Спрос на глянец и lifestile-журналы резко упал — на 20 — 25%. В целом объем продаж периодических изданий в 2009 году упал на 8 — 22% в зависимости от сегмента.
С момента начала кризиса на рынке распространения прессы произошло перераспределение покупательского спроса по тематике и ценам, отмечается в исследовании АРПП. Спрос на деловые, информационно-аналитические издания, таблоиды и издания с практической информацией (кулинария, садоводство, воспитание детей, трудоустройство) вырос в среднем на 30%. В то же время спрос на дорогие издания — глянцевые журналы и журналы о стиле жизни и моде — резко падает на 20 — 25% в текущем году.
По словам председателя совета директоров дистрибьюторской компании «Экспресс Медиа Маркет» Владимира Каспарова, на перераспределение интересов покупателей повлияли два фактора: общее снижение покупательной способности и желание потреблять качественный контент. «Людям надоело смотреть картинки, они хотят получать информацию», — говорит г-н Каспаров. Еще два года назад сегмент глянцевых журналов считался наиболее перспективным. Так, по оценкам участников рынка, до 2008 года этот рынок рос на 13 — 20% в год. Объем рекламы в журналах, согласно данным АКАР, в 2007 году вырос на 22%, по итогам 2008 года рост составил 16%, а в январе — сентябре 2009 года резко упал — на 41%.
По словам председателя правления АРПП Александра Оськина, «глянцевые издания премиум-класса пострадали сильнее остальных». «Если раньше один предновогодний номер приносил издателям в среднем 1 — 3 млн евро, то в 2009 году эта цифра предположительно сократится в два-три раза», — говорит он. Спикеры отмечают, что 70% доходов издателей формируется за счет продажи рекламы и лишь 30% приносит продажа изданий. В целом объем продаж периодических изданий по сравнению с предыдущим годом, согласно результатам исследования, упал на 8 — 12% в сегменте ежедневных газет и еженедельников и на 18 — 22% в сегменте журналов. По словам Александра Оськина, падение объема продаж связано прежде всего «с ростом цен на печатную продукцию и оттоком читателей в Интернет, а также с падением покупательной способности». В 2009 году в среднем цены на печатную продукцию, по данным АРПП, выросли на 20 — 30% при сокращении тиражей на 20%. Во многом это произошло из-за перевода с 1 января текущего года киосковых сетей с единого налога на вмененный доход (ЕНВД) на общий режим налогообложения. Из-за этого расходы дистрибьюторов увеличились в среднем на 20 — 30%. Если в 2008 году налоговые выплаты одного киоска по продаже прессы составляли в среднем 1 — 2 тыс. рублей в месяц, в этом году они увеличились до 10 — 20 тыс. рублей в месяц. «Киоскам пришлось поднять цены на продукцию, чтобы выжить», — говорит Владимир Каспаров. По данным АРПП, с начала этого года цены на печатную продукцию в точках розничных продаж в Москве выросли на 25 — 30%, в регионах — на 35 — 40%.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: