Новости
23 Декабря 2014, 15:00

Как Татарстану президента оставили

Высшее должностное лицо Татарстана сохранит наименование «президент» до 2016 года. Такое решение во вторник в ходе бурной дискуссии приняли депутаты Госдумы РФ. Констатировав, что все субъекты должны иметь равные права и обязанности, а также порассуждав о том, является ли законопроект итогом недоработки полпреда Владимира Путина в ПФО, народные избранники единогласно поддержали инициативу — подчеркнув, что делают это «в последний раз».

Во вторник, 23 декабря, депутаты Госдумы РФ приняли в первом чтении законопроект о сохранении статуса президента в регионах России до 1 января 2016 года.

Напомним, инициатива появилась в ноябре — в Госдуму был внесен законопроект, авторами которого выступили депутаты Владимир Плигин и Владимир Поневежский. Согласно законопроекту, регионам предоставляется еще один год на то, чтобы убрать слово «президент» из наименования должности главы субъекта. Позже к соавторству присоединились и другие народные избранники, в том числе, депутаты Госдумы РФ от Татарстана — Ильдар Гильмутдинов, Александр Сидякин, Марат Бариев, Ирек Богуславский и Ринат Хайров.

Во вторник Владимир Плигин лаконично представил законопроект, объяснив инициативу «целесообразностью» для субъектов РФ, имеющих с Москвой договор о разграничении полномочий (Договор о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ от 26 июня 2007 года, приобрётший статус федерального закона, — ред.). После краткой презентации автор столкнулся с многочисленными вопросами депутатов.

Первый, прозвучавший от Николая Коломейцева (КПРФ), касался того, что закон, запрещающий называть глав субъектов России президентами, был принят в далеком 2010 году.

«По-моему, президент (Владимир Путин — ред.) поручал полпредам (в ПФО — Михаил Бабич — ред.) проконтролировать исполнение этого закона… Кто-то понес ответственность за неисполнение?» — уточнил Коломейцев.

Владимир Плигин растерялся:

«Уважаемый Николай Васильевич, вы как всегда точны в вопросах и точны в информации. Мы не осуществляем наблюдение за дисциплинарной практикой в рамках тех институтов, которые вы назвали. Поэтому я считаю, что все, видимо, целесообразно, или у вас появится возможность это прочитать в каких-то других источниках», — попытался ответить Плигин с трибуны.

Уже позже, с места в зале, когда парламентские фракции высказались за принятие инициативы, Владимир Плигин еще раз вернулся к вопросу Коломейцева и «оправдал» Михаила Бабича.

«Сроки исполнения истекают обычно в полночь даты, предшествующей истечению. Таким образом, если мы говорим об имеющем место нарушении, то нарушения пока, в настоящее время, в принципе, нет, так как дата его — 1 января 2015 года. Таким образом, наказывать кого-то никаких оснований нет. Если Дума принимает сегодня данное решение, нарушений в выполнении закона не возникает», — пояснил Плигин.

После выступления Николая Коломейцева депутаты поднимали вопросы о названиях в целом и субъектов, и глав, и законодательных органов в этих субъектах. К предмету дискуссии отвлекшихся народных избранников вернул депутат Госдумы РФ от Татарстана Ильдар Гильмутдинов.

«Я предвижу те вопросы, которые наверняка будут у коллег. Хотел бы сказать, что хотя мы (депутаты Госдумы РФ от РТ — ред.) являемся соавторами законопроекта, инициатива исходила от наших коллег. Поэтому никакой речи о том, что это инициировал Татарстан, либо парламент, либо президент, нет. И увязывать, как некоторые наши коллеги пытаются, это с выборами 2015 года нет никакой необходимости. Сегодня авторитет нашего регионального лидера, руководителя Татарстана, таков, что необходимости в дополнительных преференциях нет», — заявил Гильмутдинов, напомнив и о соцопросах, и о прошедших парламентских выборах с рекордной явкой.

Далее Гильмутдинов предположил, что отсутствие в наименовании должности слова «президент», может быть, «консолидировало население» — голосов на выборах могло быть даже больше.

«Поэтому я просил бы вас ни в коем случае не увязывать это с выборами руководителя субъекта РФ 2015 года. Речь идет исключительно о том договоре, который был подписан, который мы законом утвердили, приняли. Конституция РФ предусматривает сегодня наличие таких договоров, что и было сделано со стороны Республики Татарстан. Хочу всем нам напомнить, что срок этого договора истекает 11 августа 2017 года».

Упоминание сроков сразу заставило депутатов задуматься: не придется ли им вновь возвращаться к обсуждаемому вопросу через год?

«Давайте напишем сразу до 2017 года. Чтобы уж никому не обидно было, и все хотят беспрекословного исполнения договоров. Неправильно, если пустяковый вопрос по названию обострять один раз в год», — предложил Коломейцев, вернувшийся в дискуссию и заявивший чуть позже, что коммунисты, в общем-то, не против инициативы.

В отношении сроков высказался и депутат Александр Тарнавский («Справедливая Россия»), сразу предупредивший, что фракция закон поддержит, однако с одним «но».

«В нашей стране 85 равноправных субъектов. Должны быть максимально равные права между ними, вне зависимости от того, какой это субъект — экономический или национальный. Тем более, что большие субъекты для Федерации должны показывать пример. Это совершенно ненормально, что за 4 года не был решен совершенно пустячный вопрос о приведении (Конституции РТ — ред.) в соответствие. Тем более, что президент Татарстана совершенно не нуждается в такой помощи.

Такие ситуации должны быть исключительными, и мы очень надеемся, что в следующем году мы не будем опять продлевать на год, на два… Я думаю, что здесь недопонимание, ненужная перестраховка… Но на самом деле эта ситуация не укрепляет, а ослабляет Федерацию, вызывает непонятное отношение к субъекту.

Наша фракция проголосует за данный законопроект, но хотелось бы, чтобы это было последнее голосование по подобному поводу".

Заявления, что фракции проголосуют за инициативу, но с некоторыми оговорками, сделали и представители ЛДПР, и «Единой России». Кстати, единоросс Дмитрий Вяткин, выступавший последним, отметил, что «в данном случае установление специальных правовых режимов абсолютно соответствует Конституции РФ».

Законопроект депутаты Госдумы РФ действительно поддержали. Причем, что удивительно в свете бурной дискуссии — единогласно. Владимир Плигин даже поблагодарил депутатов за «доброжелательное обсуждение».

Добавим, что поправки к проекту могут быть внесены в тридцатидневный срок. Однако в принятии инициативы эксперты не сомневаются и отмечают, что вопрос наименования высшего должностного лица — крайне деликатный для национальных республик. Именно поэтому он требует особенного внимания и учета всех нюансов развития отношений субъекта с федеральным центром.

Глава Центра политической информации Алексей Мухин:

«Для Татарстана последствий после принятия данного законопроекта не будет никаких, если он будет с пониманием и адекватно оценен руководством и населением республики: в такой тонкой ситуации федеральный центр будет вынужден идти на компромисс и оговаривать введение закона разными условиями, которые должны компенсировать некоторые моральные потери для субъекта.

Понятно, что попытки эскалации конфликтов на территории республики обязательно будут, и региональным властям придется локализовать их, снимая социальное напряжение у населения. Для этого, возможно, понадобится усилить компетенцию властей в разумных пределах".

Главный редактор политического блога «Европейский Татарстан» Артур Хазиев:

«В основе этой инициативы лежит та реакция, которую получил федеральный центр в нашей республике в ответ на требование эту должность переименовать. Во-первых, реакция общества. Ряд общественных организаций высказали свою критическую позицию сохранить институт президентства в РТ — подобные сигналы в течение этого года и ранее поступали от самых разных общественно-политических сил республики.

То есть стало понятно, что здесь, в Татарстане, эта московская инициатива не воспринимается как какой-то бюрократический вопрос о названии должности конкретного человека, а воспринимается так, как это и должно восприниматься — как вопрос о сохранении важного государственного института всей республики.

Во-вторых, вполне однозначная позиция республиканских властей. Другими словами, стало ясно, что в Татарстане и в обществе, и среди представителей республиканской власти сформировался определённый консенсус по вопросу об отношении к переименованию высшей должности республики. И, конечно, эти настроения не могли быть проигнорированы никем, в том числе федеральным центром".

Отсрочка на год может дать дополнительное время для решения этого вопроса, считает эксперт:

«Невозможно сказать «для поиска компромисса», потому что компромисс тут придумать сложно — нельзя же оставить от слова «президент» первые два слога, а последний заменить. Ситуация такая, что в интересах Татарстана — сохранение института президентства, для федерального же центра это достаточно бессодержательный вопрос. То есть мы можем получить год для того, чтобы донести свою позицию и отстоять её.

Удастся нам сохранить институт президентства в республике или нет — решение этого вопроса будет важным фактором в развитии тренда во взаимоотношениях Татарстана с федеральным центром.

Помимо того, что институт президентства — это составная часть нашей государственности, мы вполне можем увидеть и те вопросы, которые стоят дальше. Это вопрос сохранения татарстанского бизнеса или его поглощения федеральными структурами, а значит, и вопрос благосостояния и возможности самореализации наших граждан в своей республике, это и вопрос об объёме отчислений республики в федеральный бюджет, и много других, вполне уже практических и конкретных вопросов. Если мы уступим в вопросе президентства, то возрастёт вероятность того, что и последующие решатся не в нашу пользу".

Юлия Амочаева

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: