Сергей Когогин, КАМАЗ: «Десять лет на «КАМАЗе» работаю, и не один раз меня куда-то провожали

Переход КАМАЗа в июне на четырёхдневную рабочую неделю вызвал в Набережных Челнах разнотолки, появилась нервозность, вновь материализовалось в воздухе слово «сокращение». А тут ещё кульбит доллара и падение цены на нефть… О том, какие изменения ожидают камазовцев в ближайшее время? На этот и другие вопросы дал ответ генеральный директор ОАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.

Стратегия — это политика

— Уже в который раз в наш адрес звучат упрёки — якобы мы снова делаем «что-то не то», — встретил нас Сергей Анатольевич. — А между тем, «КАМАЗ» — едва ли не единственная в стране компания, которая много лет шаг за шагом проводит осознанную политику.

Вот и сейчас: разработана и одобрена Советом директоров Программа повышения эффективности бизнеса, которая охватывает все аспекты нашей деятельности. Этот документ и обозначенные в нём критерии и цифры не являются чем-то из ряда вон выходящим: всё происходит в рамках принятой ранее Стратегии развития компании до 2020 года. Ведь стратегия — это политика, а она меняется в зависимости от реалий сегодняшнего дня. Нет смысла комментировать, какие сейчас в стране условия — плохие или хорошие, они такие, какие есть.

Это — данность. И новый вызов для нас. К счастью, «КАМАЗ» научился быть достаточно гибким, чтобы реагировать на изменение внешних условий. Мы умеем, когда надо, «сжиматься» или набирать обороты — минувший год и первый квартал нынешнего это подтвердили.

К мировым стандартам

— Сократив площади, не остановив инвестиционную программу даже в трудное время, добившись колоссальных результатов с внедрением Производственной системы, всё делая правильно — вплоть до разработки новых моделей, мы задумались: как выйти на новый уровень эффективности?

О мировых стандартах, особенно когда имеют в виду качество, говорят часто. Но надо понимать и другое: в мире энергозатраты на один автомобиль составляют 8 мегаватт-час, у нас — 45 МВт/ч. Среднемировые цифры по управленческим расходам — 3,8−4 процента от себестоимости продукции, у нас — 7,2%. Воды на производство одного автомобиля мы тратим в четыре раза больше — и так далее. Вывод очевиден: если мы сами не изменим компанию к тому, что принято в мире, быть конкурентоспособными не сможем. А впереди ВТО. В оставшийся период «люфта» необходимо решить множество задач — как по повышению эффективности, так и по вхождению в новый модельный ряд, потому что страна требует новых экологических норм, и это правильно. Доводить старую машину до «Евро-5» нет никакого смысла.

Сокращать — кого или что?

— Мы не объявляем административного сокращения персонала, а идём по пути реорганизации через улучшение наших процессов. Сократить расходы, оптимизировать их на 16 млрд. 485 млн. рублей — таково плановое задание на 2012−2013 годы. Много? Да. Достижимо? Тоже — да.

Сжатие управленческого аппарата, уход от непрофильных функций, упрощение структуры управления и сокращение количества юридических лиц со 160 (столько сейчас входит в группу «КАМАЗ», и персонал в некоторых из них порой затрудняется с ответом на вопрос — чем же они занимаются) до 28 — это необходимые меры. Других способов повысить фондоотдачу не существует.

Понятно, что в таких ситуациях тревогу у людей вызывает в первую очередь их собственное, личное состояние. Тщательно будет проанализирована работа всех подразделений, проведён хронометраж. Выявим, кто загружен на 100%, а кто, может быть, на 20, какова отдача каждого. Будем проводить объединение функций.

Кстати, не вижу проблем с теми, чья загрузка будет признана минимальной: мы нуждаемся в рабочей силе по ряду направлений.

Успеть раньше кризиса

— В период кризисных явлений не принято думать об инвестициях — как бы сохранить то, что есть. Опыт «КАМАЗа» показывает: в такие годы наша отрасль страдает первой и наиболее серьёзно. Поэтому мы решили сейчас чуть притормозить. Нам нужно успеть раньше.

Если в ближайшие месяцы на рынке что-то произойдёт, мы будем готовы к кризису не так, как в конце 2008 года: тогда была просто катастрофа, семь тысяч машин на складе, полное падение продаж! Нас тогда тоже все ругали — что останавливаем производство, но именно это позволило сохранить компанию, а не стоять перед президентом страны с протянутой рукой. Вливание денег в бизнес просто так никогда ничего не даёт. Наша позиция была понятной: дайте деньги потребителям, они купят у нас автомобиль. Что и произошло. Нам не за что обижаться на правительство. Среди всех автопроизводителей финансовая помощь «КАМАЗу» была самая рациональная и самая минимальная. Но и из кризиса мы вышли с минимальными потерями и даже стали в этот период только лучше.

Я достаточно давно работаю, у меня есть свои реперные точки, чтобы отслеживать ситуацию на рынке. Не скажу, что он плохой — есть стабильная ситуация на протяжении последних семи-восьми месяцев, но «в воздухе пахнет грозой». Долговые проблемы накопились в Европе, США, и простого решения вопроса не существует.

Если займы уже превышают размеры ВВП, нарыв должен быть прорван. Пока много разговоров, но действенного рецепта или программы, что позволила бы выйти из этих кризисных явлений, никто не предложил.

Обязательств не снимаем

— Когда я слышу — «Ах, у нас в городе проблемы с футболом», мне хочется сказать: только на моей памяти «КАМАЗ» вложил в футбол около двух миллиардов рублей. Это цена одного высококлассного производства. Например, наши инвестиции в «КАММИНЗ КАМА» составляют сегодня три миллиарда. У нас есть социальные обязательства перед городом, и «КАМАЗ» готов нести этот груз — мы продолжаем финансировать социальную программу, развивать детский спорт, и таких «статей» у нас ещё достаточно. Но главные наши обязательства — обеспечивать работой население, платить достойную зарплату.

Вода — бизнес, а трамвай — нет

— Мы умеем достигать эффективности даже тогда, когда занимаемся и производством, и социальными вопросами, яркий пример — ЗАО «Челны-водоканал», одно из лучших предприятий страны по технологии, по организации производства. Оно не приносит нам каких-либо убытков, хотя его цены на услуги далеко не самые высокие в республике и уж тем более в стране. Но это должно быть бизнесом, а не просто социальной нагрузкой. Совершенно другое дело — вопрос с трамваем. Электротранспорт никогда не будет бизнесом при сегодняшней организации, но мы вынуждены эту структуру сохранять, потому что каждый день нам необходимо привезти 30 тысяч работающих на заводы и столько же вывезти. При банкротстве двух ПАТП в городе и передаче перевозок в аутсорсинг у нас нет уверенности, что, отказавшись от трамвая, мы гарантируем себе спокойную жизнь: придётся искать другие способы, а это может обернуться колоссальными вложениями.

Слух… длиною в 10 лет

— Десять лет на «КАМАЗе» работаю, и не один раз меня куда-то провожали. Если бы это было моим желанием, я бы давно это сделал. Но мне нравится моя работа, мне интересно. В принципе, в жизни можно совершить несколько дел, но совсем большое — только одно. Я считаю крупнейшим делом своей жизни проект «КАМАЗ», который когда-то мне был доверен, и работаю с удовольствием.

Конечно, «в нашей жизни всё бывает», всё может произойти. Но в прошлом году я подписал четырёхлетний контракт, кроме того, взял на себя юридические обязательства перед акционерами ОАО «КАМАЗ» — работать до 2016 года.

О будущем

— В моих правилах не скрывать реальное положение вещей, говорить с людьми открыто. Поэтому сейчас осознать необходимость мер, нашедших отражение в Программе повышения эффективности бизнеса, должен каждый работник — от меня как гендиректора до рабочего. Нам надо улучшать самих себя до такой степени, чтобы приблизиться к параметрам организации бизнеса в мировом автопроме. Если мы этого не достигаем — значит, нет «КАМАЗа». Следовательно, ответ может быть только таким: это будет достигнуто.

«Вести КАМАЗа»

Новости
24 Апреля 2024, 19:42

Из Казани запустят дополнительные поезда в Арск и Кукмор В майские праздники

Также в отдельные дни увеличат количество вагонов в пригородных поездах, следующих в Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Олу и Сосновку.

В майские праздники запустят дополнительные пригородные поезда, связывающие Казань с Арском и Кукмором. С 26 апреля по 10 мая будут ходить электрички № 6404 Казань — Арск и № 6407 Арск — Казань. 27 апреля и 8 мая будут курсировать составы № 6436 Казань — Кукмор и № 6439 Кукмор — Казань. Также для удобства пассажиров в отдельные дни планируется увеличить количество вагонов в пригородных поездах, следующих из Казани в Нижний Новгород, Ижевск, Йошкар-Олу и Сосновку.

В связи с введением дополнительных поездов некоторые маршруты временно отменят, согласно информации пресс-службы Горьковской железной дороги — филиала ОАО «РЖД».

Напомним, с 1 мая в Набережных Челнах начнут работать садоводческие маршруты.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: