Вчера в Казани на стационарном посту ГИБДД «Лаишево» стартовала первая акция местного управления службы судебных приставов по отлову должников с помощью нового аппаратного комплекса «Дорожный пристав». Всего за полдня работы сотрудникам ведомства удалось взыскать долгов на сумму более 300 тысяч рублей. И это при использовании лишь двух комплексов. А их в Татарстане, по словам руководителя службы судебных приставов Радика Ильясова, семь — пять стационарных и два мобильных.
Как отмечают в пресс-службе УФССП по РТ, в ходе вчерашней акции было остановлено более 150 автомашин неплательщиков. Примечательно, но за долги попался и автомобиль чиновника — «Lexus» замминистра сельского хозяйства и продовольствия Татарстана Минсагира Нуртдинова был отправлен на штрафстоянку. К слову, арестованный «Lexus», а точнее его истинный владелец, уже горячо обсуждается в казанских блогах.
По версии блогеров, машина принадлежит не чиновнику, а скандально известной компании ОАО «ВАМИН-Татарстан», в отношении которой с марта введена процедура конкурсного производства. В объяснении министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ, размещенном на сайте газеты «Вечерняя Казань» сказано, что Lexus «находится в собственности ОАО „Вамин-Татарстан“ и передан в аренду УК „МОЛОКО“. Машина закреплена за руководителем группы юридического сопровождения АПК, который совершал совместную поездку с министерством в лице первого замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Минсагира Нуртдинова в Чистопольский элеватор по вопросу поставки зерна ОАО „Татагролизинг“ на Чистопольский элеватор».
«Таким образом, есть две противоречащие друг другу версии, официальная и неофициальная, — пишет блогер Тимур Тимуршин. — И по второй, „неофициальной“, получается, что „министерство в лице первого заместителя министра сельского хозяйства и продовольствия РТ Минсагира Нуртдинова“ постоянно использовало Lexus в качестве служебного автомобиля. Подтвердить или опровергнуть эту версию может только внутренняя проверка, от результатов которой будет зависеть, как повернется дело: если подтвердится „официальная“ трактовка событий — то все окей, а вот если неофициальная — то мы будем иметь дело с самым что ни на есть реальным фактом коррупции, когда чиновник использует в своих интересах ресурсы коммерческой структуры, работающей в зоне его ответственности».
Возвращаясь ко вчерашнему рейду, отметим, что по характеру задолженность у автовладельцев оказалось самая разная: неоплаченные налоги, штрафы, алименты. Сумма долгов тоже разнится: от 300 тысяч до 2 млн. рублей. Уже к середине дня судебные приставы взыскали долги по 50 исполнительным производствам. Автовладельцы нехотя расставались с имуществом. За крупные долги «расплачивались» машинами, за мелкие — радарами, автомагнитолами, зарядными устройствами и видеорегистраторами. «У должников теперь есть 10 дней, чтобы погасить долги и вернуть свои машины и изъятое имущество», — поясняют в пресс-службе ведомства.
По мнению экспертов, совместные рейды ГИБДД и судебных приставов спровоцируют недовольство казанских автовладельцев. Последние, к слову, инициативу восприняли неоднозначно. Одни отмечают, что внедренная практика заставит злостных неплательщиков оперативно расплатиться с долгами. Другие уверены, «горбатого могила исправит», — злостные неплательщики и впредь будут передвигаться по республике на машинах, но с большей осторожностью, объезжая «засады» приставов.
По словам юриста казанского представительства Федерации автовладельцев России Владлена Копвиллема, в ближайшее время можно ожидать роста количества обращений автовладельцев в прокуратуру республики. Копвиллем вспомнил подобную практику 2009 года в Курганской области. Тогда прокуратура региона запретила совместные рейды ГИБДД и судебных приставов, в ходе которых автомобилистов останавливали на дороге и «пробивали» по долговой базе. Юрист поставил под сомнение законность действий сотрудников ГИБДД, содействующих приставам.
«Законодательство четко определяет список полномочий, которые входят в задачи сотрудников ГИБДД. Для этого существует, например, Приказ № 185 МВД РФ, где четко прописаны причины остановки транспортных средств. Я полагаю, что действия сотрудников дорожной инспекции незаконны — они не имеют права передавать водителя в руки судебных приставов, поскольку для этого водителя необходимо задержать. А задержать водителя из-за долгов оснований у сотрудника ГИБДД просто не существует. Он находится на дороге совсем для других целей», — отмечает юрист.
Между тем в прокуратуре Татарстана нарушений российского законодательства в совместных рейдах сотрудников ГИБДД и приставов не нашли. Портал TatCenter.ru попросил прокуратуру прокомментировать действия ГИБДД.
Согласно официальному ответу из ведомства, на стационарных постах ДПС сотрудники ГИБДД имеют право останавливать автомашины, в том числе для проверки документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров. В соответствии с законом «Об исполнительном производстве» сотрудники органов внутренних дел оказывают содействие судебным приставам-исполнителям в ходе исполнительного производства, в том числе при осуществлении розыска должника, его имущества или розыска ребенка. В свою очередь, судебный пристав-исполнитель имеет право арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество.
«Таким образом, совершение судебными приставами действий по принудительному исполнению требований исполнительных документов на стационарных постах ГИБДД не противоречит федеральному законодательству, — заявил старший прокурор отдела по надзору за законностью правовых актов и соблюдением законодательства в социальной сфере прокуратуры РТ Антон Чураков. — В случае несогласия с действиями судебного пристава-исполнителя должник вправе обжаловать их в установленном законом порядке».
Юлия Амочаева
Фото: УФССП по РТ
Сообщить об опечатке
Текст, который будет отправлен нашим редакторам: