Михаил Делягин: «Говорить о завершении кризиса как минимум преждевременно»

Михаил Делягин 17 февраля выступил на круглом столе в Казани, посвященном вопросам введения налога на роскошь. В ходе встречи обсуждалось само понятие «роскошь» и разница в толковании понятия для отдельного человека и государства. В эксклюзивном интервью TatCenter.ru директор института проблем глобализации, действительный член РАЕН, доктор экономических наук Михаил Делягин рассказал о возможных путях экономического развития страны, о неизбежности гибели российского производства при присоединении страны к ВТО и о том, что же будут считать роскошью в случае введения соответствующего налога.

— Михаил Геннадьевич, что значит роскошь в государственном понятии и что, на Ваш взгляд, необходимо включить в список роскоши?

— С точки зрения государства роскошь — это предметы потребления не доступные большинству граждан. В разных странах в зависимости от уровня жизни это понятие сильно различается. К примеру, в Китае налогом на роскошь облагается вся косметика, а в некоторых странах Африки роскошью может быть и пустая пластиковая бутылка. В России роскошью, предположительно, должна считаться недвижимость от миллиона долларов, которая, разумеется, куплена после 1991 года, а не получена в наследство.

Все автомобили определенных марок — например, «Бентли», «Майбах», «Феррари», «Мазератти», «Ламборжини» — тоже, безусловно, роскошь. Но здесь границы пока не ясны, необходимо обсуждение.

С точки зрения закона роскошь — это то, что общество считает таковым. В конкретизации этого вопроса есть некоторые продвижения, но пока говорить о проработанности этой инициативы, конечно, преждевременно.

— На вашем сайте Вы пишете, что налог на роскошь — это сочетание повышенного транспортного налога на дорогие автомобили и налога на недвижимость. Достаточно ли, на Ваш взгляд, введения повышенного налога только на автомобили и недвижимое имущество?

— Транспорт и недвижимость — те предметы роскоши, наличие которых легко отследить уже сейчас — в ГИБДД или в органах государственной регистрации имущества, например. Те же самые ювелирные украшения тоже могут быть очень дорогими и относиться к роскоши, но если человек спрятал их, условно говоря, под подушкой — попробуйте найти.

— Что, на Ваш взгляд, даст введение этого налога в стране?

— Если его все же примут, он должен ослабить социальную рознь, снизить уровень показного сверхпотребления, а также изменить мотивацию богатейших людей. Непроизводительное сверхпотребление для них должно стать менее привлекательным, а инвестирование в производство — более выгодным. Правда, создание условий для инвестирования именно в российское производство требует коренного изменения всей экономической политики, а не введения одного налога.

— Какова вероятность того, что предвыборное обещание премьер-министра, а ныне кандидата в президенты Владимира Путина о введении налога на роскошь, претворится в жизнь после выборов?

— Налог на роскошь требует дискуссии, он еще не проработан, это пока просто идея. Ряд конкретных предложений по нему уже есть, и во всех дискуссиях всплывает вполне закономерный вопрос: что же мешало Путину оформить свое предложение о налоге в виде постановлений правительства, которое он возглавляет, а не в форме ни к чему не обязывающих газетных статей? Сказать однозначно, будет ли эта идея претворена в жизнь, я, разумеется, не могу.

Мир балансирует на грани депрессии уже несколько лет, и рано или поздно он в нее «свалится»

— В связи с повсеместным кризисом в европейских странах в России часто обсуждают тему прихода кризиса и в нашу страну. В начале февраля Вы как раз проводили в Москве пресс-конференцию на тему: «Глобальные кризисы ближайших трех лет: к чему не будет готова Россия?». К чему же, по Вашему мнению, не готова Россия?

— К глобальному кризису. Мир балансирует на грани депрессии уже несколько лет, и рано или поздно он в нее «свалится». Это связано с тем, что на глобальном рынке сложились глобальные же монополии — и вполне закономерно начали загнивать. Оздоровить их не получается, так как рынок глобален, и внешней конкуренции попросту нет. Из-за их загнивания сжимается коммерческий спрос, и единственный способ компенсировать это сжатие, чтобы экономика хотя бы существовала, — увеличение спроса со стороны государства. То есть вливание денег в экономику, что ведет к росту долгов, которые уже давно даже теоретически нельзя погасить. В США, Европе и Китае долговой кризис проявляется по-разному, но природа его едина.

Простейший путь решения проблемы — прямое списание безнадежных долгов. Однако это приведет к тому, что мир, как подкошенный, рухнет в глобальную депрессию, которая будет хуже, чем в 1929—1933 годах. Для нашей страны это катастрофа: ведь глобальная депрессия — это падение цен на нефть, которая приведет к падению доходов без соответствующего сокращения коррупции. В результате удар по экономике будет даже сильнее сокращения доходов страны.

Другой способ решения проблемы долгов — размывание их высокой инфляцией. Однако меры по последующему подавлению ее, скорее всего, также обрушат нас в депрессию.

— Как же в таком случае расценивать заявление вице-премьера Игоря Шувалова, который в интервью одному из российских телеканалов в январе прошлого года сказал, что к 2012 или 2013 году наша страна выйдет из кризиса, а выходом из него будет считаться возвращение к прежним объемам экономики?

— После того, как в 2008 году нефть упала со 149 до 34 долларов, а потом вернулась с 30 до 110, российская экономика частично восстановила объемы производства лишь благодаря возвращению высокой цены на нефть, и потому говорить о завершении кризиса как минимум преждевременно. Мы по-прежнему беззащитны перед внешними шоками, так как наша экономика работает неправильно, демонстрируя не развитие и качественное улучшение, но лишь количественный рост.

Нам нужно строить хозяйственный организм, судьба которого не будет зависеть от внешних цен на нефть, в котором мы сможем жить как в крепком и устойчивом доме, а не как в брезентовой палатке, которую сдувает сильным ветром и пронизывает слабым.

Мы, вероятно, вернемся к прежним объемам экономики. Но в сегодняшней России при безумном произволе монополии, чудовищной коррупции и в ситуации, когда мировая цена на нефть в прошлом году выросла более чем на 40%, а экономический рост не ускорился, и реальные доходы населения падали, называть это позитивной динамикой, иллюстрирующей выход из кризиса, нельзя. Разве это не кризис, когда захлебывается от денег бизнес, захлебывается от денег бюджет, а люди живут все хуже? Ну и что с того, что Россия по экономическим показателям выйдет на уровень 2007 года, да хоть на уровень 90-го, все равно это кризис, так как российская экономика уже не работает, не развивается, не обеспечивает потребность общества в комфорте и безопасности.

— В том же интервью Игорь Шувалов заявил, что к обсуждению развития страны на период до 2020 года привлекут, в том числе, экспертов из-за рубежа. Какого плана привлекаются эксперты и есть ли у нас сейчас внятная стратегия посткризисного развития, о котором говорил в прошлом году Владимир Путин на заседании правительства?

Привлечение зарубежных экспертов может оказаться как полезным, так и вредным делом. В свое время Михаил Горбачев привлек в качестве экспертов группу лауреатов Нобелевской премии с В. Леонтьевым во главе. Когда они объяснили ему, что не нужно заниматься изменениями в политической системе, — она если и не демократична, то вполне работоспособна, — а нужно всего лишь немного поправить экономику, и даже показали, где именно это сделать, Горбачев их не услышал. Потому что ему нужно было другое.

А через несколько лет уже другие люди позвали других экспертов, которые сказали, что советская экономика никуда не годится, ее нужно ликвидировать, а то, что некоторые люди не впишутся в эту новую экономику и умрут, это уже их проблемы.

Что же касается стратегии развития страны до 2020 года, то этот документ был принят как раз в тот момент, когда он окончательно утратил актуальность: в разгар кризиса, в октябре 2008 года. До этого к нему были серьезнейшие претензии, в частности, из-за отсутствия обоснования и механизмов реализации провозглашаемых целей. Из-за критики объем программы был увеличен раз в восемь, чтобы уже точно никто не мог ее прочитать и предъявить какие бы то ни было претензии. Но, когда в ней приходилось читать о решении проблемы беспризорности лишь через 12 лет, как-то сразу вспоминалось, что после чудовищной гражданской войны, проблема была в целом решена за три года. До сих пор интересно знать, какую гражданскую войну планировали ее разработчики, если запрашивали на решение проблемы беспризорности вчетверо больше времени.

Здравствуй, 1998-ой!

— Какие перспективы, на Ваш взгляд, ожидают экономику страны в ближайшее время?

Если руководство откажется от либеральной экономической политики, начнет бороться с коррупцией и произволом монополий, введет умеренный протекционизм, забыв про присоединение к ВТО на кабальных условиях, если оно гарантирует нормальный прожиточный минимум, потому что это экономическое выражение права на жизнь, и при этом будет заниматься модернизацией экономической инфраструктуры, которая изменит весь деловой климат, — тогда все в порядке.

Если руководство этого не сделает или сделает плохо, тогда неизбежен системный кризис, и здравствуй то ли 1998, то ли 1991, а то ли и 1917 год, потому как системный кризис — это, прежде всего, потеря управляемости во всех сферах общества.

Системный кризис произойдет даже при самой дорогой нефти, так как рост коррупции все равно будет опережать рост доходов и отнимать у народа не только приятное, но и необходимое.

— Вы упомянули присоединение России к ВТО, охарактеризовав его как неграмотное. Как вы оцениваете сам факт вступления страны в ВТО?

— ВТО — это правила ведения споров по поводу конкуренции, в которых все участвуют на разных (это принципиально!) правах. Развитые страны, вступившие первыми, выговорили себе льготные условия и высокий уровень протекционизма, в которых остальным отказано.

Китай торговался с ВТО 17 лет и вступил на условиях худших, чем ему предлагалось изначально, но за это время он так модернизировал свою экономику, что его дискриминация, на которую он в итоге согласился, была уже приемлема для него. Российские же либералы 11 лет, начиная с 2000 года, занимаются, насколько можно судить, рекламной болтовней и систематической сдачей позиций. При этом в стране нет никакой модернизации, и сейчас Россия присоединяется к ВТО на условиях, которые не совместимы с существованием не то что российской экономики, но и России как таковой.

Люди, которые скоро будут подписывать соглашение о вступлении в ВТО, должны понимать, что они подписывают документ, превращающий Россию в Киргизию.

Уже через полгода после присоединения Киргизии к ВТО на кабальных условиях ее руководство попросилось обратно. Проблему решили предоставлением Киргизии огромной помощи по многим каналам, — но, когда помощь сократилась, страна просто рухнула: в ней было уже две революции, и не факт, что там вообще сохранится государственность как таковая.

Присоединение России в ВТО поведет нас по пути Киргизии. В первую очередь, это приведет к стагнации сферы сельского хозяйства. Объемы помощи сельскому хозяйству уже через пару лет будут снижены вдвое, с 9 млрд. в предвыборном 2011 году до 4,4 млрд. в 2014 году. Хотя и то, что было, ничтожно мало.

Особо пострадает свиноводство. После вступления России в ВТО пошлина на ввоз живых свиней рухнет в разы. А свиноводство — это не только крупный и средний бизнес, но и личные подсобные хозяйства, обеспечивающие нормальную жизнь сотен тысяч семей и, соответственно, социальную стабильность.

Химия, машиностроение — о значительной части этих отраслей российской экономики вообще можно будет благополучно забыть. Что касается автомобилестроения — сборка, вероятно, останется, хотя непонятно, как она будет бороться со сборкой из Южной Кореи или Китая. А вот «АвтоВАЗ», скорее всего, будет куплен под ликвидацию, и как при этом будет жить город Тольятти, в котором около 100 тыс. человек занято на автопроизводстве и готово защищать свои права, не знаю. Не хочу этого видеть, но, думаю, там будет на что посмотреть.

— С 1 января 2011 года в России увеличен единый социальный налог — с 26 до 34%. Как такое изменение отразилось на деловом климате страны? Получил ли бюджет деньги, на которые рассчитывал?

— Повышение и без того высоких ставок обязательных страховых взносов, усугубленное регрессивным характером, при котором бедные платят за богатых, привело к резкому уходу бизнеса в тень. Собираемость продолжила снижение, и бюджет не получил то, на что рассчитывали безграмотные бухгалтеры правительства. Сейчас пошли на попятную, сделали ставку 30%, но это как мертвому припарки. Считаю справедливой позицию «Деловой России»: плоская шкала в 15% и, добавлю от себя, увольнение авторов сегодняшней кошмарной конструкции. Пусть работают на наших конкурентов.

Новости
19 Апреля 2024, 19:43

В бюджет РТ поступило ₽4,9 млрд от платных услуг учреждений За январь-март 2024 года

Это на 542,2 млн рублей больше, чем годом ранее.

В течение первых трех месяцев 2024 года в бюджет республики поступило 4,9 млрд рублей от платных услуг, предоставленных государственными и муниципальными учреждениями. Это на 542,2 млн больше, чем за аналогичный период предыдущего года.

Доходы от государственных учреждений составили 3,27 млрд рублей, от муниципальных учреждений — 1,64 млрд рублей.

Напомним, за первые три месяца 2024 года доходы консолидированного бюджета Татарстана достигли 149 млрд рублей.

Lorem ipsum dolor sit amet.

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: