Рамиль Хайрутдинов: «Мы — потомки великой цивилизации»

Не стоит задаваться, считая себя уникальным и неповторимым. На самом-то деле, все мы — веточки своего родового дерева, а наши опыт и умения — итог опыта и умений предков. И мы похожи на них, как похожи на нас и наши дети.

Об этой связи времен корреспондент TatCenter.ru побеседовал с историком Рамилем Хайрутдиновым, директором Государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника «Казанский Кремль», заместителем директора Института истории им. Ш. Марджани Академии наук РТ, одним из создателей «Свода памятников истории и культуры Республики Татарстана».

Рамиль Равилович, Вы знаете, кем были ваши предки?

— Конечно, ведь я — историк и просто никак не смог бы не заинтересоваться этим. Более того, я глубоко убежден: то, какие мы есть, во многом объясняется тем, какими были наши деды и прадеды. Первые упоминания о своих предках я нашел в XVII веке, среди тех, кто основал мишарскую деревню Старый Студенец Буинского района. Они были выходцами из темниковских служивых татар — вольными людьми, находящимися на военной службе. В их обязанности входили и защита государства, и освоение новых территорий — так называемого «дикого поля».

Служивые татары имели собственные обычаи, традиции и, как теперь говорят, особый менталитет. Они были свободолюбивыми, уверенными в себе, четко понимающими свои цели и умеющими их добиваться. Среди более молодых веточек нашего генеалогического древа (которые расцветали в XIX веке) — предприниматели и представители духовенства — грамотные, умелые и очень достойные люди. Они принадлежат к известным в Буинске фамилиям — Кулеевы и Еремеевы. Они занимались промыслами, торговлей, мололи зерно — брались за любую работу, чтобы накормить семью, дать детям образование. После революции наш род пережил страшную трагедию. Я держал в руках документы, рассказывающие о том, как у моих предков описывали имущество, как преследовали их и их детей. Но наша семья выстояла.

А кто Ваши родители? Как Вас воспитывали?

— Мама всю жизнь работала учителем русского языка и литературы, а отец был и агрономом, и инженером. Они познакомились в деревне Черки-Кильдуразы (куда оба были распределены после института), а когда мне было 3 года, мы переехали в Буинск. Родители уходили на работу с утра, приходили поздно. И я был типичным учительским ребенком: в четыре-пять лет научившись читать, стал в неимоверном количестве «поглощать» книги. Между прочим, в городской библиотеке я был самым юным читателем. Любил читать о людях, об истории, обо всем живом. Но особенно интересовался всем, что связано с морем. Даже мечтал быть океанологом.

Ну, а как же Вы в «историю-то попали»?

— В классе в девятом мы с другом (маминым учеником) приехали в Казань посмотреть университет, исторический факультет. Выбрали ближайшую по расписанию лекцию и решили послушать. Она была об Отечественной войне 1812-го года, и читал ее Г. Н. Вульфсон. Тогда я и понял, что история — это мое. Стал стараться как-то проявить себя по предмету: участвовал во всевозможных конкурсах, получал какие-то награды. Помню, как в 1981 году на Республиканском конкурсе по знанию истории и родного края среди школьников мы с двоюродным братом заняли 4 место. Тогда меня просто потрясло то, что наши исследования, рефераты оказались кому-то интересны.

Поступил я в Казанский университет, в группу углубленного изучения татарского и персидского языков. Моим учителем стал академик Миркасым Абдулхатович Усманов. Невозможно оценить то, что дало мне общение с ним. Ведь в этом человеке все — и ум, и эрудиция и талант, и характер, и мужская жесткость. С первого курса он вовлек меня в научную работу, стал брать с собой в археографические экспедиции. В деревнях мы успели застать великих стариков, настоящих хранителей древних знаний и традиций, учившихся в медресе еще до революции. Они передали нам много книг и рукописей с текстами на персидском, старо-татарском, арабском языках, хранившихся в семье поколениями.

А вечерами Миркасым Абдулхатович читал нам эти рукописи. Представляете: костер, река тихонько плещется, в ней звезды отражаются, и над всем над этим плывут стихи древних поэтов или рассуждения мальчишки-шакирда, давно покинувшего этот мир, о жизни, о погоде, о каких-то личных событиях! Вот тогда я, по-настоящему, осознал себя татарином, почувствовал гордость от того, что принадлежу к такой великой культуре, к такой великой нации. Это, наверное, и подтолкнуло меня к изучению наследия нашего народа.

По окончанию учебы поступил в аспирантуру. Аспирантские годы прошли в экспедициях и в центральных архивах Москвы и Ленинграда. К моменту завершения учебы, благодаря М.А.Усманову, я имел опыт исследовательской работы и неимоверный интерес к изучению всего, что связано с историей нашего края. Потом мне невероятно повезло — я устроился на работу в отдел Свода памятников истории и культуры РТ, который сначала относился к Институту языка, литературы и истории, а позже к Институту истории.

Почему о работе над Сводом памятников Вы говорите так восторженно?

— А много ли Вы встречали людей, чья работа (за которую они получают зарплату) не только оттачивает профессиональные навыки, но и формирует их личность? У нас — у целого коллектива молодых, одержимых идеей историков, архитекторов, археологов, этнографов — такая работа была. Тогда мы прошли и объездили весь Татарстан. Пешком, на подводах, на машинах. Шли фронтально: от деревни к деревне — русской, татарской, чувашской, марийской. Изучали каждый старый дом, каждую мечеть, каждую церковь. А потом месяцами просиживали в архивах, изучая судьбы людей, восстанавливая историю этих деревень или зданий.

Мы видели кладбища книг и рукописей… Стихи, кораны, дневники, письма. Оказывается, в годы революции и первые годы Советской власти, чтобы спасти книги, их хоронили в деревянных ящиках, в подвалах разрушенных мечетей. Открываешь такой ящик — цвета яркие, вязь четкая. А берешь в руки — книги в прах рассыпаются. Тут уж стараешься хоть что-то сохранить, описать, сфотографировать. Ведь это же величайшая ценность, общенародное наследие! Вот тогда-то мы просто «кожей почувствовали», что Татарстан — это часть целой цивилизации, а мы — потомки этой цивилизации.

Но, как же Вы продолжали свои научные исследования в то время, когда стояли заводы, а люди стиральным порошком зарплату получали?

— Это хозрасчетный отдел Свода памятников находил для нас заказы… И чтобы продолжать исследования, мы брались за любую работу, связанную с историей. Первая книжка, подготовленная сотрудниками отдела Свода памятников, вышла в 1995 году на русском и татарском языках. Под предлогом рассказа о памятниках истории и культуры татарского народа конца XVIII — начала ХХ вв. мы подготовили очерки о священнослужителях и предпринимателях Татарстана.

В то время это был достаточно смелый поступок. Вроде и запрета на упоминание об этих людях уже не было, но и не писал о них никто. Однако реакция на книгу оказалась положительной, и мы продолжили изучать историю зарождения и развития в Татарстане предпринимательства, банковского дела, историю районов республики и выпускать книги. Они, кстати, до сих пор пользуются большой популярностью. И изучают их не только специалисты, но и школьники на уроках внеклассного чтения.

Порой маститые ученые говорили нам: «Вы ребята талантливые, зачем размениваться на такие мелочи как история каких-то ушедших в небытие семей, каких-то родословных». Но однажды на презентацию двухтомника «Золотые страницы купечества, промышленников и предпринимателей Татарстана» мы пригласили потомков этих людей. И они со слезами на глазах благодарили нас за то, что мы возвратили в историческую память тех, кто столько сделал для нашего края.

Тогда-то коллеги признали, что мы делаем важное дело и что история страны — это, в первую очередь, история человеческих судеб. Так что жизнь подтвердила, что «проходных» исследований в науке не бывает, и любые исторические сведения ложатся в канву общей истории края. В 1999 году в результате огромнейшей коллективной работы вышел 1-й том «Свода памятников истории и культуры РТ. Административные районы» на русском и татарском языках. В нем опубликованы сведения обо всех архитектурных и исторических памятниках, которые находятся на территории республики.

Так что, отделом Свода памятников накоплен огромный материал. На каждый (!) фотографически зафиксированный объект подготовлен паспорт с историческим и архитектурным описанием, учетные карточки. Этот материал уникален, потому что многих из памятников, описанных нами в конце века, теперь уже просто нет. Он передан для повседневной работы в главк по охране памятников при Министерстве культуры РТ. Теперь отдел Свода памятников истории и культуры РТ существует в качестве самостоятельной единицы — он перерос в АНО «Институт культурного наследия».

Рамиль Равилович, а с чем связано Ваше назначение на должность директора Музея — заповедника «Казанский Кремль»? Было ли это для Вас неожиданностью?

— После празднования 1000-летия Казани наступил новый этап и для города, в целом, и для Кремля, в частности. Пока Кремль реставрировался, пока строилась мечеть Кул-Шариф, восстанавливался Благовещенский собор, от директора заповедника требовались знания, опыт крепкого хозяйственника и строителя. Но сегодня перед Казанским Кремлем стоят другие задачи — необходимо внедрять новые идеи, наполнять его музеи подлинными экспонатами, привлекать в заповедник туристов.

Понятно, что ученый-историк справится с этими задачами эффективнее, чем строитель. Не буду лукавить, но мое назначение меня особенно не удивило. Много лет занимаюсь научной работой (в конце года буду защищать докторскую диссертацию по охране культурного наследия в Татарстане). Изучал геральдику и топонимику. Более десяти лет занимаюсь научным менеджментом. В свое время работал над историей Казанского Кремля и планировал продолжить ее изучение. Так что в августе 2007 года я с удовольствием согласился занять эту должность. Идей у меня немало, коллектив единомышленников создан, мы уже приступили к решению многих проблем заповедника, и сегодня в нем проходит много интересных мероприятий. Но это уже — тема отдельного разговора.

Тогда — последний вопрос… Как Вам кажется, в чем смысл Вашей жизни?

— Мне кажется, что жизнь — это тот миг, за который надо успеть максимально выполнить свое предназначение. Близнецам по гороскопу (каковым я являюсь) «положено» быть «сборщиком и передатчиком» информации. Мне нравится начинать какие-то новые проекты, открывать для себя новые направления, получать новые знания. И как-то я подумал, что, наверное, не случайно стал историком; не случайно мне была дана возможность прочесть то, что написано много веков назад, прикоснуться к предметам, которые хранят память нашего народа? Видимо, смысл моей жизни — успеть рассказать обо всем, что я узнал.

Новости
19 Апреля 2024, 07:09

В Казани с приходом жары завершится отопительный сезон

Батареи отключат 20 апреля.

В Казани готовятся к завершению отопительного сезона. Батареи в квартирах горожан перестанут греть в субботу, 20 апреля, рассказали в мэрии столицы РТ.

Постановление об окончании отопительного сезона подписано в исполкоме города. В этом году тепло в социальные учреждения и дома жителей города подавали на протяжении 198 дней. По нормам батареи отключают, когда среднесуточная температура воздуха более пяти дней держится на отметке +8 градусов и выше.

Тепло отключат как раз вовремя — синоптики предвещают Татарстану аномально жаркие дни. С 18 до 23 апреля воздух в регионе может прогреваться до 27 градусов. Среднесуточные температуры будут на 9 — 15 градусов выше нормы.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: