Новости
20 Декабря 2013, 09:50

Доступность напоказ

Министерство труда и соцзащиты Татарстана отчиталось по программе «Доступная среда». Вновь сообщается, что инфраструктура для людей с инвалидностью была улучшена. Но действительность и сами инвалиды говорят об обратном: крутые пандусы и неработающие лифты по-прежнему оставляют горожан с ограниченными физическими возможностями «заложниками» квартир.

За два года на реализацию программы «Доступная среда» в Татарстане было потрачено более 1,4 млрд рублей. Бюджетные деньги освоены, но передвижение в городах региона для людей с инвалидностью — это по-прежнему борьба с препятствиями. Внешне изменения есть, но на самом деле созданная якобы для маломобильных групп населения инфраструктура выполняет только декоративные функции — этими пандусами невозможно пользоваться, а подъемные лифты не работают.

По данным анализа Института сравнительных исследований модернизации обществ КФУ, в Казани проводят свободное время так, как они хотят, только 46% людей с инвалидностью в возрасте от 18 до 30 лет. 42% испытывают трудности, связанные с адаптированностью для них городской среды, а более 11% — вообще не имеют возможности самостоятельно выйти из дома.

На коллегии в министерстве труда, занятости и социальной защиты РТ, где подводились итоги года по реализации программы «Доступная среда», замминистра Ирина Просвирякова сообщила, что в республике было адаптировано 264 объекта сферы здравоохранения, культуры, спорта и образования.

«Проведены работы на пешеходных переходах по понижению бортового камня и укладке тактильной плитки, адаптированы 1710 подъездов, в которых проживают инвалиды-колясочники, в многоквартирных домах», — сказала она.

О том, как «проводились работы» по установке откидного пандуса в ее подъезде, порталу TatCenter.ru рассказала Амина Ибниева. Новым пандусом она ни разу не воспользовалась. Женщина обратилась с жалобой в прокуратуру, но ни власти, ни ведомство на ее просьбы провести экспертизу пригодности пандуса пока не реагируют.

«Пандусом невозможно пользоваться, он установлен с нарушениями, начиная с угла наклона, заканчивая тем, что нет перил с двух сторон, он не автоматический, каким его обещали сделать. Пандус очень крутой, громоздкий и неудобный — другие жители подъезда о него спотыкаются. Я подала жалобу в прокуратуру и попросила прокурора нашего района быть моим представителем. Прошел месяц, но официального ответа не поступило. По телефону мне пообещали провести проверку. Хочется, чтобы представители компании, установившей пандус, просто сели в коляску и попробовали по нему спуститься и подняться. Если у них это получится, я заберу заявления. Я одинокий человек и привыкла все делать сама, этот пандус мне нужен», — говорит женщина.

Однако в министерстве заявляют, что при внедрении программы главными экспертами выступили организации инвалидов. А председатель Татарской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов Рифат Ганибаев занял позицию властей, и на коллегии подтвердил, что «они с самого начала включились в реализацию этой программы».

Проследить, как, по официальной версии, Татарстан становится зоной с «Доступной средой», можно на специальной карте, где отмечены 1125 объектов. Но участники инициативной группы «Город без преград» создали другую карту, на которой отмечаются проблемные места в Казани, создающие трудности для людей с колясками и инвалидов.

В начале декабря участники группы написали письмо мэру столицы Татарстана Ильсуру Метшину, в котором активисты указывают на очевидную неэффективность при расходовании бюджетных средств, рассчитанных на программу, рассказал координатор проекта, преподаватель КФУ Искандер Ясавеев. Несмотря на то, что изменения в городе внешне произошли, люди с инвалидностью не почувствовали себя свободнее.

«В Казани произошел ряд изменений, связанных с реализацией программы «Доступная среда» и подготовкой к Универсиаде… Однако Казань не стала городом, открытым и доступным для всех. В частности, откидные пандусы в подъездах, установленные в рамках программы, не могут использоваться людьми с инвалидностью самостоятельно вследствие значительного веса и несоответствия нормативам.

Даже такие социально значимые объекты, как поликлиники, не приспособлены для людей, использующих коляски… Тротуары и пешеходные дорожки на некоторых отремонтированных улицах, включая территорию непосредственно у станций метро, вообще не оборудованы съездами на проезжую часть. Большая часть лифтов, установленных в надземн
ых пешеходных переходах, до сих пор не работает…

Все это означает, что родители с детскими колясками и люди, испытывающие трудности при передвижении, сталкиваются с серьезными проблемами, а значительная часть людей с инвалидностью вообще не имеет возможности самостоятельно передвигаться по городу. Люди все так же заперты в своих квартирах и домах", — говорят координаторы инициативной группы «Город без преград».

Недостижимые образовательные стандарты

Недоступным для людей с инвалидностью из-за отсутствия соответствующей инфраструктуры остается и образование. Учреждения, где люди с ограниченными возможностями могут получить среднее образование, находятся в Казани, Набережных Челнах, Нижнекамске и Бугульме. Но даже специализированные образовательные учреждения для них не приспособлены — людям с инвалидностью трудно попасть и в учебные здания, и в общежития. В рамках создания среды для инклюзивного образования в этом году в республике были адаптированы 13 школ.

Напомним, по стандартам Минобразования России 20% образовательных учреждений должны быть доступны инвалидам. В республике 1503 школы, 20% от них — около 300 школ. «Это очень высокий показатель, и достичь его очень трудно», — отметила замминистра республики Ирина Просвирякова.

Министр труда, занятости и соцзащиты РТ Айрат Шафигуллин считает, что министерство образовании приняло стандарты по инклюзивному образования, достичь которых невозможно.

«В самом министерстве образования России были заложены принципы, которые достичь практически невозможно. Нужно и решение заложить, и самим помочь министерству образования с решением этой проблемы. Если мы не сможем достигнуть показателя в 20%, то говорить о социальной адаптации инвалидов нам не придется. Это более глубокие вещи, нежели пандусы. Это все нужно, но образование может оказаться критичным», — сказал он.

Особенная работа

Всего в Татарстане проживают 313,3 тыс. людей с инвалидностью, и более 1 млн человек относятся к маломобильным группам населения: родители с детскими колясками, временно нетрудоспособные и пенсионеры.

Более 72 тыс. людей с инвалидностью в трудоспособном возрасте, из них 30 тыс. человек работают. В службы занятости ежегодно обращаются порядка 6,5−8 тыс. инвалидов.

С 2006 года места для людей с инвалидностью на татарстанских предприятиях квотируются. В 2013 году их число составило 347.

Казанский центр занятости населения в декабре провел специализированную ярмарку вакансий для горожан с ограниченными физическими возможностями. По словам специалиста центра Энже Закировой, по состоянию на 1 декабря на учете состоят 494 инвалида, из которых 43,3% — женщины и 56,7% — мужчины. Людям с инвалидностью все же довольно трудно реализовать себя из-за особых условий на рабочем месте, которые им необходимы, но создать их могут не все работодатели, говорит Энже Закирова.

За содействием в трудоустройстве за это же время обратились 1184 человека, нашли работу 654 из них.

«Вообще, когда работодатели приходят со своими предложениями, мы стараемся найти и среди общего объема вакансии для этой категории граждан. В недавно прошедшей выставке приняли участие более 35 предприятий, которые готовы были предоставить 257 мест именно для людей с инвалидностью. Среди них — Казанский вертолетный завод, отдел образования исполкома, „Бахетле“, медицинские учреждения, „Метроэлектротранс“. Мы знаем, что направление на трудоустройство получили 55 человек, а уже работают — 15», — говорит Закирова, которая и такой результат называет «победой».

Виноваты законы

В министерстве все же признают проблемы, с которыми внедряется в республике «Доступная среда», но списывают их на несовершенство законодательства и некомпетентность строителей.

«Формирование доступной для инвалидов среды, несмотря на существующую нормативную базу, находится пока на недостаточном уровне. Все это вызывает замкнутость жизни инвалидов, равнодушие со стороны сограждан», — сказала Ирина Просвирякова.

Так, в числе факторов, влияющих на качество всех работ, она назвала разбалансировку нормативно-правовой базы, отсутствие жесткой системы контроля соблюдения доступности с момента проектирования до ввода здания, недостаточный уровень компетенции у проектировщиков и строителей в части прави
льного понимания того, как нужно работать с такими объектами.

Благотворительный фонд «День добрых дел», запустивший в Казани бесплатное такси для людей с инвалидностью, по словам его руководителя Рустама Хасанова, уже предлагал властям сотрудничество в реализации программы с конкретными условиями: чтобы подрядчики исправляли ошибки за свой счет. Но ответа от министерства они так не получили.

«О доступности городской среды говорит тот факт, что за две недели декабря наше социальное такси уже получило более 100 заявок на транспортировку. В основном, это поездки в медицинские учреждения. Получается, что за один выезд мы делаем 5−7 остановок. К нам звонит как молодежь, так и одинокие старики. Проблема в том, что, если и есть какие-то инфраструктурные возможности для инвалидов, то при выходе из дома или любого другого здания они заканчиваются. Инвалиду нужно сначала добраться до остановки, затем как-то выбраться из автобуса.

Я здоровый человек, и пандусы мне нужны только для того, чтобы гулять с ребенком на коляске. У нас на проспекте Амирхана есть надземный переход, но мы с семьей им никогда не пользовались, потому что пандусами там воспользоваться невозможно.

Еще здесь есть лифт, у которого единственный недостаток — он не работает. Он, как и многое в этой программе, был сделан для показухи. Вопрос ведь в том, что все рычаги давления для того, чтобы исправить ситуацию, у власти есть. Нужна воля руководства", — говорит Рустам Хасанов.

Использованы фотографии группы «Город без преград»

Новости
28 Марта 2024, 19:40

По улице Миннуллина в Казани изымут еще семь земельных участков Для строительства дороги

А также расположенные на них объекты недвижимого имущества.

В Казани планируется изъять еще семь земельных участков и объекты недвижимости, включая гаражи, принадлежащие гаражно-строительному кооперативу «Волга», для строительства дороги по улице Туфана Миннуллина. Соответствующее постановление опубликовано на сайте мэрии в новом выпуске электронного сборника документов и правовых актов.

Администрация Вахитовского и Приволжского районов города должна в течение 10 дней направить правообладателям копии постановления и уведомления об изъятии недвижимости. Комитет земельных и имущественных отношений горисполкома проведет оценку стоимости изымаемой недвижимости и заключит с владельцами соответствующие соглашения.

Ранее власти Казани распорядились изъять 16 земельных участков и находящиеся на них объекты недвижимости для строительства автодороги по улице Миннуллина.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: