Новости
18 Мая 2015, 10:00

«Дон Кихот» сменил платье

Начинать фестиваль с премьерного спектакля — традиция Нуриевского, а открывать балетный форум «Дон Кихотом» Людвига Минкуса — гарантированный успех. Комические сценки, блестящие танцы, фейерверк цвета, движения и музыки без труда создали настроение праздника, обеспечив отличный старт для фестиваля.

Несмотря на простоту сюжета этого красочного спектакля, пожалуй, ни тот, кто видел балет в первый раз, ни тот, кто уже выучил его наизусть, не смогут дать ответ на вопрос: «почему заглавный персонаж выступает в качестве связующего звена основных сцен?» Но можно попробовать ответить следующим образом — так исторически сложилась судьба героя на балетной сцене.

К роману Мигеля Сервантеса обращались многие композиторы и драматурги, используя почему-то именно вставные главы №№ 20 и 21 из II тома, где рассказывается о свадьбе дочери трактирщика с бедным цирюльником. Но, как отметил во вступительном слове к спектаклю балетный критик Сергей Коробков, несмотря на то, как называется балет и каков сюжет, главное действующее лицо здесь танец.

Коллектив театра оперы и балета всё же попробовал восстановить справедливость — увеличить значение персонажа Дон Кихота в развитии сюжета. Так родилась новая редакция, которая была сделана художественным руководителем балета Владимиром Яковлевым:

«Любой спектакль имеет свой срок сценической жизни. Мы периодически возвращаемся к классическому наследию, меняем оформление, потому что зрители, приходящие в театр, должны увидеть произведения высокого уровня — это наша политика. Балет — искусство условное, а спектакль „Дон Кихот“ в предыдущей редакции был чересчур условен. Мы ввели образ Дульсинеи, который поможет „продлить“ историю персонажа, объяснить его рыцарские подвиги».

Видение Дульсинеи (видеопроекция женского образа на задник сцены) посещает Дон Кихота в увертюре, когда он у себя в замке мечтает о подвигах, в сцене сна второго акта, этим же видением и заканчивается балет. Любовь к женщине становится первопричиной подвигов Дон Кихота, его странствий и участия в судьбе Китри и Базиля. С этой точки зрения, заглавный персонаж балета не только комический герой, но и источник всего происходящего на сцене.

«Хотелось внести в спектакль образ Дульсинеи как хрустальную мечту рыцарства, образ светлой любви. Потребность редакции спектакля можно сравнить с желанием женщины придти в театр в новом наряде, в новом платье. С помощью новых технологий, анимации мы „поменяли обертку“ и тем самым внесли новый смысл», — говорит художник-постановщик Виктор Герасименко.

Кроме образа Дульсинеи, видеопроекции были задействованы для «оживления» пейзажа: полет птиц, развевающиеся на ветру флаги. Самой неожиданной и эффектной анимацией, связанной с режиссерским решением, стало воображаемое сражение Дон Кихота с цыганами, а на самом деле с ветряными мельницами, которые разрушились прямо на глазах у зрителей. Сцена сна Дон Кихота в лесу происходила за белым полупрозрачным занавесом, который создавал ощущение тумана. Экспериментом смелым, но удачным, стало введение колоритного испанского танца фламенко, который исполнила специально приглашенная танцовщица Анна Федорова.

Исполнительский состав премьерного спектакля почти полностью обеспечил театр оперы и балета им. М. Джалиля, кроме Базиля и повелительницы дриад, которых исполнили солисты Мариинского театра Кимин Ким и Екатерина Чебыкина. Партию Китри станцевала заслуженная артистка Татарстана, лауреат Государственной премии РТ Кристина Андреева. Прекрасная техника и изящество примы театра были оценены зрителями, аплодировавшими после каждой ее вариации. Не менее техничен, а скорее виртуозен, был Кимин Ким, также удостоившийся оваций и криков «браво», особенно после сольного выхода в третьем акте. Среди комических персонажей нельзя не отметить блестящее исполнение партий Санчо Пансы и Гамаша Фаязом Валиахметовым и Акжолом Мусахановым.

В рамках ежегодного балетного форума с 15 по 29 мая казанцы и гости столицы Татарстана смогут увидеть традиционные классические спектакли, познакомиться с постановками Национального Большого театра Республики Беларусь, насладиться выступлением артистов из России, Аргентины, США, Германии, Португалии, Австрии и Англии.

Екатерина Вербицкая

Фото: Александра Герасимова, «Вечерняя Казань»

Новости
18 Апреля 2024, 11:20

Автодорогу Чита — Кряш-Серда в Татарстане отремонтируют за ₽12,3 млн

Планируется обновить 2 км дорожного покрытия.

В Татарстане запланирован капитальный ремонт автодороги Чита — Кряш-Серда с бюджетом в 12,3 млн рублей. Планируется обновить 2 км дорожного покрытия. Заказчиком выступает АО «Татавтодор».

В рамках ремонта проведут земляные работы, укрепление кюветов, устройство тротуаров к школе и фельдшерско-акушерскому пункту, а также установку искусственных сооружений и ремонт труб. Работы должны быть завершены в течение 45−55 календарных дней.

Также в Татарстане проведут капремонт участка трассы Казань — Салмачи — Куюки. В 2024 году на эти цели планируется потратить 351,1 млн рублей, а в следующем — 158,7 млн.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: