Новости
25 Января 2017, 11:03

Как заемщики могут злоупотреблять законом о коллекторах

В этом году при общении коллекторов с должниками появилась новая особенность. Теперь, прежде чем начать разговор, клиенты просят подтвердить, что агентство состоит в реестре ФСПП. И только после того, как им сообщают номер регистрационного свидетельства, заемщики соглашаются продолжить диалог. Чем еще разнообразил финансовые будни закон о коллекторах?

Необходимость принятия профильного законопроекта появилась довольно давно. Время от времени возникали предложения разных ассоциаций, министерств и отдельных депутатов, готовились версии текста закона, но на этом все и заканчивалось.

За последние два года резко возросло количество резонансных случаев с участием «серых взыскателей»*. Скорее всего, именно поэтому в прошлом году правительство решило поставить законодательную «точку» в коллекторском вопросе.

1 января 2017 года (спустя больше 12 лет после появления рынка коллекторских услуг в России) вступил в силу закон «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности». В нем сформулированы требования к коллекторским агентствам, правила их работы и определен надзорный орган. Им стала Федеральная служба судебных приставов.

Буквы закона

Вне всякого сомнения, закон поможет очистить рынок от «серых» коллекторов и исключить возможности использования незаконных методов при взыскании задолженности с физлиц. Благодаря ему появились единые правила осуществления коллекторской деятельности как для кредиторов, которые самостоятельно ведут подобную деятельность, так и для коллекторских агентств.

Вот основные из них:

  • Вводится запрет на звонки должникам чаще одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц.
  • Запрещаются звонки по ночам (с 22.00 до 8.00 в будни и с 20.00 до 9.00 в выходные дни).
  • Не разрешается звонить с неопределяемых телефонных номеров.
  • Коллекторы не вправе применять физическую силу, угрозы, причинять вред здоровью или имуществу должников.
  • Не допускается психологическое давление на заемщиков.
  • Запрещается общение коллекторов с несовершеннолетними, инвалидами первой группы, людьми, проходящими лечение в больнице, с недееспособными лицами.
  • Не разрешается передавать информацию о долге третьим лицам без согласия человека, имеющего задолженность.
  • Запрещается раскрывать сведения о должнике, просроченной задолженности, ее взыскании и любые другие персональные данные должника третьим лицам.
  • У должников появляется право отказаться от общения с коллекторами или кредиторами. Для этого нужно отправить соответствующее заявление через нотариуса или заказным письмом с уведомлением.
  • Общаться с заемщиком по поводу погашения просроченной задолженности могут только кредитные организации и профессиональные взыскатели долгов, которые имеют на это право. Для этого они должны быть включены в специальный госреестр и отвечать определенным требованиям, в частности иметь чистые активы в размере не менее 10 млн руб. и договор обязательного страхования ответственности на аналогичную сумму.
  • Заниматься взысканием просроченной задолженности физлиц не могут люди с неснятой или непогашенной судимостью за преступления в сфере экономики и общественной безопасности, а также руководители с испорченной деловой репутацией.

Слышал звон

Информация о коллекторском законе довольно широко распространялась в СМИ. В результате много должников взяло эти сведения на вооружение. Например, свой отказ погашать просроченную задолженность некоторые заемщики теперь аргументируют тем, что работающее с ними коллекторское агентство «вне реестра».**

Одновременно с этим резко снизилась доля тех, кто избегает общения с коллекторами. Мы считаем, что это произошло также из-за вступления в силу профильного закона. Ведь теперь уже нельзя ставить под сомнение правовые действия по взысканию задолженности.

Однако закон оставляет некоторые возможности для злоупотреблений со стороны заемщиков и затрудняет работу коллекторов.

  • Взыскатель не может контактировать с должником чаще одного раза в сутки. Это ограничение касается прежде всего звонков и голосовых сообщений с напоминанием о наличии долга. При этом закон не определяет понятия «контакт» и не учитывает текущего качества связи, вынуждающего часто осуществлять перезвоны в виду много
    численных ее обрывов, а также повторные обращения по просьбе самого должника.
  • Взыскатель не имеет права общаться с людьми, которые находятся на лечении в медицинском учреждении, но при этом не обязывает должника предоставлять коллектору соответствующее уведомление или письменное подтверждение этого.
  • Закон дает возможность должнику в любой момент отказаться от взаимодействия с коллектором. Очевидно, что недобросовестные должники будут с удовольствием пользоваться этой нормой закона, всячески затягивая процесс взыскания долга и переводя его из досудебной стадии в судебную. Несмотря на то что в конечном итоге возвращать долг заемщику все-таки придется в принудительном порядке по решению суда, данная норма значительно увеличит нагрузку и на судебные органы, и на ФССП, а самому должнику погашение кредита обойдется дороже.

Как закон повлияет на эффективность взыскания? Как это скажется на рынке кредитования? Сколько компаний войдет в госреестр? Что будет с теми, кто не сможет в него войти? Как именно будет контролироваться деятельность коллекторов? Все эти вопросы пока без ответа. Первые итоги работы в рамках нового закона можно будет подвести только по итогам первого квартала, а полная картина появится, скорее всего, только через год.

*По предварительным оценкам, подобных «серых» игроков насчитывается 500−600 против 42 профессиональных агентств, входящих в НАПКА.

**Сейчас в реестр входит 33 коллекторских агентства.

вице-президент НАПКА, президент «Секвойя кредит консолидейшн»

Елена Докучаева

Специально для Bankir.ru

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: