— Ратмир Фаритович, расскажите, как изменился комитет с вашим приходом?
— К этому комитету традиционно было много вопросов, потому что это сферы, связанные с эффективным использованием муниципального имущества и земельных участков. Именно поэтому, когда я заступил на эту должность, данные вопросы для себя структурировал, обозначил стратегию развития комитета, и сейчас мы движемся в ее рамках.
Комитет земельных и имущественных отношений — один из ключевых в структуре исполкома, и от результатов его работы зависит наполняемость бюджета с точки зрения неналоговых доходов. Если у нас план на год был собрать 2,1 млрд рублей, то с моим приходом его подняли до 2,689 млрд рублей. На сегодняшний день мы собрали 2,2 млрд рублей налогов, то есть, прежний годовой план уже выполнили. Но руководство ставит перед нами новые задачи, у нас еще есть резервы, которые мы можем дополнительно использовать. Мы эту планку приняли и двигаемся к ней.
— За счет чего удалось повысить эффективность?
— Моя работа — очень интересная. Чтобы добиться результата, здесь приходится быть и экономистом, и юристом, и бухгалтером. Подход очень простой — нужно быть эффективным собственником. Когда вам принадлежит десяток объектов, и вы из них извлекаете доход, при условии, что вы эффективный собственник, вы будете за ним следить, не будете допускать задержек при внесении арендной платы. Когда я пришел в комитет, я поставил такую задачу — сделать комитет эффективным собственником. Мы начали внутреннюю инвентаризацию по договорам аренды имущества, по договорам аренды земли. По ее результатам выявили, что у нас огромная дебиторская задолженность. Нам должны деньги предприятия и физические лица, много договоров пролонгированы на неопределенный срок.
Мы поставили задачу проработать всех проблемных арендаторов. Подход у нас сейчас простой, для всех без исключения одинаковый — если вы нам не платите, мы с вами расторгаем договор. Какая бы компания не была: крупная, мелкая — для нас это значения не имеет. Нам нужны арендаторы, которые платят вовремя.
У нас есть разные варианты: если договор пролонгирован на неопределенный срок, мы можем отказаться от исполнения договора в течение месяца. Если же договор действует, мы можем его расторгнуть через суд. Но прежде, чем расторгнуть, мы даем последний шанс. Приглашаем должников на комиссию в комитет, спрашиваем, какие у них мысли по поводу задолженности, когда они ее погасят. Как правило, никто не отказывается. Мы предлагаем им график, и в течение месяца они гарантируют погасить задолженность.
Практика показала, что предприниматели и население услышали нас, они приходят на комиссию с платежным поручением, с оплаченными долгами. Если кто-то не оплатил, говорит, когда он собирается это сделать, и действительно оплачивает.
— Как в итоге изменилась динамика по платежам?
— Могу сказать, что по текущим платежам у нас начисления ежемесячно — по договорам аренды имущества это порядка 27 млн, по договорам аренды земли — 87 млн рублей. Это текущие платежи. Есть еще задолженности.
Мы направляем уведомления, что расторгнем договоры. Там, где мы видим нарушения со стороны юридического лица, мы оставляем за собой право обратиться в контролирующие органы, и люди это понимают. Отдельным блоком идет работа по исполнительному производству, по решениям судов. На данный момент неисполненных производств у комитета на 250 млн рублей. Наши сотрудники уже обратились к приставам, провели совещание совместно с прокуратурой города, договорились сверку проводить еженедельно.
К должникам применимы такие меры, как арест имущества, арест расчетного счета, запрет на выполнение определенных юридических действий, запрет на выезд за границу. Я это говорю, потому что для многих должников это будет сюрпризом, когда на Новый год они никуда не смогут уехать. И они вспомнят, что они должны были заплатить деньги в КЗИО. И самая радикальная мера — ст. 315 УК РФ («Злостное неисполнение решения суда»). Если при наличии средств они не платят — мы будем возбуждать уголовные дела. Пока мы собрали материалы по нескольким юридическим лицам.
— Что главное в вашей работе на данный момент?
— Руководство поставило нам задачи, по которым мы сейчас работаем. Это три главных направления: в первую очередь, это сбор неналоговых доходов, также это эффективность и прозрачность деятельности, третье — это работа над снижением коррупционных рисков, чтобы комитет работал в соответствии с требованиями закона, и к нам не возникало претензий от правоохранительных органов.
Скажу честно, что в первый день работы в комитете впечатления у меня было противоречивые, если не удручающие. Но я трудностей не боюсь, проработал уже два месяца. Я изначально себе поставил задачу сделать комитет максимально открытым. Мы провели первый круглый стол с предпринимателями, в ближайшее время проведем его еще раз. На вопросы многих мы уже ответили, те, которые остались без ответа, сейчас находятся в работе. Я настроен на то, чтобы диалог с представителями бизнеса и населением был конструктивным, чтобы они слышали нас, а мы слышали их.
— Что, помимо встреч с предпринимателями, вы планируете делать для повышения открытости комитета?
— До моего прихода комитет всегда считался закрытой структурой, и поэтому, наверное, возникало много вопросов. Далеко не всегда коррупция есть там, где мы думаем. Ощущение коррупции возникает из-за того, что структура закрытая, люди не видят того, что происходит за этими дверями. Теперь мы принимаем максимальные усилия, чтобы комитет стал открытым.
Сейчас мы полностью обновили сайт: стали чаще вывешивать свои новости, стараемся сделать его удобным для пользования — работаем над техническими вопросами.
На круглом столе предприниматели жаловались на то, что в мою приемную невозможно дозвониться — был только один телефон. Они говорили, что связь постоянно занята, дозвониться невозможно, а если дозваниваются, то включается автоответчик. Чтобы решить эту проблему, мы установили два городских телефона, поставили дополнительное рабочее место. Все эти мелочи дают результат.
Обновление сайта — это одно из моих обещаний на круглом столе с предпринимателями. Это не только графическое оформление, но и удобная навигация. Теперь аукционные торги по аренде мы сопровождаем фотографиями объектов. И пользователь сразу видит объект, площадь, сумму и фотографию, что очень удобно.
Кроме того, теперь на нашем сайте появилась возможность отслеживать стадию рассмотрения документов, о чем меня тоже просили.
— Расскажите, как развивается ваш проект «Народная инвентаризация», будете ли вы выступать с новыми подобными инициативами?
— Сейчас поступило около 700 обращений, из них 220 — по земельным участкам, 476 — по объектам недвижимости. Я считаю, что это очень немало, поскольку, если сравнивать с Санкт-Петербургом, где население 5 млн человек, то там за первый этап акции поступило около 2 тыс. обращений. У нас, где население примерно в четыре раза меньше, а акция еще не закончилась, поступило 700 обращений. Мы видим, что население нас услышало. В каждом сообщении указывается пожелание — каким они видят данный объект в будущем. Это детский сад, школа, спортивная площадка, магазин, сквер. Мы видим отклик населения.
Мы решили создать специальную карту, чтобы казанцам было удобно рассказывать об обнаруженных ими бесхозных объектах. Карта Казани, которую мы уже разместили на сайте, интерактивная. На ней есть слой, который называется «Народная инвентаризация», где можно увидеть все обращения по программе в масштабах города. Получается, что любой пользователь может зарегистрироваться на сайте, установить на мобильном устройстве приложение «Ориентир» через AppStore, которое подходит для любого телефона. Идя по улице, он просто фотографирует любой объект и отмечает его на нашей карте, а его действия сразу видит администратор, который может ответить по конкретному объекту.
Это удобно и эффективно, а также облегчает ситуацию. Дело в том, что некоторые объекты, по которым к нам поступали жалобы в рамках «Народной инвентаризации», мы просто не могли найти. Люди пишут: «он находится между такой и такой-то улицей, такой-то объект». Мы пытаемся уточнить, если есть телефон, а если его нет, мы уточнить уже не можем.
— Что будет дальше с объектами и земельными участками, на которые поступили жалобы?
— Мы сейчас работаем над тем, чтобы систематизировать информацию по земельным объектам, которая в рамках инвентаризации к нам поступила. Это огромный объем. Мы взяли на себя обязательство ответить каждому заявителю письменно в течение пяти дней по поводу того, кому принадлежит объект и что с ним в дальнейшем будет. Сейчас мы выдерживаем этот срок. Затем начнется тяжелая систематическая работа с этим объектом.
Дело в том, что для того, чтобы достоверно установить, чей это объект, мы должны направить запрос в Росреестр, в минземимущество, в структурные подразделения исполкома, запросить информацию в БТИ. Таким образом мы пытаемся установить, кто собственник.
Одно дело, если это муниципальный объект, и он находится в ненадлежащем состоянии, другое дело, если он на республиканском балансе, либо федеральный или непонятно чей.
Если собственник не был установлен, то нужно признать его бесхозность. Процедура принятия бесхозяйственного объекта муниципальным довольно длительная. Установив, что это бесхозный объект, мы должны поставить его на учет в Росреестр, потом целый год мы выжидаем, а затем признаем право муниципальной собственности на этот объект в судебном порядке.
— Что будет с частными объектами, собственники которых за ними не следят?
— Если это частная собственность, то мы будем собирать списки и приглашать владельцев на комиссию. Она начнет работу в ближайшее время. Кроме того, мы будем приглашать и собственников земельных участков, чтобы с ними проводить разъяснительную работу. Я бы хотел услышать, каким они видят развитие участка. Наша задача в том, чтобы привлечь объект, который не используется, в хозяйственный оборот. Чтобы он был в надлежащем состоянии, если это недвижимый объект, и если это земельный участок, чтобы он был вовлечен в хозяйственную деятельность.
Сейчас, если собственник приходит и говорит, что он ничего не может сделать с земельным участком, мы предлагаем ему варианты дальнейшего развития, возможно, и привлечение инвестора. Эту работу мы хотим проводить совместно с Общественной палатой РТ. Она будет публичной, и ее результаты будут видеть все.
После 15 декабря нам предстоит большая работа по анализу данных, собранных в рамках «Народной инвентаризации». Те данные, которые мы будем получать через мобильные устройства на карту, мы будем использовать шире. Например, для поиска бесхозных объектов. Возможно, мы поработаем по незаконным автостоянкам, которых у нас много, по незаконным киоскам. Будущие такие проекты запустим по более узким направлениям. Это будет дополнительный слой на карте Казани, и любой пользователь сайта комитета сможет увидеть эту информацию.
— Как изменился кадровый состав комитета с вашим приходом?
— В соответствии с указом президента мы провели сокращения — на 20% от числа сотрудников. Оптимизировали кадровый состав, и люди стали работать быстрее. Поменяли некоторых заместителей. Я стремлюсь к тому, чтобы меня окружали профессионалы, которые умеют принимать решения, которые работают в соответствии с законом. К себе на работу я принял бывшего сотрудника УБЭП РТ для того, чтобы он взаимодействовал с правоохранительными органами, работал по выявлению коррупционных нарушений внутри комитета.
Мы находимся в постоянном контакте с правоохранительными органами, оказываем всяческое содействие. Любая проверка для нас — это возможность найти нарушения и сделать работу комитета лучше. Нам главное не поймать виновного, а проводить профилактику. Мы находим слабые места и делаем их прозрачными.
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: