Новости
28 Апреля 2003, 09:25

Компании подсчитали убытки от евро

Уже больше года евро упорно растет, а доллар слабеет. Для отраслей и производителей Европы, ориентированных на внешнего потребителя, рост стоимости евро едва не привел к катастрофе. Пострадали от «тяжелого» евро и российские компании.

На прошлой неделе компания UPM-Kymmene, третий по величине производитель бумаги в Европе, объявила о снижении в два раза доходов компании по итогам I квартала. Снижение прибыльности бизнеса в компании объясняют влиянием сильного евро, ведь почти треть доходов компания получает от экспорта. Из-за сильного евро Philips Electronics в I квартале снизил продажи на 14\%. Volkswagen, Benetton и Akzo Nobel также винят завышенный курс европейской валюты в снижении своих прибылей.

«Европейская экономика очень сильно зависит от экспорта, — оценивают ситуацию в инвестиционной компании First Global. — В годы благоприятной для еврозоны валютной конъюнктуры — в 1999—2002 годах — экспортные мощности обеспечивали от 62,5 до 125\% роста ВВП». С ростом курса евро компании, экспортирующие свои товары за доллары, вынуждены были или терпеть убытки, или проигрывать конкурентам в ценах. Потеря конкурентоспособности на мировых рынках заставила многих европейских производителей срочно искать пути снижения себестоимости и производственных издержек.

Рольф Элгети, стратег Commerzbank на рынке акций:

— Убытки европейских экспортеров из-за курсовой разницы между евро и американской валютой, в которой ведется большинство внешнеторговых расчетов, в среднем составили около 10\% оборота. От усиления европейской валюты наиболее пострадали фармацевтическая и косметическая отрасли, машиностроение, пищевая промышленность и производители алкогольных напитков. Тем не менее активно использующие в производстве импортные составляющие пищевики смогли компенсировать частичную потерю прибылей от экспорта за счет подешевевшего сырья и энергии.

На бизнес экспортоориентированных производителей люксовых товаров, по словам аналитика, колебания валютного рынка вообще не оказали никакого влияния.

Часть российских компаний также ощутила на себе негативное влияние укрепления европейской валюты. Особенно пострадали импортеры, ввозящие потребительские товары из Европы. Поскольку розничные цены были традиционно привязаны к доллару, а счета зарубежных партнеров выставлялись в евро, разница между ними достигала 30\%. Компаниям пришлось выбирать между сокращением своей маржи и падением потребительского спроса, вызванного существенным подорожанием товаров.

Таких потерь, как в Европе, в России пока не наблюдается

Сергей Манукян, генеральный директор парфюмерно-косметической сети Rivoli:

— Мы окончательно перешли на евро и зафиксировали привязку рублевых цен к этой валюте. Но нам приходится ориентироваться на возможности российских потребителей, поэтому цены на продукцию были снижены. В результате косметика подорожала не так сильно, как евро, и существенного снижения спроса мы не зафиксировали.

По словам руководителя одной из крупнейших компаний, занимающихся импортом алкоголя элитных сортов, потери понесли только те фирмы, которые решили, несмотря ни на что, повысить цены в евро. У серьезных игроков, работающих на перспективу, рублевая стоимость товара осталась стабильной. «Изменение валютных курсов — всегда серьезная проблема для рынка, и издержки, естественно, возрастают. Но всегда можно пойти на некоторое сокращение своей маржи, чтобы не потерять потребителя. Теряет только тот, кто не хочет гибко менять ценовую политику в зависимости от изменений курса», — объясняет он.

В какой валюте магазины считают условные единицы

Тенденция разочарования в долларе приобретает лавинообразный характер. Многие московские магазины, торгующие импортными непродовольственными товарами, и туристические агентства начали рассчитывать цены не в привычных долларах, а в евро.

«Мы в январе перешли на новую систему, — заявили „Известиям“ в „Модном базаре“. — До декабря все расчеты велись в долларах. Но поскольку мы продаем европейскую одежду, то это стало невыгодно. Ведь в европейских странах уже давно в ходу евро». О том, каким образом «новинка» сказалась на ценах, менеджер магазина умолчала. По мнению покупателей, после смены условных валют среднестатистические брюки подорожали на 500−600 рублей.

Сеть магазинов «Партия», занимающихся бытовой техникой, от дружбы с «зелеными» пока не отказывается. Как пояснили нам в магазине, «Партия» торгует товарами не только из Европы, но и Японии, Китая, Кореи. Расчеты за импорт ведутся в самой разнообразной валюте — от евро до иен. Поэтому менеджерам магазина при реализации телевизоров и пылесосов для москвичей удобнее брать за условную единицу доллар.

На питерском рынке евро особой популярностью не пользуется. Магазины бытовой техники, компьютеров, мебельные, устанавливающие цены в у.е., имеют в виду привычную американскую валюту. За доллары по-прежнему продают и покупают недвижимость. Больше всего евро проникло на рынок импортных автомобилей и запчастей к ним. Перешли на евро также некоторые бутики, торгующие модной одеждой. Однако независимо от того, в каких единицах установлены цены, в рублевом эквиваленте подорожало подавляющее большинство товаров — примерно в той же пропорции, в какой изменился курс доллара к евро.

Новости
25 Апреля 2024, 11:48

Самозанятые РТ поставили госкомпаниям товаров и услуг на ₽10,8 млн В первом квартале 2024 года

На сегодняшний день в республике зарегистрировано более 316 тыс. самозанятых граждан.

В первом квартале 2024 года объем закупок компаний с государственным участием у самозанятых составил более 2,2 млрд рублей. За тот же период самозанятые из Татарстана заработали свыше 10,8 млн рублей.

В 2023 году госкомпании закупили у татарстанских самозанятых товаров и услуг примерно на 95 млн рублей. На сегодняшний день в республике зарегистрировано более 316 тыс. самозанятых граждан. Наибольший рост объема закупок наблюдается в сфере юридических и бухгалтерских услуг, творчества, искусства и развлечений, строительных работ, аренды имущества и других направлений.

Напомним, с начала 2024 года в Татарстане прибавилось 16,4 тыс. самозанятых.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: