Теория и практика психологической науки позволяет дать ответы на волнующие вопросы по поводу этой игрушки уже здесь и сейчас. Психологические исследования, которые могут многое объяснить, а именно основы и причины «эффекта спиннера» проводились полвека назад.
Любое монотонное действие вводит каждого из нас в легкое трансовое состояние.
Например, когда мы «задумались» и «вдруг очнулись», едем в транспорте, наблюдая за сменой картинок за окном, и тоже «вдруг очнулись», листаем новостную ленту ВКонтакте, просматриваем Инстаграм или меняем до бесконечности запросы в поисковике, забывая для чего — все это попадание в трансовое состояние сознания. А оно характерно одним самым главным интересующим нас свойством — это снижение уровня критичности мышления.
Любая информация в таком состоянии воспринимается нами без анализа и в условиях сниженной работы нашего рационального компонента.
Таким образом, каких-либо прямых негативных, деструктивных форм воздействия спиннер не оказывает. Спиннер уж точно не является уникальной угрозой для психики человека.
Однако, если принимать во внимание, что мы живем в обществе, пространстве с непрерывными информационными вихрями, даже не потоками, все стало намного порывистее и стремительнее, то критичность мышления — это самое необходимое качество для современного человека, значимое для его нормального и полноценного развития и существования в информационной среде. И тогда, безусловно, спиннер — помощник среды, а не человека, снижение критичности мышления, а, следовательно, и снижение критичности по отношению к воспринимаемой информации, дает на выходе высокий уровень внушаемости.
И мы теперь, зная это, можем абсолютно самостоятельно, используя данные психологических исследований, ответить на любые вопросы на тему «спиннер — польза или вред?»:
- польза, если хотим быть в состоянии транса,
- польза, если хотим, чтобы это состоянии со сниженным уровнем критичности и высокой степенью внушаемость было привычно для нас и наших детей — купил спиннер и внушай все, что угодно,
- польза, если хотим отключиться от суеты окружающего мира, от его красок, звуков, скоростей и возможностей, ведь, если говорить о том, что спиннер полезен детям и людям с особыми потребностями, в случае аутизма, то для них окружающий мир, его звуки
и т. п. — сильный стресс. Конечно, игрушка с предсказуемыми траекториями дает ощущение стабильности и покоя. Хотите исключить себя также из мира, не имея особых потребностей, — покупайте, не думая.
Обратите внимание на возрастные особенности.
Психологом-исследователем А.И. Захаровым (еще 40−50 лет назад) отмечался возраст снижения и повышения уровня внушаемости. Снижения уровня внушаемости у мальчиков
- 5 лет: формируется самооценка при более критическом восприятии информации;
- 12 лет: переходный возраст, настороженность в контактах;
- 14−15 лет: развитие аналитического мышления и повышение конформности — сознательное изменение своего мнения в пользу группы.
У девочек — 5 лет, 14−15 лет — причины те же. А увеличение уровня внушаемости с 7 до 11 лет связано с формированием чувство долга и обязанности.
Здесь можно сделать выводы согласно логике здравого смысла — это как минимум не вмешиваться со спиннером в периоды снижения уровня внушаемости (5, 12, 14−15 лет), когда должна сформироваться самостоятельная устойчивая позиция.
В рамках проводимых исследованиях предлагались пробы на внушаемость для детей, в контексте исследования невротических расстройств данного возраста. Вы можете найти информацию и в интернет-источниках для более конкретной постановки инструкции при проведении эксперимента в домашних условиях, и, провести не 12 классических проб, которые поводит специалист, а хотя бы три.
Сделайте эксперимент «после спиннера», если он уже куплен, и через месяц после отказа от него, или если еще не приобрели, то до его приобретения и спустя три недели после покупки (т.к. в течении 21 дня уже можно говорить о формировании привычки).
Первая проба — внушение несуществующего запаха — предлагается две пробирки с одинаковым запахом, но при высокой внушаемости ребенок «находит» запах; вторая проба — на осязание — внушени
е чувства теплоты в животе при прикосновении к руке, при высокой внушаемости «тепло появляется» через 5 секунд; третья проба — внушение несуществующего звука из «специального прибора», если звук «обнаруживается», то уровень внушаемости высок.
Вот и все «три конца» волшебной игрушки — хотим положительные пробы на внушаемость говорим — «да» спиннеру. Хотим снять стресс ребенку с особыми потребностями говорим — «да». Хотим отрицательные пробы на внушаемость и здоровое взросление, говорим — «нет» спиннеру.
Здоровья всем нам — психического и психологического.
доцент кафедры дефектологии и клинической психологии
Института психологии и образования КФУ
Инна Кротова
Специально для TatCenter.ru*
*Мнение редакции может не совпадать с мнением автора
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: