Владимир Батраков, ГУ «Татаркино»: «100 млн. рублей — ежегодный минимальный бюджет, который позволит говорить о развитии кинопроизводства в Татарстане»

В кино, по мнению директора ГУ «Татаркино» Владимира Батракова, две беды — нехватка финансирования и отсутствие профессиональных кадров. 100 млн. рублей — это тот ежегодный минимальный уровень бюджета, который позволит говорить о развитии кинопроизводства в РТ. Именно тогда и можно будет вести разговор о развитии кинопроизводства в Татарстане. Как снять высокохудожественное и в то же время коммерческое кино? Чем сейчас живут татарстанские кинопроизводители? Об этом и многом другом Владимир Батраков рассказал в интервью TatCenter.ru

Справка TatCenter.ru

В 1924 году была создана первая в Поволжье киноорганизация, которая сосредоточила в своих руках кинопроизводство и кинопрокат в РТ — «Таткино». В дальнейшем она была реорганизована в государственное учреждение. И только годы спустя, после смены нескольких названий и поколений кинематографистов 14 июня 2006 года в Казани было создано государственное учреждение Республики Татарстан «Татаркино».

— Владимир Алексеевич, расскажите о проекте концепции развития кинематографии РТ до 2010 года и на период до 2015 года. Каким станет финансирование кинематографии после принятия этой концепции?

— Концепция развития кинематографии в Татарстане была разработана, она даже прошла слушание на коллегии министерства культуры РТ, но дальнейшее ее обсуждение и применение на практике затормозилось из-за экономического кризиса, пришлось жить в условиях жесткой экономии.

Мы думали, что будет яркий взлет кинематографии Татарстана, но из-за кризиса финансирование было резко приостановлено. Фильмы, вышедшие в 2009, 2010 годах — «Бөркетләр», «Бибинур» — были сняты на деньги 2008 года. Понятно, что процесс съемок длительный. Поэтому только сейчас появляются новые проекты. Ильхам Сафиуллин и Рамиль Тухватуллин сейчас работают над новыми проектами, и что отрадно — это чисто продюсерское кино.

Мы все-таки надеемся, что 2011 год будет более щедрым на фильмы, направили письма президенту РТ и в правительство, чтобы статью фильмопроизводства нам увеличили. Согласно Соглашению между Министерством культуры РФ и Кабинетом министров РТ подали заявки на софинансирование проектов в МК РФ.

— Как теперь будет обстоять дело с концепцией?

— Сейчас мы будем дорабатывать концепцию и параллельно разрабатывать программу развития кинематографии РТ, куда сразу впишем конкретные мероприятия и экономические расчеты. Но не стоит забывать о том, что наша концепция развития кинематографии не должна противоречить федеральной. Кино — это такая сфера искусств, которую не изменить в лучшую сторону только на уровне республики. Здесь надо пересмотреть и законодательную базу, и источники финансирования, и точки взаимодействия с регионами.

В России фильмопроизводство в девяностые годы прошлого столетия практически полностью было остановлено, и эту болезнь мы до сих пор не победили. Сейчас все в курсе распрей, которые творятся в Союзе кинематографистов России. И пока на федеральном уровне концепция и программа развития кинематографии не приняты и не определены источники финансирования. В настоящее время появился только Фонд поддержки кинематографии, его финансирование распространяется на 10 самых крупных киностудий России.

Нам остается ждать, что в итоге эти киностудии начнут выпускать высококачественные картины. Перед производителями стоит задача снять высокохудожественное и в то же время коммерческое кино. Вопрос заключается в том, как объединить эти два начала. Пример советских фильмов не в счет, ведь в то время они были высокохудожественными и приносили доход, поскольку импортного ввозилось мало. Но это не решает проблему развития кинематографии в регионах России.

В 90-х годах в СССР кино было в руках государства, например, в РТ работало около 3,5 тысяч киноустановок. Сейчас государственных и частных киноустановок 350. В конце 80-х начале 90-х годов прошлого века практически было прекращено фильмопроизводство и публичный кинопоказ. Их возрождение началось с изобретением объемного звука Dolby. Первый кинотеатр в современном формате в Казани появился в 1994—1995 году, это был государственный кинотеатр «Мир». За ним открылся двухзальный частный кинотеатр «Дружба» и, как грибы после дождя, стали строиться торговые развлекательные комплексы, где практически в каждом открывались современные мультиплексы.

— Можно сказать, что современное поколение россиян выросло на голливудских фильмах, а старые кинотеатры в маленьких городах и поселках пришли в запустение, ведь их устаревшее оборудование не позволяет показывать кино нового формата.

— Конечно, если говорить о проблеме в масштабах России, то вопросы кинопроизводства еще как-то решаются, но вопрос о том, чтобы наладить систему кинопоказа для половины населения России, зрителей малых городов и поселений, пока мало кем обсуждается. В городах — миллионниках и там, где население достигает 500 тысяч человек, открылись частные мультиплексы с прокатом, в основном, голливудского кино. Села и маленькие города с населением 300 тысяч человек и менее, лишены полноценного, современного доступа к кинематографу. Ведь опустевшие и заброшенные кинотеатры никому не интересны, так как их работа даже при хорошей посещаемости не рентабельна.

Как и сегодня в советские времена кинозалы в крупных городах приносили хорошие доходы, и за счет их прибыли содержалась сельская киносеть. Сегодня кинотеатры крупных городов платят налоги, но их не достаточно для содержания сельских киноустановок. Не только в Татарстане, но и по России нет ни одного положительного примера работы частного кинотеатра в сельской местности. Конечно, такие попытки были, но все они не оправдали надежды инвесторов.

— Неужели в таком случае кино в сельской местности возникнет только с появлением благотворителей?

— Если ждать этого, то проблему мы решим не скоро. Скорее развитию кинопоказа на селе может помочь государственно-частное партнерство. Я думаю, что при таком сотрудничестве мы сможем решить проблему. Государство и частные инвесторы строят или ремонтируют зал. В некоторых населенных пунктах не будет иметь смысла строительство отдельного кинотеатра, потому что он будет пустовать. Там кино можно будет показывать в общественных центрах или в клубах по определенным дням, а эксплуатировать кинотеатры на селе вполне могут частники при поддержке муниципальных властей. Данный проект скоро будет рассматриваться на политсовете партии «Единая Россия».

Владимир Батраков

К 2012 году во всех районах Татарстана можно будет увидеть мировые кинопремьеры на больших экранах

— То есть перед кинематографом сейчас главная задача — возродить систему кинопоказа?

— Да, об этом и надо говорить сегодня, поскольку кинопоказ — основной источник доходов всей отрасли. В РТ крупные города кинотеатрами обеспечены и даже испытывают избыток. Из-за этого кинозалы будут закрываться, рынок выровняется, но это касается только Казани, Набережных Челнов, Нижнекамска, Альметьевска и Елабуги.

— В каких районах Татарстана нет кинотеатров?

— В Арском, Атнинском, Высокогорском, Кайбицком, Кукморском, Камско-Устьинском, Мамадышском, Сабинском, Тукаевском и Тюлячинском районах кинотеатры не работают совсем. Именно в них в первую очередь следует восстановить публичный кинопоказ. Имеющееся кинотехническое оборудование в большинстве случаев изношено на 90−95\% и устарело как физически, так и морально.

— Известно, что ГУ «Татаркино» нашло выход из этой проблемы, который заключен в проекте «Восстановления кинообслуживания населения сельских районов РТ электронными и цифровыми методами проекции на базе видеопередвижных комплексов». Расскажите о проекте подробнее.

— Во-первых, мы хотим перевести техническую базу республиканской кинофикации с аналогового пленочного на цифровое оборудование, что будет иметь несомненную экономическую выгоду. Стоимость одной только пленки без авторских вознаграждений равна 45 тысячам рублей. Если для каждой из оставшихся 180 государственных киноустановок мы купим только копии фильмов, то они обойдутся нам в 8 млн. 100 тысяч рублей, и это не считая авторских прав. Получается, что на один фильм мы должны потратить около 8 млн. рублей, но это сделать не реально. Только лишь при переходе на цифровые технологии жители Татарстана в любом уголке республике смогут увидеть мировые премьеры на большом экране в премьерные сроки с высоким современным качеством изображения и звука.

Фильм при цифровых технологиях можно переписать на жесткий диск, который стоит три тысячи рублей, и, имея договоры и коды, начать показ в премьерные сроки при условии соблюдения всех авторских прав, и затраты соответственно для тех же 180 киноустановок составят 600 тысяч рублей. Заработать данную сумму вполне реально.

Во-вторых, мы запустим 15 передвижных киновидеокомплексов, которые в первую очередь рассчитаны на обслуживание, как раз тех районов, где нет кинотеатров. Потом в райцентрах, где есть универсальный зал, будут показывать фильмы стационарно, а при каждом киноучреждении будет по 2−3 кинопередвижки, которые станут показывать фильмы по всему району. С точки зрения экономики это идеальный вариант. Таким образом, к 2012 году мы обеспечим всех жителей республики современным публичным кинопоказом.

— Кто будет финансировать проект?

— За счет консолидируемых средств федерального, республиканского и муниципальных бюджетов, а также средств инвесторов. Передвижной видеопроекционный комплекс планируем осуществлять на базе автомобилей Fiat Ducato и Fiat Doblo Panorama. Общая стоимость проекта составляет 15 млн. рублей. Проект уже рассмотрен и получил одобрение Кабинета Министров РТ.

— Многие скептики уже давно предсказывают закат кино. Вы с ними не согласны?

— Понимаете, мы должны четко осознать, нужно ли нам кино сегодня. Да, некоторые считают, что можно обойтись и без кино, ведь есть телевидение, видео, Интернет и другие средства коммуникаций. Но я с ними не соглашусь. По поводу кино и телевидения можно провести аналогию с изобразительным и фотоискусством. Это совершенно два разных взаимообогащающих жизнь человека направления, телевидение должно информировать, а кино — духовно обогащать.

Кино включает в себя синтез всех видов искусств: музыки, литературы, живописи и это, к сожалению, настолько сложная и финансово емкая форма, которая не может сосуществовать без финансовых вливаний.

В кино две беды — нехватка финансирования и отсутствие профессиональных кадров

— Как-то раз Вы обмолвились, что без хорошего сценария не может быть хорошего кино. Что еще необходимо для того, чтобы снять фильм?

— Конечно, создание картины начинается со сценария, потом подключается продюсер, который ищет деньги. В Татарстане их можно найти, выиграв лот в Министерстве культуры РФ или РТ, найти спонсоров или получить кредит в банке. В этой области между Министерством культуры РФ и Кабинетом Министров РТ подписано соглашение о совместном воплощении кинопроектов. Например, два наших последних игровых фильма «Бөркетләр» и «Бибинур» сняты на условиях софинансирования. Наряду с этим картинами у нас есть и продюсерское кино — «Трехногая кобыла», «Брелок». В основу этих фильмов положены сценарии по замечательным произведениям наших классиков, но говорить об окупаемости картин пока рано.

— На Ваш взгляд, сколько денег необходимо республике, чтобы развивать кинематограф?

— 100 млн. рублей — это тот минимальный уровень бюджета, который позволит говорить о развитие кинопроизводства в РТ. На эти деньги можно ежегодно снимать пару игровых картин — одну сдаточную, другую переходящую, пять короткометражных игровых фильмов, около 20 документальных и пять анимационных. Такой объем работ позволит обеспечить работой кинематографистов, которые еще остались в РТ, и закрепит кадры в республике. Именно тогда и можно будет вести разговор о развитии кинопроизводства в Татарстане. Конечно, сегодня КГУиКИ открыл Институт кино и телевидения, но если мы не решим вопрос с финансированием фильмопроизводства, то выпускникам негде будет работать, и они уедут из республики.

Говорят, что в России две проблемы — дураки и дороги. А я бы сказал, что в кино две беды — нехватка финансирования и отсутствие профессиональных кадров.

— Владимир Алексеевич, но если судить о татарстанских картинах, которые показывали в рамках казанского международного мусульманского кинофестиваля, то у республиканского кино есть зритель, который и плачет и смеется на просмотре картины.

— А никто не говорит, что татарстанское кино плохое. Оно очень талантливо снято, пользуется популярностью у зрителей. Вы смотрите федеральные новости, но новости Казани и республики вам все равно ближе. Так и здесь проблемы затронутые кинематографистами РТ нам понятнее и роднее. Тем более фильмов не так много, нам пока нечем хвастаться.

Но все фильмы, создаваемые в республике, проникнуты гуманизмом, утверждают светлые идеи добра, справедливости, толерантности. В них нет насилия, «моря крови», откровенных постельных сцен. Фильмы выпускаются на двух государственных языках — татарском и русском. Режиссеры по традиции обращаются к классике татарской литературы и плодотворно сотрудничают с видными современными писателями республики. По их произведениям созданы такие картины, как «Трехногая кобыла» (по повести Айдара Халима), «Бибинур» (по произведениям Аяза Гилязова). «Фарида» (сценарист и режиссер — писатель Салават Юзеев), «Күктау», «Бөркетләр», «Бабай», «Игры мальчиков» сняты по сценариям известного драматурга Мансура Гилязова. Кинематографисты также тесно сотрудничают с Ренатом Харисом, Туфаном Миннуллиным, Рабитом Батуллой, Наилей Ахуновой.

Существует традиция и в тематике документальных фильмов. Режиссеры отдают должное истории, культуре, значительным событиям современности. В течение многих лет снимается цикл «Жизнь замечательных людей». Это фильмы о Габдулле Тукае, Салихе Сайдашеве, Мусе Джалиле, Рустеме Яхине, Амирхане Еники и многих других.

Традиционно показ новых фильмов начинается с торжественных премьер с участием творческих групп в кинотеатре «Мир». Деятели кино также выезжают в малые города и сельские районы республики, где сами представляют свои фильмы и встречаются со зрителями. Ежегодно на Казанском международном фестивале мусульманского кино (КМФМК) обязательно проходят Дни татарстанского кино. Появилась и новая традиция — проведение в рамках КМФМК фестиваля любительского кино.

Киностудия — это не самое главное

— На какой стадии сейчас находится организация студии национального фильма?

— Сейчас нет острого вопроса по студии. Когда у нас будет нормальное фильмопроизводство, если будет, где показывать кино и зарабатывать деньги для отрасли, то вопрос со студией решится сам собой. Студия — это коммерческий проект. Если будет много фильмов, то на ней всегда будет много работы, ведь это просто фабрика по производству кинокартин. Поскольку сейчас ближайшие студии находятся в Москве, Екатеринбурге, Белоруссии и Украине, то казанская студия будет загружена и будет приносить прибыль и ее ждет успешное развитие.

Впрочем, для успешного развития киноиндустрии одной студии мало. Надо иметь не только деньги на фильмы, но и талантливых сценаристов, режиссеров, операторов, актеров и других специалистов и тогда все получится. Поэтому я думаю, что студия это не самое главное.

— Как сейчас обстоит дело с единственным государственным кинотеатром «Мир»?

— В нем мы начали развивать «Другое кино». К сожалению, есть очень много хороших фильмов, которые не доходят до зрителя, причем как в кинотеатрах, так и по каналам телевидения. В том числе это и фестивальное кино. У нас с каждым месяцем зрителей в кинотеатре «Мир» становится все больше, у казанских киноманов есть интерес и к другим картинам, а не только к тому ассортименту, который предлагают в коммерческих кинотеатрах. Меня всегда интересовал вопрос, почему они начинают показывать типично коммерческое кино сразу в четырех залах. Может быть, когда их прижмет экономически, тогда они поймут, что один зал надо держать для другого кино.

А если брать кино по всему миру, то очень много выходит хороших картин, но они в нашу страну не попадают, потому что те, кто закупает картины, считают, что российский зритель их не будет смотреть и они себя не окупят. Сегодня зритель в кинотеатры идет уже не сопереживать, не духовно обогащаться, а посмотреть на спецэффекты, жевать поп-корн.

— Какова посещаемость кинотеатров в Татарстане по сравнению с прошлым годом?

— О частных кинотеатрах ничего сказать не могу, потому что они нам по существующему законодательству не предоставляют информацию. Они ведут самостоятельную жизнь, и я считаю, что это не правильно. Я считаю, что кинотеатры должны отчитываться перед государством по идеологии и валовому сбору. Кинотеатры отчитываются только статистике, но и это закрытая информация. По расчетным данным в Татарстане в первом полугодии 2009 года посещаемость составляла 135 тыс. человек, а в первом полугодии 2010 года выросла до 165, 1 тыс. зрителей. Думаю, что кинорынок в РТ будет развиваться, не взирая ни на что. Кино это искусство и людям оно необходимо, они к нему стремятся.

— Во многом этому развитию способствует и казанский международный мусульманский кинофестиваль. Как на Ваш, взгляд он прошел в этом году? С какими трудностями при организации пришлось столкнуться?

— Фестиваль прошел успешно, а о трудностях, думаю, что читателям знать не интересно. Но то, что фестиваль живет и развивается не вызывает сомнений. Есть тенденция, когда кинофорум проходит пять раз и умирает, а мы переступили черту в шестой раз, думаю, что фестиваль будет жить. К тому же международное сообщество кинематографистов признало Казань, как самую северную кинематографическую Мекку. По крайней мере, для исламского мира здесь нашлась своя ниша.

Мы лекари человеческих душ

— Владимир Алексеевич, как из работника энергетической отрасли Вы стали культурным деятелем?

— Энергетическое образование я получил очень давно. Когда я поступил в институт, то к тому времени у меня уже было музыкальное образование. Я поступил в Артиллерийское училище воспитанником в духовой оркестр, но отец не пустил. Поэтому параллельно учебе в вузе, я уже работал и музыкантом, и руководителем оркестра. Во время учебы я женился, у меня родился ребенок.

Чтобы получить жилье, я два года после окончания КГЭУ отработал энергетиком на фабрике первичной обработки шерсти. Но квартиры там не предоставили, и я устроился на должность заместителя директора во дворец культуры Урицкого. Там я проработал 12 лет, дальше за моей спиной оказалась частная фирма кинопроката, потом 10 лет трудился директором Дворца Химиков.

Вся моя жизнь была связана с культурой, а энергетика помогла мне тем, что я стал хорошим менеджером. Знаете, я бы никогда не лег под нож главного врача, потому что он становится хорошим хозяйственником, менеджером, любит медицину, но перестает практиковать.

Последнее время много говорят о том, что у нас очень мало хороших менеджеров, чтобы возглавлять ту или иную отрасль. И забывают о том что, чтобы быть хорошим менеджером, надо иметь образование, и надо начинать работать в одной отрасли с низов, чтобы познать все ступени производства. Я всю жизнь был связан с кино, поэтому для меня совершенно понятны проблемы как кинопоказа, так и кинопроизводства.

— Что самое приятное для Вас в работе?

— В материальном плане зарплата работников культуры и в советские времена, и сегодня остается самой низкой, поэтому в этом смысле мне лучше было бы остаться в энергетике (смеется). Но в культуре больше обогащаешься духовно, получаешь радость от общения с людьми, и когда они уходят с проведенного тобой мероприятия воодушевленными, то ты понимаешь, что ты им нужен. Я врачам всегда говорю, что мы с ними коллеги. Они лечат тело человека, а мы лечим души. Мы лекари человеческих душ и когда ты понимаешь, что твой труд востребован, что есть результаты, то это очень приятно.

— Какой фильм Вам нравится и почему?

— Так как моя жизнь началась с музыки, и я был музыкантом, то с возрастом стал отдавать предпочтение серьезным классическим произведениям. Поэтому одна из любимых картин — это фильм-опера «Травиата» (режиссер Франко Дзеффирелли), «Призрак оперы» (режиссер Джоэл Шумахер). В этих фильмах сочетаются кинематограф и музыка. Эти фильмы я могу смотреть бесконечно, и совершенно не могу заставить себя сходить в кино на такие картины, как «Лучший фильм 1» и «Лучший фильм 2».

Новости
28 Марта 2024, 19:40

По улице Миннуллина в Казани изымут еще семь земельных участков Для строительства дороги

А также расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В Казани планируется изъять еще семь земельных участков и объекты недвижимости, включая гаражи, принадлежащие гаражно-строительному кооперативу «Волга», для строительства дороги по улице Туфана Миннуллина. Соответствующее постановление опубликовано на сайте мэрии в новом выпуске электронного сборника документов и правовых актов.

Администрация Вахитовского и Приволжского районов города должна в течение 10 дней направить правообладателям копии постановления и уведомления об изъятии недвижимости. Комитет земельных и имущественных отношений горисполкома проведет оценку стоимости изымаемой недвижимости и заключит с владельцами соответствующие соглашения.

Ранее власти Казани распорядились изъять 16 земельных участков и находящиеся на них объекты недвижимости для строительства автодороги по улице Миннуллина.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: