Татцентр
Татцентр Мы В Контакте Мы в facebook Мы в Twitter Подписка на новости

На КАМАЗе проходит конкурс профмастерства

Участники "станцевали" вальс на погрузчиках

Путин предупредил глав регионов, что нельзя снижать уровень и время преподавания русского языка в школах. Вы согласны?
89%Да
11%Нет
Все опросы

Как в России будут тратить нефтедоллары

04.08.2017 колонки экспертов tatcenter.ru

Временное бюджетное правило, на основании которого ЦБ по поручению минфина, начиная с февраля текущего года, скупал на внутреннем рынке излишки нефтедолларов, перестало быть временным. Владимир Путин подписал закон о новой конструкции бюджетного правила и объединил Резервный и Фонд национального благосостояния. В колонке для TatCenter.ru аналитик Олег Якушев объясняет, на что теперь можно тратить сверхдоходы от продажи нефти.

Новое бюджетное правило увязывает расчёт параметров федерального бюджета со стоимостью нефти. В расходную часть бюджета попадут только те нефтегазовые доходы, которые рассчитаны с учётом базовых экспортных цен на нефть и газ, ожидаемого валютного курса, объёма ненефтегазовых доходов и расходов на обслуживание госдолга.

В ценах 2017 года порог отсечения установлен на уровне 40 долларов за баррель, то есть на том же самом уровне, который был установлен для закупок валюты в резерв в феврале этого года. Этот параметр будет ежегодно индексироваться на 2 процентных пункта. Таким образом, в 2018 году базовая цена на нефть марки Urals составит 40.8 доллара и вырастет к 2035 году до 57 долларов. А пока до конца этого года все нефтегазовые доходы при стоимости нефти выше 40 долларов будут, как и сегодня, отправляться в резервы.

Закон также предписывает объединить Фонд национального благосостояния (ФНБ) и Резервный фонд, причем объединение произойдет на базе ФНБ и только в случае очевидного исчерпания средств Резервного фонда в условиях резкого сокращения цен на нефть в последние два года.

По состоянию на 1 августа объем Резервного фонда составляет 1.007 трлн рублей, и планы финансовых властей предполагают полное исчерпание средств Резервного фонда к концу этого года для финансирования дефицита бюджета. Если в начале 2018 года на счетах Резервного фонда еще будут оставаться какие-то средства, то все они к 1 февраля будут переведены в ФНБ.

Цели объединенного фонда суммируют цели двух сливающихся фондов – финансирование, направленное на сбалансированность страховой пенсионной системы, софинансирование добровольных пенсионных накоплений и дефицита федерального бюджета.

Поскольку одной из целей является покрытие дефицита бюджета, было бы логичным объединение на базе Резервного фонда, который создавался конкретно под эти задачи. Более того, именно так и планировалось в первоначальном варианте законопроекта.

Замена Резервного фонда на ФНБ обусловлена практическими соображениями – под более широкий перечень целей ФНБ уже сформирован соответствующий пакет регулирующих документов; если бы деньги были консолидированы в Резервном фонде, законодательную базу пришлось бы целиком переписывать.

Подписанный президентом закон повлияет на реализацию бюджетной политики, поскольку привлечение средств из резерва для погашения дефицита федерального бюджета теперь ограничено уровнем в 1% ВВП. При этом параметры федерального бюджета на 2018 год были утверждены за месяц до подписания закона, и для этого переходного периода дефицит бюджета оценивается в 1.563 трлн рублей, что составляет 1.6% ВВП. Однако на 2019 и 2020 годы размер дефицита бюджета уже ограничен 0.8% ВВП.

Еще одно важное ограничение, накладываемое на расходование средств объединенного фонда, связано с финансированием инфраструктурных проектов.

Финансирование инфраструктурных проектов, запущенных до 1 января 2018 года, будет продолжено. Однако новые проекты смогут получить господдержку только после того, как накопленный объем средств ФНБ превысит 7% ВВП. По состоянию на 1 июня, напомню, на счетах ФНБ находилось 4 трлн 192 млрд рублей, что составляет 4.7% ВВП нынешнего года.

Сегодняшнего объема средств ФНБ достаточно для того, чтобы исполнить федеральный бюджет 2018 года, не прибегая к сокращению расходов – в первую очередь социальных, что было бы весьма нежелательно накануне предстоящих президентских выборов. А над тем, как работать в условиях сузившихся бюджетных возможностей и как пополнять государственные резервы, будут думать члены уже нового кабинета министров.

Олег Якушев,

эксперт АО ИК "ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент"

специально для TatCenter.ru*

 

 

 

*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Оставить комментарий



Представительства компаний
Архив информации
выберите дату