Новости
16 Августа 2011, 10:29

Геннадий Суйтс о культуре судовождения: «Надо затягивать гайки»

«Зачастую получается, что из школ выходят люди, подготовленные именно к сдаче экзаменов, а не к практическому судовождению», — заявил газете ВЗГЛЯД президент Ассоциации организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей маломерных судов, Геннадий Суйтс. По его мнению, на качестве подготовки судоводителей негативно сказались отмена лицензирования и аккредитации школ.

капитан Следственные органы СК РФ возбудили уголовное дело по факту трагедии с катерами под Красногорском, в результате которой погиб человек. Напомним, в субботу в акватории Москвы-реки в районе 65−66 километра МКАД судно «Сеаду-210», на борту которого находились четыре человека, совершило наезд на женщину 1986 года рождения. В момент столкновения она двигалась на доске для вейксерфинга на буксировочном тросе, прикрепленном к судну «Центурион». От удара ее отбросило в сторону, она осталась жива и сейчас находится дома. Судно «Сеаду» продолжило движение и столкнулось с «Центурионом», в результате этого пассажир «Центуриона» 1992 года рождения получил травмы, от которых погиб на месте.

Замначальника управления Государственной инспекции по маломерным судам МЧС РФ Анатолий Коваль заявил, что причиной ЧП, скорее всего, стала низкая культура судовождения.

Как заявил Коваль в понедельник, водители обоих судов были аттестованы и имели судоводительские удостоверения, суда были в технически исправном состоянии.

«Это тот случай, когда не требуется никакого опыта, экстренных мер, чтобы предотвратить беду. Требуется просто культура судовождения. Водитель, который догонял другое судно, должен был просто уменьшить ход, снизить скорость», — заявил Коваль

По словам замначальника управления ГИМС, такая манера управления судном, к сожалению, в последнее время становится все более распространенной.

Газета ВЗГЛЯД обратилась к президенту Ассоциации организаций, осуществляющих подготовку членов экипажей маломерных, прогулочных и спортивных судов «СТОРМ» Геннадию Суйтсу с просьбой рассказать, почему падает культура судовождения и как следует исправлять ситуацию.

—  Геннадий Томович, замдиректора ГИМС МЧС России Анатолий Коваль заявил, что в России очень низкая культура судовождения, и поэтому происходит много аварий. На ваш взгляд, это действительно так?

— Стандарты подготовки водителей маломерных судов не выполняются всеми школами. Есть определенная нормативная база, есть программа подготовки водителей маломерных судов, там указаны требования, по которым должны быть оснащены школы, обучающие водителей, и требования к конструкторско-преподавательскому составу.

Проблема в том, что со стороны МЧС не осуществляется контроль со времени отмены аккредитации таких школ в этом ведомстве. Именно сотрудники МЧС и контролировали соблюдение школами существующих нормативных требований.

Зачастую получается так, что школы, не имея аккредитации, не соответствуя по техническому оснащению нормативным документам и, более того, не имея образовательной лицензии (потому что, опять же, никто не осуществляет контроль за этим), просто открывают небольшое заведение, называют его «Школа подготовки судоводителей маломерных судов», получают статус общества с ограниченной ответственностью и начинают готовить людей. И МЧС, по большому счету, не может отказать в приеме от них справок о подготовке того или иного слушателя. Они должны провести аттестацию студентов на основании выданной справки.

В рамках Ассоциации мы создали стандарт, и все члены Ассоциации выполняют этот стандарт по техническому оснащению и учебно-методическому обеспечению своих школ. Стандарты эти мы создали на основе нормативных документов, разработанных ГИМС. А кто-то не выполняет эти стандарты, может быть, денег жаль, может быть, просто лень, может быть, некомпетентность.

— Вы считаете, контроля над этим процессом со стороны МЧС недостаточно?

— Экзаменационная комиссия МЧС осуществляет проверку знаний. А подготовкой занимаются учебные заведения, большинство из которых являются частными заведениями. Не хочу подвергать сомнению, что в большинстве из них, вероятно, готовят качественно. Но, тем не менее, как показывает практика, зачастую получается, что из школ выходят люди, подготовленные именно к сдаче экзаменов, а не к практическому судовождению.

Среди моряков есть такое понятие, как «хорошая морская практика». Людям во время подготовки, помимо всего прочего, необходимо прививать культуру поведения в акватории, знания и навыки, выработанные годами и, по большому счету, отсутствующие в программе. Но опытный инструктор, имеющий за плечами солидный стаж плавания на маломерном судне или являющийся профессиональным капитаном судна или помощником капитана, старается эти знания до слушателя довести.

Думаю, в экзаменационные билеты следует включить вопросы, связанные с культурой поведения.

Есть и другая проблема. Подготовка судоводителей маломерных судов складывается из нескольких составляющих: это теоретические знания и практические навыки. В зимний период очень сложно провести проверку практических навыков судовождения. Есть северные территории — Мурманск, Архангельск — где навигация длится считанные месяцы в году. Поэтому для этих целей разрабатываются специальные тренажеры. И в нормативных документах, разработанных в МЧС, использование таких тренажеров для подготовки предусматривалось, но по факту никто не контролирует их наличие. Люди, может, и получают теоретические знания, но на практике подготовить людей в северных регионах, в той же самой Москве, где навигация не такая большая, очень сложно.

— Что еще можно сделать, чтобы повысить культуру судовождения?

— Если вы обратили внимание, в последнее время у нас уменьшилось число нетрезвых водителей на дорогах. Потому что очень серьезно ужесточили правила и надзор. Я думаю, что надо затягивать гайки. Инспекторский состав должен получить соответствующие полномочия и применять более жесткие санкции к лицам, которые позволяют себе находиться на воде в нетрезвом состоянии.

Есть правила судовождения, где, как и в правилах дорожного движения, определяется порядок обгона, расхождения и т. д. Учитывая, какая скорость у современных маломерных судов, нарушение этих правил представляет такую же опасность для человеческой жизни, как нарушение правил на дорогах.

Еще два момента. Во-первых, учебные заведения, осуществляющие подготовку водителей маломерных судов, должны иметь образовательную лицензию. Это чрезвычайно важный момент. Потому что при лицензировании проводится проверка этого заведения, помещения, программ и т. д. В настоящее время среди документов, необходимых для работы школы, лицензия отсутствует.

Во-вторых, я считаю, что напрасно была упразднена процедура аккредитации заведений со стороны МЧС. Именно оно контролировало соответствие школ требованиям нормативных документов.

Если бы эти две структуры были восстановлены, я думаю, был бы полный порядок.

— Они не дублировали бы друг друга?

— Функции МЧС — проверка соответствия учебно-методического обеспечения и инструкторского состава своим требованиям. А Министерство образования проверяет соответствие общим требованиям, предъявляемым к учебным заведениям: помещения, свидетельства от санэпидстанции, пожарной охраны и т. д.

Сочетание этих двух документов — лицензии от Минобразования и аккредитации МЧС — давало определенную уверенность в том, что подготовка осуществляется качественно, и заведение, которые пришло на этот рынок, планирует серьезно этим заниматься

В России существуют стандарты, они отражены в программах, разработанных МЧС, но они, к сожалению, на местах не всегда выполняются. Как раз по той причине, что отменена аккредитация заведений и контроль со стороны МЧС. Стандарты есть, их надо выполнять.

Газета «Взгляд»

Новости
20 Июня 2018, 00:40
Подготовка к ЧМ-2018

ЧМ-2018: триумфальный старт Японии и Сенегала и уверенные 6 очков сборной России Дневник мундиаля

Шестой игровой день в рамках Чемпионата мира по футболу завершился для России крайне удачно. Национальная сборная в заключительном матче вторника 19 июня обыграла сборную Египта со счетом 3:1 на стадионе в Санкт-Петербурге.

Сборная России во втором тайме забила три мяча за 15 минут: сначала был автогол египетского защитника Ахмеда Фатхи. Кстати, это уже пятый автогол ЧМ-2018, рекорд был поставлен на мундиале 1998 года, когда игроки команд-участниц забивали в собственные ворота 6 раз. Затем Денис Черышев забил гол, а спустя несколько минут мяч в ворота соперников отправил Артем Дзюба. На 73-й минуте форвард сборной Египта Мохамед Салах реализовал пенальти, сократив разрыв в счете.

Сборная России в группе, А набрала 6 очков. Стадион ликовал.

До матча Россия-Египет в рамках турнира встречались сборные Колумбии и Японии, а также Польши и Сенегала.

Сборная Японии обыграла Колумбию со счетом 2:1. Впервые в истории ЧМ азиатская команда выиграла у сборной из Южной Америки. Матч также запомнится первой красной карточкой на мундиале 2018 года.

В другом матче Сенегал обыграл Польшу в последнем матче первого тура группового этапа. Африканцы забивали благодаря ошибкам Польши: автоголу и несогласованности защитников с вратарем. Крыховяк отыграл один мяч в концовке. Итог встречи 2:1 в пользу Сенегала.

По итогам шестого дня ЧМ-2018 турнирная таблица выглядит следующим образом:

В среду, 20 июня болельщиков ждет 3 игры. Португалия встретится с Марокко на московском стадионе «Лужники», начало в 15.00. В 18.00 в Ростове-на-Дону состоится матч между сборными Уругвая и Саудовской Аравии. А завершится футбольный день матчем в Казани между командами Ирана и Испании.

Игру в столице Татарстана посетит президент FIFA Джанни Инфантино.

Динара Сафина
Использованы материалы официальных twitter
@fifaworldcup_ru
@TeamRussia
@DenisMatsuev
Фото обложки rfs.ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: