Новости
03 Октября 2012, 05:50

Артур Николаев, заместитель председателя правления ТПП РТ: «Не надо малый бизнес закатывать под асфальт»

О том, чем сейчас занимается Торгово-промышленная палата Татарстана, о проблемах диалога бизнеса с властью и о том, как надо поддерживать предпринимателей в условиях ВТО еженедельнику «где Деньги» рассказал заместитель председателя правления палаты Артур Николаев.


Артур Николаев — В прошлом году пост главы ТПП России покинул Евгений Примаков, на его место заступил Сергей Катырин. Были ожидания, что произойдет реформа палаты, что работа ее станет масштабнее… Что изменилось за год?

— ТПП РФ большая структура. Она объединяет 174 палат по России. И каких-то резких изменений одномоментно происходить не должно. Как система, палата может выявлять новые направления, новые возможности. Да, в этом году у нас несколько дней проходило совещание руководителей палат. Была предоставлена стратегия развития палат до 2020 года — она разрабатывалась профессиональными консультантами на основе опросов палат, чтобы понять, какая палата на какой стадии находится, чем практически занимается. В стратегии прописан портфель сервисов системы ТПП.

Например, поступило предложение по созданию виртуальных палат — больше услуг и возможностей через Интернет, ведь иногда интерактивные опросы намного эффективнее. Есть темы, которые необходимо рассматривать не только нашим специалистам, но и бизнес-сообществом, шире.

Также есть предложение по созданию некоего «черного» списка ненадежных компаний. Но встает вопрос, как он будет формироваться. Например, у палаты, которая это в России уже практикует, есть соглашения со службами приставов, с налоговиками, соответственно, список собирается из разных источников. Но надо понимать, что где-то судебные решения еще не приняты, только начато разбирательство, и если в этом случае компания попадет в список, то будет не очень хорошо…

При российской палате создана структура, которая занимается вебинарами. Раньше предприниматели выступления смотрели по интернету, приходя к нам в палату. Сейчас всё гораздо проще — можно не отвлекаться от работы и смотреть трансляцию в офисе. Можно сказать, что на «промышленной» основе эти вебинары стали работать только в этом году. В неделю два-три семинара. Читают специалисты из Москвы, финансисты, экономисты, международники.

На новый уровень выходит работа третейских судов. Кстати, в Италии вообще правительство постановило в обязательном порядке направлять дела в третейский суд до арбитража, может, и нам пора перейти к этой практике, учитывая вал дел в арбитражных судах?

— Какие предложения поступили от татарстанской палаты?

— Вроде бы, эти идеи витают в воздухе, но тем не менее… В 2010 году мы создали комитет по молодежному предпринимательству, в конце прошлого года принимали участие в разработке программы для молодых предпринимателей. К нам обращается российская палата, чтобы мы поделились опытом. В этом году мы при участии Тайваня оборудовали компьютерный класс и запускаем несколько проектов по обучению: продвижения продукции в интернете, веб-дизайна, готовим программу по обучению кадров предприятий для работы в условиях ВТО. Учитывая вопросы по проведению государственных и муниципальных заказов, мы предлагали проводить экспертизу на базе палат, опыт работы с военными заказами у нас накоплен большой.

Но еще раз подчеркну, у каждой палаты своя специфика. Есть палаты при крупных портах — они занимаются больше внешнеэкономической деятельностью, другие активно занимаются энергоаудитом, в третьих — очень сильно развито выставочное направление.

— Чем сейчас занимается ТПП РТ?

— В феврале состоялись поездки по районам республики, в результате встреч определялись основные вопросы, возникающие у местных предпринимателей. Также отмечу проведенную нами «Весеннюю неделю предпринимательства в Республике Татарстан». В преддверии официального праздника предпринимателя, 27 мая, на площадке палаты прошли круглые столы, мастер-классы, семинары, презентации. Нас поддержали различные министерства, контролирующие органы, и в рамках этой недели вели у нас консультации с бизнесменами. За неделю в наших мероприятиях приняло участие более 600 предпринимателей.

— Как вы оцениваете бизнес-климат в муниципальных районах?

— Мы часто ездим по районам, но так, чтобы в течение одного месяца проехать сразу по всем, не было давно. Получилось концентрированное впечатление. По сравнению с прошлым съездом предпринимателей, когда было много, очень много вопросов к муниципальным образованиям (земля, тендеры, подключение и так далее), сегодня такого острого противостояния бизнеса и администрации районов я не увидел. Чаще всего вопросы у предпринимателей в районах возникают сегодня не муниципального уровня и даже не республиканского, а федерального — в части налогообложения…

Муниципалитеты стали понимать, что нужно развивать малый бизнес и начинают конкурировать между собой за предпринимателя. Если существует отток из района, то это опасный показатель для руководителей района. Идет конкуренция между странами, регионами, городами и даже районами за предпринимателя.

Именно поэтому сейчас Агентство инвестиционного развития РТ ведет большую работу по созданию в районах промышленных площадок. Есть примеры в республике и частных промплощадок, например, «М7», где пока работают два предприятия, но задел очень большой.

— В Европе есть примеры, когда несколько небольших, но инновационных предприятий объединяются в сеть, сохраняя при этом юридическую независимость друг от друга, и берут какие-то крупные заказы, с которыми в одиночку им было бы трудно справиться…

— Мы тоже идем по этому пути. В качестве примера могу привести работу Фонда развития инновационного предпринимательства. Учитывая основные проблемы, лежащие в плоскости взаимодействия крупного бизнеса с малыми и средними инновационными предприятиями, фонд пошел по пути создания «открытых» R&D центров на основе модели «открытых инноваций» (open innovation), которая набирает все большую популярность во всем мире.

Такой центр мы открыли и у нас в палате (работа ведется на общественных началах). Фонд выявляет потребность крупного бизнеса и через сеть центров доводит задачи до разработчиков. Понятно, что задачи чаще всего объемные, и малые предприятия не в состоянии сделать весь заказ. Тут и будет происходить кооперация между представителями малого и среднего бизнеса, бизнес-инкубаторами, технопарками, вузами и другими организациями. Именно они на сегодняшний день являются генераторами инновационных решений. Могут участвовать группы из разных регионов, берясь за разработки блоков конкретных задач, в чем они наиболее сильны.

— Какими, на ваш взгляд, будут последствия вступления в ВТО для татарстанских предпринимателей?

— Да, сейчас у предпринимателей есть боязнь, что ВТО съест всё, что еще работает. Я думаю, что такие опасения преувеличены. Вступление в ВТО дает и возможности по развитию. Однако всем уже ясно, что поддержку российских предпринимателей нужно осуществлять на другом уровне, новыми способами, которые, может быть, апробированы уже в других странах.

Посмотрите, что делает Бразилия для стимулирования экономического роста — сокращает налоги более, чем в двадцати отраслях (это производство мяса кур и свинины, деревообработка, грузо- и пассажирские перевозки). Данное снижение налогов вводится с января 2013 года и приведет к уменьшению бюджета на $ 6−7 млрд, но государство идет на это. В то же время власти идут на повышение таможенных тарифов более чем на сотню товарных позиций (на пластмассы, электрооборудование, металлический прокат, бумагу, ряд строительных материалов). И самое главное, бразильское правительство идет на понижение тарифов на электроэнергию на 20\%.

Что же происходит у нас? Только ежегодное повышение цен со стороны энергетиков.

— Но малый и средний местный бизнес не защищен от прихода крупных, в том числе транснациональных, игроков, которые, например, скупают в настоящий момент рекламные щиты Казани во время открытых аукционов, потому что у них больше денег…

— По нашему мнению, нельзя мерить победителя конкурса только деньгами. Это приводит к поставке некачественных продуктов и отказам.

Бывает, когда неизвестная небольшая фирма предлагает цену на 15\% ниже себестоимости продукции и выигрывает тендер у производителя этого товара. А потом эта выигравшая фирма прибегает к производителю и предлагает выкупил ее выигрыш еще за 15−20\%. Или же потом пытается всеми правдами и неправдами изменить задним числом цену для заказчика, говоря, что на данный момент на рынке так сложились обстоятельства. В любом случае страдает заказчик и товаропроизводитель.

Что касается наружной рекламы, то противостояние местных участников рынка и исполкома Казани тянется с 2006 года. Мы с тревогой следим за этой ситуацией. С учетом того, что Татарстан стараемся поднять долю малого и среднего бизнеса в ВРП с 24\% до 35\% — это шаг в неправильном направлении.

— Можно ли говорить о каком-то эффективном диалоге бизнеса и власти?

— Власти Казани предлагают высказывать свои мнения, приходят на встречи. ТПП РТ предлагала выделить для малого бизнеса определенную долю рынка наружной рекламы и провести конкурсы для него.

Предложения слышатся, но не принимаются. Видимо, есть сложившееся видение, есть машина, которая запущена и уже несколько лет работает над проектом. И ее уже тяжело остановить и что-то до нее донести. Но на что нам опираться? Если бы закон о рекламе, который в осеннюю сессию будут рассматривать, уже прошел, и 60\% рынка обязали бы отдать малому и среднему бизнесу, то мы могли бы на него опереться. С другой стороны, даже сегодня в законодательстве прописано, что 20\% рынка должно принадлежать малому и среднему бизнесу. Но… У каждой стороны свои аргументы.

— Может быть, наружная реклама — это просто не сфера малого бизнеса, как думают в исполкоме Казани…

— Видимо, будет постоянная борьба за место под солнцем. Малый бизнес потому и малый, что он должен быть мобильным, искать нишевые рынки. Но только малый бизнес создаст свой рынок, разработает, немножко начнет укрупняться — и тогда либо он развивается в крупный бизнес, либо крупный бизнес, увидев, что здесь есть возможность получения прибыли, начинает вытеснять малый бизнес.

С другой стороны, хотелось бы, чтобы для малого бизнеса, который какие-то ниши развивает, были льготы или какая-то защита. Конечно, малый бизнес крепчает в борьбе. Но закатывать под асфальт малый бизнес тоже не надо, проверяя его на прочность.

— Какие, в двух словах, две самые большие проблемы предпринимателей нашей республики?

— Я бы назвал монополии и все что с этим связано: тарифы, подключения, дополнительные обременения и налоговую систему. Кто-нибудь мне сможет объяснить, зачем в России шесть миллионов бухгалтеров?

«Где Деньги»

Новости
18 Апреля 2024, 19:46

В Казани утвердили новый состав Антитеррористической комиссии

Председателем назначили мэра города Ильсура Метшина, его первым заместителем — руководителя горисполкома Рустема Гафарова.

В Казани утвердили новый состав Антитеррористической комиссии. Решение об этом опубликовано в сегодняшнем выпуске электронного Сборника документов и правовых актов на официальном сайте мэрии.

Председателем комиссии стал мэр Ильсур Метшин, его первым заместителем назначен руководитель горисполкома Рустем Гафаров, а секретарем — главный специалист отдела координации программ по профилактике правонарушений аппарата горисполкома Павел Новлянский. Также в состав комиссии включили замначальника Управления ФСБ России по Татарстану Павла Береснева и глав администраций различных районов города.

Ранее раис РТ Рустам Минниханов подписал указ, согласно которому вносятся изменения в состав Агентства инвестиционного развития региона.

Метшин Ильсур Раисович

Мэр города Казани

Гафаров Рустем Гильфанович

Руководитель исполкома г.Казани

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: