Интервью первоначально опубликовано 29.12.2014
— В уходящем году комитет реализовал достаточно много объектов муниципального имущества. Осталось ли что-то еще для реализации и на чем вы будете зарабатывать в следующем году?
— Мы в этом году распродали все привлекательные объекты. Я выразил свою личную позицию, тем более, что она подкрепляется экономическими показателями. Заключается она в том, что государство не может быть эффективным собственником, особенно в части сдачи в аренду. Сдача в аренду — это все-таки прерогатива профессионалов, должны быть профессиональные управляющие, которые легко реагируют на колебания рынка. Вот сейчас вы же видите, что происходит с арендой. Нельзя сдать в аренду даже хорошее помещение с ремонтом.
Большинство наших помещений находится, в лучшем случае, в удовлетворительном состоянии. В основном, это ненадлежащее состояние, которое требует текущего и капитального ремонта. Мы неудобные арендодатели. Мы не можем, например, зачесть затраты по ремонту в счет арендной платы, что, в принципе, нормально для любого коммерческого арендодателя.
Мы не можем сделать какую-то скидку, «каникулы», когда в помещение заезжает кто-либо. Мы не можем с ними договориться по другим условиям. У нас есть типовая форма договора, она очень жесткая, по которой мы можем арендатору поднять арендную плату, в случае нарушения, можем отказаться от исполнения договора.
Есть план, который нужно исполнять. Мы ключевой сборщик по неналоговым доходам в составе бюджета Казани, соответственно, от нас зависит, как будут исполняться статьи доходов. Если мы недособерем, возникает дефицит. Поэтому, мы план выполняем и даже перевыполняем.
Вы знаете, что в любом крупном городе всегда есть неучтенные расходы, которые требуют финансирования. Всегда не хватает денег — на благоустройство, на другие статьи. Поэтому наше перевыполнение не является подвигом. Да, это хорошо, что мы делаем, но город нуждается в этих деньгах.
Я работаю по принципу, что лучше сейчас превратить эти пустующие помещения в деньги, которые будут вложены в жизнь города, будет виден реальный результат — в скверах, парках, освещении, дороги. Чем ветшающее помещение будет просто стоять, лучше получать от них оплату коммунальных услуг.
— Каким будет план комитета на 2015 год, учитывая эти обстоятельства и сложную экономическую ситуацию в стране?
— На 2015 год у нас пока в бюджете заложена цифра 2,2 млрд рублей неналоговых доходов. Мы понимаем, что сейчас у нас практически не осталось привлекательных помещений, которые мы могли бы продать. Точнее, они есть, но они пока не вызвали такого интереса, который, возможно, они вызовут в дальнейшем.
2,2 млрд рублей — это план, который фиксированно установлен официально. Естественно, что мы, наверное, будем для себя какой-то перспективный план ставить, но он будет примерно в этом же пороге.
Подвиги совершать каждый год невозможно, это нужно понимать. Мы видим, экономическая ситуация в стране тяжелая. Кредитные инструменты тоже сейчас ограничены. Если у кого-то были деньги, они вкладывались в конце года. Еще будут, может быть, какое-то время вкладываться, но потом будет спад.
Мы планируем проводить аукционы до конца года. Все деньги, которые мы получаем после 3 декабря, поступят к нам в январе. Это как раз будет уже исполнение следующего года.
Без какого-либо интереса остается много подвалов, пока на них спроса нет. Мы думаем, что, наверное, нужно будет снижать цены или продавать посредством публичного предложения. Такой метод есть на практике. Будем инструментарий разный подбирать, индивидуально смотреть, что можно еще продать. Наша основная задача — вовлечь все в оборот. Чтобы помещения работали, приносили какой-то доход, предприниматели о них заботились, платили коммунальные услуги.
— Получается, что собрать больше, чем было установлено в плане на 2014 год, удалось только за счет масштабной «распродажи»?
— Изначально на текущий год у нас была цифра — 2,4 млрд рублей. Мы для себя взяли планку 3 млрд рублей — так называемый перспективный план. В начале года мы более оптимистично смотрели на ситуацию. По итогам первого полугодия поняли, что аренда не идет. Если сначала был спрос, то потом все пошло на спад. Было принято решение со второго полугодия активно готовить объекты на продажу. Это решение, как мы сейчас видим, позволило нам выйти на планку выполнения нашего перспективного плана. Если бы мы решение заблаговременно не приняли, мы бы сейчас получили невыполнение нашего плана. Я боюсь, мы не смогли бы выполнить даже тот план, который в бюджете был прописан — 2,4 млрд рублей.
Почему было важно заранее принять решение? Каждый объект готовится на торги заранее — минимум за три-четыре месяца. Нужно делать техпаспорт, кадастровый паспорт, оценку — это все мы сначала должны подвести под требования тендера, каждого поставщика услуг мы должны выбрать с конкурса. Если мы продаем отдельно стоящее здание, мы должны под ним землю сформировать, значит, нужно привлечь кадастрового инженера, тоже за деньги.
Второй важный момент, который является элементом изменившейся политики в нашем комитете — мы активно внедрили ИТ-технологии. Потому что без современных ИТ-технологий, мы бы не смогли так популяризировать наши торги, не смогли бы привлечь к ним повышенное внимание.
Мы начали с того, что сделали хороший сайт, удобную подписку на наши объявления о торгах, для того, чтобы любой желающий мог подписаться и просто на почту получать наши объявления. Мы размещаем максимальную информацию об объекте, возможность посмотреть его есть в течении трех дней, говорится и об открытии кредитной линии. У нас есть договоренности с банками, которые успевают в короткий срок — 20 дней — принять решение. Уже есть первые такие результаты.
Онлайн-трансляция торгов, что были третьего декабря, успешно реализована. Люди смотрели это как шоу. Мне звонили знакомые и друзья, говорили, что увидели в первый раз как торги проходят.
Еще одно новшество — мы на карте Казани обозначили все участки, которые мы выставляем на торги. Можно на сайте кликнуть и увидеть сразу информацию, где участок находится, когда планируются торги. Это очень удобно.
Там же в ближайшее время появится карта помещений. Мы этот опыт частично перенимаем с Москвы. В столице это все уже решено, больше нигде пока не видел. Мы идем на уровне Москвы, но при их вложениях мы умудряемся все делать сами. Пользуемся тем инструментарием, который создан.
— Какие мероприятия комитет будет проводить в 2015 году?
— В 2015 году мы больший акцент сделаем на земельные участки. Потому что люди начинают понимать, что основная ценность все-таки в земле. Мы активно ставили на кадастровый учет все «белые пятна» Казани. По графику эта работа должна была быть завершена к концу года, но из-за задержек в управлении архитектуры мы были вынуждены еще эту работу продлить на первый квартал 2015 года. Все «белые пятна» полностью закроем, и потом будем смотреть по тем участкам, которые можно выставить на торги.
Акцент будем делать на строительство многоквартирного жилья. Мы уже анонсировали два крупных участка — 95 га и 100 га на присоединенных территориях Высокогорского района — то, что мы отсудили у коммерческих структур.
Там планируется многоквартирное жилье. Сейчас готовится проект планировки, будет проведено перезонирование, и потом мы официально выставим на торги эти участки. По оптимистичным прогнозам там, я думаю, можно будет до 1 млрд рублей в комплексе получить. По крайней мере, постараться.
Земля — это беспроигрышный вариант, потому что первые деньги мы получим от продажи, потом, если это аренда, это будут арендные платежи, если это будет продажа в собственность, мы будем получать земельный налог. Все они будут поступать в бюджет Казани. Земля — это вечный бизнес для нас. Будем получать максимальную выгоду от нее.
— Что будет в 2015 году с проектом «Народная инвентаризация»?
— На следующий год по проекту у нас есть оригинальная идея. Этот проект показал, как мы можем работать с населением. Мне лично это очень понравилось. Это понравилось нашим гражданам. Они с интересом участвовали в этом проекте. Вообще, когда население вовлекается в какие-то социальные проекты, у них появляется возможность принимать участие в городской жизни. Это очень важно для людей. Они чувствуют, что они сигнал дали и чиновники оперативно отреагировали. Это взаимодействие дорогого стоит.
Недостаточно просто запустить «горячую линию» и сидеть ждать. Мы ведь не просто подошли к этому вопросу, мы изначально задали правильную тему — давайте первый этап проведем по бесхозным помещениям, зданиям, земельным участкам.
Второй этап был посвящен незаконным киоскам и автостоянкам. Был просто шквал обращений. Это беспокоит людей — засилье машин. Они стоят на тротуарах, зеленых зонах. Незаконные киоски, где продается продукция сомнительного качества, которые по внешним качествам не отвечают моральному облику города.
Мы направили интересы горожан в те процессы, где нам нужен был объективный подход.
Нужно понимать, что, сколько бы чиновников не было, они все равно не смогут увидеть объективную картину полностью. Для этого ведь нужно каждый день ходить по городу, пешком, каждую улицу проходить, каждый переулок.
Лучше нас это делают горожане. Каждый день они ходят на работу и видят беззаконие, и обращают наше внимание.
Третий этап у нас был посвящен незаконным игорным заведениям. Несмотря на то, что это не относится к нашим прямым полномочиям, мы посчитали, что необходимо оказать содействие правоохранительным органам в установлении этих точек. И это тоже достаточно успешно прошло — в активном взаимодействии с прокуратурой, МВД, ФСБ, мы установили их. Результаты всех трех этапов можно посмотреть на сайте КЗИО.
Что будет дальше — дальше будет еще интереснее. Во-первых, в четвертом этапе «Народной инвентаризации» комитета земельных и имущественных отношений уже не будет. Мы передаем «эстафетную палочку» комитету внешнего благоустройства и администрациям районов. Это решение мы согласовали его с мэром города Ильсуром Метшиным.
Этот этап будет посвящен «зеленому каркасу» города. Основная задача — провести полную инвентаризацию и полный учет всех зеленых насаждений Казани. Задача номер два — продолжить реализацию проекта «Зеленый рекорд» и сохранить то, что было посажено в рамках этой акции. Выявить случаи незаконной вырубки, незаконного уничтожения деревьев именно через помощь населения, которое обратит наше внимание на то, где вырубаются деревья.
К нам и раньше сигналы поступали, но когда это будет делаться целенаправленно, через круглосуточную «горячую линию», через заявки на сайт, я думаю, это нам существенным образом поможет. Мы запланировали реализацию четвертого этапа на апрель — май потому что это весна, и у сотрудников комитета внешнего благоустройства появится возможность провести свою внутреннюю инвентаризацию за зимний период.
Каждое дерево должно стоять на учете — в этом случае у нас будет понимание, сколько денег необходимо затратить на полив деревьев, на уход за ними. Можно рассчитать любую затрату, связанную с благоустройством.
Я вам честно скажу, мои сотрудники очень устали. Это колоссальная нагрузка.
У нас самый тяжелый комитет в городе. Я ведь не снимаю с контроля ни одно обращение, они продолжают контролироваться, исполняться. Это огромное количество карточек, огромное количество работы. Это ведь налаживание взаимодействия со многими структурами. Все они задействованы. Мы — как ключевые координаторы. Это очень сложная ноша, помимо того, что нужно собирать деньги.
— Как оцениваете работу по налаживанию взаимодействия с предпринимателями?
— Я оцениваю проделанную работу на «удовлетворительно». За год невозможно взаимодействие идеально наладить, но сделано за этот год было очень много. Мы действительно повысили открытость и прозрачность комитета. Все это почувствовали. Это не пустые слова, а реальная работа. Тяжелая, ежедневная работа наших сотрудников, которую не видно. Мы разъясняем, как нужно правильно взаимодействовать с посетителями, с предпринимателями, доходим до мелочей. Вплоть до того, как нужно проводить прием. Что говорить, как объяснять, в какие сроки все проводить.
Мы максимально ускорили все сроки. Даже не стали внедрять это через регламент, не стали прописывать в постановлениях исполкома, просто внутренние сроки установили более жесткие. Срок рассмотрения обращения граждан у нас — 24 дня. Хотя по закону — месяц. Если человек пишет срочно, мы ставим короткий срок.
Число жалоб сократилось, и они в большей степени связаны не с жалобами на комитет, а с жалобами на третьих лиц, просто с нашим участием приходится их рассматривать. Мы должны выехать, контроль провести. Жалобы на сотрудников поступают очень редко. Мы с ними детально разбираемся, проводим служебные проверки.
Нам удалось сформировать индивидуальный подход по премированию сотрудников. Если раньше была уравниловка, все получали ежеквартально по две премии по два месячных содержания, то мы индивидуализировали этот процесс. У нас каждый получает по заслугам. Человек поработал — получил больше, чем остальные. Плохо поработал — получил меньше, кто-то вообще ничего не получил. Активно применяем систему дисциплинарных взысканий. Жалоб на сотрудников очень мало.
Создан кадровый резерв внутри комитета. Это тоже очень важно. Он не просто создан, он реально уже работает. Допустим, главный специалист был в резерве на замначальника отдела, через месяц он работает замначальником отдела. Внутренний резерв позволяет людям понимать, куда они могут стремиться. Кто-то попал в резерв на замначальника руководителя, на первого заместителя руководителя. Я всегда приветствую такие начинания.
— Какие цели для комитета вы ставите в 2015 году?
— Я хочу развить частно-государственное партнерство. Возможно, через наше акционерное общество, с долей муниципалитета. В чем преимущество партнерства — это возможность реализации крупных инвестиционных проектов.
У меня была идея, которую я могу озвучить в качестве экспериментальной. Для примера приведу ОАЭ. Там очень много принадлежит государству. Там есть государственные гипермаркеты. Гипермаркеты по всей стране, которые принадлежат государству с доступными ценами. Деньги, естественно, идут государству.
Есть такая идея — на начальном этапе взять какую-то площадку в Казани с привлечением какого-либо нашего акционерного общества при муниципалитете, построить торговый центр. Он будет принадлежать муниципалитету, и доходы от него будут поступать в доходы бюджета.
Арендная плата за торговые помещения у нас очень высокая, доходит до 5 тыс. рублей за квадратный метр. Это в лучшие времена, конечно, было. Все зависит от того, как правильно построить концепцию этого торгового центра. Это и есть реновация, когда мы воссоздаем тот пул объектов, которые нам нужно в казне иметь для того, чтоб постоянно поддерживать нашу доходную часть. Такие крупные проекты позволят нам получать постоянный доход. Сейчас мы сдаем за 200 рублей за квадратный метр помещение, которому уже 50 лет.
В принципе, сама идея муниципальных торговых центров она нормальная. Я думаю, что потом она получит свой отклик, потому что на данный момент вопрос стоит в том, чтобы поддерживать население. Нужны льготные цены. Почему нет? Это не должна быть большая коробка, можно выбрать формат, например, супермаркета. Но их нужно строить на новых площадках, как мы строим школы, детские сады в новых микрорайонах. Зачем отдавать этот привлекательный бизнес предпринимателям, если, в данном случае, мы можем сами это сделать?
Второе — нам нужно, безусловно, думать о поддержке предпринимательства. Что комитет может для этого сделать? Здесь, конечно, мы ограничены в инструментарии. Любые скидки и льготы сразу наказываются антимонопольным органом за ограничение конкуренции. Я думаю, здесь мы можем пойти по пути каких-то законодательных инициатив. Продумать какие налоговые льготы мы можем предложить, может быть активизировать какие-то другие механизмы. Например, у нас есть механизм концессии — когда мы отдаем наш муниципальный объект в пользование, но за него не платят, его восстанавливают. Он остается в муниципальной собственности, выплачивается только аренда за землю. Это делается по итогам конкурса, но, в принципе, инструментарий хороший.
Уходящий год для нас — переход на новый уровень. Ведь мы не можем существовать отдельно от исполкома — мы структурное подразделение. Когда мы совершаем такой серьезный рывок, все остальные начинают смотреть на нас. Появляется ощущение, что другим тоже нужно подтягиваться.
Раньше комитет всегда был в критике. И из-за этого других не было видно, кто плохо работает. Сейчас комитет вышел из этой зоны критики, его в пример приводят. Сразу обратили внимание на другие структуры, которые соседние, по которым люди недовольны. Мы вынуждаем наших коллег равняться на нас. Я считаю, это очень важно — показать пример, как можно работать. Для этого вообще ничего не нужно было. Нужно было просто поменять концепцию, политику, по-другому начать работать — честно, открыто, порядочно.
Фото: сайт комитета земельных и имущественных отношений
Беседовала Карина Каримова
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: