Новости
26 Декабря 2013, 07:31

Убитая мечта-2013: нефтехимия Татарстана не вернется в СССР

В конце этого года окончательно «умерли» планы республиканских нефтехимиков на получение дешевого сырья для двух ведущих предприятий Татарстана. Как СИБУР вытащил трубу «из-под носа» республики?

Обеспечение нефтехимических предприятий Татарстана дешевым сырьем — настоящая головная боль для республики. Тема продуктопровода для загрузки «Казаньоргсинтеза» и «Нижнекамскнефтехима» постоянно поднималась как федеральным руководством, так и властями Татарстана и Башкортостана. Однако в этом году надежда на отдельные поставки пошла ко дну благодаря стараниям руководства компании СИБУР.

Мощность блоков центральной газофракционирующей установки «Нижнекамскнефтехима» составляет 3,6 млн тонн. Мощность в 2 млн тонн была достигнута только один раз — ещё в советские времена. Вопрос полной загрузки актуален до сих пор, а с учетом амбициозных планов руководства республики значимость решения возросла в разы.

Исторически сырьём для промзон Нижнекамска, помимо собственного прямогонного бензина, была широкая фракция лёгких углеводородов (ШФЛУ, сжиженная газобензиновая смесь) из Западной Сибири. Сначала ШФЛУ возили по железной дороге, пока в 1985 году не построили продуктопровод «Сибирь — Урал — Поволжье». Это тот самый продуктопровод, который летом 1989-го сжёг при взрыве два пассажирских поезда (645 человек погибло). После взрыва продуктопровод не восстанавливался и был ликвидирован.

катастрофа продуктопровод

Последствия взрыва продуктопровода, 1989 г.

Сырьё вновь пошло по железной дороге.

Неудивительно, что тема продуктопровода из Западной Сибири постоянно поднималась как федеральным руководством, так и властями Татарстана и Башкортостана. При этом дефицит ШФЛУ и сжиженных газов на предприятиях Урало-Поволжья на 2010 год составил 6 млн тонн, а в перспективе до 2020 года возрастет до 8 млн тонн.

В Западной Сибири различными газоперерабатывающими заводами перерабатывается более 30 млрд кубометров попутного нефтяного газа. Этот объем непрерывно растет, и, по данным компаний, ведущих добычу и переработку в Западной Сибири, к 2015 году увеличится втрое.

В результате объемы ШФЛУ возрастут с 4,5 млн тонн до 12 млн тонн к 2015 году. Единственный переработчик ШФЛУ в Западной Сибири — Тобольский НХК. Там уже начато строительство новой очереди центральной газофракционирующей установки (ЦГФУ-2), которая позволит дополнительно перерабатывать до 2,8 млн тонн ШФЛУ в год. Строительство закончат к концу 2014 года.

В 2009 году Владимир Путин поручил разработать варианты транспортировки ШФЛУ из Сибири в районы расположения существующих и в наиболее благоприятные районы для строительства новых нефтегазохимических комплексов.

На поручение Путина откликнулись СИБУР и ТАИФ, которые представили в 2010 году свои варианты. Первый предложил строить трубу от Ямала до Тобольска — приоритетный вариант (а в качестве второго варианта — строительство провода до побережья Балтики — в обход Татарстана и Башкортостана). ТАИФ, конечно же, выдвинул вариант строительства к предприятиям в Поволжье. В Татарстане главными потребителями ШФЛУ должны были стать «Казаньоргсинтез» и «Нижнекамскнефтехим».

Обсуждение проекта продуктопровода «Западная Сибирь — Урал — Поволжье» по территории двух республик было зафиксировано в резолюции первого форума «Большая химия», состоявшегося в 2011 году в Уфе.

В мае 2012 года в Уфе на очередном, втором форуме «Большая химия» главы Татарстана, Башкортостана и губернатор ЯНАО подписали протокол о намерениях в области транспортировки нефтехимического сырья, в том числе ШФЛУ, по маршруту Ямал-Поволжье.

Рустам Минниханов на форуме Большая химия

Предполагалось проложить более 2 тыс. км трубопровода в течение пяти лет. Стоимость проекта оценивалась в пределах 80−120 млрд рублей, затраты на проектные работы — 50−60 млн рублей.

В январе этого была создана производственно-коммерческая структура ОАО «Ямал-Поволжье», учредителями которой стали ОАО «Региональный фонд» (Башкирия, 33,3% акций), некоммерческая организация «Региональный инновационно-инвестиционный фонд «Ямал» (33,3%) и ОАО «Нижнекамскнефтехим» (33,4%), уставный капитал компании составил 45 млн рублей.

Но министерство энергетики России охладило страждущих сообщением о том, что проект продуктопровода «Ямал-Поволжье» не может быть реализован… из-за отсутствия сырья.

«Минэнерго неоднократно обсуждало вопрос строительства продуктопровода „Ямал-Поволжье“ со всеми заинтересованными сторонами. Производител
и сырья, к которым относится „НОВАТЭК“, ТНК-ВР „Газпром“ и „СИБУР“, не подтвердили наличие свободных ресурсов по ШФЛУ на данном направлении», — заявил на форуме «Большая химия» в мае этого года директор департамента переработки нефти и газа Минэнерго РФ Михаил Грязнов.

По данным Минэнерго России, 7 млн т свободных запасов ШФЛУ нет, так как три крупных потребителя — «Роснефть», «СИБУР» и «Газпром» — «забронировали» практически весь этот объем. Сегодня свободный объем ШФЛУ, который мог бы пойти по новому трубопроводу в Поволжье, составляет меньше полумиллиона тонн. Да и то не факт…

В программе развития газо- и нефтехимии России на период до 2030 года прямо сказано:

«Основной проблемой проекта (продуктопровод „Ямал-Поволжье“) является необеспеченность заявленными объемами сырья, поскольку он конкурирует с комплексным проектом Западно-Сибирского кластера по выработке ШФЛУ, его транспортировке по продуктопроводу до Тобольска и переработке в Тобольске».

Но надежда умирает последней.

В августе на совете директоров «Татнефтехиминвестхолдинга» директор департамента анализа ТЭК ОАО «СибНАЦ» Лариса Нечипорук заявила, что в 2020 году на территории Надым-Пур-Тазовского района в Ямало-Ненецком автономном округе может быть добыто 220 млрд тонн жирного газа. При 100%-ном извлечении получение ШФЛУ, которые служат основным сырьем для нефтехимических предприятий, в 2020 году составит 18,7 млн тонн, что больше нынешних показателей в 2,6 раза.

В 2011 году добыча жирного газа в этом районе составила 98 млрд кубометров. Это 100% добываемого сейчас газа в ЯНАО. Именно в Надым-Пур-Тазовском районе в будущем будет добываться весь жирный газ. К 2020 году добыча этого газа в районе составит 221 млрд кубометров, что больше, чем добывается сейчас, в 2,2 раза, сказала Нечипорук.

А стало быть, есть свободные объемы для Татарстана и Башкортостана! Значит, продуктопровод строить можно? Но все упиралось в деньги, ведь 120 млрд руб в «свободных деньгах» нет ни у Татарстана, ни у Башкортостана. Может быть, Москва поймет и выделит необходимые средства?

Воодушевленный такой перспективой, 16 октября генеральный директор ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов выступил на совещании по вопросам развития нефтехимической промышленности, которое провел в Тобольске президент России Владимир Путин.

Шигабутдинов попросил у президента помочь с реализацией амбициозного проекта по строительству продуктопровода Ямал-Поволжье для транспортировки широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) на нефтехимические предприятия Татарстана и Башкортостана.

Но пыл Шигабутдинова был охлажден репликой Леонида Михельсона, совладельца ОАО «Новатэк» и ОАО «СИБУР».

«Работайте с потребителями, вы всё время ставите вопрос, что кто-то вам построит ШФЛУ-провод до ваших производств. „СИБУР“ сделал это сам и работает с добывающими газовыми и нефтяными компаниями. Почему кто-то должен делать инвестпроект за чей-то счёт?»

Окончательно надежды Татарстана были похоронены открытием СИБУРом «Тобольск-Полимера».

Чуть раньше октябрьского совещания, на котором прозвучали упреки в адрес главы ТАИФа, Путин запустил в Тобольске на предприятии «Тобольск-Полимер» (входит в холдинг СИБУР) современное производство полипропилена мощностью 500 тыс. т в год.

«Тобольск-Полимер» станет крупнейшим в России и войдет в тройку мировых производств полипропилена. При вводе данной мощности РФ прекратит закупки полипропилена по импорту и превратится из импортера в экспортера базовых марок полипропилена. Предполагается, что по затратам на тонну выпускаемого полипропилена «Тобольск-Полимер» попадает в 10% наиболее эффективных мировых мощностей.

С учетом расширения смежного ЦГФУ «Тобольск-Нефтехим» до 6 млн тонн и готовящегося к строительству проекта «Тобольский этилен-1500» (сдача в 2017 г.) понятно, что объемов ШФЛУ для нужд Татарстана и Башкирии не остается уже даже теоретически.

Так умерла возможность нефтехимиков Татарстана вернуться в старые добрые советские 80-е годы… Рентабельность двух гигантов — «Нижнекамскнефтехима» и «Казаньоргсинтеза», — работающих на дорогом сырье, остается под вопросом.

Альберт Бикбов

Новости
29 Марта 2024, 12:51

Дизтопливо в Татарстане подорожало на 0,18% С 18 по 25 марта

Его стоимость составила 59,8 рублей за литр.

Согласно отчету Татарстанстата, цены на бензин марки АИ-95 и дизельное топливо выросли за прошедшую неделю в регионе.

Стоимость бензина АИ-95 увеличилась на 0,22% и достигла 53,2 рублей за литр, а дизельное топливо подорожало на 0,18%, стоимость которого составила 59,8 рублей за литр. Цена на бензин марки АИ-92 осталась неизменной — 49,2 рублей. Стоимость бензина марки АИ-98 и выше также осталась на том же уровне — 66,6 рублей за литр.

Напомним, Татарстан занял 28 место среди регионов России по уровню доступности бензина.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: