Новости
02 Марта 2012, 05:45

Лилия Хамзина: «Казань нужно подготовить к современному искусству»

В марте в рамках Дней Европы в Татарстане стартует первый этап выставочного проекта Государственного музея изобразительных искусств РТ, посвященного известной в Казани семье Бренингов. Об этом проекте, а также о проблемах современных музеев KZN.RU рассказала заведующая филиалом ГМИИ РТ Галереей современного искусства (бывший Выставочный зал Союза художников РТ) Лилия Хамзина.

«Бренингов мы не бросим»

Лилия Хамзина История семьи Бренингов тесно связана с Казанью. Основатель династии Иоганн (Иван Иванович) приехал из Саратовской губернии в середине XIX века молодым человеком, но вскоре стал владельцем аптеки на ул. Большая Проломная (ныне ул. Баумана), где впоследствии проживали несколько поколений этой талантливой семьи. До революции аптека была одной из самых успешных в городе. Трагически сложилась судьба младшего сына Иоганна Бренинга, унаследовавшего аптечный бизнес. Несмотря на сотрудничество с Советской властью и добровольную передачу большевикам здания аптеки, Арнольду Ивановичу не удалось избежать репрессий в 30-е годы. Его трое детей Арнольд, Ольга и Рудольф столкнулись с их отголосками, когда, будучи от природы талантливыми композиторами и исполнителями, как семья «врага народа» с большим трудом смогли построить музыкальную карьеру.

— Лилия Хамзеевна, как родился проект, посвященный Бренингам?

— Когда в здании аптеки начался капитальный ремонт, Бренинги стали вывозить оттуда вещи. Среди потомков известной семьи — Татьяна Арнольдовна Бренинг, правнучка Иоганна Бренинга, приехавшего в Казань в XIX веке. Благодаря ей мы смогли ознакомиться с наследием Бренингов — это уникальные вещи, начиная от мебели и заканчивая письмами и документами. Так родился большой выставочный проект, посвященный семье Бренингов, их роли в экономике и культуре города.

— Что будет ядром выставки? Сохранился ли известный фотоархив Арнольда Бренинга?

— Некоторые вещи после смерти Ольги Бренинг были утрачены. Что-то было подарено, что-то украдено… Например, фотоаппарат Арнольда Бренинга каким-то образом попал в музей Судостроительного завода им. Горького в Зеленодольске, а потом его передали в городской музей, откуда его даже временно очень сложно вывезти из-за бюрократических препон. Не сохранились и стеклянные пластинки, на которые снимал этот фотоаппарат. Но есть подлинные фотографии семьи и старой Казани, созданные самим Арнольдом Бренингом, которые мы будем использовать на выставке. А также уникальные предметы аптечного хозяйства, склянки, пузыречки, даже рецепты — они сохранились еще с XIX века… Интерес представляет музыкальная коллекция Бренингов, в том числе два фортепиано.

Выставка будет создаваться поэтапно. В конце марта в Татарстане пройдут Дни Европы, а в июне 2012-го начинается Год Германии в России. К 23 марта мы хотим открыть первую часть выставки: «Бренинг и фотографии». Затем планируется часть выставки «Бренинг и аптека», «Бренинг и музыка» — практически все Бренинги, живущие в Казани, были довольно известными музыкантами, а также «Бренинг и немецкая община».

— Вы подали заявку в Фонд Потанина на грантовый конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире»…

— Да, это заявка в номинации «Музейные исследования», где максимальная сумма гранта — 700 тыс. рублей. Планируется, что большая часть этих денег пойдет на издание каталога, который включит фотофиксацию с научным описанием каждого экспоната выставки. Для исследования наследия Бренингов мы привлекаем Академию наук РТ. Исследование будет включать полную атрибутацию экспонатов, датировку каждого из предметов архива семьи. Например, если исследовать фотографию, можно определить место и дату съемки.

Это не будет выставочный каталог, скорее издание научно-познавательного характера для краеведов, студентов-фармацевтов и даже фотолюбителей — имя Арнольда Бренинга занимает значительное место в истории казанской школы фотографии.

— Что будет с проектом, если вы не получите грант?

— Мы его однозначно не бросим. Реставрация мебели уже началась, планируется исследование предметов. Если финансирования извне не будет, то выставка лишится только каталога, который является самой дорогостоящей частью проекта. Ясно одно: несмотря ни на что, выставка не станет коммерческой. Билеты будут по вполне демократичным ценам. Мы тесно сотрудничаем с Управлением образования Казани и постараемся, чтобы эту выставку посетили как можно больше школьников.

Аншлага в казанских музеях не ожидается

— Насколько гранты помогают разнообразить программу региональных музеев?

— Это однозначно необходимый дл я развития ресурс. Мы неоднократно заявлялись на гранты, но пока как Галерея современного искусства не получали. Центр эстетического воспитания при ГМИИ РТ, который активно работает со школьниками, получал гранты от Фонда первого Президента России Б.Н.Ельцина. В Приволжском федеральном округе очень много музеев, поэтому требования к заявкам во всех фондах и на всех конкурсах очень высокие. Но то, что мы не получали гранты, не значит, что не будем пробовать дальше.

— Какие выставки Галереи современного искусства сегодня наиболее успешные и популярные?

— Безусловно, это фотографии. В 2009 году мы открыли на первом этаже первую в городе фотогалерею, и с тех пор у нее очень плотный график. Фактически она открывалась как галерея Казанского фотоклуба под руководством Георгия Козлова. Сейчас очень много желающих выставиться там, причем не только казанских фотографов, но и из других регионов. Мы даже вынуждены кому-то отказывать.

В наших перспективных планах — создать сделать на базе Галереи современного искусства Дом фотографии Казани. В Музее изобразительных искусств есть фонд графики, живописи, но нет фотографического фонда… Мы активно работаем с фотографами, работы копятся, и сейчас они находятся на временном хранении. Но нужен именно постоянный фонд со специально оборудованным помещением, где будет поддерживаться определенный температурный режим и т. д.

Но пока у галереи есть первоочередные проблемы. Само здание требует капитальной реконструкции с учетом современных тенденций. Чтобы люди могли проводить в галерее время, а не просто посещать выставки, здесь должны быть и зоны отдыха, и мультимедийное оборудование, и буфет, и возможность участвовать в мастер-классах.

— В новогодние каникулы в этом году многие московские музеи сделали вход бесплатным, и это кое-где даже привело к очередям. Возможно ли такое в Казани?

— Очереди были не в каждый музей, с этим столкнулись только наиболее известные. С другой стороны, вряд ли такой ажиотаж был бы в казанских музеях. К тому же не стоит забывать, что большинство музеев в регионах, в отличие от московских и петербургских, не входят в туристические маршруты. И это одна из проблем современных музеев.

Иногда я задаю себе вопрос: «Что сделать, чтобы народ повалил?», и пока ответа на него у меня нет. Да, похожая ситуация была, когда в музей изобразительных искусств привезли частную коллекцию картин Сальвадора Дали. В галерее же самой популярной из последних была выставка Екатерины Рождественской, а еще прошедшая в конце 2011 года выставка московского Дома фотографии «Итальянский реализм», на ней были представлены работы, сделанные в 1945—1975 годы.

Казани нужна революция в актуальном искусстве

— Несколько лет назад были планы перевести учреждения культуры, в том числе музеи, на самоокупаемость и обязать зарабатывать деньги…

— У нас есть годовой финансовый план, который мы должны выполнять. Но музей сегодня — это не только хранилище каких-то артефактов и произведений искусства, в музейную жизнь входят все новые формы работы с аудиторией. Мы проводим всевозможные концертные и танцевальные программы, фестивали, которые могут привлечь в музей новых посетителей, и естественно, дополнительные деньги. В музее не первый год проводится фестиваль «Джаз в усадьбе Сандецкого». Естественно, значимое событие — «Ночь музеев», когда мы отдаем площадку молодым художникам, музыкантам, фотографам.

Мы вообще позиционируем выставочный зал музея, ныне Галерею современного искусства, как молодежную площадку. Я бы предложила для нее такой девиз: «Мегаполис: молодежная городская культура и субкультура». Также мы реализуем проекты вместе с другими музеями и с предприятиями. Например, была выставка «Вертолетный завод: вчера и сегодня» к 70-летию КВЗ. Но не нужно забывать, что в первую очередь, мы — музей. Мы позволяем в «Ночь музеев» молодежи «похулиганить», создать такой праздник, как им хочется, но это не первоочередная задача галереи.

— Смена названия выставочного зала привела к каким-то кардинальным изменениям в его программе?

— Одного названия, как вы понимаете, недостаточно, хотя мы привлекаем молодых творческих людей. Проблема не в самом музее, и не в молодежи. Искусство в Татарстане и его восприятие — больше традиционное, чтобы его раскачать, нужен грамотный, поэтапный ликбез в области актуально
го искусства. Но не в разрезе «хорошо — плохо» или «можно — нельзя», нужно понять для начала, что такое актуальное искусство вообще.

Нам тоже хочется, чтобы в галерее были современные проекты, инсталляции, перформансы, но у многих до сих пор даже слова, обозначающие эти понятия, вызывают недоумение. Казань давно требует какого-то «взрыва» в области актуального искусства. В той же Перми активно поддерживается современное искусство.

Да, к нам приезжают современные модные художники, но это не приводит к какой-то революции. Несколько лет назад мы пытались организовать что-то собственными силами, связывались с современными галереями России. Многие из них откликались, предлагали свои проекты, были готовы приехать прочитать лекции, но, к сожалению, все это требует определенных затрат. На тот момент мы не справились, возможно, стоит вернуться к этим проектам сейчас.

KZN.ru

Новости
23 Апреля 2024, 19:42

В Министерство экологии РТ поступило более 400 обращений С 15 по 19 апреля

Татарстанцев больше всего волновали несанкционированные свалки.

В период с 15 по 19 апреля в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 411 обращений. Больше всего жителей Татарстана беспокоили несанкционированные свалки — по этой проблеме было 338 жалоб. Об этом сообщила пресс-служба минэкологии РТ.

Всего с начала года в республиканскую общественную экологическую приемную поступило 1938 обращений: 768 через мобильное приложение «Школьный экопатруль», 289 сообщений через систему «Народный контроль», 66 зарегистрировано на платформе обратной связи «ПОС» и 815 уведомлений принято по каналам связи Министерства.

Ранее TatCenter писал, что минэкологии РТ запустило республиканский конкурс #ЭКОВЕСНА2024, посвященный проведению санитарно-экологического двухмесячника.

9 мая в Казани: праздничная афиша  10:35

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: