Новости
22 Января 2016, 11:20

Бизнес Казани: в кризис выживут только профессионалы

Малый бизнес Казани оказался в не самой простой ситуации — на него серьезно влияют и внутренние, и внешние факторы — от скачка доллара до административных преград. Сокращение издержек и подсчет каждой копейки, оптимизация персонала и неэффективных точек, поиск новых ниш и возможностей… Предприниматели рассказали о том, как выживают в кризис.

На этой неделе президент России Владимир Путин увидел дополнительные возможности для малого и среднего бизнеса в кризис, в том числе, в курсовой разнице. Об этом он заявил на предпринимательском форуме «Малый бизнес — национальная идея?».

Предприниматели Казани такие возможности пытаются найти и рассказывают о способах выживания в сложившейся экономической ситуации, главным из которых пока что является сокращение издержек. На фоне падения покупательской способности населения большие надежды малый бизнес Казани возлагает и на приток в город туристов.

«Год прошел неважно, — признается владелец торговой сети „Букет Столицы“ Евгений Сеньковский. — Цветы — это не продукты питания, не предмет первой необходимости. И, естественным образом, количество потребителей снизилось, средний чек упал».

По его словам, выручка в рублях по сравнению с 2014 годом в компании выросла незначительно. «А в твердой валюте — сократилась процентов на тридцать, и это, несмотря на то, что сеть открыла еще 12 новых объектов», — сетует Сеньковский и добавляет: цветочный бизнес сильно зависит от зарубежных производителей — более 90% цветов «Букет Столицы» закупает в валюте.

«Мы линейно связаны с курсом валют, — говорит предприниматель, — местный рынок же представлен сейчас очень слабо, он не может гарантировать четкое выполнение заказа, потому что не знает, сколько и чего точно вырастет. Цветочный бизнес специфичен еще и тем, что многие растения в российской полосе просто не выращиваются».

Схожая «валютная» ситуация и в пиротехническом бизнесе. По словам генерального директора сети магазинов «ХороShow» Расула Садриева, вся пиротехника завозится из Китая. Цены поставщика в 2015 повысились на 60%, на столько же выросла стоимость товаров в казанской сети. В итоге 46% покупателей в этот раз за салютом в магазины не пришли. Однако Садриев не жалуется: зимой у него «высокий сезон».

«На сегодняшний день процентов 80 людей приходят к нам независимо от цен. Соседние регионы говорили, что с повышением на 60% в магазины никто не пойдет. Но сезон мы закрыли с выручкой в плюс 2−3% к предыдущему году», — говорит предприниматель.

По заявлению Садриева, сеть пересматривает свои расходы, «вплоть до копеек» смотрит, какой магазин сколько приносит денег. В итоге неэффективные точки будут оптимизированы.

«Нехватка финансов (кстати, именно об этой проблеме для МСБ речь шла на форуме „Малый бизнес — национальная идея?) — это основной вопрос 2015 года. Если не наполняется финансированием крупный бизнес, то это влияет и на малый, и на потребителя… Заказ и финансы — вот то, что нужно сейчас малому бизнесу», — констатирует первый заместитель председателя правления Торгово-промышленной палаты РТ Артур Николаев.

По представлению Николаева, в условиях кризиса в малом бизнесе будут выживать исключительно профессионалы.

«Любая экономическая ситуация дает новые возможности для бизнеса, если он не жесткий, не заскорузлый… Если человек всегда находится в тепличных условиях, то чуть-чуть окно откроется, и его тут же продует. Поэтому я с опаской смотрю, когда говорят «давайте больше денег на поддержку малого бизнеса».

С практической точки зрения к этому вопросу подходит и Евгений Сеньковский, по словам которого, в условиях кризиса рынок «освобождается» — слабые игроки и те, кто неэффективно вел свой бизнес, уходят. Соответственно, для других, выстоявших, открывается возможность занять освободившуюся нишу рынка.

Заместитель председателя исполкома Казани по экономическому развитию Иван Кузнецов уверен, что малый бизнес в России — элемент «очень гибкий» — он быстро адаптируется во внешней среде. Кузнецов уверяет, что дифференцированная экономика Казани лучше любого другого города-миллионника подготовлена к различного рода кризисным ситуациям. В целом, согласны с ним и предприниматели.

«Проблема в том, что у нас очень маленький горизонт планирования — мы не знаем, что будет через год. Но надо двигаться туда, куда движ
ется город. Например, туристические направления. Туристов в Казани с каждым годом на 20% больше», — замечает Расул Садриев, по словам которого туристы «вышли из центра Казани» и заходят в точки и в других районах города, главное — создать продукт и условия.

Другая тенденция, вылившаяся в возможность, — развитие национальных производств. В Татарстане в это плане нашумевшим стал стартап предпринимателя Султана Сафина — сеть национальных халяль-кафе «Тубэтэй».

«Город меняется, и мы стараемся выйти на международную арену. Именно поэтому появилась сеть „Тубэтэй“. Она несет в себе национальный колорит, здесь местное производство, локальная кухня», — рассказывает он.

Предприниматели Казани подчеркивают: гибкий малый бизнес выживает в кризис благодаря способности поймать тенденции, адаптироваться под меняющуюся экономическую ситуацию. Помехой этому, по их словам, становятся административные преграды. Однако Иван Кузнецов предпринимателей заверяет, что «никто в исполкоме не ставит перед собой цель что-то пресечь, что-то сократить». Чиновники, по его словам, соблюдают «баланс интересов».

Должно быть «и вашим, и нашим» — как жителям, так и предпринимателям, поясняет Кузнецов и добавляет, что исполком не вмешивается в дела бизнеса, а создает условия для развития. Однако последние всегда должны и будут соответствовать требованиям, резюмирует он.

Валерия Манжелиевская

Новости
28 Марта 2024, 15:44

На установку освещения на автодорогах Татарстана направят ₽17,6 млн

Заказчиком проекта выступает «Главтатдортранс».

В Татарстане проведут проектно-изыскательский комплекс работ по установке светофоров и искусственного освещения на автодорогах. На эти цели направят 17,6 млн рублей, заказчиком выступает «Главтатдортранс», согласно информации с сайта госзакупок.

Согласно техзаданию, общая протяженность дорог, где планируется установка освещения, составляет 52,97 км. В рамках проекта также планируется установка семи светофоров и реконструкция одного из них. Подрядчик должен провести инженерные изыскания, выполнить топографо-геодезические работы, разработать необходимую документацию, пройти госэкспертизу для проверки достоверности сметной стоимости объекта, а также устранить возможные недочеты. В рамках госконтракта предусмотрено выполнение работ на 38 участках дорог. Сроки завершения работ варьируются от 15 июля до 24 октября 2024 года. Финансирование проекта будет осуществляться из бюджета РТ.

Ранее TatCenter писал, что «Главтатдортранс» планирует установить в Татарстане искусственное освещение на дорогах общей протяженностью 12,455 км.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: