообщил об ослеплении пилотов лазером. На борту лайнера находились 115 пассажиров, самолет выполнял рейс из Москвы. Пилотам удалось посадить совершить благополучное приземление, информацию об ослеплении лазером передали в полицию. Было оперативно установлено место, откуда направлялся луч, и в результате в одном из микрорайонов Геленджика удалось задержать двух местных жителей с лазерной указкой. Задержанные пояснили, что указку они приобрели в одной из торговых палаток города и проверяли на работоспособность, направляя ее в сторону аэропорта. В настоящее время с задержанными проводятся необходимые следственные действия. Пойманные хулиганы оказались довольно великовозрастными — 26 и 28 лет.

Широкую огласку проблема лазерного хулиганства приобрела в начале лета. С начала 2011 года по стране произошло уже около 40 подобных случаев. Начались и задержания. В начале июня лазерный хулиган был схвачен в Грозном, 22 июля сотрудники ФСБ задержали молодого москвича, промышлявшего тем же самым в районе столичного аэропорта «Внуково». Из его квартиры изъяли две лазерные указки. Луч одной из них мог преодолеть до 40 км. Еще об одном задержании стало известно в минувшую среду: оперативники угрозыска Западного округа столицы задержали москвича 1985 года рождения, ослепившего пилотов аэробуса А-319, заходившего на посадку в «Домодедово».

Для борьбы с этой разновидностью хулиганства могут быть приняты радикальные меры, вплоть до запрета на продажу лазерных указок по стране. С таким предложением недавно выступили ростовские власти. В этом регионе проблема стоит едва ли не наиболее остро, пишут «Новые Известия». А вот в Чечне табу на продажу лазерных указок уже работает. Кроме того, уже осенью Госдума собирается принять законопроект, ужесточающий ответственность за лазерное хулиганство. Пойманному злоумышленнику будет грозить штраф в размере 80 тыс. рублей или лишение свободы сроком до трех лет, а при создании угрозы безопасности эксплуатации самолета и причинении вреда здоровью — от трех до 10 лет заключения.

Александр Акименков, летчик-испытатель, заслуженный летчик России:

— Лазерное хулиганство необходимо искоренить, ведь пилоты наверху беззащитны. Думаю, если пару человек за это посадят, то люди задумаются. Лазер может привести не только к временной слепоте, но и к ра
сслоению сетчатки глаза, а значит, лишить человека зрения навсегда. Такой эффект дают даже маломощные лазеры, поэтому запрет на их продажу просто необходим.

Новые очки защитят пилотов от ослепления лазером

Лазерное хулиганство проблема не только России, но и других стран, например, Франции и США. Ученые из последней страны даже разработали «антилазерные» очки. По словам, инженеров и химиков из университета центральной Флориды и технологического института Джорджии вражеский луч может ослепить буквально за одну миллиардную секунды, поэтому устройство должно реагировать не менее быстро. И технология, заставляющая линзы темнеть с такой скоростью у американских ученых уже есть.

Во многом она повторяет принцип действия очков-хамелеонов, стекла которых постепенно темнеют, реагируя на солнечный свет. Прозрачные материалы в «антилазерных» очках должны распознавать любые лазерные лучи, а атомы и молекулы в них немедленно темнеть и защищать глаза. Энергию для этого электронные взаимодействия в химикалиях устройство должно получать непосредственно от лазерного луча. В настоящее время исследователи занимаются поиском жидкого материала, которые может справиться с поставленной задачей.

Мнение эксперта

О том какая мера ответственности ждет «лазерных террористов», почему в России резко возросло количество таких случаев TatCenter.ru поинтересовался у эксперта портала по правовым вопросам, правовой эксперт Московского бюро по правам человека Бориса Пантелеева:

— Насколько реально доказать вину человека в ослеплении пилота лазером?

— Проблема для правоприменителей заключается именно в специфике этого «бесконтактного» воздействия, которое можно доказать и задокументировать только при взятии злоумышленника с поличным, то есть в момент совершения правонарушения. Обязательно нужно искать, находить и изымать орудие преступления. Иногда оно выглядит очень экзотично, например, как портативная светомузыкальная установка для автомагнитолы. Важно выяснять мотивы данного антиобщественного поступка, а он тоже бывают очень разнообразными.

— Какие санкции можно применить по отношению к нарушителю?

— Думаю, что мера ответственности к выявленным правонарушителям будет различной в зависимости от ущерба, степени вины и личности виновника. Неразумно ломать жизнь несовершеннолетним, приговаривая их к суровому наказанию, если реальных негативных последствий фактически не наступило. Но вопрос о возмещении материального вреда должен тщательно обсуждаться в любом случае. А вред от такого «баловства» может быть весьма значительным, принимая во внимание расходы всех специальных служб на поиски и поимку злоумышленников.

— Как Вы думаете, почему сейчас в России началась такая массовая лазерная атака на пилотов самолетов? Раньше таких случаев не было или о них умалчивали?

— Это совершенно новый феномен. Лазерные игрушки в массовом бытовом обороте это новинка последнего десятилетия, материализовавшаяся фантазия из завершённого ещё в 1927 году фантастического романа А.Н.Толстого «Гиперболоид инженера Гарина». Ранее практически мало кому в голову могла явиться шальная мысль — посоревноваться с летящим самолётом, это было практически невозможно. Теперь купить лазерную указку можно повсеместно дешевле 100 рублей. Поэтому и количество злоупотреблений растёт.

Новости
20 Сентября 2018, 19:16

Открытие производства «Камастали» в Нижнекамске за 600 млн рублей перенесли на октябрь

Открытие производства окрашенной рулонной стали китайской «Камастали» в Нижнекамске за 600 млн рублей перенесли на октябрь. Об этом стало известно в ходе визита промышленного парка «Пионер» министра экономики Татарстана Фарида Абдулганиева.

Ранее замглавы исполкома Нижнекамского района РТ Радмир Беляев сообщал, что первый этап производства запустят в августе. Изначально китайский инвестор планировал запустить завод в начале 2018 года.

Ранее TatCenter рассказывал, что изначально компания планировала построить завод в Набережных Челнах, но в результате остановила свой выбор на Нижнекамске.

Абдулганиев Фарид Султанович

Министр экономики РТ

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: