Новости
18 Декабря 2009, 09:27

Рейтинг популярности видов аутсорсинга в России

РБК. Рейтинг и специализирующийся на аутсорсинге учетных функций БДО Юникон Бизнес Сервис подвели итоги совместного исследования на тему популярности среди российских и иностранных компаний основных видов аутсорсинга бизнес-процессов в России.

В выборку вошло более 3500 компаний, среди которых 200 компаний крупного бизнеса, 1700 предприятий сегмента малого и среднего бизнеса, 500 компаний банковского и страхового сектора, также порядка 1000 представительств иностранных компаний в России.

Вид аутсорсинга

Количество баллов

1

Физическая охрана

7.71

2

Сфера обслуживания*

7.70

3

Транспорт, логистика

7.28

4

Подбор, обучение персонала

6.64

5

IT инфраструктура, хостинг

6.51

6

Юридическое обеспечение деятельности

6.49

7

Call-центры

5.67

8

Бухгалтерский учет (полностью)

5.28

9

Бухгалтерский учет (отдельные участки)

5.14

10

Бизнес-планирование и оптимизация процессов

5.03

11

Документальный кадровый учет

4.17

12

Экономическая и информационная безопасность

4.16

13

Расчет заработной платы

3.78

14

Другое**

2.01

* — Уборка офиса, уборка территории, организация питания сотрудников, курьерская служба
** — Реклама, пиар, дизайн, мониторинга публикаций в СМИ, услуги по организации различных мероприятий (корпоративные праздники, семинары и пр.)

Главной задачей исследовательского проекта было определить, какие внутренние функции предприятия обычно передают или готовы передавать на аутсорсинг, с какими ингредиентами «внутренней кухни» они готовы добровольно расстаться и передать сторонней организации, чтобы сократить затраты или снизить риск человеческого фактора, а что они будут готовить непосредственно в домашних условиях? В течение 3,5 месяцев методом опроса и анкетирования респондентов (в основном, в выборку вошли генеральные и финансовые директора предприятий, директора по персоналу и главбухи) специалисты аутсорсинговой компании мониторили общественное мнение, ранжируя количественные показатели по 10-балльной шкале (1 — не популярен, 10 — популярен), а качественные — по количеству положительных и отрицательных ответов.

В результате, согласно проведенному исследованию, выяснилось, что аудитория, принимающая решение, в целом, неоднократно сталкивалась с аутсорсингом в своей деятельности, ряд внутренних функций регулярно передается и будет передаваться «в руки» сторонних компаний, так как это позволяет сосредоточиться на ключевых бизнес-процессах, а второстепенные передать надежному провайдеру.

Тем не менее, аутсорсинг как инструмент и стратегия управления бизнесом еще не достаточно хорошо развит в нашей стране (58\% положительных ответов респондентов), хотя активно применяется в российских и иностранных компаниях (37\%). «Для России аутсорсинг — понятие сравнительно новое, — резюмирует генеральный директор БДО ЮБС Сергей Тиунов. В отличие от США, где на первое место по популярности в 80-е годы вышел IT-аутсорсинг, в нашей стране этот вид не был так востребован.

В России высокими темпами развивался сектор клининговых, логистических услуг. В последнее время вместе с постепенным выходом большинства российских компаний «из тени» популярность стали приобретать услуги по аутсорсингу бухгалтерского учета. В посткризисные времена многие компании задумались о целесообразности содержания большого штата сотрудников и начали сокращать расходы на персонал, поэтому есть вероятность, что популярность аутсорсинга возрастет".

«Практика аутсорсинга помогает нам решить проблемы функционирования и развития в рыночной экономике путем сокращения издержек, ускорения улучшения качества услуг, уменьшения рисков, — считает Андрей Пыльцов, вице-президент, директор административно-технического департамента ВТБ-24. В отличие от субподряда, аутсорсинг — это стратегия управления компанией, а не просто вид партнерского взаимодействия, которая позволяет нам, во-первых, сосредоточиться на разработке новых услуг, что важно в условиях стремительно изменяющихся технологий и спроса для обеспечения конкурентного преимущества; во-вторых, увеличить гибкость процессов».

Мнение Андрея Пыльцова разделяет и Ирина Харисова, финансовый директор, вице-президент холдинговой компании АБС Холдингс, которая считает, что обращаясь к услугам аутсорсеров, компании в абсолютном большинстве случаев остаются в выигрыше: «Руководство предприятия получает возможность снять с себя часть контролирующих функций и полностью сфокусироваться на стратегических задачах, поручив тот или иной вид деятельности профессионалам. Взаимоотношения с аутсорсерами четко регламентируются договором, который предполагает жесткие рамки, удобные заказчику условия и ответственность за неисполнение. Наша компания имеет положительный опыт аутсорсинга, причем в разных сферах: административно-хозяйственной, юридической, кадровой. Холдинговая компания имеет свою специфику работы, поэтому, обращаясь к сторонним услугам, мы стремились к решению сразу нескольких ключевых задач. Прежде всего, это создание прозрачной системы контроля над вспомогательным функционалом целого ряда предприятий холдинга, снижение издержек и корректировка численности персонала на предприятиях компании».

Тем не менее, по ряду внутренних функций, таким как, например, бизнес-планирование или экономическая и информационная безопасность, компании принимают решение очень взвешенно. В результате, эти виды аутсорсинговых услуг находятся в рейтинге далеко не на первом месте (10 и 12 место). Впрочем, как и в рейтинге вероятности передачи на аутсорсинг внутренних функций большинство респондентов поставили их на 9 и 12 место соответственно. Если анализировать отдельно опыт аутсорсинга по учетным функциям, то наиболее часто компании сталкивались с передачей стороннему провайдеру функций по бухгалтерскому учету в целом (27\% положительных ответов), расчету заработной платы (17\%) и документальному кадровому учету (17\%).Тем не менее, в рейтинге популярности эти виды находятся во второй половине списка.

По мнению генерального директора брокерской фирмы «Ленстройматериалы», члена правления ФГ «Частный поверенный» Дмитрия Ходыкина, аутсорсинг бизнес-процессов может быть интересен бизнесу в первую очередь с экономической точки зрения, как способ сокращения издержек. Однако о популярности аутсорсинга говорить рано. «Руководителю всегда удобнее иметь собственного бухгалтера, который будет лично вовлечен в работу организации и будет тщательно отстаивать позицию своего работодателя», — считает Д. Ходыкин. Исключение, по его мнению, может составлять малый бизнес на стадии start-up, когда объемы бухгалтерской отчетности невелики, функции сводятся к составлению и сдаче отчета, поэтому содержание штатной единицы сопряжено с лишними расходами.

Впрочем, для малого бизнеса, не последнюю роль в принятие решений о передаче на аутсорсинг той или иной функции будет играть стоимость услуг. По словам главного бухгалтера Калязинского механического завода Александра Путеева, у небольших компаний могут просто отсутствовать необходимые средства. «В целом, с моей точки зрения, неправомерно говорить о бизнес процессе и возможности его передачи на аутсорсинг отвлеченно от специфики бизнеса: его размеров, сферы и динамики развития», — резюмирует Д. Ходыкин.

Вместе с тем, многие функции компании все же предпочитают передавать ряд функций именно на аутсорсинг, что экономически выгодно с любой стороны. В их числе физическая охрана (1 место, 7.71 баллов), сфера обслуживания (2 место, 7.70 баллов) в которую входят: уборка офиса и территории, организация питания сотрудников и курьерская служба, транспорт и логистика (3 место, 7.28 баллов). По словам главного бухгалтера компании «Baxi S.P.A.» Елены Корнеуховой многие компании предпочитают пользоваться логистическими услугами, что подтверждает мнение Сергея Тиунова о распространенности именно этих видов услуг в нашей стране. «Наши партнеры и коллеги пользуются логистическими услугами аутсорсинговых компаний. Это гораздо выгоднее, чем иметь собственный парк автомобилей», — отметила Е. Корнеухова.

По мнению руководителя адвокатской практики Сергея Кима, цели и задачи аутсорсинга разнятся в зависимости от «оседлости» компаний в России. В понимании зарубежного менеджмента основная прерогатива аутсорсинга — выполнение специализированных и специфичных задач на высоком профессиональном уровне. В российских компаниях специфичность задачи и высокий профессионализм консультантов отодвигается на второй план, первичным становится материальная сторона вопроса.

Впрочем, многие представители опрошенных компаний, считают что затраты на оплату услуг аутсорсинговых компаний так или иначе оправданы. «Конечно же, с использованием аутсорсинга связано множество накладных расходов, не возникающих в обычном режиме работы. Это представительские (командировки и поездки) расходы, проценты посреднику, в случае если контракт был заключен через третье лицо, оплата телефонных счетов, оплата услуг юристов при необходимости. Но, тем не менее, эти затраты с лихвой оправдывают себя, делая процесс разработки проекта более профессиональным, а также более рационально распределяя ресурсы, в том числе время», отметил вице-президент, директор административно-технического департамента ВТБ-24 Андрей Пыльцов.

Многие респонденты, отвечая на вопрос о степени важности факторов, принимаемых во внимание при проведении тендеров по аутсорсингу учетных функций, такой критерий как стоимость услуг провайдера поставили на третье место, квалификация персонала провайдера является более значимой (2 место). Наиболее требовательно клиенты аутсорсинговых компаний относятся к гарантиям безопасности сохранения конфиденциальности данных, что является самым значимым фактором при проведении тендера. Примечательно, что известность торговой марки, респонденты поставили только на 7 место. Возможно, это и объясняет принцип, по которому многие компании определяются с выбором того или иного провайдера. По крайней мере, по степени важности каждого источника информации для выбора провайдера по бухгалтерскому и кадровому учету и оценки его надежности компании ориентируются на рекомендации знакомых (1 место) или рекомендациях самих клиентов провайдера (2 место). При этом рейтинги участников рынка, а также сайты провайдеров и их презентационные материалы, находятся только на 5 и 6 месте.

Фото:www.ukrbiznes.com

Новости
28 Марта 2024, 15:44

На установку освещения на автодорогах Татарстана направят ₽17,6 млн

Заказчиком проекта выступает «Главтатдортранс».

В Татарстане проведут проектно-изыскательский комплекс работ по установке светофоров и искусственного освещения на автодорогах. На эти цели направят 17,6 млн рублей, заказчиком выступает «Главтатдортранс», согласно информации с сайта госзакупок.

Согласно техзаданию, общая протяженность дорог, где планируется установка освещения, составляет 52,97 км. В рамках проекта также планируется установка семи светофоров и реконструкция одного из них. Подрядчик должен провести инженерные изыскания, выполнить топографо-геодезические работы, разработать необходимую документацию, пройти госэкспертизу для проверки достоверности сметной стоимости объекта, а также устранить возможные недочеты. В рамках госконтракта предусмотрено выполнение работ на 38 участках дорог. Сроки завершения работ варьируются от 15 июля до 24 октября 2024 года. Финансирование проекта будет осуществляться из бюджета РТ.

Ранее TatCenter писал, что «Главтатдортранс» планирует установить в Татарстане искусственное освещение на дорогах общей протяженностью 12,455 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: