Новости
09 Июня 2014, 09:00

Холодный восточный ветер для Татарстана

Поворот в сторону Азии — это новые возможности не только для российского топливно-энергетического комплекса, но и для экономики Татарстана.

«Чужие на празднике жизни» — так можно охарактеризовать ту незавидную роль, которую стали играть предприятия ТЭК Татарстана в общероссийском раскладе. После известных событий с Украиной коренным образом изменилась национальная энергетическая стратегия. Вернее, изменился сам ее вектор, переместившись из Европы в сторону Азии.

Все это произошло в течение небольшого отрезка времени и до конца еще правильно не осмыслено, но посыл для нашего топливно-энергетического комплекса уже понятен: «На Восток!» И подписание российско-китайского газового контракта — это только первый шаг к глобальной геополитической переориентации станового хребта нашей экономики, а, значит, и всех нас.

Причем тут Татарстан? Дело в том, что образно можно сказать так:

«В семье появился младший ребенок, да еще какой, и теперь внимание будет приковано к нему, в ущерб старшим детям».

Прошедшее в середине этой недели в Астрахани заседание комиссии при президенте по вопросам стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности под председательством Владимира Путина наглядно показало — приоритеты поменялись. Началась диверсификация направления экспорта энергоресурсов с упором на поставки в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Теперь главное внимание будет уделено регионам Восточной Сибири и Дальнего Востока.

Все докладчики на заседании четко выделяли именно этот вектор. Например, сообщалось, что общий объём инвестиций компании «Роснефть» в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке в связи с новыми долгосрочными контрактами на поставки в страны АТР составит 3 триллиона рублей, а планируемые вложения в освоение Арктического шельфа составят около 400 миллиардов долларов только за первые 20 лет.

И запуск первого в истории современной России магистрального 1100-километрового ШФЛУ-продуктопровода между Пуровским заводом по переработке газового конденсата и «Тобольск-Нефтехим», и удвоение мощностей на том же Пуровском заводе в 2014 году, и запуск в Тобольске переработки ШФЛУ на 6,6 млн тонн в год (больше, чем в Европе), и успехи по добыче нефти на Ванкорском месторождении, и многое другое — во всех этих торжественных реляциях и планах ни слова о Татарстане.

А ведь совсем недавно ТЭК Татарстана был одним из хэдлайнеров подобных мероприятий. Достаточно вспомнить пламенное выступление генерального директора ОАО «ТАИФ» Альберта Шигабутдинова в прошлом году на совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности, которое провел в Тобольске Владимир Путин.

Тогда глава ТАИФ ратовал за реализацию амбициозного проекта по строительству продуктопровода Ямал-Поволжье для транспортировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) на нефтехимические предприятия Татарстана и Башкортостана. Была бурная дискуссия, споры по этому проекту, и Татарстан был услышан

В нынешней ситуации про этот проект можно забыть, а сам ТЭК Татарстана, видимо, становится фигурой умолчания на больших нефтехимических посиделках. Теперь нефтехимическому комплексу Татарстана придется реализовывать азиатскую философию «чучхе» — опора, прежде всего, на собственные силы. Внимание Москвы теперь будет уделяться по сугубо остаточному принципу.

Но не все так плохо, ведь идеи «чучхе» для татарстанского ТЭКа — это шанс для перестройки на более высокий технологический уровень. Мы уже писали об оперативной реакции Рустама Минниханова на новую экономическую программу президента России Путина. Тогда глава республики призвал сконцентрироваться на импортозамещении в ключевой отрасли экономики республики — нефтехимическом комплексе.

Сегодня наиболее уязвимыми остаются позиции по производству катализаторов и реакторов гидрокрекинга, систем телекоммуникаций, программ 3D-моделирования, высока доля импортных комплектующих в современных газотурбинных установках. Например, газотурбинные установки свыше 50 мегаватт производятся только на иностранном производстве.

В Татарстане нужна осмысленная государственная поддержка импорта ключевых комплексных технологий с обязательствами по их локализации, покупки зарубежных активов технологических доноров, формирование ключевых технологических альянсов с лидирующими мировыми игроками. И важнейшим направлением является развитие спе
циализированных инжиниринговых компаний в сфере создания объектов ТЭК и выращивания российских энергосервисных компаний.

В Татарстане богатейшая научная база с хорошими наработками. Однако следует понимать, что качественное импортозамещение — дело очень трудное.

Например, в сегменте катализаторов у нас и сейчас есть производственные мощности. Но эта продукция неконкурентоспособна и по качеству уступает зарубежным аналогам, которые защищены патентами. За рубежом это многомиллиардная индустрия, в которой десятилетиями работают институты, оснащенные самым передовым оборудованием и квалифицированными кадрами.

Кроме того, многие технологические линии, оснащенные оборудованием западного производства, «заточены» на определенные параметры таких катализаторов. Значение имеет не только состав катализаторов, но и даже способ нанесения на носители, при каких условиях такие процессы проводили, и еще сотни малозаметных, но очень важных технологических мелочей.

Работы в случае действительного курса на модернизацию и импортозамещение — непаханое поле. Но и возможности открываются огромные…

Альберт Бикбов

руководитель аналитического отдела портала TatCenter.ru

Новости
20 Апреля 2024, 16:43

В Татарстане подорожали все марки бензина и дизтопливо С 8 по 14 апреля

Данные приводит Татарстанстат.

С 8 по 14 апреля в Татарстане произошло небольшое повышение цен на все виды бензина и дизельное топливо, согласно данным Татарстанстата.

По состоянию на 15 апреля средняя цена бензина АИ-92 составляла 49,33 рублей за литр, что на 0,10% больше по сравнению со стоимостью на 8 апреля. АИ-95 вырос в цене на 0,11% и стал стоить 53,17 рубля, а АИ-98 и выше — на 0,37% и достиг 66,91 рублей. Литр дизельного топлива стал стоить 59,80 рубля, неделей ранее его цена была 59,73 рубля.

Напомним, в первую неделю апреля 2024 года в Татарстане наблюдалось небольшое снижение цен на автомобильное топливо.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: