Александр Груничев: Команда ФАС — не напасть и порвать, а стать понятной и принести пользу

Рядовой российский гражданин представляет себе деятельность Федеральной антимонопольной службы (ФАС) довольно туманно. У кого-то она ассоциируется исключительно с защитой прав потребителей, у кого-то — с противостоянием власти монополий и поддержкой малого и среднего бизнеса, а у кого-то только с контролем за проведением аукционов по размещению госзаказа или с борьбой против недобросовестных рекламщиков…

И это, несмотря на открытость и прозрачность, к которым стремиться в своей работе это очень серьезное фискальное ведомство, отметившее в прошлом году пятилетие своего создания. Интервью, которое дал корреспонденту TatCenter.ru руководитель Управления ФАС РФ по Республике Татарстан Александр Груничев еще одно тому подтверждение.

— Александр Станиславович, каковы основные результаты работы вашего ведомства в 2009 году и в чем их можно измерить? У нефтяников — в миллионах добытых тонн, у дорожников — в километрах построенных трасс… А у Вас?

— Это довольно сложный вопрос. С одной стороны, как в любом федеральном ведомстве, у нас есть показатели, по которым центральный аппарат ФАС России оценивает работу территориальных органов. Могу сообщить, что уже третий год подряд наше управление входит в десятку лучших по России. С другой стороны, специфика нашей работы в том, что ее надо измерять не только суммами штрафов, или количеством выданных предписаний и вынесенных решений. Мы считаем, что наша работа должна оцениваться прямыми и косвенными микроэкономическими и макроэкономическими показателями, такими как, например, изменение тарифов, доступность к инфраструктуре, увеличение роста ВВП, соотношение спроса и предложения. И, конечно, основная наша цель — создание благоприятной конкурентной среды во всех секторах жизнедеятельности. И то, что Татарстан является сегодня инвестиционно-привлекательным регионом с понятными правилами игры в экономике — не просто приятный факт, но и результат в том числе и нашей работы.

Безусловно, с принятием так называемого «второго антимонопольного пакета» в прошлом году, наша деятельность по защите конкуренции и поддержке конкурентоспособности малого и среднего бизнеса стала более содержательной. Во-первых, снижены административные барьеры. Во-вторых, стали более понятны процедуры, позволяющие оценить характер правонарушений предприятий-монополистов. В-третьих, необходимо отметить явную антикоррупционную направленность данных законов. Например, измененная 178 статья УК РФ запрещает чиновникам сговор и лоббирование интересов компаний.

Однако, как нам видится, основная задача в том, чтобы стать понятными обычному гражданину, потребителю услуг в сфере естественных монополий, предпринимателю, который может столкнуться с недобросовестной конкуренцией. Мы должны помочь им научиться отстаивать свои интересы, защищать свой личный бюджет, а сэкономленные деньги они могли бы использовать по другому назначению.

— Экономический кризис сказался на работе Вашего ведомства?

— Экономический кризис повысил ответственность за принимаемые нами решения. Увеличилось количество обращений в нашу службу и, следовательно, возросла нагрузка на сотрудников. В последнее время совсем не редкостью работа комиссий до восьми и девяти часов вечера.

Становится понятным, что надо повышать эффективность и прозрачность процедур не только в сфере государственного заказа, но и при продаже и аренде государственного и муниципального имущества, установления различных видов тарифов. Надо ограничивать, так скажем, «аппетиты» недобросовестных участников рынка — это могут быть и торговые сети и производители, скажем, алкоголя и т. д. Все это вместе взятое позволит повысить конкурентоспособность отечественного товаропроизводителя и благосостояние наших граждан.

— Какие дела были наиболее «громкими» в сфере контроля за деятельностью органов государственной власти в плане соблюдения антимонопольного законодательства?

— На наш взгляд, любое нарушение закона чиновником уже, как вы сказали, «громкое» само по себе. Надо понимать, что любое ограничение конкуренции, выразившееся либо в предоставлении земельных участков без проведения конкретных процедур, либо оказание различных видов преференций, наносит огромный вред экономике. Поэтому мы уделяем данному вопросу особое внимание. Например, в Дрожжановском, Высокогорском, Мензелинском, Тетюшском, Спасском и Камско-Устьинском районах удалось предотвратить передачу имущества и земли без положенных по закону процедур. В Бавлинском, Пестречинском, Альметьевском и Лениногорском районах возвращены бюджетные средства, направленные на поддержку одних фирм из большинства, работающих на данных рынках.

Считаю необходимым напомнить: законодатель значительно ужесточил наказание для чиновников за нарушение антимонопольного законодательства вплоть до дисквалификации и уголовной ответственности.

— Но ведь именно область размещения государственного и муниципального заказа считается наиболее коррумпированной

— Наверно, вы хотели сказать: «считалась», тем более в Татарстане. Наша республика еще до принятия Федерального закона № 94-ФЗ «О размещении заказов…» первой ввела проведение конкурсных процедур при распределении государственного заказа.

Сейчас все больше увеличивается список товаров и услуг, выставляемых на электронный аукцион. Например, Министерство здравоохранения РТ сэкономило в результате вышеуказанных процедур многомиллионные суммы, которые были направлены на дополнительное лекарственное обеспечение.

Однако, есть направление, которое нельзя не отметить. Это касается такого нарушения, как сговор на торгах. В прошлом году мы сделали первые шаги в этом направлении. Было возбуждено дело в отношении ООО «Знамя» и ООО «Заготовитель», которые вели согласованные действия при участии в электронном аукционе на поставку продуктов питания дошкольным образовательным учреждениям Дрожжановского муниципального района РТ. Мы признали эти фирмы нарушившими статью 11 Закона о защите конкуренции, сейчас в отношении них ведется административное производство.

В текущем году выявление сговоров на торгах будет приоритетным в деятельности отдела контроля за размещением госзаказа. Так, дано поручение проверить сплошным порядком все процедуры размещения заказов, в которых приняло участие большое количество участников и в которых минимально снижены цены либо заключены контракты по начальной цене.

— А что Вы можете сказать о контроле ФАС за деятельностью естественных монополий?

— В качестве одного из примеров могу привести возбужденное нами дело в отношении ОАО «РЖД». Монополист уклонялся от перезаключения ранее подписанного договора с ОАО «Татметалл» на подачу и уборку вагонов на пути необщего пользования, обязывал подписать дополнительное соглашение. Суть соглашения сводилась к тому, что «Татметалл» должен оплачивать услуги железнодорожников по тарифам, которые почти в 7 раз превышали действовавшие ранее. Мы признали ОАО «РЖД» нарушившим антимонопольное законодательство, сумма штрафа составила более 6 млн рублей. Сейчас решение Татарстанского УФАС России и постановление о наложении административного штрафа обжалованы в арбитражный суд Республики Татарстан.

— В прошлом году ряд компаний — владельцев автозаправочных станций подозревались в сговоре по вопросу повышения цен на автомобильное топливо. Проясните ситуацию, пожалуйста. И что делается для предотвращения подобных сговоров в этой и других областях экономики и торговли?

—  Это проблема, можно сказать, общероссийского масштаба. Всего по России возбуждено более сотни дел, размер уплаченных в бюджет штрафов составляет более 128 миллионов рублей. ФАС России направила в Правительство Российской Федерации предложения по формуле цены на нефтепродукты. Разработанная ФАС России формула основывается на принципе равноэффективности поставок на внешний и внутренний рынок и может послужить индикатором рыночных оптовых цен на нефтепродукты, основанном на общепризнанных мировых котировках, сформировавшихся в условиях конкурентных внешних рынков нефтепродуктов.

Что касается работы нашего Управления, мы возбудили дела в отношении компаний, входящих в группу ОАО «Татнефть» и группы лиц ОАО «ХК «Татнефтепродукт», признали их виновными в установлении и поддержании монопольно высоких цен на бензин и дизельное топливо, и осуществление согласованных действий по установлению и поддержанию цен на нефтепродукты. Наше решение было оспорено. Сейчас мы доказываем свою позицию в судах.

Аналогичное дело в конце года было возбуждено в отношении продавцов сжиженного газа. Мы установили, что они одновременно повышали цены. Дело сейчас в стадии рассмотрения.

— О недобросовестной рекламе потребитель знает не понаслышке. Многие попадались на удочку нечестных рекламщиков. Расскажите, пожалуйста, о значимых рекламных делах.

— Здесь можно выделить три блока. Первый блок — это обращения граждан, которые в результате рекламных акций столкнулись с недостоверной рекламой, а иногда и просто потеряли свои сбережения. Например, к нам обратились граждане, которые были введены в заблуждение рекламой общих фондов доверительного управления «Премьер», распространявшейся в рекламных брошюрах «Юниаструм банка». В итоге реклама ООО «Юниаструм банк» была признана ненадлежащей, банк привлечен к административной ответственности.

Второй блок — это обращения юридических лиц на недобросовестную конкуренцию. Здесь в качестве примера могу привести дело в отношении компании «Данон», которая в своем рекламном слогане «Не надейтесь на Чудо, пейте «Данон» некорректно сравнила продукцию, реализуемую конкурентном. Такое сравнение стоило компании Данон 100 тыс. руб. в виде штрафных санкций.

Третий блок — прочие обращения граждан и юридических лиц на нарушения в сфере рекламы. Например, жалобы на операторов сети Интернет, кабельного телевидения. Так, например, дважды признавалась недостоверной реклама Интернет-провайдера «Дом.ру» (ЗАО «Эр-Телеком»), в которой обещалось «подключение за 10 руб.» и т. д.

Кроме того, необходимо отметить, что сотрудниками отдела рекламы нашего Управления ведется постоянный мониторинг средств массовой информации. Так, по собственной инициативе возбуждено 127 дел, привлечено к ответственности более двухсот пятидесяти лиц, наложено штрафов на сумму более 5,5 миллионов рублей.

— К чему Вы будете стремиться в наступившем году, и, может быть, появились новые цели и задачи в сферах деятельности ФАС?

— Цель — стать понятными и приносить пользу. Задачи же остаются прежними — контроль за соблюдением антимонопольного законодательства, в частности — борьба с монополистами и картелями, действия которых наносят огромный вред и ущерб экономике.

Новости
19 Апреля 2024, 11:48

На крупных предприятиях РТ потребность в кадрах составляет 11 тыс. человек

На 1 января 2024 года в республике насчитывалось 48,7 тыс. вакансий.

На заседании Госсовета премьер-министр РТ Алексей Песошин выразил необходимость в новом подходе к кадровой политике в условиях дефицита кадров.

Он отметил, что на крупных предприятиях требуется 11 тыс. квалифицированных сотрудников. По данным работодателей, к 1 января 2024 года в республике было 48,7 тыс. вакансий. Самыми востребованными профессиями и специальностями являются раскройщик, слесарь, водитель, уборщик, инженеры различных направлений, монтажники, воспитатели и кухонные работники.

Песошин Алексей Валерьевич

Премьер-министр РТ

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: