Новости
10 Февраля 2014, 09:00

Госсовет-2014: «в парламент должны войти вменяемые люди»

В преддверии выборов в Государственный Совет Татарстана член Общественной палаты РТ и руководитель общественно-информационного центра КФУ Юрий Алаев рассказал порталу TatCenter.ru, кто должен заседать в новом парламенте.

Как должен измениться Государственный Совет Татарстана с учетом новых реалий политической и экономической жизни страны?

юрий алаевЕсть три аспекта, накладывающих особый отпечаток на выборы Госсовета РТ, которые должны состояться в сентябре 2014 года. Первый — до 1 января 2015 года мы должны, согласно федеральному закону, избавиться от названия должности «президент». Все регионы от него избавились, последнее, что придумали друзья башкиры — они убирают слово «президент», но оставляют «башлыга». Некоторые СМИ написали, что это значит «президент», но это все-таки немного другое.

Можно предположить, что руководство республики и непосредственно президент Минниханов не будут ломать копья и пускаться во все тяжкие для того, чтобы отстоять понятие «президент».

Мы внутренне уже согласились с тем, что понятия «президент» в Конституции, в законодательстве республики не будет. Будет что-то другое. Для того, чтобы Госсовет это утвердил, нужно, чтобы Госсовет состоял из немножко других людей, чем те, которые находятся в нем сейчас.

На эту предвыборную кампанию накладывается, с точки зрения организаторов, задача так организовать выборы, чтобы в него (Госсовет — прим. ред.) вошли вменяемые, прагматичные, не зацикленные на формальных признаках суверенитета люди. Чтобы это прошло безболезненно через наш татарстанский парламент, и было узаконено.

Республика реально ничего не потеряет, а может, что-то и приобретет, потому что Путин умеет быть благодарным, когда к нему прислушиваются.

Вторая особенность заключается в том, что в выборах будет участвовать 60 партий. Никогда еще такого не было, чтобы столько партий включали своих кандидатов в список для голосования. Это будет свиток, в котором публике придется разобраться. Конечно, это касается городских жителей.

Насчет сельского населения никаких иллюзий у меня нет, соответственно, нет и опасений — там как скажут, так и будет. Я думаю, там 90\% подписей будут стоять под Единой Россией. С городами — Казанью, Челнами — с ними будут проблемы.

Есть третий момент. В кулуарах упорно ходят разговоры вокруг личности председателя Госсовета Ф.Х. Мухаметшина.

Если подтвердится слух, что он уйдет, то возникает болезненная и ответственная ситуация — кто возглавит парламент?

От этого во многом зависит, как будут вести себя депутаты и как голосовать. Человек должен быть хорошо известным и авторитетным.

Кого бы Вы хотели увидеть в составе Госсовета — портрет потенциальных кандидатов?

Всегда хорошо для любого общества, когда в законодательном органе сидят вменяемые, обладающие должными компетенциями люди с не местечковым мышлением. Что часто затрудняет процессы развития — это узость мышления.

Не хочу тыкать пальцем, но я знаю в нынешнем Госсовете людей, которые, например, умрут, но не уравняют по часам преподавание татарского и русского языков в школах, потому что татарский им важнее.

Понять их позицию можно, но такая упертость порождает совершенно ненужные напряжения и поток негативной информации о республике — будто русских здесь зажимают. Мы же последние 20 лет прилагаем последовательные усилия для того, чтобы позиционировать себя в мире как феномен толерантности, беспроблемного сосуществования, как очень эффективный с точки зрения экономики регион. И в последние годы, в связи с напряжением вокруг количества часов преподавания, с кадровой политикой, а еще и с поджогами церквей и молельных домов картинка начинает портиться… Я не вдаюсь сейчас в причины и подоплеки, просто констатирую факт: перечисленное вредит республике.

Не имеет принципиального значения этнический состав Госсовета. А вот характер мышления, широта мышления, уровень компетенций — это имеет большое значение. Если такие люди будут составлять хотя бы треть парламента — мы гораздо быстрее пойдем вперед.

Какие движения (фракции) Вы хотели бы видеть в составе Госсовета?

Какие сумеют пройти, такие пусть и будут. Откровенных политических клоунов — например, ЛДПР — не хотелось бы видеть.

Я нисколько не сомневаюсь, что пройдут коммунисты, потому что левый базис у населения никуда не делся. Тем более на фоне экономических трудностей. Я не сомневаюсь, естественно, что и Единая Россия пройдет. Меня часто ругают за то, что я говорю это, но кроме двух названных партий, партий-то и нет. Это же симулякры.

Считаете ли Вы целесообразным (возможным) переход Госсовета к двухпалатной системе (по аналогу Госдума и Совет федерации)?

Абсолютно не считаю целесообразным. Не надо умножать сущности без нужды. Эффективность определяется не количеством. Боец спецназа ГРУ в бою должен соответствовать по потенциалу 15−18 обычным солдатам. Это очень показательно. Примерно то же самое с политиками.

Если во фракции есть три «элитных бойца», они сумеют за собой повести, и повести в правильном направлении. Если среди 50 человек будет хотя бы 8−10 подобных бойцов политических — прекрасно подготовленных, с широким кругозором — парламент будет работать хорошо, законы будут писаться не на коленке, 50-страничные документы не будут подсовываться за 20 минут до начала заседания. Никаких двух палат, это ни к чему.

Возможно ли формирование в Госсовете двух крупных фракций по примеру с Великобританией — «консерваторы» и «либералы»?

Независимо от того, как мы формально будем это называть, оно и сейчас так. В обществе, в любой государственной структуре. По ментальности, по образованию, по склонностям, по воспитанию люди делятся на консервативное и либеральное крыло.

Конечно, консервативные и даже социалистические настроения будут еще долго превалировать как в России, так и в Татарстане. Либералы должны доказать, что есть эффективная альтернатива, и настроения изменятся. Пока никто не доказывает.

Возможно ли появление новых блоков в составе парламента республики?

Нет. Хватит уже, какие блоки? Достаточно двух блоков. И, как всегда, будет один городской сумасшедший, не фракционный. Или два. Для того, чтобы шум поднять, одного-двух хватит.

Считаете ли Вы, что в новом парламенте будут представлены выдвиженцы из Общероссийского народного фронта (ОНФ)? Будут ли они конкурировать с Единой Россией?

Конечно, ОНФ будет представлен. Конкурировать с Единой Россией не будут, потому что это две ноги одного туловища. Понимаете, Общественная палата была создана по инициативе Суркова, так как было ясно, что реальный парламент не справляется с функцией канализирования недовольства и с функцией обратной связи.

Если бы Дума работала нормально, никакой Общественной палаты не было бы.

То же самое с Единой Россией. Путин спихнул ее на Медведева, но ему нужна опора. Придумали Общероссийский Народный Фронт. Насколько я понимаю, это проект сменщика Суркова — Володина.

В прошлом созыве Госсовета была активна фракция КПРФ. Видите ли Вы ее в составе нового ГС, или она должна войти в другой блок?

Несомненно, она будет в составе Госсовета, и ее влияние может даже увеличится в силу развития ситуации в экономике. Возможно, в парламенте появится еще два-три коммуниста.

Считаете ли Вы необходимым омоложение состава парламента путем включения в него представителей молодежных движений? Насколько сильным должно быть это омоложение?

Это вопрос тех политических партий, которые собираются продвигать своих кандидатов. Это искусственное членение. Непринципиально, что в парламенте будет, например, фракция «Наши».

Считаете ли Вы возможным появление в составе Госсовета представителей некоммерческих организаций (НКО)?

Я думаю, да. Почему нет? Но я, как член Общественной палаты, могу сказать, что всего в Татарстане зарегистрировано под пять тысяч НКО. Мы пытались выявить, кто из них функционирует. В итоге из 5 тысяч зарегистрированных НКО живыми оказались примерно 20 организаций.

Беседовал: Камиль Асадуллин

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: