Новости
11 Марта 2014, 09:00

Госсовет-2014: «В Татарстане неожиданностей не любят»

Доктор политических наук Сергей Сергеев рассказал порталу TatCenter.ru, какие партии пройдут в новый Госсовет, почему необходимо снизить проходной барьер и что является главной проблемой постсоветской политики.

сергей сергеев— Как должен измениться Государственный Совет Татарстана с учетом реалий политической и экономической жизни страны?

— Как должен или как изменится?

— Как должен.

— Говорить о том, что хотел бы видеть, всегда отчасти утопично. Я и в масштабах России, и в Татарстане хотел бы видеть парламенты, где основными конкурирующими партиями являлись бы РПР-ПАРНАС и «Яблоко» (или подобные им партии — социал-демократическая и либеральная), при определенном присутствии коммунистов, допустим, 40 на 40 на 20. Но к такому парламенту, разумеется, ни Россия, ни тем более Татарстан абсолютно не готовы.

— А как изменится на самом деле?

— Он ненамного изменится. Будут, во-первых, некоторые персональные изменения в составе депутатского корпуса «Единой России», которая останется доминирующей фракцией.

Видимо, некоторые подвижки произойдут в составе депутатов-бизнесменов. Некоторые даже сейчас являются депутатами Госсовета только на том условии, что их декларации о доходах не будут опубликованы.

Т.е. какие-то бизнесмены или крупные руководители холдингов, вероятно, в будущий состав Госсовета баллотироваться не будут.

Во-вторых, возможно, в Госсовете РТ будут представлены не одна, а две компартии. Возможно, также преодолеет барьер и список «Справедливой России». Но общего расклада политических сил это не изменит. Будет, допустим, три-четыре коммуниста и три-четыре «эсера». Или шесть коммунистов и три-четыре человека из «Справедливой России». При этом «Единая Россия» намерена общее свое представительство в Госсовете РТ сохранить.

— Будут ли представлены новые партии в парламенте?

Наиболее вероятным я считаю появление «Справедливой России», хотя если ее региональное отделение будет вести свою кампанию так же, как сейчас, или, вернее, не будет ее вести, тогда их шансы резко уменьшаются. Ну, а далее, с вероятностью менее 50%, могут пройти «Коммунисты России», они достаточно активно заявляют о себе. Могут пройти ЛДПР и даже РПР-ПАРНАС, или их представители по мажоритарным округам. Их шансы невелики, но не равны нулю. Может быть, кто-то из них привлечет какую-то популярную фигуру в свой список, что привлечет внимание избирателей. Но вообще в Татарстане неожиданностей не любят.

— Кого бы вы хотели видеть в составе Госсовета?

— Прежде всего, это должен быть человек, профессионально занимающийся политикой, карьера которого определяется исключительно избирателями, а не в казанском Кремле.

Бич постсоветской политики — это то, что на место депутатов романтического периода конца 1980-х — начала 1990-х гг., которые подчас сами не знали, что хотели — «то ли Конституции, то ли севрюжины с хреном», пришли люди, которые слишком хорошо знают, чего хотят.

Но для них парламент — это средство решения их собственных проблем в бизнесе. Им нужен значок и мандат. А сидеть и принимать законы — им это неинтересно. Им нужно входить в кабинеты министров, глав ведомств, им нужно лоббировать свой бизнес, а принимать какие-то законы — это им просто не нужно. Еще раз подчеркну, что вхождение бизнеса во власть ради решения частных проблем самого бизнеса — это бич постсоветского времени.

Бизнес должен заниматься бизнесом, а политикой должны заниматься профессиональные политики.

Другой бич — это то, что парламент становится местопребыванием отставных чиновников, которые не хотят уходить на пенсию («отстойником», по выражению известного социолога О. Крыштановской). Поэтому пусть лучше парламент будет меньше, но полностью профессиональный и зависящий только от избирателей.

— Считаете ли Вы целесообразным переход Госсовета к двухпалатной системе (по аналогу Госдумы и Совета Федерации)?

— А зачем нам вторая палата? Понимаете, вторая палата — это типично для федеративных государств. Первая палата формируется избирателями по принципу равного представительства, а вторая палата — палата регионов. У нас уже был такой совершенно нелепый неконституционный опыт 1990-х гг., когда половину Госсовета РТ составляли главы администраций (т.е. исполнительная власть). Я думаю, к этому не нужно возвращаться ни в коем случае.

— Возможно ли появление новых блоков в составе парламента республики?

— Дело в том, что блоки перед выборами, к сожалению, и российским, и республиканским законодательством исключены. А это
было бы полезно. Пусть даже для них был бы поднят порог проходимости в парламент. Ну, а какие-то фракции… Если 80% будет снова у «Единой России», а остаток разделят КПРФ и «Справедливая Россия» — какие уж тут новые блоки. Если и будут, то это будут старые блоки с новыми названиями. «Татарстан — Новый Век» — та же самая «Единая Россия», но с региональным акцентом. Для появления предвыборных блоков нужно изменение всего расклада политических сил, всей общественно-политической ситуации. Можно принять закон, разрешающий формирование предвыборных блоков, но жизнеспособные, конкурентоспособные политические силы от этого сразу не появятся.

— К слову о пороге, не является ли существующий барьер слишком высоким?

— Высокий порог. Должен быть 4−5%, лучше 4%. Вообще, в политической науке считается, что порог — это весьма грубое средство электоральной техники. Как топор вместо долота, рубанка или наждака. Есть более тонкие инструменты, а тут взяли и отрубили всё, что меньше 7%. Но это не всегда помогает. В Турции порог 10%, и это была откровенно дискриминационная мера: в конце ХХ в. власти хотели ослабить исламистские партии. А те поднапряглись, и новая партия, справедливости и развития, в начале 2000-х гг. преодолела этот порог, заняв в результате в Великом Национальном Собрании даже больше мест, чем получила бы без этого порога за счет других, светских партий.

Беседовал Камиль Асадуллин

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: