Новости
12 Февраля 2007, 15:35

Кто мечтает стать финдиром, финансам станет командиром

Кто не мечтал в своей карьере добраться до высот должности топ-менеждера? Каждый студент, который поступает на экономический факультет, уже представляет себя финансовым директором какой-нибудь уважаемой фирмы. Но не каждый знает, как этого достичь, какие навыки нужны для реальной работы в таком статусе.

Осмелимся предположить, что прообраз должности финансового директора возник во времена написания Карлом Марксом «Капитала» с его незабвенным «Товар — деньги- товар». Считается, что именно этот кругооборот активов и дает возможность фирме наращивать свой капитал. Сегодня появились новые формулы «Деньги — товар — деньги», «Деньги — деньги» и другие. Поэтому и законы, и навыки, которые появились в области экономики, изобилуют различными вариантами работы с ними.

На современном предприятии именно финансовый директор и финансовая служба заботятся о том, есть ли у предприятия деньги, насколько они необходимы, куда вложить заработанные средства.

Деньги в анфас и в профиль

Откуда финансовый директор знает, есть ли у компании деньги? Может показаться, что это самый простой вопрос… Достаточно посмотреть на состояние расчетного счета или заглянуть в карман и сказать «У нас деньги есть!». Но такое отношение к оценке платежеспособности предприятия находится на уровне периодического созерцания фотографии, которая запечатлевает лишь текущий момент, а через некоторое время отпечаток уже не соответствует действительности.

Для качественного ответа на этот вопрос нужно:

  • во-первых, понять, что для предприятия означают деньги,
  • во-вторых, знать, что с ними будет завтра.

Классификация денег на наличные и безналичные, в рублях и в валюте не подходит для анализа платежной способности предприятия в современных условиях. Например, при составлении отчетности по международным стандартам (МСФО) существует такое понятие как «ограниченные в использовании денежные средства». Под это понятие подпадают денежные средства, учитываемые на некоторых субсчетах 55 бухгалтерского счета и деньги на 57 счете, а вовсе не учитываются как денежные средства активы на счетах 50.3. И даже выделяют «долю денег под НДС» в движениях и остатках по полноценным счетам денежных средств, таких как 50, 51 и 52. Именно правильное отношение к «природе» возникновения того или иного денежного потока и детальная классификация видов денежных средств, позволяют увидеть возможные причины недофинансирования, либо, наоборот — источники дополнительного высвобождения денежных средств.

Все идет по плану

Планирование — первое, что требуется от финансовой службы, после чего должна происходить деятельность по обеспечению выплат по конкретным заявкам.

Финансовый директор должен точно знать, какие денежные средства должны прийти и какие уйти, то есть классифицировать потоки денежных средств на определенные статьи поступлений и выплат, которые, уже в свою очередь, позволят оценить остатки денежных средств на прогнозную дату. Поэтому самый первый механизм, который внедряется на предприятии — это финансовый план или финансовый бюджет.

Задача планового финансового бюджета оценить, спрогнозировать и максимально точно запланировать все поступления денежных средств, а также их выплаты, которые нужно осуществить в определенном периоде. Только по результатам этого анализа и можно вынести грамотное решение о дополнительном привлечении денежных средств для покрытия платежей по текущим расходам или инвестиционным затратам.

Уже на этапе планирования производится оценка реальной стоимости этих дополнительных средств для предприятия, и, соответственно, выносится решение о необходимости привлечения стороннего финансирования.

Наиболее критичным моментом планирования является наличие достоверной и своевременной информации обо всех денежных потоках. В первую очередь, должен оправдываться прогноз доходов, а на основании него — прогноз поступлений. Как раз при переходе от оценки доходов к оценке поступлений затрагивается очень важный момент работы с дебиторской задолженностью. Считается, что этой работой должны заниматься не столько сотрудники финансовой службы, сколько сотрудники продающего подразделения.

Аналогично решается задача по прогнозированию расходов — на основании плана расходов. По плану расходов составляется прогноз выплат, и, соответственно, ему проводится работа с кредиторской задолженностью, которой должны заниматься подразделения, работающие с поставщиками, на основании соответствующего раздела договоров.

Закрыто на учет

Задача планирования расходов далеко не так проста, особенно, если учесть, что на нее выделяется не так много времени. Обычно на это отводится неделя, а если процесс утверждения финансового бюджета затягивается до двух недель, то складывается ситуация, в которой необходимо при планировании захватывать и следующий период. Это делается для того, чтобы не парализовать деятельность всего предприятия время утверждения бюджета.

Решение этой проблемы описано в специальной литературе, но реально внедрению стройного и четкого механизма функционирования финансовой службы препятствует множество подводных камней.

Можно перечислить некоторые из них:

1. Организационное препятствие — несвоевременное и неточное планирование. Причиной тому обычно является низкая вовлеченность сотрудников всех служб предприятия в процесс планирования, либо планирование «за всех» финансовой службой.

2. Технологическое препятствие — отсутствие автоматизированных средств поддержки данной функции. Традиционно сложившееся планирование «на коленке» делает эту процедуру длительной и сложно корректируемой даже в том случае, если у подразделений появились свежие достоверные данные.

3. Мотивационное препятствие — отсутствие заинтересованности сотрудников в процедуре планирования, так как по факту получается, что финансирование получают или даже «выбивают» из финансовой службы другими средствами.

Видение столь большого числа препятствий в казалось бы таком небольшом и локальном вопросе — это не теоретические изыски управленческой кухни, а реальные наблюдаемые нами подводные камни, мешающие внедрению финансового планирования и учета. На проектах внедрения финансового учета консультанты «ИНТАЛЕВ» на практике встречаются с множеством препятствий именно в этих областях управления. Поэтому по мере проведения проекта приходится не только настраивать систему учета, но и выстраивать новые взаимоотношения внутри компании, приучать сотрудников клиента к работе в рамках новых процессов и побуждать их к обучению, хотя возможности мотивирования «чужих» сотрудников у консультантов не так много. Главным образом для этого мы стараемся убедить участников проекта в том, что при обретении навыков работы с современными средствами управления их стоимость на рынке труда значительно возрастает.

Финансовыми директорами не рождаются

Где же можно приобрести навыки работы с современными средствами управления? Ни в стенах большинства вузов, ни в напряженном режиме текучки нет возможности научиться этому. Компания «ИНТАЛЕВ» имеет в своем арсенале услуги по бизнес-обучению, которое проводят практикующие консультанты, отрывающиеся на это время от проектов.

Это обучение проводится в формате курсов повышения квалификации (КПК), на которых мы традиционно даем не только теоретическую информацию, но и практические навыки ее использования. Большинство наших занятий проходит в формате, удовлетворяющему правилу Паретто:

  • 20\% — теории,
  • 80\% — практики, что позволяет закрепить вновь обретенные знания, отработать полученные навыки

Сборный формат данного мероприятия позволяет познакомиться с коллегами из других компаний и произвести обмен опытом, который вносит в стандартный график обучения дополнительные нюансы, оттеняющие реальными красками полученные знания.

Причины неэффективности процедуры планирования лежат далеко за пределами финансовой службы. Заинтересованность в конечном результате принадлежит человеку, принимающему решения в сфере финансов, именно ему и необходимы интегрированные инструменты, созданные в сфере управленческого учета. Эти инструменты объединяют методологические, технические и организационные средства для того, чтобы работать с такой тонкой сущностью как деньги и уверенно отвечать за работу формулы «Деньги — товар — деньги» на своем предприятии.

Новости
20 Апреля 2024, 14:15

На ремонт наружного освещения Казани потратят ₽60 млн

Работы должны завершить до 24 октября.

На ремонт наружного освещения Казани направят 60 млн рублей. Эта информация содержится в тендере на сайте госзакупок.

За указанную сумму планируется перенести опоры на улице Айдарова, установить более 40 опор наружного освещения на проспекте Ямашева, четыре опоры на улице Молодежная, 19 опор на улице Фатыха Амирхана, а также девять опор на улице Лаврентьева на тротуаре между лицеем № 23 и гимназией № 7. Работы должны завершить до 24 октября. Финансирование будет осуществляться из бюджета республики.

Ранее TatCenter писал, что «Главтатдортранс» планирует установить в Татарстане искусственное освещение на дорогах общей протяженностью 12,455 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: