Завершается 2019 год. Он выдался разноплановым для экономики, бизнеса и населения.
Ставка НДС выросла до 20% и только в первом полугодии это привело к увеличению в Татарстане сборов налога на добавленную стоимость на 43,9%. Республика стремится вывести предпринимателей из тени и тестирует новый налоговый режим для самозанятых граждан. Доходы населения падают, сокращая уровень потребления и меняя покупательские предпочтения.
В то же время, ЦБ планомерно снижает ключевую ставку, в республике удается сдерживать инфляцию, а новые крупные инвесторы создают дополнительные возможности для бизнеса и рабочие места для населения.
На вопросы читателей ответили эксперты в ходе онлайн-конференции «Экономика и бизнес Татарстана: год с повышенным НДС, самозанятыми и сокращением доходов», которая прошла на портале TatCenter 10 декабря 2019 года.
Эксперты конференции
Артур Абдульзянов
Председатель татарстанского реготделения общероссийской организации "Деловая Россия", основатель ПО "Зарница", депутат Госсовета РТ
Ильдар Аблаев
Гендиректор АНО "Татарская академия управления инновационной экономикой", экономист, профессор
Венера Камалова
и.о. Уполномоченного при президенте РТ по защите прав предпринимателей
Сергей Карпухин
Заместитель председателя Торгово-промышленной палаты РТ, руководитель Центра содействия самозанятым ТПП РТ
Наталья Мильчакова
Заместитель руководителя ИАЦ «Альпари»
Вадим Хоменко
Вице-президент Академии наук РТ, экономист, профессор
Трансляция конференции
— Что будет с рублем, евро и долларом до конца этого года и в начале 2020 года? В каких инструментах рекомендуете хранить сбережения в 2020 году, во что вкладываться?
— Рубль стабилизировался относительно доллара и евро и будет находиться в диапазоне 62 -64 рубля до начала 2020 г. Основной фактор этого - рост цен на нефть в силу достигнутой договоренности между РФ и Саудовской Аравией о снижении объема добычи нефти. Кроме этого, в стране наблюдается низкий уровень инфляции по версии ЦБ РФ -3,6%. На деле он выше, но не настолько, чтобы ослабить рубль в ближайшее время.
Сбережения лучше хранить в мультивалютной корзине: 45% - в долларах, 30% - в евро и 25% - в рублях! А кто не боится рисковать, может купить через коммерческие банки акции нефтегазового сектора РФ на ММВБ - "голубые фишки". Они показали стабильный рост за 2019 г . Есть предпосылки сохранения высокой доходности в пределах 25-30% годовых и в 2020г.
— По моим прогнозам, до конца 2019 года курс доллара по отношению к рублю может составить 63-66 руб., а курс евро – 70-73 руб. Я считаю, что до конца января 2020 года курс доллара к рублю не превысит 67 руб., а евро к рублю – 74 руб. Полагаю, что до конца текущего года и в 1 квартале 2020 года сбережения следует хранить в рублях и долларах. Пропорция может быть такой: 60% сбережений в долларах и 40% - в рублях.
Угрозу для вкладчиков, предпочитающих хранить деньги в евро, связанную с введением отрицательных процентных ставок по вкладам в этой валюте, я считаю вполне реальной. Сначала отрицательные ставки по вкладам евро могут начать вводить крупнейшие банки, а потом ЦБ РФ может ввести такую меру для всех банков. По крайней мере, руководство Центробанка на это не так давно намекало, и вполне недвусмысленно. Поэтому хранить деньги в евро я бы не рекомендовала, так как на фоне неопределенности с Брекзитом у единой европейской валюты нет четких драйверов роста.
— Сейчас отошли от обсуждения ВСМ, вроде дали добро на строительство дороги "Европа-Западный Китай". Что конкретно это даст Татарстану, через который также пройдет трасса?
— Самый главный плюс в том, что этот транспортный коридор, соединяющий Европу и Азию, пройдет именно через Татарстан. Это плюс для бизнеса, сельского хозяйства, так как открываются значительные возможности для сбыта своей продукции в Азии. Немало преимуществ получит «Татнефть» и весь нефтеперерабатывающий комплекс Татарстана, так как вдоль трассы «Москва-Казань» можно будет открыть новые АЗС и потом неплохо на них заработать. Для автомобилистов значительно сократится время в пути между Москвой и Казанью, хотя и затраты тоже вырастут, так как дорога будет платной. При этом, на мой взгляд, от обсуждения ВСМ зря отошли, потому что железная дорога с учетом огромных российских расстояний имеет большое значение.
— Уважаемые эксперты! Назовите по одному топ-фактору влияния на экономику (бизнес) Татарстана в 2020 году. Объясните, пожалуйста, мнение.
— По оценкам ИАЦ «Альпари», это цены на нефть. «Татнефть» и ее нефтехимические производства вносят в валовый региональный продукт Республики Татарстан не менее 30%. Акции «Татнефти» среди других российских нефтяных компаний наиболее чувствительны к динамике цен на нефть. Конечно, влияют и налоги, и государственное регулирование, и доходы населения, и возможности для экспорта (или их отсутствие), но для Татарстана нефтяная отрасль всегда была и еще надолго останется приоритетной.
— В конце года в Татарстане вновь вспыхнула мусорная война. Главгосэкспертиза вынесла положительное заключение по представленным документам. Активисты разбили палаточный лагерь на строящейся дороге к объекту под Казанью. "Потребность России в мусоросжигательных заводах измеряется сотнями" - цитата спецпредставителя президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергея Иванова. Власти РТ также поддерживают строительство МСЗ. Ваши прогнозы: построят ли завод в республике к 2022 году (а планы именно такие), целесообразность такого объекта в РТ, есть ли другие варианты решения мусорного коллапса?
— Я полагаю, что, несмотря на все протесты, мусоросжигательный завод к 2022 году всё-таки построят. Однако есть факторы, которые могут остановить этот проект помимо протестов, и прежде всего, это отсутствие или нехватка финансирования. Напомним, что в долларовом эквиваленте объем инвестиций в строительство этого завода оценивается примерно в $325 млн, причем акционеры завода вложат в строительство только 20% от этой суммы, остальное планируется привлечь в качестве кредитов.
Если, например, возникнет новый кризис, и условия заимствования окажутся менее выгодными, чем сейчас, проект строительства задержится. Но раньше или позже этот завод все равно построят. Вопрос о целесообразности МСЗ в Татарстане остается открытым. С одной стороны, утилизация мусора необходима, и альтернативой этому является только сохранение полигонов ТБО со всеми негативными последствиями для окружающей среды и здоровья местных жителей. С другой стороны, большим вопросом является то, что в качестве утилизации предлагается способ сжигания мусора и не рассматриваются другие, более благоприятные для экологии, варианты.
— «Татнефть» (а это наше все) сделала в конце года крупные покупки - финской сети АЗС Neste в Санкт-Петербурге (а в это время на рынок АЗС в РТ тихонько заходит "Газпромнефть"), активов у "Сибура" в Тольятти, долю в узбекском заводе шин. Как вы можете объяснить цель этих вложений?
— Цель вложений понятна – выйти на новые рынки сбыта и стать более крупной диверсифицированной компанией ТЭК не только общероссийского, но и мирового масштаба. Покупка АЗС Neste оправдана: «Татнефть» сможет обеспечить дополнительные рынки сбыта для своего бензина. После модернизации «ТАНЕКО» у «Татнефти» увеличился выпуск бензина, и это означает, что нужно расширять сферы влияния и более активно выходить за пределы Татарстана и ПФО. Увеличение инвестиций в нефтехимию со стороны «Татнефти» и покупку части активов «СИБУРа» я тоже считаю оправданным. Это важно для осуществления вертикальной интеграции шинного бизнеса Татнефти. Для «СИБУРа» рынок Татарстана очень важен, кроме того, у этого холдинга уже есть опыт работы в Республике Татарстан.
— Как вы оцениваете экспортный потенциал малого и среднего бизнеса в Татарстане? Какие сегменты могут (или уже) вышли на внешние рынки, в какие страны? Сейчас власти везде заявляют о поддержке экспортеров, насколько она реальна?
— В настоящее время руководство республики оказывает действенную поддержку предпринимателям, которые ориентированы на экспорт. Так в Татарстане в текущем году успешно стартовала образовательная программа «Экспортный Акселератор», организатором которой является Министерство экономики Республики Татарстан.
Цель программы – подготовка предпринимателей к выходу на экспортные рынки. Они изучают и отрабатывают на практике навыки эффективного структурирования экспортного проекта, минимизации рисков и снижения издержек, использование инструментов государственной поддержки.
Действует национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
Ключевые цели нацпроекта – увеличение экспорта несырьевых неэнергетических товаров, увеличение доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, сельскохозяйственной продукции и услуг в валовом внутреннем продукте страны, формирование эффективной системы разделения труда и производственной кооперации в рамках Евразийского экономического союза в целях увеличения объема торговли между государствами - членами Союза и обеспечения роста объема накопленных взаимных инвестиций.
Если говорить о товарах, которые уже экспортируются на внешние рынки, то на первый план вышли минеральные продукты (нефть, нефтепродукты, соль, сера и т.д.) в такие страны как Польша, Нидерланды, Ирландия и другие. Также пользуются стабильным спросом пластмасса, каучук, резина, продукты животного происхождения и многие другие.
В целом экспортный потенциал оцениваю положительным, но нам есть куда расти.
— Добрый день, уважаемые эксперты! У меня вопрос к экономистам и аналитикам. Что происходит в нефтегазохимии Татарстана? Власти признали спад в отрасли и сообщили, что после запуска проекта "Сибура" в Тобольске, наша республика утрачивает лидерство в сегменте в общероссийском масштабе. Да еще ВЭБ профинансирует строительство нового гиганта - газопереребатывающего проекта в Усть–Луге, мощность которого составит до 3 млн тонн полиэтилена в год.
Что делать Татарстану, ведь отрасль - основа нашей экономики. Как можно изменить ситуацию, за счет чего вывести отрасли на прежние темпы развития? И что в этой ситуации действительно зависит от Татарстана, а что нет. К тому же, принята новая стратегия развития отрасли в РТ, а показатели предыдущей не достигнуты (тоже тревожный звоночек). Буду признателен за анализ.
— Проблемы нефтехимической промышленности Республики Татарстан, на мой взгляд, не уникальны, они являются частью проблем всей российской нефтехимии, и, в конечном счете, мирового рынка (напомним, что в России половина всей произведенной нефтехимической продукции направляется на экспорт). Например, производство шин в России, в том числе и в Татарстане, в 2019 году снижается, по итогам 9 месяцев спад составил 2,2% в годовом исчислении, но этот спад вызван снижением спроса на шины со стороны автомобильной промышленности, так как мировой автомобильный рынок переживает спад.
Определенные проблемы может испытывать и производство полипропиленовой и полиэтиленовой упаковки, во-первых, в связи со снижением доходов населения и меньшим спросом на многие продукты питания и потребительские товары, во-вторых, в связи с кампанией по отказу от полиэтиленовых пакетов и иной полимерной тары. От властей республики зависит многое, но не все, в Китае и странах Юго-Восточной Азии в крупные проекты в области нефтехимии активно инвестирует государство. Не могу сказать в то же время, что нефтехимия Татарстана якобы игнорируется предприятиями федерального уровня, так как «Татнефть» и «СИБУР» уже партнеры в ряде проектов, например, «Татнефть» приобрела у «СИБУРа» шинное производство в Тольятти, «СИБУР» намерен выходить в рынок Татарстана и т.д.
— Какие законодательные инициативы в РФ и Татарстане, принятые в текущем году, вы считаете наиболее значимыми для бизнеса и почему?
— Страхование банковских счетов. 1 января 2019 года вступил в силу ФЗ от 03.08.2018 № 322-ФЗ, который позволяет страховать банковские вклады/счета малого бизнеса, включая юридические лица – малые предприятия, которые внесены в соответствующий реестр. В случае проблем с банком малые предприятия получат обратно часть денег, размещенных на их счетах и вкладах. Максимальный размер страхового возмещения составляет 1,4 млн рублей. Сведения об организации-получателе возмещения будут вноситься в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Система страхования вкладов распространяется на организации, относящиеся к малым предприятиям (и микробизнесу). Средний бизнес закон не коснется.
Участие в закупках. К 2020 году доля закупок крупнейших заказчиков, участником которых является малый бизнес, будет повышена до 18%. В данный момент доля закупок у малого бизнеса составляет не менее 15% от всех годовых закупок заказчика (ч. 1 ст. 30 Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). При этом, уже с 1 февраля 2019 года на закупки у малого бизнеса распространились механизмы факторинга. То есть, деньги за поставленные товары малый бизнес получает не от заказчика, а от банка, который финансирует закупки. Также в целях ужесточения платежной дисциплины заказчиков к 04.05.2020 будут приняты поправки в КоАП РФ, которые расширят перечень штрафов, налагаемых на заказчиков. Так, с этого времени заказчики будут нести ответственность за нарушение сроков оплаты по договорам, заключенным с субъектами МСП. Сейчас подобных штрафов не существует, что позволяет заказчикам затягивать оплату поставок.
Самозанятые граждане. С 1 марта 2019 года в рамках НК РФ установлен новый режим налогообложения для самозанятых граждан. Самозанятые не должны сдавать отчетность и платить взносы. При этом они должны сообщать в ИФНС обо всех продажах и услугах с помощью специального мобильного приложения. С 1 сентября 2019 года были введены штрафы за осуществление деятельности без получения статуса самозанятого. Самозанятых отнесли к субъектам малого предпринимательства с предоставлением соответствующих льгот и преференций. Вместо налогов и страховых взносов они должны выплачивать единый платеж. Размер платежа составит 4% с годовой выручки. В него входят взносы на медицинское страхование. Уплата же взносов в ПФР будет производиться в добровольном порядке. Без уплаты взносов в ПФР самозанятый сможет рассчитывать только на базовую (минимальную) пенсию при достижении пенсионного возраста. Если самозанятый решит платить пенсионные взносы, общий размер платежа составит уже 6% от выручки.
Национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который содержит в себе комплексную систему поддержки предпринимателей, нацеленную на создание для них максимально комфортных условий. Так, в рамках нацпроекта создаются специальные центры «Мой бизнес». В Казани подобный центр открылся в январе текущего года и за прошедшее время в него уже обратились свыше 13 тысяч предпринимателей
— Стоит начать с федерального закона о самозанятости. Закон вступил в силу с 1 января 2019 года и начал регулировать тот большой пласт людей, которые действительно ведут самостоятельную деятельность, но по разным причинам не принимали решения о том, чтобы зарегистрироваться как ИП или ЮЛ. Это однозначно положительно влияет на ситуацию, потому что этот режим – способ работать законно, не нести никаких рисков, не думать о наступлении возможной ответственности за незаконное предпринимательство.
Для официальных самозанятых важна возможность формировать и передавать своим клиентам чеки. Это тоже для них важная история, потому что таким образом они гарантируют качество товара, работы или услуги, которую они предоставляют. Выдав подтверждающий документ, они не скрываются, с них можно спросить за качество, и они к этому готовы. И еще, они начинают формировать кредитную историю, историю своей финансовой состоятельности, пусть маленького пока, но дела. И это позволит им дальше, когда они будут расти, ссылаться на то, что они ведут свою деятельность не с момента регистрации ИП или ООО, а начали вести ее гораздо раньше. Это важно и с точки зрения кредитоспособности, и с точки зрения имиджа перед клиентами – доверие к такому предпринимателю будет совершенно другое.
Очень ярко в этом году звучала тема маркировки товара. И хотя распоряжение правительства появилось в апреле 2018 года, большинство подзаконных актов уже в течение 2019 года принимались, разворачивались с точки зрения содержания. Появлялись новые операторы, определялось уполномоченное лицо по маркировке на территории Российской Федерации, и окончательно фиксировались группы товаров, обязательные к маркировке – молочная продукция, одежда и обувь, духи и туалетная вода, постельное белье, шины и покрышки и т.д. Не могу сказать, что это позитивно отразится на бизнесе. Мы проводили на площадке Совета проектные группы с предпринимателями, работающими в разных группах – аптеки, предприятия легкой промышленности, обувные товары, молочная продукция. И во всех случаях были только настороженные отзывы. Все понимают, что это повлечет дополнительные расходы на оборудование, на обучение персонала. Есть риски штрафов за некорректную маркировку, возможны проблемы с импортными товарами, потому что все, что приходит на территорию РФ, уже должно быть промаркировано. Адаптация к системе идет, но это дополнительная нагрузка на бизнес, поэтому с точки зрения предпринимателей это новшество позитивным не назовешь.
— Данный вопрос можно понимать, как касающийся реализации в 2019 г. новых принятых законодательных инициатив, так и утверждения новых нормативных актов в части поддержки бизнеса. Считаю, что в этой связи важно отметить, вступивший в силу с 2019 года ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" в городе федерального значения Москве, в Московской и Калужской областях, а также в Республике Татарстан (Татарстан)" от 27.11.2018 N 422-ФЗ. Речь идет о так называемых «самозанятых» гражданах, самостоятельно организующих свой труд без привлечения других лиц. То есть, они не имеют работодателя и не привлекают наемных работников по трудовым договорам. И таких, действительно, много. Практически они осуществляют нелегальную деятельность, не платят налоги, но имеют самостоятельный доход и используют социальные блага, финансируемые из бюджетов различного уровня, пополняемых за счет труда легально работающих граждан. Разумеется, это не справедливо. Мы видим попытку вывести этих людей «из тени», когда они могут получить гласность своего труда, пользоваться официальным пенсионным статусом и другими социальными благами, уплачивая при этом умеренную сумму налога. Разумеется человек взвешивает для себя плюсы и минусы такой легализации. Вероятно, он будет подсчитывать свои накопления, как «нелегальщика», сравнивая их с размером возможной пенсии, других государственных социальных гарантий и самого налога. Сложно однозначно сказать, в каждом ли случае он увидит для себя плюс в предстоящей легализации, учитывая, например, невысокий порой размер пенсии и опасаясь дальнейшего ужесточения самих налогов. Поэтому, пока идет эксперимент, призванный дать ответ на эту законодательную инициативу. А Татарстан входит в ограниченное число регионов, где этот эксперимент проводится, а уровень доходов населения и доверие к региональной власти достаточно высокие…
Для легального же бизнеса я в высокой степени актуальным назвал бы не только повышение в этом году НДС, но и новую инициативу заместителя председателя Государственной Думы РФ Ирины Яровой. Речь идет о том, что в конце 2019 года появилась информации о внесении в Госдуму пакета законопроектов, которые защитят права граждан в вопросе страхования, а также снизят риски выведения средств недобросовестными страховщиками. Речь, со слов самой Ирины Яровой, идет о том, что «подготовлен к внесению комплекс законопроектов, направленных на защиту прав и законных интересов граждан в сфере страхования, усиление парламентского контроля за финансовым рынком и противодействие неправомерным действиям при банкротстве кредитных, страховых и иных финансовых организаций». Проектная инициатива предлагает включение во все договоры страхования информацию о размере премии, которую страхователи уплачивают страховым компаниям. По мнению Яровой, это позволит гражданам принимать обоснованное решение при выборе страховой организации. Предполагается усиление банковского контроля за счетами компенсационных фондов, чтобы должно предотвратить хищения. Также авторы законопроекта выступают за введение уголовной ответственности за фиктивное банкротство страховых организаций. Кроме того, законодатели предлагают обязать Центробанк раз в год представлять в Госдуму проект основных направлений развития финансового рынка и дать регулятору право пресекать противоправную деятельность. Оценивая данную законодательную инициативу, следует указать на то, что российский финансовый рынок явно страдает от нестабильности. Достаточно вспомнить прокатившуюся волну банкротства банковских организаций. Достаточен ли был уровень объективизма при этом, еще покажет время. Одно становится ясным - сужение сети финансовых организаций ограничивает конкуренцию на этом сегменте российского рынка и его адаптационные возможности. Формы же государственного контроля и ограничений не должны вести к удорожанию финансовой услуги для бизнеса и населения . Важно сконцентрироваться и на вопросах финансовой грамотности потребителей финансовых услуг, что, зачастую, уходит из поля зрения регулирующих органов…
Конечно, в течение года принимались и реализовывались и другие нормативные акты, ориентированные на регулирование и поддержку бизнеса. И их было достаточно много. Но я попытался выделить те, которые обладают наиболее сильным регулятивным синергетическим эффектом, положительный или отрицательный характер которого определяется общей системой управления экономикой России, ее социальной ориентацией и способностью быстро реагировать на возмущающие воздействия.
— Как самозанятый может получить визу, какие документы для этого нужны и в какие страны пустят?
— Никаких специальных правил для получения виз самозанятыми не предусмотрено. Визы оформляются в общеустановленном порядке уполномоченными органами иностранных государств.
— Какие изменения ждут самозанятых в 2020 году? Может ли измениться ставка налога?
— Стоит отметить, что в России беспрецедентно низкая ставка налога для самозанятых, освобождение от дополнительных страховых взносов – это история, не имеющая аналогов, потому что во многих европейских странах, в США и ставка налога выше, и социальные взносы включены. К вопросу ставки часть самозанятых относится с осторожностью, ожидая увеличения налоговых ставок – однако, российский закон фиксирует полный запрет на повышение ставок в течение ближайших 10 лет.
Что может действительно меняться, но уже не в рамках этого закона – это вопросы, связанные с регулированием деятельности самозанятых. Потому что на практике их возникает достаточно много. Например, сегодня актуальны вопросы маркировки товаров – маркированные товары самозанятые производить и продавать не могут по закону. И в то же время, со следующего года вводится обязательная маркировка одежды, обуви и ряда других товаров. Таким образом, производители одежды и обуви ручной работы оказываются вне закона. Я думаю, что на федеральном уровне необходимо рассмотреть вопрос о том, чтобы в части изделий ручной работы сделать исключение, освободить от маркировки. Такое предложение мы направили министерству промышленности РФ, сейчас ждем ответ с официально изложенной позицией ведомства.
— Уважаемые эксперты! Какие проекты и инициативы, на ваш взгляд, смогут стать драйверами роста экономики Татарстана в 2020 году? С какими успехами и провалами в развитии республика завершает текущий год?
— Основным драйвером роста станет реализация национальных проектов.
Республика завершает текущий год, на мой взгляд, успешно. Объем ВВП, по предварительным данным, достигнет 2 трлн 552 млрд рублей при темпе роста в 101,3%. Рост, в первую очередь, будет обеспечен увеличением объемов промышленного производства в обрабатывающих отраслях промышленности и реализацией крупных инвестиционных проектов.
Как вы знаете, Государственный Совет РТ принял бюджет на 2020 год и на плановый период 2021-2022 годов, предусматривающий рост доходов на 14% - до 270,07 млрд рублей по отношению к бюджету текущего года. К примеру, принятый годом ранее бюджет на 2019 год предусматривал получение доходов в размере свыше 237 млрд рублей доходов.
Считаю, что эти цифры говорят сами за себя. Экономика Татарстана уверенно развивается.
— С 2021 года окончательно отменяется налоговый режим ЕНВД, но для многих видов бизнеса это произойдет раньше, по мере вступления в силу требований об обязательной маркировке товаров – при продаже маркированных товаров, даже если она осуществляется параллельно с другими видами деятельности, все равно закон запрещает вести налоговый учет по специальному режиму ЕНВД.
Что остается? Остается режим УСН – упрощенной системы налогообложения, которой будут пользоваться предприниматели. И в этой части есть инициатива от бизнеса – рассмотреть возможность снижения ставок налогов на территории РТ. Такое право у региона есть: в отношении отдельных категорий налогоплательщиков субъект вправе устанавливать пониженные ставки налогов. Но это вопрос надо достаточно серьезно взвешивать с точки зрения налоговых доходов бюджета, с точки зрения того, кому мы эту льготу даем, почему другим не даем. Сейчас идет анализ тех субъектов, которые применяют ЕНВД, и в отношении которых меры по снижению ставки УСН будут наиболее эффективным. Эту перспективу можно рассматривать.
Дальше - очень большой запрос от бизнеса на дифференциацию налогового бремени в отношении отдаленных населенных пунктов, в сельских районах – есть предложения в муниципалитетах создавать некие своеобразные ТОСЭРы, давать им льготный режим налогообложения для того, чтобы давать импульс развитию сельских территорий. Этот вопрос у нас находится в работе; в течение следующего года будем разрабатывать законодательную инициативу с Госсоветом, министерствам и ведомствами республики, с налоговой службой, чтобы в итоге сформулировать конкретные предложения в этом направлении.
— По годам проектные драйверы определить сложно, так как крупные проекты реализуются не в один год, а захватывают достаточно продолжительный период. В течение нескольких десятилетий возможны крупные отраслевые структурные сдвиги. В определенной степени можно утверждать, что на среднесрочную перспективу республика определилась в приоритетах развития. Главным направлением в развитии республики стал нефтехимический кластер, основанный на переработке собственной нефти. Нефтехимический кластер должен стать структурообразующим и интегрирующим в республике, обеспечивая в определенной степени и развитие машиностроительного отраслевого сегмента. Производство нефтепродуктов, продуктов химии и нефтехимии уже сейчас занимает больше половины объема обрабатывающей промышленности. Вместе с добычей нефти этот сегмент составит в объеме валового регионального продукта республики более 35%. На предприятиях данного отраслевого сегмента сконцентрированы новейшие технологии. Глубокая переработка нефти позволяет максимально извлекать добавленную стоимость и сохранять лидерские экспортные позиции в будущем.
Если говорить об отдельных положительных результатах развития экономики республики в 2019 году, то можно отметить ситуацию в сельском хозяйстве. Валовой сбор зерна в Татарстане в 2019 году был на уровне 4,3 млн. тонн при средней урожайности зерновых 30,2 центнера с гектара. Хотя еще весной в целом ряде районов Татарстана были зафиксированы потери озимых в объеме 30−50% посевов и возник вопрос о судьбе урожая. Ситуация этого года еще раз подтвердила потенциальные возможности республики и далее сохранять лидерские позиции, наряду с южными районами страны, в основных секторах российского сельского хозяйства.
Можно также отметить определенное усиление финансирования развития экономики республики за счет федерального бюджета, что закладывает основу ускорения дальнейшего развития. Так, в рамках государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ, федеральной адресной инвестиционной программы объем субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов составил 82,5 млрд рублей. Из них на конец ноября 2019 г. в республику фактически поступило 66,2 млрд рублей, или 80,2% от утвержденного республике лимита. Это на 4,2 млрд рублей больше аналогичного периода прошлого года. Хотя, приходится констатировать, что аналогичные объемы финансирования республика могла бы, вероятно, обеспечивать в большей степени самостоятельно при условии изменения характера нынешних межбюджетных отношений, когда основная часть собираемых налогов уходит в федеральный бюджет. В этом случае Татарстан является крупнейшим в ПФО регионом-поставщиком средств в федеральную казну.
Среди возникших ситуаций 2019 года, которые вероятно будут являться предметом дальнейшего анализа специалистов и руководства республики, я бы назвал наличие темпа роста ВРП, не превышающего российский темп роста ВВП. Максимальный рост ВВП России по итогам 2019 года составит от 1,3 до 1,5 процента. Об этом заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев в ежегодном итоговом интервью российским телеканалам в начале декабря этого года. Примерно на том же уровне - 1,3% будет рост ВРП Республики Татарстан, о чем заявлено правительством республики в конце октября 2019 года. Вопрос возникает вследствие того, что в последние годы соответствующие республиканские темпы были выше среднероссийских. Так, первый зампред Правительства РФ Антон Силуанов в ходе заседания межправительственной комиссии по сотрудничеству между Казахстаном и РФ в октябре 2018 отмечал: «Республика Татарстан — одна из передовых с точки зрения по созданию благоприятного инвестиционного климата, темпы роста валового регионального продукта здесь примерно в два раза выше, чем в среднем по России». Снижение темпов – это, конечно, проблема. Но явных провалов, отката по каким-то основным позициям к регионам-аутсайдерам, естественно, нет. Напротив, полагаю, что в течение ближайшего времени должна произойти определенная корректировка в программе действия правительства республики, определяющая дальнейшее ускоренное развитие экономики республики с учетом накопленного здесь существенного инновационного и финансового потенциала.
— Дайте инсайд из "Деловой России" - с какими настроениями бизнес в Татарстане входит в 2020 год - чего опасается, на что надеется, планирует ли сокращать персонал и зарплаты, а может, наоборот, повышать. Как вообще дела в предпринимательских кругах? Если и другие эксперты ответят на вопрос - буду признателен!
— Думаю, ни для кого не секрет, что вопрос поддержки предпринимательства для руководства Татарстана - первостепенный. Сегодня идет активная работа, направленная на изменение отношения власти к бизнесу. Еженедельно на республиканских совещаниях рассматриваются вопросы развития сферы предпринимательства в районах республики. Раз в квартал проводятся большие встречи с татарстанским бизнесом. Совершенствуются системы электронной торговли и многое другое.
Татарстан вошел в число четырех пилотных регионов, где с 1 января 2019 года действует экспериментальный налоговый режим для самозанятых. На данный момент в республике зарегистрировано уже около 37 тыс. участников нового налогового режима. Это уникальная возможность попробовать свои силы в предпринимательской деятельности. Можно начать с режима для самозанятых, оценить свои силы, а дальше перейти на ИП, либо открыть ООО, а затем развиваться и акселерировать свой бизнес. На каждом этапе развития своего дела есть государственная поддержка, что очень важно.
К слову, когда я начинал свое дело в 90-х, таких возможностей у нас не было. Бизнес был сам по себе. Сегодня же, созданы все условия, есть эффективная поддержка со стороны власти, это очень важно. В конечном счете, все стороны заинтересованы в успехе предпринимателей. Это и новые рабочие места, и дополнительные доходы бюджета от налогов.
По поводу опасения бизнеса: он опасается роста налоговой нагрузки на свою недвижимость из-за поправок в Налоговый кодекс, одобренных Госдумой в сентябре текущего года. Теперь перечень объектов, налог с которых будет рассчитываться по кадастровой, а не балансовой стоимости, становится открытым.
С 2014 года с торговых центров, офисов и жилых домов бизнес платит налог по кадастровой стоимости – она существенно выше балансовой. В поправках, одобренных Госдумой, предлагается уточнить перечень и включить в него «иные объекты». Бизнес беспокоит не столько появление в перечне новых объектов, сколько то, что он становится открытым. Законодатель дает возможность облагать налогом по кадастровой стоимости склады, промышленные здания, теплицы, коровники и т. д. Налоговые платежи существенно вырастут, а главное – непонятно, как рассчитывать кадастровую стоимость некоторых объектов, например, производственных помещений.
Более того, данный законопроект подразумевает, что налогом будет облагаться и недвижимость, которая попадает к банкам как залог или отступные по кредитам. Такие поправки приведут к росту налоговой нагрузки, в том числе, и на банки.
Также из опасений: повышение уровня налогообложения, непредсказуемые изменения в законодательстве, ежегодный рост издержек предпринимателей (увеличение стоимости энергоресурсов, инфляция и т.д.).
Говоря об изменениях заработной платы и численности сотрудников, скажу следующее. В настоящее время бизнес испытывает дефицит квалифицированных кадров, от которых, безусловно, зависит многое. Если сотрудник выполняет свою работу качественно и эффективно, то, конечно же, ни о каком сокращении не может идти и речи. Такого сотрудника всегда хочется поощрить. Предприниматели держатся за такие кадры, всячески стимулируя.
— Уважаемые эксперты! Тема - самое то для завершения года. Подведите итоги по НДС. В прошлом году такая шумиха была из-за этого. Каким, по вашему выводу, оказался эффект повышения ставки на 2% на бизнес, экономику и потребителей?
— За последние десять лет вклад малого и среднего предпринимательства в российский ВВП снизился – по итогам 2017 года – до 21,9% от ВВП страны (по данным Росстата). За 2018 год информации пока нет. Хотя во всех развитых странах он (показатель), как правило, находится в диапазоне 50-60%! Если говорить в целом, то на сокращение малого и среднего бизнеса главным образом влияет налоговое бремя. После увеличения НДС с 18 до 20% в этом году крупный бизнес стал сокращать свои расходы, и это, в первую очередь, отразилось на малом и среднем бизнесе, который зачастую выступает в качестве его подрядчика.
— От роста НДС в ближайший год Россия (госбюджет) получит более 420 млрд руб. дополнительных доходов. Фискальный эффект от повышения НДС ощутим для госбюджета. НДС в 2020 году планируется собрать в объеме 7,5 трлн, руб. Из них 4,5 трлн составит внутренний НДС ( от внутренних продаж) и 2,98 трлн - ввозной НДС - от импорта. Вместе с НДПИ НДС дает 2/3 всех налоговых доходов госбюджета.
Что касается рядовых граждан, то рост НДС сказывается на росте цен на все потребляемые продукты. Мне очень хотелось бы посмотреть на методику расчета инфляции Центробанка РФ. Они дают цифру 3,6% по итогам 2019 года. А в реальности, только продуктовая инфляция составляет 12-15 % годовых. Сюда нужно добавить рост тарифов ЖКХ и рост акцизов на бензин. Жизнь становится дороже, и пятый год подряд падают реальные доходы рядовых граждан, в условиях когда правительство РФ проводит в большей мере бухгалтерскую политику - ужесточает фискальный, налоговый пресс на граждан.
Экономика находится в состоянии стагнации - нет роста. Плюс 1,3 - 1.5% роста по данным Минэкономики РФ находится в пределах статпогрешности. А в это время - 3.6 % роста дает США по итогам 2019 года и до 7% - Китай. России необходимо возобновить экономический рост. Поэтому есть смысл не увеличивать и без того профицитный бюджет за счет роста НДС, а наоборот уменьшить НДС на 4% до 16%.
Рост НДС - палка о двух концах: с одной стороны повышаются налоговые доходы госбюджета, с другой, он увеличивает инфляцию, цены растут на все товарные группы.
— Я могу лишь транслировать мнение бизнеса в этой части – он четко говорит, что фактически увеличение налогового бремени на 2% - это изъятие денег из оборота на эту сумму. Это все равно привело пусть к незначительному, но увеличению расходной части бизнеса, и соответственно, отразилось на конечной стоимости производимого товара, работы или услуги. Я не скажу, что есть прямая корреляция между повышением ставки и ценой товара – на нее влияет много факторов. Но это дополнительное изменение правил игры для бизнеса, которое они восприняли негативно – это факт.
— Пока ни население, ни бизнес, ни экономика в целом не видят позитивный эффект от повышения НДС. Темпы экономического роста пока остаются невысокими, реальные доходы населения продолжают падать, и по этой причине обрабатывающая промышленность и сектор услуг ограничены в возможностях повышения цен. Повышение НДС в начале года прибавило к инфляции потребительских цен 0,2 процентного пункта, но во втором полугодии текущего года негативный эффект исчерпался, хотя о позитиве для экономики говорить слишком рано. Минфин, правда, единственный в России кто видит в этом нововведении позитив уже сегодня.
В будущем, наверное, повышение НДС и увеличение налоговых поступлений в бюджет должны позитивно повлиять на национальные проекты, но этот эффект можно будет увидеть только с течением времени. Всемирный банк ожидает, что первые результаты национальных проектов уже в 2020 году начнут вносить свой вклад в темпы роста ВВП России, но этот вклад составит пока только 0,1 процентного пункта.
— В целом, снижение, а не повышение налогов стимулирует бизнес и потенциальных потребителей. Повышенный налоговый фон определяет повышение уровня цен и сдерживает рыночную активность. В принципе, это и наблюдалось в начале года, когда к апрелю инфляция составила 5,5% вместе со снижением темпа розничной торговли. Затем инфляция стала снижаться, и со стороны правительственных структур было заявлено, что негативный эффект от повышения НДС себя исчерпал. Но здесь мы видим, что ситуация балансировала на предельном уровне платежеспособности. Некоторое повышение номинальной заработной платы выступило в этом случае компенсатором снижения деловой и покупательной активности.
— В ноябре появилась петиция, в которой легальные самозанятые выступили против нелегалов – они обратились к ФНС с просьбой выявить "серых" предпринимателей и принять против них меры. Какие меры здесь возможно принять?
— Идея поиска нелегальных самозанятых и принудительной легализации противоречит самой цели и смыслу закона о самозанятости. Цель в том, чтобы создать и внедрить удобный, понятный инструмент для работы самозанятых в законном поле, дать им доступ ко всем преимуществам работы "в белую". Нет задачи легализовать всех подряд. Это не отменяет того факта, что нелегальная предпринимательская деятельность наказуема.
Определить нелегальных предпринимателей в социальных сетях, мессенджерах, сервисах объявлений — вполне реально. Более того, мы уже сталкивались со случаями, когда деятельность неофициальных предпринимателей вызывала вопросы у надзорных органов – такое случалось еще до начала действия режима самозанятости. Тем, кто ведет деятельность без регистрации, нужно понимать, что неуплата налогов на доход — это нарушение закона. Если налоговая инспекция выявляет этот факт, то у нее есть законные основания доначислить неуплаченные налоги, оштрафовать неплательщика – это предусмотрено действующим законодательством.
— Будут ли изменены какие-либо условия режима самозанятости? Насколько реальны опасения самозанятых о том, что ставка налога повысится или другие условия станут менее выгодными? (например, появится отчетность)?
— Расширяется перечень регионов, которые могут регистрировать самозанятых. Ставка налога измениться не может. Запрет на изменение ставки в течение 10 лет с момента начала эксперимента по применению налогового режима для самозанятых гарантирован Законом №422-ФЗ от 27.12. 2018г.
К сожалению, расширяется перечень товаров, которыми не вправе заниматься самозанятые. Согласно пп.1 п.2 ст.4. Федерального закона №422-ФЗ от 27.12.2018, самозанятые не вправе заниматься производством и реализацией товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации в соответствии с законодательством Российской Федерации. На момент принятия указанного закона обязательной маркировке подлежали только алкогольная продукция, шубы и иные изделия из меха.
Однако с 01.01.2019 года вступило в силу Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р «Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации». Согласно данному документу, в конце 2019 года введена обязательная маркировка, среди прочих, для следующих групп товаров:
• Обувные товары;
• Предметы одежды, изготовленные из натуральной или композиционной кожи;
• Блузки, блузы и блузоны трикотажные машинного или ручного вязания, женские или для девочек;
• Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия мужские или для мальчиков;
• Пальто, полупальто, накидки, плащи, куртки (включая лыжные), ветровки, штормовки и аналогичные изделия женские или для девочек;
• Белье постельное, столовое, туалетное и кухонное.
В дальнейшем планируется введение обязательной маркировки на большинство товаров легкой промышленности и детские товары.
Производство и реализация вышеуказанных товаров самозанятыми становится незаконным.
Запрет на занятие самозанятыми товарами, подлежащих обязательной маркировке, и растущий перечень указанных товаров негативно скажется на деятельности уже зарегистрированных самозанятых, будет способствовать их возвращению в «теневой сектор» или прекращению деятельности. Также это остановит приток новых граждан в состав самозанятых.
— У нас тут в Татарстане два месяца неожиданно фиксировали дефляцию. И рапортуют о росте зарплат к уровню прошлого года. Но денег у народа по ощущениям все меньше и меньше с каждым годом. Как в действительности изменились реальные доходы населения в Татарстане? Буду признателен за объяснение, за наглядное - вдвойне)
— Не надо путать годовую дефляцию и сезонное снижение цен на некоторые продукты питания. Такое снижение, в принципе, корректно так и называть - сезонной дефляцией. Мы же оперируем при анализе реальной заработной платы, обычно, годовыми величинами, и годовыми уровнями инфляции и дефляции. Как таковая дефляция фиксируется за длительный период времени лишь в немногих государствах. Например, так было в Японии в 1999-2014 гг. В рыночной экономике на фоне дефляции обычно фиксируются кризисные явления, когда сокращается стимул товаропроизводителей к расширению производства. В России, как и в большинстве государств, мы наблюдаем из года в год большую или меньшую инфляцию.
В оценках уровня инфляции за 2019 г. есть некоторые расхождения. Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в интервью российским телеканалам ранее заявил, что инфляция по итогам года будет в пределах 3,8%. В обзоре Минэкономразвития "Картина инфляции. Декабрь 2019" инфляция в России по итогам 2019 года фиксируется на уровне 3-3,1%. В любом случае, по сравнению с прошлыми годами, это – существенно более низкий показатель. Но сдерживается инфляция длительное время за счет низкой платежеспособности населения в условиях отчетливо сформировавшегося долгосрочного тренда снижения реальной заработной платы.
По итогам 2019 года реальные располагаемые доходы россиян могут вырасти на небольшую величину - 0,2-0,3%. Такой прогноз в интервью федеральным телеканалам в начале декабря 2019 года дал премьер-министр Дмитрий Медведев. Позже президент Владимир Путин заявил, что зарплаты растут в номинальном и в реальном выражении, однако располагаемые доходы практически стоят на месте. Напомним, что доход, прежде всего, - совокупность поступлений всех денежных и натуральных средств за определенный промежуток времени. Это, помимо зарплаты, и пенсии, стипендии, различные пособия, проценты, дивиденды и т.д.... Таким образом, если ориентироваться на последний показатель, то картина в покупательной способности населения существенно не меняется….
Татарстан находится в поле общероссийских тенденций. И здесь возможны лишь небольшие отклонения. По итогам января — сентября 2019 года средняя заработная плата в Татарстане составила 36,2 тыс. рублей. Это на 5,6% больше по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен на товары и услуги, составила 101,1% к соответствующему периоду прошлого года, сообщает пресс-служба Татарстанстата. Можно надеяться , что при окончательных расчетах за год ситуация с динамикой реальной заработной и реально располагаемыми доходами населения в республике будет несколько лучше, чем по России в целом. Хотя общий невысокий уровень данных изменений, конечно, нас удовлетворить не может.
— По данным Росстата и Евростата доля самозанятых в экономике России составила в 2017 году 4,9%. Для сравнения в США – до 30% населения занимаются мелкими услугами и торговлей. И существует минимальный доход, который не облагается налогом. В России сейчас стоит задача увеличить свою налоговую базу с этой категории граждан. Но думаю, что надо, прежде всего, создавать такие условия для ведения бизнеса, когда всем становится выгодно такое сотрудничество. Приведите, пожалуйста, несколько убедительных цифр, что это выгодно и государству, и самозанятым.
— Если экономику разбирать подробнее, то в США ставка налога для самозанятых гораздо выше, помимо самого налога, выплачиваются социальные взносы. Поэтому, в целом, ставка налога и нагрузка получается гораздо выше. В Италии, Германии, Великобритании также выше ставка. В целом во всем развитом мире ставки для самозанятых сопоставимы с налогом на доходы сотрудников организаций – около 15-20%. Сравните с российским режимом – 4-6% для наших самозанятых. Так что говорить о том, что самозанятость – это способ пополнить налоговую казну, не приходится. Режим выгоден для самозанятых уже даже тем, что ставка налога по самозанятости ниже 13% НДФЛ, которые необходимо платить со своих доходов. Дешевле только работать неофициально и не фиксировать доходы – но с учетом риска наступления ответственности выгода очень сомнительная. В обмен на 4-6% с доходов самозанятые получают официальный статус, подтверждение доходов для кредитной истории, возможности развития, доверие от клиентов, полную защиту от претензий со стороны надзорных органов.
— На первые числа декабря в Республике Татарстан зарегистрировано более 53 тыс. самозанятых. Ими уплачено в бюджет 89,3 млн руб. Выгода для государства очевидна. В бюджет поступили дополнительные средства, которые раньше оставались в тени. К тому же любое государство заинтересовано в росте правосознания граждан и в легальном осуществлении ими своей предпринимательской деятельности. В Татарстане таковых стало на 53 тыс. человек больше.
Для зарегистрированных самозанятых выгода тоже несомненна. Во первых, они получили легальный статус и забыли о многих проблемах, связанных с ведением незаконной предпринимательской деятельности. Во вторых, они получили доступ к мерам государственной поддержки предпринимательства. В третьих, плата за все это весьма комфортна: 4% от суммы дохода при реализации товаров, работ, услуг физическим лицами, 6% от суммы дохода при реализации юридическим лицам.
— Как эксперты в целом оценивают политику государства в отношении самозанятых? Какие есть плюсы и какие недочеты?
— Сейчас активно муссируется вопрос по замещению трудовых отношений гражданско-правовыми, много говорится о том, что бизнес будет применять это режим там, где нельзя, переводить сотрудников на самозанятость, и таким образом нарушать закон. Потому что есть прямой запрет в самом законе на то, чтобы официальных работников из штата переводить в формат самозанятых и оформлять с ними договорные отношения как с самозанятыми. Это ущемляет права самого работника – на социальные выплаты, декретные отпуска, больничные выплаты, формирование пенсионных отчислений. Да, предприниматели, которые совершили такие злоупотребления, есть, но я не могу сказать, что это массовое явление. При этом четко разграничить самозанятого от наемного работника достаточно сложно, потому что нет нормативной базы, которая бы однозначно сказала – вот это трудовые отношения, а это отношения с самозанятыми. И мы считаем, что в этой части регулирование надо пересмотреть.
Есть пробелы в части эквайринга для самозанятых – существует ряд ограничений от Центробанка, от самих платежных систем, где речь идет исключительно о взаимодействии индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Самозанятые-физические лица выпадают из этой схемы, и в том числе, руководствуясь этим, банки не могут оказывать услуги самозанятым по эквайрингу. Это тоже можно было бы отрегулировать.
Что касается социальных гарантий, то в части пенсионного страхования есть возможность добровольного пенсионного страхования, когда самозанятый платит фиксированный добровольный годовой взнос порядка 29 тысяч рублей, и у него в том же объеме, что у ИП, формируется пенсионный стаж и начисляются баллы. А вот с социальным фондом добровольного страхования для физических лиц – решения нет. Это означает, что самозанятый, который хотел бы застраховать свои социальные риски – временную нетрудоспособность, травму на производстве, декретный отпуск – не имеет такой возможности. Есть чисто коммерческие решения, которые предлагают банки, финансовые и страховые компании, и здесь уже право самозанятого – выбирать. Многие заявляют, что проще было бы обратиться в фонд социального страхования, получить внятную фиксированную ставку взноса и застраховаться, чтобы гарантировать себе выплату в случае необходимости.
Есть вопросы с регулированием отдельных сфер деятельности самозанятых. Например, есть самозанятые, которые ведут деятельность в качестве диетологов, специалистов по питанию. С точки зрения законодательства о медицинской деятельности, диетолог должен иметь высшее медицинское образование, некоторые виды деятельности лицензируются. Но, по факту, часто самозанятые оказывают такие услуги, не всегда имея диплом врача. Есть курсы, люди проходят их и консультируют, собирают клиентскую базу. Их услуги могут быть востребованы, и возможно, у их клиентов не будет никаких нареканий по поводу отсутствия диплома, потому что рекомендации этого диетолога помогают. Но все же ситуация не совсем корректная, и есть риски некачественного оказания услуг. Надо вырабатывать подходы, как регулировать эти виды деятельности с точки зрения защищенности интересов и самозанятых, и потребителей этих услуг.
— Запланированы ли какие-либо мероприятия для увеличения количества самозанятых в 2020 году? Как республика будет поддерживать желающих "выйти из тени"?
— Мы ведем широкую информационную и разъяснительную работу. Я минимум раз в неделю встречаюсь с самозанятыми и с теми, кто по сути ими является, но пока не принял решения о регистрации. И основной вопрос здесь – это опасения людей: «вот мы сейчас легализуемся, а вы нас посчитаете, потом обложите налогами, заставите сдавать отчетность, начнете штрафовать, и ничего хорошего из этого не выйдет». Мы разъясняем вместе с налоговой, что санкций никаких к самозанятым быть не может, если вы принимаете решение о легализации. Приняли решение – работайте открыто. Никаких сейчас нет рисков, нет законного основания у контрольно-надзорных органов прийти с проверкой, нет оснований выписать штраф и т.д. Я знаю, что сейчас Министерством экономики рассматривается вопрос о возможности прямой финансовой поддержки самозанятых по аналогии с инструментами поддержки, которые существуют для малого бизнеса.
Сейчас на рассмотрении также находится проект федерального закона о внесении изменений в 223 ФЗ «О закупках» - речь идет о том, чтобы дать самозанятым возможность участвовать в закупках предприятий с государственным участием. Татарстанское агентство по госзакупкам уже сейчас для самозанятых предложило отдельное окно для участия в некоторых видах закупок с небольшими объемами.
Активную работу ведет АНО «Центр поддержки самозанятых» – они консультируют, помогают, разъясняют. Каждую неделю выезжают в разные районы Татарстана, встречаются там с самозанятыми и отвечают на вопросы, регулярно проводят встречи, семинары, прямые эфиры в социальных сетях с экспертами. Запущена онлайн-платформа https://www.tvoedelo.pro/ – она содержит полный набор ответов на самые частые вопросы и опасения самозанятых, базу знаний и успешные кейсы. Там же можно оставить заявку на консультацию.
Портал TatCenter благодарит всех участников онлайн-конференции.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: